Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Руководство учебно-познавательной деятельностью учащихсяСодержание книги Поиск на нашем сайте
В процессе обучения решаются разнообразные задачи. В одном случае надо добиться прочного усвоения учащимися учебного материала, в другом – сформировать определенные умения и навыки, в третьем – воспитать определенные качества личности. Классно-урочная система не позволяет максимально индивидуализировать процесс обучения, так как одни учащиеся впереди и работают без должной умственной нагрузки, а другие – испытывают затруднения в овладении учебным материалом. Поэтому педагог, учитывая это, должен регулировать и руководить учебно-познавательной деятельностью учащихся. Одним следует давать задания повышенной сложности, другим – дополнительные задания, направленные на ликвидацию пробелов в знаниях, а третьим – больше помогать в обучении, чтобы они лучше усваивали учебный материал. Руководство учебно-познавательной деятельностью зачастую определяется стилем общения педагога с учащимися. Выделяют три основных стиля общения: * авторитарный (императивный) стиль характеризуется тем, что преподаватель навязывает учащимся свою волю и не дает им возможности проявлять инициативу. В общении с ними он использует такие способы воспитательного воздействия, как приказ, выговор, угроза наказания, называет их, как правило, по фамилиям и очень часто повышает голос. * демократический стиль характеризуется необходимой требовательностью и доброжелательными взаимоотношениями преподавателя и учащихся, его стремлением к сотрудничеству, использованием убеждения как метода педагогического воздействия и стимулирования их активности в учебной и различных видах внеучебной деятельности. Педагог с таким стилем общения отличается выдержкой и педагогическим тактом, высокой эмоциональной устойчивостью, очень редко называет учеников по фамилиям и повышает на них голос. * либеральный стиль отличается тем, что педагог зачастую формально относиться к выполнению своих обязанностей, предоставляет учащимся полную свободу, не реагирует на нарушение ими дисциплины и таким образом старается создать доброжелательные отношения в коллективе. Руководство и регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся осуществляется также на основе контроля за результатами их обучением.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какие познавательные действия должны совершить учащиеся, чтобы овладеть учебным материалом? 2. Как формируются у учащихся представления и понятия? 3. Какие способы активного запоминания учебного материала вы знаете? 4. Что формируется у учащихся в результате применения знаний на практике? 5. Почему в процессе обучения необходимо осуществлять повторение изученного материала? 6. Что составляет процессуальные основы обучения? 7. Дайте определения понятиям «методы обучения», методический прием», «средства организации обучения». 8. Назовите основные методы обучения и раскройте их функциональную направленность. 9. В какие группы можно объединить уроки? Каковы дидактические основы их построения. 10. Что такое экскурсия как форма организации обучения. 11. Какие требования необходимо учитывать при выполнении домашней работы? 12. На основе чего осуществляется руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Литература для самостоятельного изучения 1. Бордовская К.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2000. 2. Выбор методов обучения/ Под ред. Ю.К.Бабанского. – М., 1981. 3. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М., 1960. 4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. 5. Онищук В.А. Урок в современной школе. – М., 1981. 6. Чэпікаў В.Ц. Дамашняя вучэбная праца малодшых школьнікаў// Пачатковая школа. – 2001. – №3,5. 7. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988. 8. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.
Глава 8. Контроль за учебно-познавательной деятельностью
8.1. Понятие о контроле за учебной деятельностью 8.2. Функции контроля за учебно-познавательной деятельностью 8.3. Содержание и виды контроля за учебной деятельностью 8.4. Методы контроля за учебной деятельностью. Понятие о контроле за учебной деятельностью В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Он является важной и необходимой составной частью обучения. От его правильной постановки во многом зависит эффективность учебно-познавательной деятельности обучающихся. С помощью контроля преподаватель осуществляет «обратную связь» в обучении, т.е. имеет возможность видеть результаты своей работы. Планомерное осуществление контроля позволяет педагогу привести в систему усвоенный учащимися за определенный период времени материал, выявить пробелы в их знаниях, умениях и навыках, определить качество усвоения изученного. Контроль, осуществляемый педагогом, и самоконтроль позволяют каждому из учащихся увидеть результаты своей учебно-познавательной деятельности и устранить имеющиеся недостатки. В качестве приемов осуществления самоконтроля выступают: воспроизведение учебного материала вслух или про себя, ответы на вопросы учебника, составление краткого плана или тезисов прочитанного, решение задач и примеров, придумывание своих примеров и т.д.
Функции контроля за учебно-познавательной деятельностью Контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся направлен на выполнение следующих основных функций: собственно контролирующей; обучающей; воспитывающей; развивающей. Собственно контролирующая функция контроля заключается в том, что он позволяет выявить состояние знаний, умений и навыков учащихся и определить возможности дальнейшего продвижения в изучении программного материала. Обучающая функция контроля состоит в том, что, отчитываясь в усвоенных знаниях, учащиеся еще раз повторяют учебный материал, выполняет упражнения, и таким образом закрепляют знания, умения и навыки. Кроме того, в процессе проверки и оценки они выслушивают дополнительные объяснения педагога, которые позволяют ликвидировать недостатки в усвоении учебного материала. Воспитывающая функция контроля заключается в приучении учащиеся к систематической учебной работе, что способствует воспитанию у них таких качеств личности, как аккуратность, настойчивость, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность. Развивающая функция контроля связана с тем, что он способствует правильной организации учебной работы и усвоению социального опыта, заключенного в содержании образования, что обеспечивает личностное развитие обучающихся. К организации контроля за учебной деятельностью учащихся предъявляются следующие требования: * систематичность и регулярность осуществления; * разнообразие методов проведения; * объективность; * дифференцированный подход в осуществлении; * единство требований педагогов.
Содержание и виды контроля за учебной деятельностью Содержание контроля за учебной деятельностью определяется задачами обучения, спецификой учебных предметов, уровнем подготовки и развития учащихся. В процессе контроля педагог должен осуществляет комплексную проверку учебно-познавательной деятельности учащихся по следующим критериям: * усвоение знаний по отдельным предметам; * степень выработки специальных и учебных умений и навыков; * динамика формирования и развития; * формирование познавательных интересов и творческих способностей. Однако следует отметить, что в практике обучения сложились четкие критерии оценки только усвоения обучающимися системы знаний и сформированности специальных умений и навыков. Остальные результаты учебно-познавательной деятельности учащихся, как правило, не контролируются, хотя они являются наиболее важными. Выделяют три основных вида контроля: текущий, тематический, итоговый. Текущий контроль осуществляется педагогом в ходе повседневной работы на уроках. Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования у учащихся стремления к систематической учебной работе, в повышении интереса к изучению отдельных предметов. Тематический контроль осуществляется после изучения отдельной темы или раздела учебной программы. Его задача состоит в том, чтобы выяснить, как учащиеся усвоили сравнительно большой по объему учебный материал. Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года, а также по окончании курса обучения в основной и средней школе. Разнообразие видов контроля обуславливает необходимость применения различных методов контроля за учебно-познавательной деятельностью (методов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.189 (0.007 с.) |