Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ознакомление с явлениями общественной жизниСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К концу дошкольного возраста у детей имеется определенный круг знаний об окружающем, они все больше интересуются явлениями общественной жизни, пытаются проникнуть в суть жизни людей, понять и осмыслить многое из того, что видят вокруг себя. Главной целью развивающей работы является систематизация и обобщение имеющихся представлений, формирование у детей понимания особенностей жизни в нашей стране, общественной значимости и пользы труда людей, заботы государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей общества и каждого человека, воспитание у детей интереса и уважения, действенного отношения к окружающей жизни. Программа старшей группы предусматривает достаточно широкое и глубокое ознакомление детей 5-ти лет с явлениями общественной жизни. В задачу педагога входит развитие у детей интереса к окружающей жизни, воспитание любви к природе и родному краю. Необходимо сформировать у дошкольников самые элементарные знания о нашей стране. Важно подвести детей к пониманию того, что родной край - это лишь частица нашей большой страны. Все особенности родного края (природа, климат) становятся понятнее детям, когда сведения о них даются в связи с общей характеристикой разных районов Казахстана. Например, детям северных районов сообщают, что их родной край лежит на севере республики, поэтому здесь лето короткое и прохладное, а зима длинная и суровая. В южных краях теплее, там длинное и жаркое лето и т.д. Родной край является частью промышленного района (или сельскохозяйственного), и это проявляется в каких-то его особенностях. В процессе ознакомления с родным краем важно сформировать у детей представления об окружающей территории, познакомить с городом (селом, аулом) и его окрестностями и на этой основе дать элементарные географические знания. Например, детям дают задание: придя домой, попросить родителей, чтобы они показали, какие наиболее заметные здания, улицы, площади можно увидеть из окна (или с балкона) квартиры. Затем им предлагают рассказать о результатах наблюдения. Детям сообщают, что с самолета виден весь город и даже его пригороды. Педагогу целесообразно планировать экскурсии, прогулки по ближайшим улицам села, аула, города (например, прогулка по главной улице). Дети должны знать, что в городе (селе, ауле) много улиц, каждая имеет свое название, что некоторые здания имеют общественное значение (почта, магазин, парикмахерская), а определить их назначение можно по внешним отличительным признакам. Педагог объясняет, для чего нужна библиотека, супермаркет, почта. Детям сообщают о героях и знаменитых людях, чьими именами названы улицы родного города (села, аула) (беседа «Почему так назвали улицу?»). Формируют представления детей о достопримечательностях родного города: месте отдыха горожан, исторических памятниках, краеведческом музее, который содержит много наглядных экспонатов о жизни, культуре и быте местных жителей. Во время прогулок дети наблюдают строительство новых домов, благоустройство города, села, могут принять в этом посильное участие (высадить цветы, полить их, сгрести листья и пр.). Следует обратить внимание детей на то, что в разные времена года взрослые проявляют заботу о чистоте и порядке в родном городе или селе: зимой расчищают дорожки от снега, весной сажают деревья и цветы, осенью сгребают опавшую листву и т.д. У детей формируют представления о жизни человека в городе (быт, дом, транспорт; заводы, фабрики), о производстве продуктов питания в городе и селе. Проводятся игры: «Улицы нашего города, села», «Где я живу», рассматриваются фотографии, открытки с изображением памятных мест города, составляется альбом. Педагог беседует с детьми после выходного дня о том, где они побывали, что видели, разговаривает с детьми, живущими на одной улице («Расскажите о своей улице»); домашнее задание: «Нарисуй свой дом и расскажи о нем»; коллективная аппликация на тему «Наша улица». Желательно иметь в группе материалы краеведческого характера: город, в котором мы живем, каким был наш город в прошлом, наша река, лес, озеро; изображение исторических достопримечательностей города, современных архитектурных ансамблей. Необходимыми в оборудовании старшей группы являются детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Если в городе или селе есть краеведческий музей, то можно показать детям отдельные экспонаты, иллюстрирующие жизнь и быт людей в прошлом, предметы декоративно-прикладного искусства, специфические для данного края, места, связанные с жизнью выдающихся деятелей культуры. В музее для посещения можно выбрать один раздел: «Наш край в древности», или «Природа родного края», или «Великие и знаменитые люди нашего края». После экскурсии целесообразно вспомнить самое интересное, прочитать детям книгу, близкую по теме, предложить им нарисовать «Что мы видели в музее». После прогулок по городу дети с удовольствием рисуют то, что они видели и в группе можно оформить альбом рисунков «Наш город». Рекомендуется проводить беседы: «Знаешь ли ты свой город?», «Город и горожане», «Болезни города», «Визитная карточка города (имя, возраст, герб и т. п.)». Программа ознакомления с родным краем включает тему «Город - село». В зависимости от того, где живут дети - в селе или в городе, последовательность ознакомления с этими понятиями будет различной. Сельские дети сначала знакомятся с родным селом, а затем им раскрывается понятие «город». Педагог рассказывает, чем город отличается от села, что больше - город или село, где работают люди, живущие в городах. Городских детей сначала знакомят с родным городом, а затем подводят к осознанию понятия «село». Эти знания легче усваиваются путем сравнения: дети рассматривают картины, изображающие сельский и городской пейзажи, сами рисуют село и многоэтажные городские здания, конструируют сельские постройки (дом, ферма, одноэтажная школа, детский сад и др.). Педагог предлагает детям воображаемую ситуацию: «Как будто мы приехали строить село», «Как будто мы приехали строить город», «Мы приехали в город (село) жить и работать». Дифференцировать понятия «село» и «город», найти их сходство и различие помогут беседы типа «Что мы расскажем и покажем мальчику, впервые приехавшему в село», «Если бы я жил в деревне», «Если бы я жил в городе», «Город селу - село городу». Пятилетние дети должны усвоить не только понятие «село» и «город», но и новые для них понятия «столица», «республика», «страна»; они должны знать, что больше - село или город, город или страна. Педагог сообщает им, что они живут в большой стране Казахстан, в которой очень много сел и городов. Региональные понятия дети легче усваивают во время проведения дидактических игр и упражнений типа: «Страны и города» (Казахстан – страна, а Алматы? А Семей? Алматы – город, а Казахстан?); «Кто где живет» (В Алматы живут алмаатинцы, а в Павлодаре?); «Города, реки» (Семипалатинск – город, а Иртыш? Урал – река, а Алматы?). Дети должны запомнить названия и основные достопримечательности Астаны, Алматы. Проводятся занятия по темам «Города Казахстана» и «Астана - столица нашей Родины». «Алматы - крупнейший город Казахстана, южная столица страны». В течение года педагог планирует организованную учебную деятельность, посвященную Астане и Алматы. Основная цель: вызвать у детей интерес к самым большим и красивым городам нашей страны; подвести к пониманию того, что такое главный город, столица; вызвать чувство восхищения и гордости этими городами; используются фотографии, иллюстрации этих городов, впечатления детей, побывавших там. Проводя эти занятия, педагог должен использовать большой иллюстративный материал: картины, фотографии, иллюстрации к книгам, слайды, видеоматериал. Дети шестого года жизни могут воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров, поэтому можно показать им графические рисунки, акварели, рассказывающие об этих городах. Целесообразно иметь в группе большую карту Казахстана. Яркими цветовыми пятнами можно выделить области республики, кружками обозначить Астану и Алматы и точкой расположение города, поселка, в котором живут дети. Педагог рассказывает, что Казахстан - огромная страна, чтобы попасть из одного конца в другой, нужно несколько дней ехать поездом или на машине, долго лететь самолетом. Целесообразно спросить, совершал ли кто-нибудь из детей дальние поездки и куда, долго ли они ехали, в каких городах нашей страны побывали, о каких слышали. Можно организовать интересные игры («Путешествие по родной стране», «Мы плывем по Иртышу», «Экскурсия по Астане» и пр.). Углубить интерес детей к родной стране помогут рассказы педагога о климатических и природных зонах Казахстана, с использованием слайдов, фотографий, картин, художественной литературы. Формируются первые представления о географии нашей страны. Разнообразно природа нашей страны: леса, степи, пустыни. Есть в нашей стране известные всем реки: Урал, Иртыш и др.; моря: Каспийское, Аральское. Много городов, сел. Главный город страны – Астана. Все знают город Алматы. Большой интерес вызывают у детей игры в «Поездки», в «Путешествия». Дети с увлечением играют в путешествия по реке, на которой живут, «совершают экскурсии» по родной стране. Необходимо еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем. При отборе исторического материала следует учитывать возрастные особенности и социальную подготовленность детей (беседы «Прошлое Казахстана», «Казахстан в настоящем», «Земля целинная»). У детей воспитывают любовь к Родине, они узнают о том, что наша страна многонациональна, что на ее территории проживают многие нации и народности. Эти знания являются основой воспитания интереса и доброжелательного отношения детей к другим национальностям. Детям сообщают, что каждый народ, населяющий нашу страну, имеет богатую культуру. От поколения к поколению передаются сказания, легенды, традиции. По-разному рассказывают сказки разные народы, разные песни поют детям в колыбели, но всех их объединяет желание людей бороться за счастье, справедливость, свободу. Герои любого народа смелые и добрые. В течение года планируются разные виды деятельности, объединенные одной темой «О детях разных народов» с использованием иллюстраций, диафильмов, кукол в национальных костюмах; расширяют представления детей о дружбе народов нашей страны. Дети должны знать, что коренные жители Казахстана - казахи. На занятиях, в повседневной жизни знакомить детей с языком, песнями, сказками, национальным костюмом казахов. Можно провести беседу о казахской музыке, музыкальных инструментах (прослушивание мелодий, произведений казахских композиторов, рассматривание казахских национальных инструментов: домбра, кобыз). Дети должны знакомиться с произведениями великих писателей, художников, композиторов Казахстана. С их именами связаны многие местности, города и села нашей страны. Во многих поселках, городах есть музеи, рассказывающие о жизни и творчестве великих земляков. Такого рода краеведческий материал педагог может использовать для воспитания у детей чувства гордости за литературу, искусство, историю своего народа, страны. Углубляют представления детей о великих казахских писателях, художниках, композиторах (Абай, Жамбыл, А. Кастеев, Курмангазы, Е. Рахмадиев, А. Жубанова, Л. Хамиди и др.). Рекомендуется познакомить детей с Гербом, Гимном, Флагом Казахстана, доступно объяснить значение этих символов для каждой страны. Рассмотреть Герб, расположение его составляющих, их символическое значение; прослушать мелодию Гимна, объяснить детям, что при его звучании необходимо вставать. Уважение к государственной символике должно стать одной из основ воспитания любви к Родине, к своему народу. Дети должны хорошо знать мелодию Государственного Гимна Казахстана и без напоминания вставать при его исполнении, а мальчики снимать головные уборы. Герб – это отличительный знак нашего государства. Его изображают на печатях, флагах, документах. Можно показать паспорт с гербом на обложке. Герб всем сразу говорит: «Я гражданин Казахстан. Дать детям понятие. Что Конституция – главный закон нашей республики, закрепляющей ее суверенность, устанавливающий основы конституционного строя, определяющий права и обязанности всех граждан. Желательно продемонстрировать детям основные права и обязанности гражданина нашей страны: право на труд, отдых, образование, на частную собственность, передвижение и т.д.; обязанности по защите Республики Казахстан, выполнению законов и т.д.». Детей знакомят с природой, особенностями быта и трудом людей 1-2 стран СНГ, граничащих с Казахстаном. Педагог называет страну, ее главный город - столицу, знакомит с творчеством народа этой страны (педагог может рассказать сказку, спеть песню; показать какое-либо изделие народного промысла, подчеркнув национальные особенности его художественного оформления). Познакомить дошкольников с жизнью других народов СНГ помогут литературные произведения, картины, видеофильмы. Можно предложить ребятам нарисовать национальный орнамент, национальную одежду народа, с которым они недавно познакомились. Чтобы закрепить представления детей о жизни этого народа, углубить интерес и чувство симпатии к нему, можно организовать сюжетно-строительную игру или игру - «путешествие», «переписку» с ребятами из разных стран. В своих письмах дети имеют возможность в эмоциональной форме передать то, что им интересно, что их волнует. Из ответных писем, составляемых педагогом, они узнают о жизни своих сверстников в других странах, о том, во что они играют, что читают, какие разучивают стихи и песни, как они дружат между собой; в этих письмах могут быть и описания природы, животных и растений, характерных для той местности, откуда «пришло» письмо. Можно провести 1-2 занятия под общим названием «О наших соседях». Целесообразно познакомить дошкольников с ближайшим соседом - Россией, ее столицей Москвой, крупнейшим городом - Санкт-Петербургом. Постепенно расширяется представления детей о странах СНГ, об экономических и культурных связях, дружбе и сотрудничестве между ними. На занятиях по теме «Наши соседи» для большого воздействия на чувства детей вводятся игровые ситуации, используются дидактические игры, демонстрируются куклы в национальных костюмах и др. Рассказывая детям о соседних странах, педагог демонстрирует изделия прикладного искусства из кожи, шерсти, глины, выполненные народными умельцами. Эти изделия остаются в группе, в уголке дружбы народов. Они могут быть использованы для дидактической игры «Магазин сувениров», игровое действие которой заключается в покупке сувенира, а правила состоят в том, что сувенир продается при условии правильного определения ребенком, в какой стране изготовлен предмет, из какого материала, каковы его особенности. Такая дидактическая игра после беседы о народных умельцах помогает закреплять знание о прикладном искусстве разных народов. Детей знакомят и с национальными костюмами, предлагают нарисовать некоторые из них. Для закрепления знаний педагог может провести следующую игру: детям предлагается определить, какому народу принадлежит тот или иной национальный костюм, из каких частей он состоит, какой цвет преобладает, каковы особенности головного убора. Ребенок, правильно ответивший на вопросы, получает право надеть костюм на куклу и потанцевать с ней в кругу сверстников. Важно на занятиях по этой теме использовать наглядный материал, опыт детей, непосредственное окружение, игры - путешествия, беседы типа: «Я живу в Казахстане. Как живут в Украине, в Белоруссии?»; игры: «Определи людей разных национальностей», «Как одеваются народы других стран». Дети начинают интересоваться событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. Обсуждая с детьми эти проблемы, педагог должен стремиться воспитать их в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивее. Можно провести акции миролюбия: «Дружат дети всей планеты», «Земля - наш общий дом», «Пусть летят птицы мира». Можно показать снимки нашей планеты из космоса, рассказать, что это общий для всех нас дом, рассказать о морях и океанах, городах, пустынях, заснеженных полярных областях, о человечестве как об одной семье этого большого Дома. Объяснять детям, что планета Земля является одним домом для всех людей, животных, растений и минералов, и все мы должны заботиться о нашем общем Доме. Можно использовать слайд-фильм «Живи, Земля» (чудесные уголки планеты, красота природы Казахстана, планета из космоса Дети этого возраста интересуются событиями, происходящими не только в своем городе, но и в стране, в мире. Обсуждают некоторые из них со сверстниками, задают взрослым вопросы. Такими интересующими детей событиями являются космические полеты. Педагог должен поддерживать и углублять интерес детей к космонавтам и их работе. Они должны получить некоторые сведения о Ю.А. Гагарине, других космонавтах, о первой женщине-космонавте В.В. Терешковой, о казахстанских космонавтах, о современных космических полетах отечественных и иностранных космонавтов, о выходе человека в космическое пространство. Занятия будут интересны детям, если, готовясь к ним, педагог сам познакомится с книгами о космонавтах, прочтет воспоминания о Ю.А. Гагарине, его жизни и работе. Все эти книги написаны для взрослых, но некоторые отрывки могут быть прочитаны или пересказаны детям (например, из книги В. Гагарина «Мой брат Юрий», «Шаги по росе»). В групповой библиотеке должно быть несколько книг о героях космоса, альбомы, сделанные руками ребят, детские рисунки на «Космические темы». Работа, посвященная космонавтам, может проводится накануне 12 апреля - Дня космонавтики. К этой дате целесообразно приурочить и подготовку с детьми альбома «Наши космонавты», организовать выставку «Мы рисуем космос и космонавтов». Небольшие беседы с детьми на эту тему проводятся и тогда, когда вся страна следит за очередным космическим полетом. При этом могут быть использованы фотографии, заметки из газет и журналов. Дети 5-6 лет проявляют интерес к воинам народной армии. Для поддержания интереса и уважения к армии в течение года могут организовываться разные виды деятельности, на которых дети получат знания и уточнят представления о том, как воины-пограничники охраняют границы нашей Родины, узнают об их смелости и героизме. Познавательный материал о воинах армии Казахстана, рассчитанный на усвоение в течение года, может быть объединен в две образовательно-воспитательные темы. «Воины-защитники нашей Родины» и «Воины - пограничники». Организованная учебная деятельность должна быть направлена не только на формирование представлений детей о народной армии нашей страны, о том, что в армии есть пехотинцы, танкисты, летчики, но и на воспитание чувства симпатии к ним. Можно провести целевую прогулку к зданию училища - воинской части. Понаблюдать, как молодые воины ходят строем, занимаются спортом, стоят на посту; обратить внимание на форму, выправку, форму приветствия и т.п. Поговорить с детьми об их родственниках, проходящих действительную воинскую службу, пригласить солдата, пограничника, полицейского для встречи в детьми. Такие встречи обогащают знания детей об армии, полиции, развивают интерес к ней; восхищение смелостью и отвагой солдат, полицейских. Детям рассказывают, что воины проходят службу под руководством офицеров. Чтобы стать офицером, надо окончить специальное военное училище, много знать, уметь, быть сильным, выносливым, находчивым. Воспитанию интереса, чувства симпатии и желания подражать смелым пограничникам способствует рассказ педагога о жизни солдат на границе, чтение стихотворений. Проводится беседа «Пограничники - защитники нашей страны» с использованием картины Б. Окорокова «Пограничники», стихотворения А. Барто «На заставе»; дети узнают, что нелегкую службу на границе помогают солдатам нести четвероногие друзья. Педагог знакомит детей с тем, что в годы Великой Отечественной войны солдаты храбро сражались и защищали нашу страну от врагов. Незадолго до праздника 8 Марта целесообразно рассказать детям, что в войне участвовали и женщины, прочитать рассказ Л. Кассиля «Сестра», рассмотреть с детьми иллюстрации к книге или картину А. Худякова «Медсестра». Педагог рассказывает о памятниках героям Великой Отечественной войны, о праздновании Дня Победы. Перед днем Защитника Отечества педагог вместе с детьми может сделать альбом или выставку об армии, поместив туда фото или иллюстрации о разных родах войск, рисунки детей на темы прочитанных произведений об армии, организовать экскурсии к памятникам и обелискам погибших с возложением цветов, провести беседу о героях Великой Отечественной войны, живущих в городе, ауле. Уточнение и закрепление представлений детей идет через заучивание стихотворений, песен об армии, дидактические игры, где дети различают рода войск по одежде (форме), оружию (винтовка, пушка, ракета), военной технике (танк, самолет). Примерный тематический план
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.18 (0.014 с.) |