Психолого-педагогические механизмы формирования познавательных мотивов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические механизмы формирования познавательных мотивов



Личность не является пассивным объектом педагогических воздействий, а выступает в качестве активного субъекта процесса обучения.

Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они должны возбуждать у учащихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся, и тем, как должны учиться, и стимулировать их активность, стремление к овладению знаниями. Известный дидакт М.А.Данилов по этому поводу писал: «Движущей силой учения является противоречие между знанием и незнанием. В процессе обучения надо создавать условия, чтобы у учащихся возникало переживание этих внутренних противоречий и появлялась потребность в овладении изучаемым материалом». В этой связи создание специальных педагогических ситуаций и использование определенных методических приемов, направленных на возбуждение внутренних противоречий и переживаний в учебной деятельности и стимулирования активности учащихся, являются одним из важнейших условий формирования познавательных мотивов.

 

Педагогические условия формирования познавательных мотивов учащихся

Одним из условий стимулирования активности обучающихся является разъяснение им правил организации учебно-познавательной деятельности и необходимости использования рациональных способов и приемов выполнения учебных заданий.

Следующее педагогическое условие связано с необходимостью определения конкретных целей и задач по овладению содержанием образования. Цель обучения конкретизируется в образовательных, воспитательных и развивающих задачах.

В реальном учебном процессе цель и задачи обучения определяются с учетом следующих факторов:

* требований учебных программ;

* возрастных особенностей учащихся;

* уровня подготовленности обучающихся;

* возможностей педагога, его профессионального мастерства;

* оборудования учебного кабинета и т.д.

Когда сообщаются образовательные цели и задачи, учащиеся мысленно представляют, что они должны узнать и чему научиться на занятии. Тем самым создается ситуация, которая выводит обучающихся за пределы наличных знаний и концентрирует их внимание на достижении конкретных результатов учебно-познавательной деятельности.

Еще одним из педагогических условий стимулирования активности учащихся в овладении учебным материалом и формирования познавательных мотивов является создание проблемных ситуаций и постановка познавательных вопросов.

Рассмотренные педагогические условия обеспечивают возбуждение внутренних противоречий и переживаний, которые воздействуют на сознание и учебно-познавательную деятельность учащихся и на этой основе формируют познавательные потребности и мотивы. В психологии такой механизм формирования мотивации получил название «сверху вниз». Его сущность заключается в усвоении учащимися предъявляемых им в готовой форме побуждений, которые по замыслу педагога должны у них сформироваться и которые сами обучающиеся должны постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие.

В практике обучения может использоваться и другой механизм формирования мотивации – «снизу вверх». Практическая реализация этого механизма применительно к формированию познавательных мотивов требует создания таких условий, когда обучающийся в течение довольно продолжительного времени испытывает необходимость совершенствовать свою учебную деятельность или организуемая учебная деятельность направлена на стимулирование активности учащихся и объективно приводит к формированию их познавательной мотивации.

Для организации работы по стимулированию активности учащихся и формированию у них познавательных мотивов весьма существенное значение имеет положение о том, что последние не только проявляются в учебно-познавательной деятельности, но и формируются в ней. Однако не всякая организуемая педагогом учебно-познавательная деятельность стимулирует активность учащихся и способствует формированию познавательной мотивации, а только та, которая отличается содержательностью и привлекательностью форм организации.

Одним из условий повышения активности учащихся в учебно-познавательной деятельности является также постановка и актуализация ее общих целей и задач и вовлечение всех учащихся в их реализацию. Участие в деятельности превращается во внутреннюю необходимость только тогда, когда значение и цели деятельности осознаются учащимися и приобретают характер личных мотивов. Поэтому педагогу следует стремиться к тому, чтобы обучающиеся участвовали в учебной деятельности не по принуждению, осознавая ее цель и необходимость.

В решении задач активизации учебно-познавательной деятельности и формирования познавательных мотивов учащихся большое значение имеет усиление педагогического контроля за их учебной работой. При этом контроль должен осуществляться не только за результатами учебной работы, но и за процессом организации самостоятельного усвоения материала.

Большие возможности для стимулирования у обучающихся внутренних противоречий и формирования познавательных мотивов заключены в воспитательном воздействии личности педагога, проявлении чуткости и уважения к учащимся, установлении с ними доброжелательных отношений и сотрудничества. Только тот педагог оказывает влияние на учащихся, вызывает у них стремление к совершенству, который благодаря своим знаниям, широкому кругозору и высокой эрудиции, является образцом для подражания, пользуется авторитетом, уважением, доверием.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определения понятий «мотив учения» и «мотивация учения».

2. Каково содержание понятия мотивации учения?

3. Почему противоречия выступают движущей силой учения?

4. В чем заключаются психолого-педагогические механизмы формирования познавательных мотивов?

5. Каковы педагогические условия формирования у учащихся познавательных мотивов?

 

Литература для самостоятельного изучения

1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. формирование мотивации учения. – М., 1990.

2. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М., 1983.

3. Матюхина М.В. Мотивы учения младших школьников. – М., 1984.

4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. – М., 1986.

 

 

Глава 6. Планирование учебно-познавательной деятельности учащихся

6.1. Роль планирования в управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся

6.2. Учебный план образовательного учреждения

6.3. Учебные программы

6.4. Учебники и учебные пособия

 

6.1. Роль планирования в управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся

Планирование является весьма важным и существенным звеном в обучении. Оно всегда направлено на прогнозирование результатов учебно-познавательной деятельности. Оно определяет что, как и когда должно быть выполнено.

Составить план – это значит детально продумать и представить весь процесс обучения, последовательность изучения материала, осмыслить те результаты, которые необходимо достичь при этом.

Планирование исключает случайность и стихийность в обучении, делает его более целенаправленным. Оно осуществляется на основе таких нормативных документов, как учебные планы и учебные программы, а также при помощи учебников и учебных пособий.

Планирование исключает случайность и стихийность в обучении, делает его более целенаправленным. Оно осуществляется на основе таких нормативных документов, как учебные планы и учебные программы, а также при помощи учебников и учебных пособий.

 

6.2. Учебный план образовательного учреждения

Учебный план является основным нормативным государственным документом, в котором определяются перечень учебных предметов и количество часов в неделю, отводимых на их изучение по каждому году обучения.

В структуре учебных планов школ Российской Федерации выделяют следующие компоненты:

· федеральный образовательный компонент;

· национально-региональный образовательный компонент;

· школьный образовательный компонент.

Федеральный образовательный компонент учебного плана обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которую входят учебные предметы общекультурного и общегосударственного значения.

Национально-региональный образовательный компонент учебного плана включает в себя ту часть образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культур.

В школьный образовательный компонент включаются учебные предметы, которые отражают специфику конкретного образовательного учреждения и способствуют наиболее полному удовлетворению образовательных потребностей учащихся (обязательные занятия, занятия по выбору и факультативные).

В учебных планах школ Республики Беларусь выделяют образовательные компоненты, сходные по своей функциональной направленности с российскими:

· республиканский, или базовый, образовательный компонент;

· дифференцированный образовательный компонент;

· школьный образовательный компонент.

Профильное обучение (углубленное изучение отдельных предметов) осуществляется за счет национально-регионального (дифференцированного) и школьного образовательных компонентов. За их счет достигается и вариативность образования.

Учебный план общеобразовательной школы устанавливает следующие нормативы организации учебной деятельности:

* продолжительность обучения в общеобразовательной школе (общую и по каждой из ее ступеней);

* недельную учебную нагрузку (обязательную, а также занятий по выбору учащихся и факультативных занятий);

* максимальную недельную учебную нагрузку учащихся;

* итоговое количество учебных часов, финансируемых государством.

В учебных планах высших учебных заведений выделяют следующие блоки учебных дисциплин (курсов):

· общекультурный;

· предметный (на педагогических специальностях – психолого-педагогический);

· специальный.

В каждом из названных блоков предусмотрено время на изучение курсов по выбору (элективных курсов), которые устанавливаются решением совета высшего учебного заведения. Например, курс «Психология и педагогика» в непедагогических вузах отнесен к общекультурному блоку.

Содержание образования реализуется в учебных (образовательных) дисциплинах, перечень которых составляет основу учебного плана.

Источниками содержания учебного материала для образовательных дисциплин являются компоненты социального опыта. В конкретном учебном предмете один из образовательных компонентов является главным, преобладающим. На этом основании все дисциплины делят на три группы:

1) учебные предметы, в содержании которых преобладают научные знания (русский язык, математика, биология, химия, экономика и др.).

2) учебные предметы, в содержании которых преобладают способы деятельности (неродной и иностранный языки, труд, физическая культура);

3) учебные предметы, в содержании которых преобладает опыт нравственных и эстетических отношений (литература, изобразительное искусство, музыка).

Естественно, что от типа учебного предмета зависит и методика его преподавания.

 

Учебные программы

В учебной программе содержание образования в каждом классе раскрывается в виде списка вопросов в каждом классе по конкретному образовательному предмету. Учебная программа является нормативным документом, который утверждается Министерством образования. В ее структуре, как правило, выделяют следующие разделы:

· пояснительная записка;

· содержание образования в виде списка вопросов;

· межпредметные связи;

· требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся;

· список литературы.

В программе также указываются деление курса по классам, разделам, темам; последовательность их изучения, приводится примерная сетка часов, отводимых на изучение раздела или темы.

Существуют два способа построения учебных программ: концентрический и линейный.

При концентрическом способе учебный материал на низшей ступени образования раскрывается в более простом и общем виде с тем, чтобы подготовить учащихся к изучению его в усложненном виде на последующих ступенях.

При линейном способе учебный материал каждой последующей ступени является логическим продолжением того, что изучалось на предыдущих этапах обучения.

 

Учебники и учебные пособия

На уровне материала, который должны усвоить учащиеся, содержание образовательных предметов раскрывается в учебниках и учебных пособиях.

В учебнике, как правило, освещаются все вопросы учебной программы. В учебном пособии могут излагаться не все вопросы программы или раскрываться вопросы, выходящие за ее рамки.

Учебники и учебные пособия бывают вариативные и дифференцированные. Вариативные учебники и учебные пособия пишутся под одну и ту же учебную программу, но отличаются друг от друга научным уровнем учебного материала, языком и стилем его изложения, структурой и методикой изучения. Дифференцированные учебники строятся, исходя из разных возможностей учащихся и, естественно, из разных учебных программ.

Дидактическая модель учебника включает в себя два блока:

1) основной, или содержательный, блок раскрывает содержание учебного предмета;

2) блок средств, или процессуальный, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета, выработку практических умений и навыков, формирование и развитие личности.

Поэтому в содержании учебника должны быть отражены:

· все соответствующие учебной программе вопросы;

· все компоненты содержания образования (научные знания, способы деятельности, опыт социального поведения);

· процессуальные элементы, обеспечивающие усвоение учащимися содержания образовательных дисциплин и формирование учебной деятельности.

В учебниках и учебных пособиях материал расчленяется на отдельные разделы, темы и параграфы; в них содержатся указания по организации учебной работы, упражнения и задания для самостоятельного выполнения, вопросы для самопроверки, необходимые иллюстрации.

Конструирование учебников и учебных пособий осуществляется на основе следующих источников:

* учебники и учебные пособия, написанные разными авторами в предыдущие годы;

* научные труды классиков философии и педагогики;

* книги по истории науки и техники;

* научно-популярные книги, написанные классиками науки и учеными-популяризаторами;

* статьи, посвященные новым достижениям науки и техники;

* нормативные материалы (энциклопедии, справочники, инструкции и т.д.);

* собственно авторское понимание науки и методики преподавания образовательной дисциплины.

При конструировании учебников и учебных пособий придерживаются следующих дидактических принципов отбора научного материала:

1. ориентация на тип образовательной дисциплины, на ведущий образовательный компонент;

2. целостность содержания отражения (основные понятия, основные положения, следствия, связи между ними);

3. максимальная реализация воспитательных и развивающих возможностей содержания учебного материала.

Структура учебника – это внутренний способ организации учебного материала в виде целостной системы и взаимосвязи ее элементов.

Структура всегда подчиняется диалектике взаимоотношения части и целого. Структура учебника или учебного пособия в одном случае может строится по усложнению объекта изучения (следуя логике науки), а в другом – в соответствии с развитием предмета изучения (следуя истории науки – от наблюдаемых макроявлений к их объяснению через микроявления).

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. На основании каких нормативных документов осуществляется планирование учебно-познавательной деятельности учащихся?

2. Что собой представляет структура учебных планов школ России и Беларуси. Какой их компонент устанавливает единое образовательное пространство в стране?

3. Почему в учебных планах школ России выделяют национально-региональный компонент?

4. За счет каких образовательных компонентов учебных планов школ осуществляется профильное обучение?

5. Какие группы учебных предметов включаются в учебные планы?

6. Почему учебная программа по образовательной дисциплине является нормативным документом?

7. Как раскрывается содержание образования в учебных программах и каковы способы их построения?

8. Чем отличаются учебники от учебных пособий и какие их виды вы знаете?

9. Раскройте содержание дидактической модели учебника.

10. Какие образовательные компоненты должны быть включены в содержание учебников и учебных пособий?

11. На каких принципах осуществляется конструирование учебников и учебных пособий?

 

Литература для самостоятельного изучения

1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить школьников работать с учебником. – М., 1987.

2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999,

3. Зорина Л.Я. Программа – учебник – учитель. – М., 1989.

4. Концевая Л.А. Учебник в руках у школьника. – М., 1975.

5. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М., 1971.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.063 с.)