Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки формирования учебной деятельности (пути формирования)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Учебная деятельность должна увлекать детей, приносить радость и удовольствие. Поэтому важно формировать познавательные интересы у ребенка, т.к. они лежат в основе учебных мотивов. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил, а если ребенок усваивает учебный материал без интереса, то эти знания будут формальны. Отсюда первой предпосылкой является формирование познавательных интересов. Вторая предпосылка – овладение дошкольником общими способами действий (т.е. такими действиями, которые помогают решать практические и познавательные задачи): - умение слушать - работать по указанию - способность отделять свои действия от действий других - способность контролировать свое поведение Третья предпосылка – самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Дети дошкольного возраста выделяют не только результат, но и знания, умения, которые при этом усваиваются. Поэтому происходит переориентация сознания детей с конечного результата на способ его достижения, и если ребенок пытается использовать этот опыт в новых условиях, то ребенок приходит к определенному обобщению. Четвертая предпосылка – обучение детей контролю за своими собственными действиями. Учебная деятельность осуществляется на основе образца действий – ребенок сопоставляет свои действия с образцом, т.е. контролирует их.
Общие цели УД: 1) формирование знаний (системы понятий) и способов деятельности (приемов познавательной деятельности, навыков и умений); 2) повышение общего уровня умственного развития, изменение самого типа мышления и формирование потребностей и способностей к самообучению, умение учиться. В процессе обучения необходимо решить следующие задачи: - стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; - организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; - развитие мышления, памяти, творческих способностей; - совершенствование учебных умений и навыков; - выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Учебная деятельность дошкольников имеет следующие особенности: *она формируется в процессе игровой деятельности; *имеет структуру, состоящую из элементов: способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу. так и работу других детей; положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности; привычные способы самоконтроля и самооценки этой деятельности; умение работать в коллективе.
Виды мотивов: Познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками учебной деятельности: стремление получать знания, стремление овладевать способами самостоятельного приобретения знаний; познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспитание в дошкольном учреждении и др.); Социальные мотивы – мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших, добиться успеха, престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками; Мотив достижения успеха — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей. Переживание успеха и неуспеха в разных видах деятельности вносит свой вклад в отношение ребенка к себе, а значит и в его личностное развитие. Необходимо развивать у ребенка мотивацию достижения успеха, а стремление избегать неудач, нужно снижать. Процесс обучения должен быть для детей радостным, позитивным, они должны четко знать для чего они учатся, какие у них перспективы и успехи. Все это поможет им развивать мотивацию успеха. Задача педагогов и родителей не упустить момент, потому что возраст 5-7 лет, самый подходящий для этого. Дети уже достаточно сознательные, и при этом взрослые для них авторитет и эталон. Самостоятельность детей дошкольного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. Мотив избегания неудачи – это такой мотив, когда дети стараются избежать плохой оценки их деятельности и тех последствий, которые она за собой влечет – недовольство воспитателя, учителя, санкции родителей. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Мотив саморазвития — это стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. А.Г. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Условия, необходимые для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей: 1. Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность. 2. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества со взрослым, по принципу педагогической поддержки, а это значит - верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку, постоянно радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности. 3. Учить ребенка планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат. 4. Выстраивать деятельность с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии. 5. Учить ребенка грамотному объяснению своих успехов и неудач. 6. Оценка взрослого должна относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Взрослому необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами. 7. Необходимо поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Показатели выраженности познавательной мотивации: 1. эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»); 2. целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца); 3. степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 587; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.124 (0.011 с.) |