![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогические механизмы формирования познавательных мотивов
Личность не является пассивным объектом педагогических воздействий, а выступает в качестве активного субъекта процесса обучения. Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они должны возбуждать у учащихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся, и тем, как должны учиться, и стимулировать их активность, стремление к овладению знаниями. Известный дидакт М.А.Данилов по этому поводу писал: «Движущей силой учения является противоречие между знанием и незнанием. В процессе обучения надо создавать условия, чтобы у учащихся возникало переживание этих внутренних противоречий и появлялась потребность в овладении изучаемым материалом». В этой связи создание специальных педагогических ситуаций и использование определенных методических приемов, направленных на возбуждение внутренних противоречий и переживаний в учебной деятельности и стимулирования активности учащихся, являются одним из важнейших условий формирования познавательных мотивов.
Педагогические условия формирования познавательных мотивов учащихся Одним из условий стимулирования активности обучающихся является разъяснение им правил организации учебно-познавательной деятельности и необходимости использования рациональных способов и приемов выполнения учебных заданий. Следующее педагогическое условие связано с необходимостью определения конкретных целей и задач по овладению содержанием образования. Цель обучения конкретизируется в образовательных, воспитательных и развивающих задачах. В реальном учебном процессе цель и задачи обучения определяются с учетом следующих факторов: * требований учебных программ; * возрастных особенностей учащихся; * уровня подготовленности обучающихся; * возможностей педагога, его профессионального мастерства; * оборудования учебного кабинета и т.д. Когда сообщаются образовательные цели и задачи, учащиеся мысленно представляют, что они должны узнать и чему научиться на занятии. Тем самым создается ситуация, которая выводит обучающихся за пределы наличных знаний и концентрирует их внимание на достижении конкретных результатов учебно-познавательной деятельности. Еще одним из педагогических условий стимулирования активности учащихся в овладении учебным материалом и формирования познавательных мотивов является создание проблемных ситуаций и постановка познавательных вопросов. Рассмотренные педагогические условия обеспечивают возбуждение внутренних противоречий и переживаний, которые воздействуют на сознание и учебно-познавательную деятельность учащихся и на этой основе формируют познавательные потребности и мотивы. В психологии такой механизм формирования мотивации получил название «сверху вниз». Его сущность заключается в усвоении учащимися предъявляемых им в готовой форме побуждений, которые по замыслу педагога должны у них сформироваться и которые сами обучающиеся должны постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. В практике обучения может использоваться и другой механизм формирования мотивации – «снизу вверх». Практическая реализация этого механизма применительно к формированию познавательных мотивов требует создания таких условий, когда обучающийся в течение довольно продолжительного времени испытывает необходимость совершенствовать свою учебную деятельность или организуемая учебная деятельность направлена на стимулирование активности учащихся и объективно приводит к формированию их познавательной мотивации. Для организации работы по стимулированию активности учащихся и формированию у них познавательных мотивов весьма существенное значение имеет положение о том, что последние не только проявляются в учебно-познавательной деятельности, но и формируются в ней. Однако не всякая организуемая педагогом учебно-познавательная деятельность стимулирует активность учащихся и способствует формированию познавательной мотивации, а только та, которая отличается содержательностью и привлекательностью форм организации. Одним из условий повышения активности учащихся в учебно-познавательной деятельности является также постановка и актуализация ее общих целей и задач и вовлечение всех учащихся в их реализацию. Участие в деятельности превращается во внутреннюю необходимость только тогда, когда значение и цели деятельности осознаются учащимися и приобретают характер личных мотивов. Поэтому педагогу следует стремиться к тому, чтобы обучающиеся участвовали в учебной деятельности не по принуждению, осознавая ее цель и необходимость. В решении задач активизации учебно-познавательной деятельности и формирования познавательных мотивов учащихся большое значение имеет усиление педагогического контроля за их учебной работой. При этом контроль должен осуществляться не только за результатами учебной работы, но и за процессом организации самостоятельного усвоения материала. Большие возможности для стимулирования у обучающихся внутренних противоречий и формирования познавательных мотивов заключены в воспитательном воздействии личности педагога, проявлении чуткости и уважения к учащимся, установлении с ними доброжелательных отношений и сотрудничества. Только тот педагог оказывает влияние на учащихся, вызывает у них стремление к совершенству, который благодаря своим знаниям, широкому кругозору и высокой эрудиции, является образцом для подражания, пользуется авторитетом, уважением, доверием.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте определения понятий «мотив учения» и «мотивация учения». 2. Каково содержание понятия мотивации учения? 3. Почему противоречия выступают движущей силой учения? 4. В чем заключаются психолого-педагогические механизмы формирования познавательных мотивов? 5. Каковы педагогические условия формирования у учащихся познавательных мотивов?
Литература для самостоятельного изучения 1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. формирование мотивации учения. – М., 1990. 2. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М., 1983. 3. Матюхина М.В. Мотивы учения младших школьников. – М., 1984. 4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. – М., 1986.
Глава 6. Планирование учебно-познавательной деятельности учащихся 6.1. Роль планирования в управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся 6.2. Учебный план образовательного учреждения 6.3. Учебные программы 6.4. Учебники и учебные пособия
6.1. Роль планирования в управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся Планирование является весьма важным и существенным звеном в обучении. Оно всегда направлено на прогнозирование результатов учебно-познавательной деятельности. Оно определяет что, как и когда должно быть выполнено. Составить план – это значит детально продумать и представить весь процесс обучения, последовательность изучения материала, осмыслить те результаты, которые необходимо достичь при этом. Планирование исключает случайность и стихийность в обучении, делает его более целенаправленным. Оно осуществляется на основе таких нормативных документов, как учебные планы и учебные программы, а также при помощи учебников и учебных пособий. Планирование исключает случайность и стихийность в обучении, делает его более целенаправленным. Оно осуществляется на основе таких нормативных документов, как учебные планы и учебные программы, а также при помощи учебников и учебных пособий.
6.2. Учебный план образовательного учреждения Учебный план является основным нормативным государственным документом, в котором определяются перечень учебных предметов и количество часов в неделю, отводимых на их изучение по каждому году обучения. В структуре учебных планов школ Российской Федерации выделяют следующие компоненты: · федеральный образовательный компонент; · национально-региональный образовательный компонент; · школьный образовательный компонент. Федеральный образовательный компонент учебного плана обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которую входят учебные предметы общекультурного и общегосударственного значения. Национально-региональный образовательный компонент учебного плана включает в себя ту часть образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культур. В школьный образовательный компонент включаются учебные предметы, которые отражают специфику конкретного образовательного учреждения и способствуют наиболее полному удовлетворению образовательных потребностей учащихся (обязательные занятия, занятия по выбору и факультативные). В учебных планах школ Республики Беларусь выделяют образовательные компоненты, сходные по своей функциональной направленности с российскими: · республиканский, или базовый, образовательный компонент; · дифференцированный образовательный компонент; · школьный образовательный компонент. Профильное обучение (углубленное изучение отдельных предметов) осуществляется за счет национально-регионального (дифференцированного) и школьного образовательных компонентов. За их счет достигается и вариативность образования. Учебный план общеобразовательной школы устанавливает следующие нормативы организации учебной деятельности: * продолжительность обучения в общеобразовательной школе (общую и по каждой из ее ступеней); * недельную учебную нагрузку (обязательную, а также занятий по выбору учащихся и факультативных занятий); * максимальную недельную учебную нагрузку учащихся; * итоговое количество учебных часов, финансируемых государством. В учебных планах высших учебных заведений выделяют следующие блоки учебных дисциплин (курсов): · общекультурный; · предметный (на педагогических специальностях – психолого-педагогический); · специальный. В каждом из названных блоков предусмотрено время на изучение курсов по выбору (элективных курсов), которые устанавливаются решением совета высшего учебного заведения. Например, курс «Психология и педагогика» в непедагогических вузах отнесен к общекультурному блоку. Содержание образования реализуется в учебных (образовательных) дисциплинах, перечень которых составляет основу учебного плана. Источниками содержания учебного материала для образовательных дисциплин являются компоненты социального опыта. В конкретном учебном предмете один из образовательных компонентов является главным, преобладающим. На этом основании все дисциплины делят на три группы: 1) учебные предметы, в содержании которых преобладают научные знания (русский язык, математика, биология, химия, экономика и др.). 2) учебные предметы, в содержании которых преобладают способы деятельности (неродной и иностранный языки, труд, физическая культура); 3) учебные предметы, в содержании которых преобладает опыт нравственных и эстетических отношений (литература, изобразительное искусство, музыка). Естественно, что от типа учебного предмета зависит и методика его преподавания.
Учебные программы В учебной программе содержание образования в каждом классе раскрывается в виде списка вопросов в каждом классе по конкретному образовательному предмету. Учебная программа является нормативным документом, который утверждается Министерством образования. В ее структуре, как правило, выделяют следующие разделы: · пояснительная записка; · содержание образования в виде списка вопросов; · межпредметные связи; · требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся; · список литературы. В программе также указываются деление курса по классам, разделам, темам; последовательность их изучения, приводится примерная сетка часов, отводимых на изучение раздела или темы. Существуют два способа построения учебных программ: концентрический и линейный. При концентрическом способе учебный материал на низшей ступени образования раскрывается в более простом и общем виде с тем, чтобы подготовить учащихся к изучению его в усложненном виде на последующих ступенях. При линейном способе учебный материал каждой последующей ступени является логическим продолжением того, что изучалось на предыдущих этапах обучения.
Учебники и учебные пособия На уровне материала, который должны усвоить учащиеся, содержание образовательных предметов раскрывается в учебниках и учебных пособиях. В учебнике, как правило, освещаются все вопросы учебной программы. В учебном пособии могут излагаться не все вопросы программы или раскрываться вопросы, выходящие за ее рамки. Учебники и учебные пособия бывают вариативные и дифференцированные. Вариативные учебники и учебные пособия пишутся под одну и ту же учебную программу, но отличаются друг от друга научным уровнем учебного материала, языком и стилем его изложения, структурой и методикой изучения. Дифференцированные учебники строятся, исходя из разных возможностей учащихся и, естественно, из разных учебных программ. Дидактическая модель учебника включает в себя два блока: 1) основной, или содержательный, блок раскрывает содержание учебного предмета; 2) блок средств, или процессуальный, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета, выработку практических умений и навыков, формирование и развитие личности. Поэтому в содержании учебника должны быть отражены: · все соответствующие учебной программе вопросы; · все компоненты содержания образования (научные знания, способы деятельности, опыт социального поведения); · процессуальные элементы, обеспечивающие усвоение учащимися содержания образовательных дисциплин и формирование учебной деятельности. В учебниках и учебных пособиях материал расчленяется на отдельные разделы, темы и параграфы; в них содержатся указания по организации учебной работы, упражнения и задания для самостоятельного выполнения, вопросы для самопроверки, необходимые иллюстрации. Конструирование учебников и учебных пособий осуществляется на основе следующих источников: * учебники и учебные пособия, написанные разными авторами в предыдущие годы; * научные труды классиков философии и педагогики; * книги по истории науки и техники; * научно-популярные книги, написанные классиками науки и учеными-популяризаторами; * статьи, посвященные новым достижениям науки и техники; * нормативные материалы (энциклопедии, справочники, инструкции и т.д.); * собственно авторское понимание науки и методики преподавания образовательной дисциплины. При конструировании учебников и учебных пособий придерживаются следующих дидактических принципов отбора научного материала: 1. ориентация на тип образовательной дисциплины, на ведущий образовательный компонент; 2. целостность содержания отражения (основные понятия, основные положения, следствия, связи между ними); 3. максимальная реализация воспитательных и развивающих возможностей содержания учебного материала. Структура учебника – это внутренний способ организации учебного материала в виде целостной системы и взаимосвязи ее элементов. Структура всегда подчиняется диалектике взаимоотношения части и целого. Структура учебника или учебного пособия в одном случае может строится по усложнению объекта изучения (следуя логике науки), а в другом – в соответствии с развитием предмета изучения (следуя истории науки – от наблюдаемых макроявлений к их объяснению через микроявления).
Вопросы и задания для самоконтроля 1. На основании каких нормативных документов осуществляется планирование учебно-познавательной деятельности учащихся? 2. Что собой представляет структура учебных планов школ России и Беларуси. Какой их компонент устанавливает единое образовательное пространство в стране? 3. Почему в учебных планах школ России выделяют национально-региональный компонент? 4. За счет каких образовательных компонентов учебных планов школ осуществляется профильное обучение? 5. Какие группы учебных предметов включаются в учебные планы? 6. Почему учебная программа по образовательной дисциплине является нормативным документом? 7. Как раскрывается содержание образования в учебных программах и каковы способы их построения? 8. Чем отличаются учебники от учебных пособий и какие их виды вы знаете? 9. Раскройте содержание дидактической модели учебника. 10. Какие образовательные компоненты должны быть включены в содержание учебников и учебных пособий? 11. На каких принципах осуществляется конструирование учебников и учебных пособий?
Литература для самостоятельного изучения 1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить школьников работать с учебником. – М., 1987. 2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999, 3. Зорина Л.Я. Программа – учебник – учитель. – М., 1989. 4. Концевая Л.А. Учебник в руках у школьника. – М., 1975. 5. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М., 1971.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.015 с.) |