Формирование разговорной (диалогической) речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование разговорной (диалогической) речи



Разговорная речь — это ситуативная, эмоциональная, насыщенная различными выразительными средствами (мимика, жесты, взгляд, интонация и др.) форма устной речи, которая поддерживается собеседниками. Такая форма речи более проста по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений. Дети старшего дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря ребенка.

Воспитателям необходимо знать приемы, которые помогут в формировании диалогической речи старших дошкольников.

Специальный плановый разговор. Такие плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника. В разговоры особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним, подсказывающим вопросом, поощрением. В таких разговорах больше внимания уделяется воспитанию навыков общения с взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах.

Словесные поручения. Воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить её, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

Совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. При этом воспитатель побуждает детей к собеседованию на определенную тему небольшими рассказами о том, что он наблюдали в автобусе, что интересного видел по дороге домой и т.п. Эти рассказы вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.

Объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Это очень эффективный прием, так как старшие дошкольники (гости) расспрашивают малышей (хозяев) об игрушках, играх и т.п., что способствует развитию их диалогической речи.

Ролевые игры. Они предоставляют большие возможности для речевого общения старших дошкольников, а также закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой.

Примерный тематический план

Развитие речи

Тема Кол-во организован. учебной деятельности
1. Слово. Для чего нужна речь. Какая бывает речь? Беседа о признаках осени. Творческое рассказывание по теме «Осень».  
2. Гласные звуки. Заучивание стихотворения Ирины Токмаковой «Дуб».  
3. Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Пересказ рассказа Евгения Чарушина «Верблюд» (из серии «На нашем дворе»).  
4. Д/и «Назови, одним словом» (на обобщение). Составление рассказа по теме «Мой друг».  
5. Звуки [з]–[с]. Чтение татарской сказки «Три сестры». Беседа по содержанию.  
6. Д/и «У кого что?» (классификация). Разучивание стихотворения Музафара Алимбаева «Приметы осени».  
7. Звуки [б]–[п]. Пересказ рассказа Льва Толстого «Лгун». Беседа по содержанию.  
8. Звуки [г]–[к]. Д/и «Назови слово на заданный звук». Чтение русской сказки «У страха глаза велики». Беседа по содержанию.  
9. Слово. Слог. Ударные и безударные звуки. Чтение рассказа Ибрая Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка». Беседа по содержанию.  
10. Д/и «Определи ударный звук». Пересказ рассказа Мадыхата Турежанова «Я его простил». Беседа по содержанию.  
11. Звуки [д]–[т]. Составление описательных рассказов по теме «Моя любимая игрушка».  
12. Определение ударного звука. Заучивание стихотворения Ивана Сурикова «Первый снег».  
13. Деление слов на слоги. Д/и «Угадай» (определение места ударного звука в слове). Чтение казахской притчи «Будущий батыр». Беседа по содержанию.  
14. Звуки [ж]–[ш]. Знакомство со стихотворением Кабдыкарима Идрисова «На джайляу». Беседа о домашних животных.  
15. Звуковой анализ слова «зима». Беседа о признаках зимы. Творческое рассказывание по теме «Зимние радости».  
16. Слово. Предложение. Составление рассказа по картинкам по теме «Красавица зима».  
17. Звуковой анализ слова «лиса». Чтение русской сказки «Лиса и заяц». Беседа по содержанию.  
18. Звуки [л],[р]. Чтение казахской легенды «Ақсақ-қулан». Беседа по содержанию.  
19. Деление на слоги. Определение ударного звука. Пересказ по ролям русской сказки «Теремок».  
20. Д/и «Мягкий или твердый звук?». Звуки [в], [в']. Разучивание стихотворения Ануарбека Дуйсенбиева «Зимняя забота». Беседа по содержанию.  
21. Звуки [ч],[щ]. Чтение рассказа Евгения Чарушина «Волчишко». Беседа о диких животных. Образование слов с помощью суффиксов.  
22. Виды предложений (повествовательные, восклицательные, вопросительные). Составление рассказа по картинкам, тема «Как мы играем зимой».  
23. Д/и «Определи где звук?». Пересказ рассказа Натальи Галининой «Про снежный колобок».  
24. Звуки [м], [н]. Чтение стихотворения Елены Благининой «Посидим в тишине». Беседа по содержанию.  
25. Звуковой анализ слова «мама». Составление описательного рассказа «Моя мамочка». Д/и «Подарок маме».  
26. Образование однокоренных слов. Разучивание стихотворения Кадыра Мырзалиева «Белый камушек».  
27. Д/и «Назови слово на заданный звук» Пересказ рассказа Валентины Осеевой «Хорошее».  
28. Звуки [х], [ц]. Чтение рассказа Мади Алимбетова «Солнце на ладони». Беседа по содержанию. Д/и «Угадай профессию».  
29. Д/и «Назови, одним словом» (на обобщение). Творческое рассказывание на тему «Праздник весны– Наурыз!».  
30. Беседа о профессиях людей. Пересказ рассказа Евгения Пермяка «Для чего руки нужны». Д/и «Кому что нужно?».  
31. Д/и «Угадай вид транспорта?» (на обобщение). Разучивание стихотворения Ермека Утетлеуова «Теплоход».  
32. Определение ударного звука. «Определи, в каком месте звук?». Чтение казахской сказки «Мудрая девушка».  
33. Деление слов на слоги, определение ударного звука. Составление рассказа на тему «Мой дедушка».  
34. Звуки [ф], [ф']. Разучивание стихотворения Музафара Алимбаева «Рисунки на асфальте».  
35. Д/и «Угадай какое предложение?» Пересказ рассказа Виталия Бианки «Лис и мышонок».  
36. Звуковой анализ слова «лето». Творческое рассказывание на тему «Лето–веселая пора».  
  Итого:  

 

Художественная литература

Важнейшей особенностью словесного творчества дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами.

В соответствии с программой «Біз мектепке барамыз»воспитателю необходимо знакомить детей старшей группы с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение каждым ребенком содержания произведений, правильное их понимание.

В старшей группе формируют некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму), ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении), выразить свое отношение к ним (кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенка обучают владеть способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам. Одна из важных задач — формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.

У старших дошкольников нужно выработать правильное отношение к книге и чтению:

- воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом;

- формировать навыки аккуратного обращения с книгой, избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг.

Для организованной учебной деятельности по художественной литературе характерно наличие более тщательной подготовки воспитателя к выразительному исполнению произведения и подготовка детей к восприятию произведения.

Рассмотрим основные методы чтения произведений в организованной учебной деятельности.

Чтение воспитателя – дословная передача текста. Это самый распространенный метод. Произведения, которые невелики по объему, воспитатель читает детям наизусть, большая же часть произведений читается по книге.

Чтение часто сопровождается показом разнообразного наглядного материала. В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала (расстановка силуэтов или игрушек в настольном театре, смена слайдов и т. д.).

Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей.

Рассказывание – более свободная передача текста (допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д.). Таким способом детей знакомят со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами. В организованной учебной деятельности проводят также различного рода инсценировки, помогающие детям полюбить то или иное произведение, усвоить его.

Заучивание наизусть. Это метод применим к небольшим стихотворениям. Часто на одном занятии используют различные методы. Основой же всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение воспитателя. Оно требует серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух, длительных тренировочных упражнений.

Художественное произведение ценно своим непосредственным воздействием на ребенка. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания (помочь запомнить произведение, глубже пережить его).

Рассмотрим основные приемы формирования восприятия произведений:

Выразительность чтения. Это — первая ступень профессионального искусства художественного чтения, которое характеризуется наибольшей глубиной и яркостью передачи чувств и настроений, отраженных в тексте. Каждый воспитатель должен овладеть этой первой ступенью и стремиться постичь мастерство художественного чтения.

Повторность чтения. Небольшое произведение, которое вызвало интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1—2 раза. Из большого произведения повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие.

Выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). В старшей группе выборочное чтение может преподноситься детям игровым путем, в виде загадок, викторин. Если после первого чтения произведение уже понято детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие рассказа (стихотворения и пр.) — показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, припоминание произведений близких по тематике и др.

Зачастую детям бывают, непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строй фразы путем осмысления ситуации.

Само же художественное произведение никогда не должно превращаться в средство освоения новых слов. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов, особенно в стихах, так как это нарушает восприятие художественного образа и ритма. Как исключение это допускается при чтении познавательных книг, если непонятные слова затрудняют понимание основной мысли отрывка или всего произведения. Иногда новые слова объясняют до чтения.

В старшей группе необходимо обращать внимание детей на образность, выразительность языка (определения, сравнения, фразеологизмы), на умение писателя нарисовать образ героя зримо, выпукло (одни слова показывают качества личности, другие — поступки, переживания), на зависимость заглавия от содержания художественного текста. Дошкольников учат вслушиваться в диалоги литературных героев, самим находить точные, меткие слова.

Рассматривание иллюстраций – это широко распространенный прием, который усиливает воздействие текста и способствует лучшему его пониманию. Иллюстрация — рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Она может быть полностью понята, если известно содержание соответствующего отрывка. В большинстве случаев иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в книге, но после чтения текста.

В старшей группе детям задают вопросы, направляющие их внимание на средства выразительности в рисунках (жест, расположение фигур, цвет). Показывая какую-либо иллюстрацию, нужно вновь обратиться к тексту, повторно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках. Таким образом, осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрации.

Для старших дошкольников в течение года рекомендуется также провести несколько занятий с раздаточным материалом: все дети получают одинаковые книги с уже знакомым текстом. Под руководством воспитателя они рассматривают книги. Одновременно активизируются некоторые слова (страница, лист, обложка, автор, название, иллюстрация, строчка, правая и левая страница и т. д.). В такой организованной учебной деятельности закрепляются правила обращения с книгой.

Беседа по произведению. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов — словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая разъяснительная (заключительная) беседа после чтения. Не следует, однако, делать эти приемы обязательными. Работа над художественным произведением может протекать и следующим образом. После первого чтения рассказа (стихотворения и др.) дети обычно находятся под сильным впечатлением от услышанного, обмениваются репликами, просят почитать еще. Воспитатель поддерживает непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, затем читает произведение вторично и рассматривает с детьми иллюстрации.

Есть ряд произведений повышенной сложности, где рассказывается об объектах, далеких от опыта детей данного возраста (явления природы, жизнь животных и растений), или содержится тонко завуалированная мораль (рассказы М. Турежанова, С. Шаймерденова, В. Осеевой, Л. Толстого). Чтобы правильно осмыслить содержание таких произведений, ребенку нужна помощь взрослого, например заблаговременное наблюдение аналогичного явления, предварительное рассматривание картин, вводная беседа перед чтением. Цель вводной беседы — обеспечить правильное понимание идеи произведения, поступков героев, вызвать интерес к слушанию. Цели разъяснительной беседы более разнообразны. Иногда важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

Использовать прием беседы нужно особенно тактично, не нарушая эстетического воздействия литературного образа.

Рассмотрим наиболее эффективные приемы, используемые в беседах по художественным произведениям:

Вопросы помогают дошкольникам почувствовать главную идею произведения, точнее охарактеризовать главных героев. С их помощью детям можно напомнить соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок, персонажа.

Рассматривание иллюстраций, рисунки художников помогают дошкольникам понять произведение.

Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами и подумать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь.

Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении дошкольники полнее воспринимают художественные достоинства произведения, замечают сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

Напоминание эпизода. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее)?».

Пересказ эпизода. По заданию воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном, пересказывают описание природы, поступка героя, которое им особенно запомнилось.

Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса детей.

В старшей группе для чтения детям рекомендуется 17 поэтических произведений и 25 рассказов (т. е. 1-2 произведения в неделю). Небольшие по объему и простые по содержанию произведения читают вне занятий.

Стихотворения

С новым стихотворением детей можно знакомить непосредственно на занятии или заранее. Для того чтобы помочь дошкольникам разобраться в содержании стихотворения, понять его настроение (лиричное, сказочное, веселое или праздничное), воспитатель может использовать следующие приемы:

1. Предложить детям охарактеризовать стихотворение. Если им это трудно, самому дать 3-4 определения, из которых дети выберут наиболее подходящее.

2. Заранее продумать и предложить вопросы, которые помогут дошкольникам понять смысл авторских определений, сравнений и других выразительных средств.

3. Прочитать стихотворение, не сообщая детям его названия. Поинтересоваться, понравилось ли оно, предложить поразмышлять, какое название ему можно дать. Затем сообщить название и попросить запомнить его и фамилию автора.

Организованная учебная деятельность по заучиванию стихотворений наизусть в старшей группе проводится ежемесячно (один раз в месяц).

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач: вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед слушателями, воспитывать любовь к поэзии.

При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 2—3 строфы для старших. Списки произведений, рекомендованных программой «Біз мектепке барамыз», обеспечивают подбор произведений для заучивания их детьми. Кроме того, воспитатель может сам подбирать стихи из вновь вышедших, учитывая интересы детей. В среднем дети заучивают в течение месяца 1—2 стихотворения (в организованной учебной деятельности). Некоторые из них (считалки, пословицы, поговорки, песни и др.) запоминаются детьми непроизвольно, в процессе игр, прогулок.

Процесс заучивания стихотворений довольно сложен и для детей, так как им приходится неоднократно обращаться к одному и тому же тексту, и для воспитателя, который должен учитывать индивидуальные и типологические свойства их памяти. Педагог должен знать, кто из детей запоминает быстро, кто медленно, кто прочно, кто непрочно, кому помогает проговаривание текста вслух и т. д.

Для того чтобы помочь дошкольникам запомнить стихотворение, можно использовать следующие приемы:

1. Предложить детям назвать отрывки, которые им особенно понравились. Прочитать их, выполнив 3-4 заявки.

2. Заранее продумать вопросы в виде цитат из текста, требующие от ребенка повторения. Обычно этот прием используется в тех случаях, когда в стихотворении встречаются строчки, которые дети запоминают с трудом или искажают при чтении.

3. Чтение детьми отрывков (5-6 ответов). Например, воспитатель поясняет, как нужно прочесть те или иные строчки, поощряет поиски ребенком нужной интонации. В процессе этой работы дети запоминают текст.

Если позволяют возможности произведения, организовать чтение по частям («Приметы осени» М. Алимбаева, «Осенью» А. Плещеева), в лицах («Ослик пляшет» М. Алимбаева, «Разговор с весной» О. Высотской), драматизацию («Есть в лесу под елкой хата...» П. Воронько).

Алгоритм заучивания стихотворений следующий:

- подготовка детей к восприятию стихотворения: провести кратковременную вводную беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения;

- выразительное чтение стихотворение и его повтор. Перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания), и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения;

- чтение стихотворения детьми.

Первоначально обеспечивается многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают.

По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам. Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения.

Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам), что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняется самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности.

Психологи отмечают, что для заучивания стихотворения требуется 8-10 повторений в разных видах познавательной деятельности. Чтобы поддержать интерес детей к стихотворению и улучшить результаты запоминания, очень важно менять форму повторения. Заученное стихотворение можно читать по частям, в лицах, включать в игру «Угадай, кто читает?». В результате стихотворение сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится и используется в устной речи.

Для формирования мотивации к запоминанию можно вызвать выразительно читающего ребенка, а также повторять выученные ранее стихи, выполнять упражнения или организовать игры по технике речи.

В часы досуга следует проводить с детьми литературные викторины. Это даст возможность детям повторить программные произведения художественной литературы и хорошо запомнить их.

Примерный тематический план

Художественная литература

Тема Кол-во организован-ной учебной деятельности
1. Устное народное творчество. Казахские и русские пословицы, поговорки и загадки.  
2. Чтение казахской народной сказки: «Ушко». Беседа по содержанию.  
3. Заучивание стихотворения Алексея Плещеева «Осень».  
4. Пересказ рассказа Мадыхата Турежанова «По заслугам». Беседа по содержанию.  
5. Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Беседа по содержанию.  
6. Разучивание стихотворения Ивана Никитина «Здравствуй, гостья зима!». Беседа по содержанию.  
7. Пересказ рассказа Валентины Осеевой «Плохо». Беседа по содержанию.  
8. Чтение рассказа Утебая Турманжанова «Белый верблюжонок». Беседа по содержанию.  
9. Заучивание стихотворения Кастека Баянбаева «Скворечник». Беседа о перелетных птицах.  
10. Пересказ рассказа Сафуана Шаймерденова «Инет». Беседа по содержанию.  
11. Чтение рассказа Мадыхата Турежанова «Помощь». Беседа по содержанию.  
12. Чтение рассказа Дукенбая Досжанова «Ардак, сын табунщика». Беседа по содержанию.  
13. Заучивание стихотворения Евгении Трутневой «Мамин день»; Беседа по содержанию.  
14. Пересказ казахской народной сказки «Лиса и журавль». Беседа по содержанию.  
15. Разучивание стихотворения Абубакира Кайранова «Бабушка». Беседа по содержанию.  
16. Чтение рассказа Эдуарда Шима «Солнечная капля». Беседа по содержанию.  
17. Пересказ рассказа Мадыхата Турежанова «Маленький садовод» Беседа по содержанию.  
18. Знакомство со стихотворением Кадыра Мырзалиева «Сам». Беседа по содержанию.  
  Итого:  

Обучение грамоте и письму

С началом обучения грамоте старший дошкольник приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Воспитатель постепенно подводит детей к осознанию того, что наша речь состоит из слов. С этой целью проводятся следующие упражнения: «Произнеси любое слово», «Назови слово, «Назови похожее слово» (образование слов по аналогии), «Назови слово, которое обозначает предмет (действие, цвет,размер, направление). Эти упражнения способствуют активизации использования детьми различных частей речи.

На основе формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов и отдельных звуков дети старшего дошкольного возраста начинают осваивать нормы произношения, заботиться о его правильности. Звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте.

Для формирования навыка звукового анализа слов необходимо с детьми старшего дошкольного возраста в игровой и занимательной форме выполнять упражнения на определение начальных и конечных звуков в словах, на подбор слов с тем или иным звуком. Воспитателю нужно помнить, что для выделения из слов начальных и конечных звуков сначала следует подбирать простейшие примеры: для выделения гласных (у-тюг, А-ня, а-пельсин, э-таж, у-лов, о-са, И-ра).

Для выделения конечных гласных звуков следует подбирать слова, в которых эти звуки находятся под ударением (нога, иду, экран и т.д.). В такой позиции гласные звуки выговариваются четко.

Для согласных самой удобной позицией для выделения является такая, когда начальный или конечный звуки находятся за пределами прямого слога типа «СГ» (согласный + гласный), который в методике обучения грамоте называются слиянием (рот, шкаф, малыш, стена, и т.д.).

Положительный результат в организованной учебной деятельности по обучению звуковому анализу слов дает моделирование. С этой целью воспитатель дает каждому ребенку карточку с изображением предмета, под рисунком – схему звукового состава названия этого предмета. В схеме должно быть столько квадратиков, сколько звуков в слове. Кроме карточки, у каждого ребенка имеется набор фишек для обозначения гласных, мягких и твердых согласных звуков (красного, зеленого и синего цвета). Далее дети, последовательно вычленяя с помощью воспитателя один звук за другим, ставят фишки в первую, вторую и т.д. клеточки схемы, пока не проанализируют все слово и не заполнят соответственно все клетки. Дети должны вслух проговаривать звуки, образованные слоги, слова. Так анализировать звуковой состав старшим дошкольникам значительно легче.

В первом полугодии программой«Біз мектепке барамыз» рекомендовано проводить анализ трехзвуковых слов, со второго полугодия четырехзвуковых слов. Упражнения в выполнении звукового анализа трех-четырех звуковых слов, развивают у старших дошкольников фонематический слух – важнейшую основу для обучения грамоте.

Воспитатель в организованной учебной деятельности по обучению грамоте уделяет большое внимание практическому изучению детьми звуков речи и способов их буквенного обозначения. Дети постепенно запоминают изображения букв, соединяя каждое из них с определенным звуком, учатся соединять их в слова и соотносить слова и предложения письменной речи с соответствующими словами и фразами устной речи. Обучение грамоте осуществляется в теснейшей связи с работой по развитию речи, по уточнению детьми смысла слова и его звукослоговой структуры.

При обучении старших дошкольников умению делить слова на слоги, воспитатель знакомит их с таким приемом: подставить ладошку под подбородок и произнести слово – ладошка опускается вниз при проговаривании каждого слога, сколько раз опустилась ладошка, столько в слове и слогов.

Для деления сначала следует подбирать слова, состоящие из двух слогов типа «слияние»: па-па, ра-ма, ту-ча, пе-на, мо-ре. Затем предложить слова типа кош-ка, я-го-ды, мо-ло-ко, чаш-ка ит.д.

Полезным и интересным видом работы, связанным со слогоделением, является проговаривание по слогам считалочек. Детям очень понравится такая работа в процессе подвижной игры, инсценировки (ребенок, выполняя соответствующие движения, проговаривает считалочку):

Мы де-ли-ли а-пель-син.

Мно-го нас, а он о-дин.

Э-та доль-ка – для е-жа.

Э-та доль-ка для стри-жа.

Э-та доль-ка для у-тят.

Э-та доль-ка для ко-тят.

Э-та доль-ка для боб-ра.

А для вол-ка – ко-жу-ра.

Он сер-дит на нас – бе-да!

Раз-бе-гай-тесь кто ку-да!)

Воспитателю следует также помочь детям овладеть самим способом чтения слогов и слов.

На начальном этапе обучения основное внимание нужно сосредоточить на том, чтобы не допустить так называемого «побуквенного» чтения (ребенок отдельно называет звуки, не происходит слияние их в слог). Ребенок должен учиться прочитывать обе буквы прямого слога в едином слиянии, открывая для этого рот один раз, т. е. в момент произнесения гласной. Стойкое и правильное, доведенное до автоматизма чтение слогов с определенным гласным звуком является основой для чтения простейших одно-, двухсложных слов. Чтение слов типа «сок», «дом», «кот» осуществляется на основе восприятия двух единиц чтения – слияния согласного с гласным и согласного, который присоединяется к слиянию (со+к, до+м, ко+т).

Постепенно пауза между слиянием и согласным звуком сокращается, и дети переходят к слоговому чтению таких слов.

Для тренировочных упражнений в чтении необходимо использовать яркие, красочные книги, предназначенные для этой цели.

Ознакомление детей с предложением и словом предполагает практическое усвоение ребенком значения терминов «предложение», «слово», при этом воспитатель не дает грамматических определений этих терминов.

Работа над предложением начинается с выделения предложений из речи. Воспитатель объясняет, что предложением выражается законченная мысль. Учит детей на слух определять количество предложений в рассказе (их должно быть не более 3).

Самыми доступными по структуре являются такие предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным (реже – личным местоимением), а сказуемое – глаголом. (Дверь открылась. Она скрипит.) Порядок слов преимущественно прямой (Бабочка порхает). Здесь подлежащее стоит перед сказуемым. Но можно дать и предложения, которые имеют обратный порядок слов. (Скоро наступит осень. Завянет трава.) Постепенно для анализа нужно вводить вопросительные предложения (куда побежал заяц? и побудительные (Лети, мой самолетик.)

Следующий этап это составление схематического изображения предложения. Модель предложения строится при помощи вертикальной черты (слово) и знака (точка, восклицательный и вопросительный знаки). Например,

Наступила зима ___ ___.

Выпал белый снег ___ ___ ___.

Дети катаются на санках ___ ___ _ ___.

Весело детям зимой ___ ___ ___!

Короткие слова (предлоги, союзы, местоимения) дети должны обозначать на моделях более короткими линиями. Расстояние между линиями, обозначающими отдельные слова, составляют одну клетку (модели изображаются на листе в клетку).

Одновременно с совершенствованием умения составлять разные предложения следует учить дошкольников анализировать состав предложения, называть количество слов и их последовательность. В первое время детям следует давать предложения из 2—3 слов. На начальном этапе обучения воспитатель требует ответов с подробным анализом состава предложения (Например, Летит красивая бабочка. «Первое слово моего предложения — летит, второе — красивая, третье — бабочка». В дальнейшем форма ответа может быть более краткой: «Мое предложение из трех слов: Папа…купил…мяч» — слово от слова ребенок отделяет паузой). Целесообразно использовать прием «эстафеты». Назвав предложение и повторив его, воспитатель кладет перед ребенком фишку или любой маленький предмет, а тот быстро называет первое слово предложения. Воспитатель кладет фишку перед другим ребенком, тот называет второе слово и т. д.

Таким образом, в процессе обучения, старшие дошкольники должны усвоить, что предложение состоит из слов, слова могут делиться на слоги, а также на отдельные звуки.

К концу года дети усваивают звуковой анализ слова трех-четырех звуковых слов, умеют различать гласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный гласный звук, делить слово на слоги из 2-3 слогов, составлять предложения из 2-4 слов.

Программа «Біз мектепке барамыз» предусматривает также подготовку старших дошкольников к обучению письму.

Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего, является умственным процессом. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка даже в самых простых заданиях, выполняемых под руководством и при помощи воспитателя.

Система подготовки к обучению письму включает в себя основные направления, которые являются составной частью организованной учебной деятельности по основам грамоты и развитию речи. Это – развитие руки, подготовка к технике письма, упражнение в аналитико-синтетической деятельности и формирование элементарных графических умений. Каждое направление имеет своё содержание. Рассмотрим каждое из направлений:

Развитие руки. Прежде всего, необходимо сформировать у дошкольника правильный захват орудия письма. Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.Для этого используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др.

Также следует у пражнять старших дошкольников в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 923; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.092 с.)