Глава 5. Мотивация учения и ее формирование у учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Мотивация учения и ее формирование у учащихся



Раздел II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)

Глава 4. Образование как социокультурный феномен и общечеловеческая ценность

4.1. Социальная ценность и личностная значимость образования

4.2. Содержание образования и источники его формирования

4.3. Обучение как средство образования и процесс управления учебно-познавательной деятельностью

4.4. Непрерывность образования.

4.5. Самообразование как процесс самосовершенствования

4.6. Система образования в Российской Федерации и Республике Беларусь

 

4.1. Социальная ценность и личностная значимость образования

Понятие «образование» было впервые введено в педагогическую науку И.Г.Песталоцци (1746–1827). Его сущность он понимал как формирование образа.

Долгое время понятие «образование» употреблялось как синоним понятия «воспитание» в широком общепедагогическом значении. В советской педагогике это понятие сузили и стали под ним понимать процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков. В настоящее время оно трактуется значительно шире. Так, в Законе «Об образовании» Российской Федерации сказано, что «под образованием... понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

В «Законе об образовании в Республике Беларусь» образование определяется как «процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, умножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, эстетическом, нравственным, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики».

В законах об образовании в Российской Федерации и Республике Беларусь понятие «образование» трактуется как процесс обучения и воспитания. Кроме того в «Законе об образовании в Республике Беларусь» конкретизируются также составные части образования (см. С.21).

Однако приведенные выше определения хотя и являются достаточно глубокими, но не совсем четко раскрывают педагогический смысл и личностное значение этого процесса. Поэтому под образованием следует понимать общественно организованный педагогический процесс, направленный на усвоение человеком социального опыта, вследствие чего происходит его подготовка к жизни в обществе (социализация) и личностное формирование и развитие (индивидуализация).

Следовательно, образование имеет не только социальную ценность (позволяет подготовить растущего человека к жизни в обществе), но и личностную значимость (способствует личностному формированию и развитию человека). Кроме того данное определение понятия «образование» позволяет нам ответить на вопрос: чему необходимо учить подрастающее поколение, т.е. определить, каким должно быть содержание образования.

 

4.2. Содержание образования и источники его формирования

Из сказанного выше понятно, что содержание образования формируется на основе социального опыта, накопленного в обществе. Чтобы осуществлялись подготовка растущего человека к жизни в обществе, всестороннее формирование и развитие его личности в содержание образования должны быть включены все компоненты социального опыта (см. С.17):

Отсюда следует, что содержание образования есть система научных знаний, способов деятельности и социальных отношений, которыми должны овладеть обучающиеся.

Однако собственно содержание образования не определяет личностное формирование растущего человека и его социализацию, а лишь выступает их предпосылкой. Все зависит от того, какое количество социального опыта усвоит человек. Процессы социализации и индивидуализации (см. Раздел I) диалектически взаимосвязаны. Чем больше социального опыта усвоит растущий человек, тем в большей степени он будет подготовлен к жизни в обществе, т.е. социализирован, и больше приобретет личностных свойств и качеств, т.е. в большей степени будет формироваться как личность.

В Законе «Об образовании» Российской Федерации сформулирован ряд общих требований к содержанию образования. Они заключаются в следующем:

1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:

на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее реализации;

на развитие гражданского общества;

на укрепление и совершенствование правового государства.

2.Содержание образования должно обеспечивать:

формирование у обучающихся адекватной современному уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

интеграцию личности в систему мировой и национальных культур;

формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

3.Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

 

4.3. Обучение как средство образования и процесс управления учебно-познавательной деятельностью

Овладение социальным опытом, т.е. содержанием образования, происходит только в процессе активной учебно-познавательной деятельности самой развивающейся личности. Еще немецкий педагог А.Дистервег (1790-1866) писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение»[1].

Чтобы помочь подрастающим поколениям быстро и эффективно усвоить социальный опыт, общество организовало их обучение, которое осуществляется специально подготовленными для этого людьми – педагогами. Обучение является двусторонним процессом. С одной стороны, в нем участвуют обучающиеся, которые учатся, т.е. осуществляют учебно-познавательную деятельность, с другой, – педагог, который обучает, т.е. организует эту деятельность.

Выступая средством образования, обучение выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Реализация образовательной функции обучения предполагает вооружение обучающихся системой научных знаний и формирование у них специальных и учебно-познавательных умений и навыков.

Знания есть усвоенные и сохраняющиеся в памяти основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.п.).

Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навык – автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Специальные умения и навыки формируются у учащихся при изучении какой-либо одной дисциплины, а учебно-познавательные – вырабатываются в процессе обучения и определяют эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся.

Воспитательная функция обучения реализуется через его содержательную и процессуальную части. В процессе усвоения содержания образования учащиеся овладевают мировоззренческими, нравственно-эстетическими, санитарно-гигиеническими знаниями и физкультурно-оздоровительными и другими знаниями, которые являются основой для формирования мировоззрения, социальных мотивов и привычек поведения.

Воспитывающий характер носит и сам процесс обучения. Организованное должным образом обучение требует от учащихся соблюдения определенных правил, выбора соответствующих способов поведения, что способствует формированию у них положительного отношения к учению, сверстникам и педагогу; воспитанию таких качеств личности, как старательность, усидчивость, внимательность, аккуратность, собранность, настойчивость, организованность, исполнительность, ответственность и др. Поэтому для реализации воспитательной функции обучения необходимо не только особое моделирование его содержания, но и специальная организация усвоения этого содержания обучающимися.

Развивающая функция обучения предполагает направленность его содержания и организации на формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения), эмоциональной и волевой сфер личности, двигательной активности, творческих способностей учащихся.

Все функции обучения взаимосвязаны между собой и обусловливают друг друга. В практике обучения реализация образовательной, воспитательной и развивающих функций обучения осуществляется:

* через планирование образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения;

* подбор соответствующего содержания учебного материала и видов учебно-познавательной деятельности учащихся;

* комплексное использование методов организации обучения и контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Как отмечалось выше, педагог не может непосредственно «передать» знания, умения и навыки, а также личностные качества обучающимся. Он может только организовать учебно-познавательную деятельность по их усвоению и формированию. Обучающая деятельность педагога заключается в формировании у учащихся мотивации учения, в планировании, организации и руководстве их учебно-познавательной деятельностью, а также в осуществлении контроля за ее результатами. В теории управления мотивация, планирование, организация, руководство и контроль рассматриваются как управленческие действия, образующие законченный управленческий цикл. Подобная цикличность наблюдается и в обучающей работе педагога[2]. В этой связи обучение следует рассматривать как управляемый педагогом процесс формирования мотивации, планирования, организации, руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся по овладению содержанием образования, а также контроля за ее результатами. Более подробно перечисленные педагогические действия будут рассмотрены в следующих главах.

 

4.4. Непрерывность образования

В Российской Федерации и Республике Беларусь существует система непрерывного образования. Ее функционирование осуществляется на основе стандартизации всех видов образования и преемственности между образовательными программами.

Государственные образовательные стандарты – это нормативные документы, которые устанавливают требования к структуре, содержанию и уровню образования, а также максимальную учебную нагрузку. На основе Государственных образовательных стандартов разрабатываются соответствующие образовательные программы, которые определяют вид образования, его содержание и уровень.

В настоящее время выделяют следующие виды образования, которые может получить человек:

* общее образование.

* профессиональное образование.

* дополнительное образование.

Общее образование предполагает общетеоретическую подготовку школьников по основам важнейших наук о природе и обществе, а также овладение ими наиболее распространенными умениями и навыками по применению приобретенных знаний на практике.

Содержание общего образования определяется образовательными программами, в соответствии с которыми устанавливаются следующие его уровни (ступени):

* дошкольное образование осуществляется в семье и детских дошкольных воспитательных учреждениях;

* начальное общее образование ребенок получает после окончания начальной школы;

* основное общее образование является обязательным для всех детей;

* среднее (полное) общее образование школьники получают после окончания общеобразовательной школы, гимназии, лицея.

Общее образование является основой для получения профессионального и дополнительного образования.

В настоящее время в Республике Беларусь осуществляется переход на 12-летнее общее образование, в Российской Федерации пока проводится эксперимент.

Профессиональное образование обеспечивает удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении своего образования и получение профессиональной подготовки в определенной сфере трудовой деятельности.

Содержание профессионального образования определяется образовательно-профессиональными программами, в соответствии с которыми выделяются следующие его уровни:

* начальное профессиональное образование (получают в профессионально-технических училищах, профессиональных лицеях);

* среднее профессиональное образование (осуществляется в средних специальных учебных заведениях – техникумах, училищах, колледжах);

* высшее профессиональное образование (получают в высших учебных заведениях – институтах, университетах, академиях).

В зависимости от специальности, на которой обучался человек, и полученного уровня профессионального образования, ему присваивается соответствующая квалификация.

В последние годы в России и Беларуси практикуется многоуровневая (многоступенчатая) подготовка специалистов, широко распространенная в мировой образовательной практике:

а) бакалавриат – 4 года обучения (первая ступень высшего образования);

б) магистратура – 2 года обучения (вторая ступень высшего образования);

Подготовка специалистов высшей квалификации осуществляется в аспирантуре (3-4 года обучения; после защиты диссертации присваивается ученая степень кандидата наук) и докторантуре (3 года обучения; после защиты соответствующей диссертации присваивается ученая степень доктора наук).

Дополнительное образование имеет своей целью удовлетворение образовательных потребностей личности и осуществляется в интересах общества и государства. Оно базируется на общем и профессиональном образовании, углубляет и расширяет их.

Содержание дополнительного образования определяется образовательными программами, которые могут быть реализованы:

а) в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

б) в образовательных учреждениях дополнительного образования (институты повышения квалификации и переподготовки, музыкальные и художественные школы, дома детского творчества, станции юннатов, спортивные школы и др.);

в) посредством самообразования.

В некоторых учебных пособиях по педагогике выделяют такие виды образования, как политехническое (П.И.Пидкасистый, И.П.Подласый) и техническое (И.Ф.Харламов). Эти виды образования скорее следует отнести к профессиональному образованию.

Важнейшими задачами всех видов образования являются:

* подготовка к дальнейшему образованию (самообразование);

* включение подрастающих поколений в жизнь современного общества (социализация);

* личностное формирование и развитие, получающих соответствующее образование (индивидуализация).

 

4.5. Самообразование как процесс самосовершенствования

Утверждение известного советского психолога С.Л.Рубинштейна о том, что «человек доподлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом», относится не только к процессу обучения, но и самообразования.

Самообразование есть сознательная деятельность человека, направленная на самостоятельное познание, повышение своего образования и личностное совершенствование. Самообразование осуществляется в ходе самостоятельной учебной работы, которая характеризуется организационной и познавательной самостоятельностью учащихся.

Организационная самостоятельность проявляется в умении учащихся правильно организовать свой режим дня, поставить цель, спланировать и выполнить учебную работу. Она включает в себя овладение таки необходимыми элементами культуры умственного труда, как умение сосредоточиться на главном, умение разумно распределить свое время, физические и духовные силы.

Познавательная самостоятельно сть выражается в готовности изучать материал без посторонней помощи изучать. Ее формирование происходит тогда, когда усвоение осуществляется не путем механического запоминания, а с учетом психолого-педагогических закономерностей усвоения знаний, на основе овладения такими познавательными умениями, как:

а) умение наблюдать и воспринимать предметы и явления окружающего мира, выделять их признаки и свойства;

б) умение сравнивать, анализировать, обобщать изучаемый материал, самостоятельно делать выводы и запоминать его;

в) умение осуществлять контроль за результатами своей учебной деятельности.

Овладение названными умениями самостоятельной работы и рациональной организации учебной деятельности является признаком сформированности у учащихся культуры умственного труда как предпосылки дальнейшего самообразования.

Вопрос о самообразовании становиться актуальным после окончания общеобразовательной школы. Поэтому одной из важнейших ее задач является подготовка учащихся к самообразованию, формирование у них умений и навыков самостоятельной учебной работы.

Движущей силой самообразования выступает потребность человека в самоизменении и самосовершенствовании. Такая потребность появляется тогда, когда человек через самопознание начинает постигать социальную и личностную ценность образования.

 

 

4.6. Система образования в Российской Федерации и Республике Беларусь

В бывшем Советском Союзе существовала определенная система образовательных учреждений, которые обеспечивали реализацию всех видов образования. После его распада в России и Беларуси были приняты свои Законы «Об образовании». Однако в структуре и принципах построения систем образования этих государств осталось много общего.

Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в государстве, связь и преемственность между ними, а также те принципы и положения, на основе которых они строят свою работу (рис. 3).

Основные принципы и положения, на которых базируются системы образования России и Беларуси следующие:

* гуманистический характер образования;

* приоритет общечеловеческих ценностей;

* свободное развитие личности;

* доступность образования;

* бесплатность общего образования;

* всесторонняя защита потребителя образования;

* сохранение единства федерального, культурного и образовательного пространства;

* свобода и плюрализм в образовании;

* открытость и демократический государственно-общественный характер управления образованием;

* светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

* получение образования на родном языке;

* связь образования с национальными и региональными культурами и традициями;

* преемственность образовательных программ;

* вариативность образования.

Выделяют три формы получения образования:

а) без отрыва от производства;

б) с отрывом от производства;

в) экстернат.

 

  Докторантура      
    Аспирантура      
               
    Учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров        
                       
Образовательные учреждения начального профессионального образования   Образовательные учреждения среднего профессионального образования   Образовательные учреждения высшего профессионального образования    
   
       
   
                                 
  Основное общее образование Среднее (полное) общее образование   Учреждения дополнительного образования    
Образовательные учреждения основного образования      
           
    Воспитательные учреждения дошкольного образования      
                                                   

 

Рис.3. Структура системы образования в Российской Федерации и Республики Беларусь

 

 

Законами «Об образовании» России и Беларуси предусматривается не только функционирование не только государственных, но и создание различных типов частных образовательных учреждений.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается социальная ценность и личностная значимость образования?

2. Докажите, что в процессе образования происходит социализация человека и его индивидуализация.

3. Почему содержание образования является предпосылкой формирования и развития обучающегося?

4. Какие требования предъявляются к содержанию образования?

5. Назовите и охарактеризуйте основные виды образования.

6. Почему обучение выступает средством образования?

7. Как с позиций теории управления следует рассматривать обучение?

8. Какие функции выполняет обучение, в чем их сущность?

9. Что представляет собой самообразование и как оно осуществляется?

10. Назовите образовательные учреждения, входящие в структуру системы образования.

11. На каких принципах и положениях строится система образования в России и Беларуси?

 

Литература для самостоятельного изучения

1. Актуальные проблемы высшего педагогического образования в условиях реформы школы. – Мн., 1999.

2. Бестужев-Лада И.В. Маяк для системы образования: о модели идеальной системы образования страны// Управление школой. Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 1998. – №34. – С.11-12.

3. Бордовская К.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2000.

4. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999,

5. Закон "Аб адукацыi у Рэспублiцы Беларусь"// Настаўніцкая газета. – 1991. – 29 кастрычніка.

6. Закон «Об образовании»// Общее среднее образование России: Сб. норм. документов 1992-1993: В 2 кн./ сост. М.Р.Леонтьева. – М., 1993. – Кн.1.

7. Канцэпцыя рэформы агульнаадукацыйнай сярэдняй школы// Наст. газета. – 1996. – 14 верасня.

8. Латыш Н.И. Образование на рубеже веков. – Мн., 1994.

9. Реформа образования в современном мире. – М., 1995.

 

Содержание мотивации учения

Успешное овладение современным содержанием образования возможно только при активизации учебной деятельности учащихся. Внутренними (психологическими) факторами их активности в учебно-познавательной деятельности выступают познавательные мотивы. В практике обучения им уделяется недостаточно внимания. Такое положение объясняется тем, что данная проблема в психологии и педагогике разработана слабо.

Мотив учения – это субъективное отношение личности к учебно-познавательной деятельности, в основе которого находится осознанная цель.

Совокупность имеющихся у учащихся мотивов определяется понятием мотивации учения.

Существует следующая классификация мотивов учения (по М.В.Матюхиной):

1. Учебно-познавательные мотивы:

1) связанные с содержанием учения – мотивация содержанием (стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений; для ребенка в данном случае важен результат учения);

2) связанные с самим процессом учения – мотивация процессом (стремление проявлять интеллектуальную активность, думать, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе познания; ребенка увлекает сам процесс решения задач, а не его результаты).

2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне учебной деятельности:

1) широкие социальные:

а) долга и ответственности перед обществом, классом, педагогом и т.п.;

б) самоопределения (понимание ценности знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (осознание необходимости дальнейшего развития личности в результате учения;

2) узколичные:

а) благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, получить хорошие отметки);

б) престижа (желание быть в числе первых, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей);

3) отрицательные – мотивация избегания неприятностей (стремление избежать неприятности, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если ребенок не будет хорошо учиться).

В процессе учебно-познавательной деятельности мотивация учения может изменяться. Ведущие мотивы могут стать второстепенными и наоборот. Однако эти изменения происходят сами собой, без специальной работы в этом направлении. Если педагоги не работают целенаправленно над формированием у учащихся познавательных мотивов, то ведущими, как правило, становятся широкие социальные мотивы учения.

 

Глава 6. Планирование учебно-познавательной деятельности учащихся

6.1. Роль планирования в управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся

6.2. Учебный план образовательного учреждения

6.3. Учебные программы

6.4. Учебники и учебные пособия

 

6.1. Роль планирования в управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся

Планирование является весьма важным и существенным звеном в обучении. Оно всегда направлено на прогнозирование результатов учебно-познавательной деятельности. Оно определяет что, как и когда должно быть выполнено.

Составить план – это значит детально продумать и представить весь процесс обучения, последовательность изучения материала, осмыслить те результаты, которые необходимо достичь при этом.

Планирование исключает случайность и стихийность в обучении, делает его более целенаправленным. Оно осуществляется на основе таких нормативных документов, как учебные планы и учебные программы, а также при помощи учебников и учебных пособий.

Планирование исключает случайность и стихийность в обучении, делает его более целенаправленным. Оно осуществляется на основе таких нормативных документов, как учебные планы и учебные программы, а также при помощи учебников и учебных пособий.

 

6.2. Учебный план образовательного учреждения

Учебный план является основным нормативным государственным документом, в котором определяются перечень учебных предметов и количество часов в неделю, отводимых на их изучение по каждому году обучения.

В структуре учебных планов школ Российской Федерации выделяют следующие компоненты:

· федеральный образовательный компонент;

· национально-региональный образовательный компонент;

· школьный образовательный компонент.

Федеральный образовательный компонент учебного плана обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которую входят учебные предметы общекультурного и общегосударственного значения.

Национально-региональный образовательный компонент учебного плана включает в себя ту часть образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культур.

В школьный образовательный компонент включаются учебные предметы, которые отражают специфику конкретного образовательного учреждения и способствуют наиболее полному удовлетворению образовательных потребностей учащихся (обязательные занятия, занятия по выбору и факультативные).

В учебных планах школ Республики Беларусь выделяют образовательные компоненты, сходные по своей функциональной направленности с российскими:

· республиканский, или базовый, образовательный компонент;

· дифференцированный образовательный компонент;

· школьный образовательный компонент.

Профильное обучение (углубленное изучение отдельных предметов) осуществляется за счет национально-регионального (дифференцированного) и школьного образовательных компонентов. За их счет достигается и вариативность образования.

Учебный план общеобразовательной школы устанавливает следующие нормативы организации учебной деятельности:

* продолжительность обучения в общеобразовательной школе (общую и по каждой из ее ступеней);

* недельную учебную нагрузку (обязательную, а также занятий по выбору учащихся и факультативных занятий);

* максимальную недельную учебную нагрузку учащихся;

* итоговое количество учебных часов, финансируемых государством.

В учебных планах высших учебных заведений выделяют следующие блоки учебных дисциплин (курсов):

· общекультурный;

· предметный (на педагогических специальностях – психолого-педагогический);

· специальный.

В каждом из названных блоков предусмотрено время на изучение курсов по выбору (элективных курсов), которые устанавливаются решением совета высшего учебного заведения. Например, курс «Психология и педагогика» в непедагогических вузах отнесен к общекультурному блоку.

Содержание образования реализуется в учебных (образовательных) дисциплинах, перечень которых составляет основу учебного плана.

Источниками содержания учебного материала для образовательных дисциплин являются компоненты социального опыта. В конкретном учебном предмете один из образовательных компонентов является главным, преобладающим. На этом основании все дисциплины делят на три группы:

1) учебные предметы, в содержании которых преобладают научные знания (русский язык, математика, биология, химия, экономика и др.).

2) учебные предметы, в содержании которых преобладают способы деятельности (неродной и иностранный языки, труд, физическая культура);

3) учебные предметы, в содержании которых преобладает опыт нравственных и эстетических отношений (литература, изобразительное искусство, музыка).

Естественно, что от типа учебного предмета зависит и методика его преподавания.

 

Учебные программы

В учебной программе содержание образования в каждом классе раскрывается в виде списка вопросов в каждом классе по конкретному образовательному предмету. Учебная программа является нормативным документом, который утверждается Министерством образования. В ее структуре, как правило, выделяют следующие разделы:

· пояснительная записка;

· содержание образования в виде списка вопросов;

· межпредметные связи;

· требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся;

· список литературы.

В программе также указываются деление курса по классам, разделам, темам; последовательность их изучения, приводится примерная сетка часов, отводимых на изучение раздела или темы.

Существуют два способа построения учебных программ: концентрический и линейный.

При концентрическом способе учебный материал на низшей ступени образования раскрывается в более простом и общем виде с тем, чтобы подготовить учащихся к изучению его в усложненном виде на последующих ступенях.

При линейном способе учебный материал каждой последующей ступени является логическим продолжением того, что изучалось на предыдущих этапах обучения.

 

Учебники и учебные пособия

На уровне материала, который должны усвоить учащиеся, содержание образовательных предметов раскрывается в учебниках и учебных пособиях.

В учебнике, как правило, освещаются все вопросы учебной программы. В учебном пособии могут излагаться не все вопросы программы или раскрываться вопросы, выходящие за ее рамки.

Учебники и учебные пособия бывают вариативные и дифференцированные. Вариативные учебники и учебные пособия пишутся под одну и ту же учебную программу, но отличаются друг от друга научным уровнем учебного материала, языком и стилем его изложения, структурой и методикой изучения. Дифференцированные учебники строятся, исходя из разных возможностей учащихся и, естественно, из разных учебных программ.

Дидактическая модель учебника включает в себя два блока:

1) основной, или содержательный, блок раскрывает содержание учебного предмета;

2) блок средств, или процессуальный, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета, выработку практических умений и навыков, формирование и развитие личности.

Поэтому в содержании учебника должны быть отражены:

· все соответствующие учебной программе вопросы;

· все компоненты содержания образования (научные знания, способы деятельности, опыт социального поведения);

· процессуальные элементы, обеспечивающие усвоение учащимися содержания образовательных дисциплин и формирование учебной деятельности.

В учебниках и учебных пособиях материал расчленяется на отдельные разделы, темы и параграфы; в них содержатся указания по организации учебной работы, упражнения и задания для самостоятельного выполнения, вопросы для самопроверки, необходимые иллюстрации.

Конструирование учебников и учебных пособий осуществляется на основе следующих источников:

* учебники и учебные пособия, написанные разными авторами в предыдущие годы;

* научные труды классиков философии и педагогики;

* книги по истории науки и техники;

* научно-популярные книги, написанные классиками науки и учеными-популяризаторами;

* статьи, посвященные новым достижениям науки и техники;

* нормативные материалы (энциклопедии, справочники, инструкции и т.д.);

* собственно авторское понимание науки и методики преподавания образовательной дисциплины.

При конструировании учебников и учебных пособий придерживаются следующих дидактических принципов отбора научного материала:

1. ориентация на тип образовательной дисциплины, на ведущий образовательный компонент;

2. целостность содержания отражения (основные понятия, основные положения, следствия, связи между ними);

3. максимальная реализация воспитательных и развивающих возможностей содержания учебного материала.

Структура учебника – это внутренний способ организации учебного материала в виде целостной системы и взаимосвязи ее элементов.

Структура всегда подчиняется диалектике взаимоотношения части и целого. Структура учебника или учебного пособия в одном случае может строится по усложнению объекта изучения (следуя логике науки), а в другом – в соответствии с развитием предмета изучения (следуя истории науки – от наблюдаемых макроявлений к их объяснению через микроявления).

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. На основании каких нормативных документов осуществляется планирование учебно-познавательной деятельности учащихся?

2. Что собой представляет структура учебных планов школ России и Беларуси. Какой их компонент устанавливает единое образовательное пространство в стране?

3. Почему в учебных планах школ России выделяют национально-региональный компонент?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.213 с.)