![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Мотивация учения и ее формирование у учащихсяСтр 1 из 5Следующая ⇒
Раздел II. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) Глава 4. Образование как социокультурный феномен и общечеловеческая ценность 4.1. Социальная ценность и личностная значимость образования 4.2. Содержание образования и источники его формирования 4.3. Обучение как средство образования и процесс управления учебно-познавательной деятельностью 4.4. Непрерывность образования. 4.5. Самообразование как процесс самосовершенствования 4.6. Система образования в Российской Федерации и Республике Беларусь
4.1. Социальная ценность и личностная значимость образования Понятие «образование» было впервые введено в педагогическую науку И.Г.Песталоцци (1746–1827). Его сущность он понимал как формирование образа. Долгое время понятие «образование» употреблялось как синоним понятия «воспитание» в широком общепедагогическом значении. В советской педагогике это понятие сузили и стали под ним понимать процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков. В настоящее время оно трактуется значительно шире. Так, в Законе «Об образовании» Российской Федерации сказано, что «под образованием... понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». В «Законе об образовании в Республике Беларусь» образование определяется как «процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, умножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, эстетическом, нравственным, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики». В законах об образовании в Российской Федерации и Республике Беларусь понятие «образование» трактуется как процесс обучения и воспитания. Кроме того в «Законе об образовании в Республике Беларусь» конкретизируются также составные части образования (см. С.21). Однако приведенные выше определения хотя и являются достаточно глубокими, но не совсем четко раскрывают педагогический смысл и личностное значение этого процесса. Поэтому под образованием следует понимать общественно организованный педагогический процесс, направленный на усвоение человеком социального опыта, вследствие чего происходит его подготовка к жизни в обществе (социализация) и личностное формирование и развитие (индивидуализация). Следовательно, образование имеет не только социальную ценность (позволяет подготовить растущего человека к жизни в обществе), но и личностную значимость (способствует личностному формированию и развитию человека). Кроме того данное определение понятия «образование» позволяет нам ответить на вопрос: чему необходимо учить подрастающее поколение, т.е. определить, каким должно быть содержание образования.
4.2. Содержание образования и источники его формирования Из сказанного выше понятно, что содержание образования формируется на основе социального опыта, накопленного в обществе. Чтобы осуществлялись подготовка растущего человека к жизни в обществе, всестороннее формирование и развитие его личности в содержание образования должны быть включены все компоненты социального опыта (см. С.17): Отсюда следует, что содержание образования есть система научных знаний, способов деятельности и социальных отношений, которыми должны овладеть обучающиеся. Однако собственно содержание образования не определяет личностное формирование растущего человека и его социализацию, а лишь выступает их предпосылкой. Все зависит от того, какое количество социального опыта усвоит человек. Процессы социализации и индивидуализации (см. Раздел I) диалектически взаимосвязаны. Чем больше социального опыта усвоит растущий человек, тем в большей степени он будет подготовлен к жизни в обществе, т.е. социализирован, и больше приобретет личностных свойств и качеств, т.е. в большей степени будет формироваться как личность. В Законе «Об образовании» Российской Федерации сформулирован ряд общих требований к содержанию образования. Они заключаются в следующем: 1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее реализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства. 2.Содержание образования должно обеспечивать: формирование у обучающихся адекватной современному уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в систему мировой и национальных культур; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. 3.Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений.
4.3. Обучение как средство образования и процесс управления учебно-познавательной деятельностью Овладение социальным опытом, т.е. содержанием образования, происходит только в процессе активной учебно-познавательной деятельности самой развивающейся личности. Еще немецкий педагог А.Дистервег (1790-1866) писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение»[1]. Чтобы помочь подрастающим поколениям быстро и эффективно усвоить социальный опыт, общество организовало их обучение, которое осуществляется специально подготовленными для этого людьми – педагогами. Обучение является двусторонним процессом. С одной стороны, в нем участвуют обучающиеся, которые учатся, т.е. осуществляют учебно-познавательную деятельность, с другой, – педагог, который обучает, т.е. организует эту деятельность. Выступая средством образования, обучение выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Реализация образовательной функции обучения предполагает вооружение обучающихся системой научных знаний и формирование у них специальных и учебно-познавательных умений и навыков. Знания есть усвоенные и сохраняющиеся в памяти основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и т.п.). Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навык – автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Специальные умения и навыки формируются у учащихся при изучении какой-либо одной дисциплины, а учебно-познавательные – вырабатываются в процессе обучения и определяют эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся. Воспитательная функция обучения реализуется через его содержательную и процессуальную части. В процессе усвоения содержания образования учащиеся овладевают мировоззренческими, нравственно-эстетическими, санитарно-гигиеническими знаниями и физкультурно-оздоровительными и другими знаниями, которые являются основой для формирования мировоззрения, социальных мотивов и привычек поведения. Воспитывающий характер носит и сам процесс обучения. Организованное должным образом обучение требует от учащихся соблюдения определенных правил, выбора соответствующих способов поведения, что способствует формированию у них положительного отношения к учению, сверстникам и педагогу; воспитанию таких качеств личности, как старательность, усидчивость, внимательность, аккуратность, собранность, настойчивость, организованность, исполнительность, ответственность и др. Поэтому для реализации воспитательной функции обучения необходимо не только особое моделирование его содержания, но и специальная организация усвоения этого содержания обучающимися. Развивающая функция обучения предполагает направленность его содержания и организации на формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения), эмоциональной и волевой сфер личности, двигательной активности, творческих способностей учащихся. Все функции обучения взаимосвязаны между собой и обусловливают друг друга. В практике обучения реализация образовательной, воспитательной и развивающих функций обучения осуществляется: * через планирование образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения; * подбор соответствующего содержания учебного материала и видов учебно-познавательной деятельности учащихся; * комплексное использование методов организации обучения и контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся. Как отмечалось выше, педагог не может непосредственно «передать» знания, умения и навыки, а также личностные качества обучающимся. Он может только организовать учебно-познавательную деятельность по их усвоению и формированию. Обучающая деятельность педагога заключается в формировании у учащихся мотивации учения, в планировании, организации и руководстве их учебно-познавательной деятельностью, а также в осуществлении контроля за ее результатами. В теории управления мотивация, планирование, организация, руководство и контроль рассматриваются как управленческие действия, образующие законченный управленческий цикл. Подобная цикличность наблюдается и в обучающей работе педагога[2]. В этой связи обучение следует рассматривать как управляемый педагогом процесс формирования мотивации, планирования, организации, руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся по овладению содержанием образования, а также контроля за ее результатами. Более подробно перечисленные педагогические действия будут рассмотрены в следующих главах.
4.4. Непрерывность образования В Российской Федерации и Республике Беларусь существует система непрерывного образования. Ее функционирование осуществляется на основе стандартизации всех видов образования и преемственности между образовательными программами. Государственные образовательные стандарты – это нормативные документы, которые устанавливают требования к структуре, содержанию и уровню образования, а также максимальную учебную нагрузку. На основе Государственных образовательных стандартов разрабатываются соответствующие образовательные программы, которые определяют вид образования, его содержание и уровень. В настоящее время выделяют следующие виды образования, которые может получить человек: * общее образование. * профессиональное образование. * дополнительное образование. Общее образование предполагает общетеоретическую подготовку школьников по основам важнейших наук о природе и обществе, а также овладение ими наиболее распространенными умениями и навыками по применению приобретенных знаний на практике. Содержание общего образования определяется образовательными программами, в соответствии с которыми устанавливаются следующие его уровни (ступени): * дошкольное образование осуществляется в семье и детских дошкольных воспитательных учреждениях; * начальное общее образование ребенок получает после окончания начальной школы; * основное общее образование является обязательным для всех детей; * среднее (полное) общее образование школьники получают после окончания общеобразовательной школы, гимназии, лицея. Общее образование является основой для получения профессионального и дополнительного образования. В настоящее время в Республике Беларусь осуществляется переход на 12-летнее общее образование, в Российской Федерации пока проводится эксперимент. Профессиональное образование обеспечивает удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении своего образования и получение профессиональной подготовки в определенной сфере трудовой деятельности. Содержание профессионального образования определяется образовательно-профессиональными программами, в соответствии с которыми выделяются следующие его уровни: * начальное профессиональное образование (получают в профессионально-технических училищах, профессиональных лицеях); * среднее профессиональное образование (осуществляется в средних специальных учебных заведениях – техникумах, училищах, колледжах); * высшее профессиональное образование (получают в высших учебных заведениях – институтах, университетах, академиях). В зависимости от специальности, на которой обучался человек, и полученного уровня профессионального образования, ему присваивается соответствующая квалификация. В последние годы в России и Беларуси практикуется многоуровневая (многоступенчатая) подготовка специалистов, широко распространенная в мировой образовательной практике: а) бакалавриат – 4 года обучения (первая ступень высшего образования); б) магистратура – 2 года обучения (вторая ступень высшего образования); Подготовка специалистов высшей квалификации осуществляется в аспирантуре (3-4 года обучения; после защиты диссертации присваивается ученая степень кандидата наук) и докторантуре (3 года обучения; после защиты соответствующей диссертации присваивается ученая степень доктора наук). Дополнительное образование имеет своей целью удовлетворение образовательных потребностей личности и осуществляется в интересах общества и государства. Оно базируется на общем и профессиональном образовании, углубляет и расширяет их. Содержание дополнительного образования определяется образовательными программами, которые могут быть реализованы: а) в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; б) в образовательных учреждениях дополнительного образования (институты повышения квалификации и переподготовки, музыкальные и художественные школы, дома детского творчества, станции юннатов, спортивные школы и др.); в) посредством самообразования. В некоторых учебных пособиях по педагогике выделяют такие виды образования, как политехническое (П.И.Пидкасистый, И.П.Подласый) и техническое (И.Ф.Харламов). Эти виды образования скорее следует отнести к профессиональному образованию. Важнейшими задачами всех видов образования являются: * подготовка к дальнейшему образованию (самообразование); * включение подрастающих поколений в жизнь современного общества (социализация); * личностное формирование и развитие, получающих соответствующее образование (индивидуализация).
4.5. Самообразование как процесс самосовершенствования Утверждение известного советского психолога С.Л.Рубинштейна о том, что «человек доподлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом», относится не только к процессу обучения, но и самообразования. Самообразование есть сознательная деятельность человека, направленная на самостоятельное познание, повышение своего образования и личностное совершенствование. Самообразование осуществляется в ходе самостоятельной учебной работы, которая характеризуется организационной и познавательной самостоятельностью учащихся. Организационная самостоятельность проявляется в умении учащихся правильно организовать свой режим дня, поставить цель, спланировать и выполнить учебную работу. Она включает в себя овладение таки необходимыми элементами культуры умственного труда, как умение сосредоточиться на главном, умение разумно распределить свое время, физические и духовные силы. Познавательная самостоятельность выражается в готовности изучать материал без посторонней помощи изучать. Ее формирование происходит тогда, когда усвоение осуществляется не путем механического запоминания, а с учетом психолого-педагогических закономерностей усвоения знаний, на основе овладения такими познавательными умениями, как: а) умение наблюдать и воспринимать предметы и явления окружающего мира, выделять их признаки и свойства; б) умение сравнивать, анализировать, обобщать изучаемый материал, самостоятельно делать выводы и запоминать его; в) умение осуществлять контроль за результатами своей учебной деятельности. Овладение названными умениями самостоятельной работы и рациональной организации учебной деятельности является признаком сформированности у учащихся культуры умственного труда как предпосылки дальнейшего самообразования. Вопрос о самообразовании становиться актуальным после окончания общеобразовательной школы. Поэтому одной из важнейших ее задач является подготовка учащихся к самообразованию, формирование у них умений и навыков самостоятельной учебной работы. Движущей силой самообразования выступает потребность человека в самоизменении и самосовершенствовании. Такая потребность появляется тогда, когда человек через самопознание начинает постигать социальную и личностную ценность образования.
4.6. Система образования в Российской Федерации и Республике Беларусь В бывшем Советском Союзе существовала определенная система образовательных учреждений, которые обеспечивали реализацию всех видов образования. После его распада в России и Беларуси были приняты свои Законы «Об образовании». Однако в структуре и принципах построения систем образования этих государств осталось много общего. Под системой образования следует понимать совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в государстве, связь и преемственность между ними, а также те принципы и положения, на основе которых они строят свою работу (рис. 3). Основные принципы и положения, на которых базируются системы образования России и Беларуси следующие: * гуманистический характер образования; * приоритет общечеловеческих ценностей; * свободное развитие личности; * доступность образования; * бесплатность общего образования; * всесторонняя защита потребителя образования; * сохранение единства федерального, культурного и образовательного пространства; * свобода и плюрализм в образовании; * открытость и демократический государственно-общественный характер управления образованием; * светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; * получение образования на родном языке; * связь образования с национальными и региональными культурами и традициями; * преемственность образовательных программ; * вариативность образования. Выделяют три формы получения образования: а) без отрыва от производства; б) с отрывом от производства; в) экстернат.
Рис.3. Структура системы образования в Российской Федерации и Республики Беларусь
Законами «Об образовании» России и Беларуси предусматривается не только функционирование не только государственных, но и создание различных типов частных образовательных учреждений.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. В чем заключается социальная ценность и личностная значимость образования? 2. Докажите, что в процессе образования происходит социализация человека и его индивидуализация. 3. Почему содержание образования является предпосылкой формирования и развития обучающегося? 4. Какие требования предъявляются к содержанию образования? 5. Назовите и охарактеризуйте основные виды образования. 6. Почему обучение выступает средством образования? 7. Как с позиций теории управления следует рассматривать обучение? 8. Какие функции выполняет обучение, в чем их сущность? 9. Что представляет собой самообразование и как оно осуществляется? 10. Назовите образовательные учреждения, входящие в структуру системы образования. 11. На каких принципах и положениях строится система образования в России и Беларуси?
Литература для самостоятельного изучения 1. Актуальные проблемы высшего педагогического образования в условиях реформы школы. – Мн., 1999. 2. Бестужев-Лада И.В. Маяк для системы образования: о модели идеальной системы образования страны// Управление школой. Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 1998. – №34. – С.11-12. 3. Бордовская К.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб., 2000. 4. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999, 5. Закон "Аб адукацыi у Рэспублiцы Беларусь"// Настаўніцкая газета. – 1991. – 29 кастрычніка. 6. Закон «Об образовании»// Общее среднее образование России: Сб. норм. документов 1992-1993: В 2 кн./ сост. М.Р.Леонтьева. – М., 1993. – Кн.1. 7. Канцэпцыя рэформы агульнаадукацыйнай сярэдняй школы// Наст. газета. – 1996. – 14 верасня. 8. Латыш Н.И. Образование на рубеже веков. – Мн., 1994. 9. Реформа образования в современном мире. – М., 1995.
Содержание мотивации учения Успешное овладение современным содержанием образования возможно только при активизации учебной деятельности учащихся. Внутренними (психологическими) факторами их активности в учебно-познавательной деятельности выступают познавательные мотивы. В практике обучения им уделяется недостаточно внимания. Такое положение объясняется тем, что данная проблема в психологии и педагогике разработана слабо. Мотив учения – это субъективное отношение личности к учебно-познавательной деятельности, в основе которого находится осознанная цель. Совокупность имеющихся у учащихся мотивов определяется понятием мотивации учения. Существует следующая классификация мотивов учения (по М.В.Матюхиной): 1. Учебно-познавательные мотивы: 1) связанные с содержанием учения – мотивация содержанием (стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений; для ребенка в данном случае важен результат учения); 2) связанные с самим процессом учения – мотивация процессом (стремление проявлять интеллектуальную активность, думать, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе познания; ребенка увлекает сам процесс решения задач, а не его результаты). 2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне учебной деятельности: 1) широкие социальные: а) долга и ответственности перед обществом, классом, педагогом и т.п.; б) самоопределения (понимание ценности знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (осознание необходимости дальнейшего развития личности в результате учения; 2) узколичные: а) благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, получить хорошие отметки); б) престижа (желание быть в числе первых, быть лучшим, занять достойное место среди товарищей); 3) отрицательные – мотивация избегания неприятностей (стремление избежать неприятности, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если ребенок не будет хорошо учиться). В процессе учебно-познавательной деятельности мотивация учения может изменяться. Ведущие мотивы могут стать второстепенными и наоборот. Однако эти изменения происходят сами собой, без специальной работы в этом направлении. Если педагоги не работают целенаправленно над формированием у учащихся познавательных мотивов, то ведущими, как правило, становятся широкие социальные мотивы учения.
Глава 6. Планирование учебно-познавательной деятельности учащихся 6.1. Роль планирования в управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся 6.2. Учебный план образовательного учреждения 6.3. Учебные программы 6.4. Учебники и учебные пособия
6.1. Роль планирования в управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся Планирование является весьма важным и существенным звеном в обучении. Оно всегда направлено на прогнозирование результатов учебно-познавательной деятельности. Оно определяет что, как и когда должно быть выполнено. Составить план – это значит детально продумать и представить весь процесс обучения, последовательность изучения материала, осмыслить те результаты, которые необходимо достичь при этом. Планирование исключает случайность и стихийность в обучении, делает его более целенаправленным. Оно осуществляется на основе таких нормативных документов, как учебные планы и учебные программы, а также при помощи учебников и учебных пособий. Планирование исключает случайность и стихийность в обучении, делает его более целенаправленным. Оно осуществляется на основе таких нормативных документов, как учебные планы и учебные программы, а также при помощи учебников и учебных пособий.
6.2. Учебный план образовательного учреждения Учебный план является основным нормативным государственным документом, в котором определяются перечень учебных предметов и количество часов в неделю, отводимых на их изучение по каждому году обучения. В структуре учебных планов школ Российской Федерации выделяют следующие компоненты: · федеральный образовательный компонент; · национально-региональный образовательный компонент; · школьный образовательный компонент. Федеральный образовательный компонент учебного плана обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которую входят учебные предметы общекультурного и общегосударственного значения. Национально-региональный образовательный компонент учебного плана включает в себя ту часть образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культур. В школьный образовательный компонент включаются учебные предметы, которые отражают специфику конкретного образовательного учреждения и способствуют наиболее полному удовлетворению образовательных потребностей учащихся (обязательные занятия, занятия по выбору и факультативные). В учебных планах школ Республики Беларусь выделяют образовательные компоненты, сходные по своей функциональной направленности с российскими: · республиканский, или базовый, образовательный компонент; · дифференцированный образовательный компонент; · школьный образовательный компонент. Профильное обучение (углубленное изучение отдельных предметов) осуществляется за счет национально-регионального (дифференцированного) и школьного образовательных компонентов. За их счет достигается и вариативность образования. Учебный план общеобразовательной школы устанавливает следующие нормативы организации учебной деятельности: * продолжительность обучения в общеобразовательной школе (общую и по каждой из ее ступеней); * недельную учебную нагрузку (обязательную, а также занятий по выбору учащихся и факультативных занятий); * максимальную недельную учебную нагрузку учащихся; * итоговое количество учебных часов, финансируемых государством. В учебных планах высших учебных заведений выделяют следующие блоки учебных дисциплин (курсов): · общекультурный; · предметный (на педагогических специальностях – психолого-педагогический); · специальный. В каждом из названных блоков предусмотрено время на изучение курсов по выбору (элективных курсов), которые устанавливаются решением совета высшего учебного заведения. Например, курс «Психология и педагогика» в непедагогических вузах отнесен к общекультурному блоку. Содержание образования реализуется в учебных (образовательных) дисциплинах, перечень которых составляет основу учебного плана. Источниками содержания учебного материала для образовательных дисциплин являются компоненты социального опыта. В конкретном учебном предмете один из образовательных компонентов является главным, преобладающим. На этом основании все дисциплины делят на три группы: 1) учебные предметы, в содержании которых преобладают научные знания (русский язык, математика, биология, химия, экономика и др.). 2) учебные предметы, в содержании которых преобладают способы деятельности (неродной и иностранный языки, труд, физическая культура); 3) учебные предметы, в содержании которых преобладает опыт нравственных и эстетических отношений (литература, изобразительное искусство, музыка). Естественно, что от типа учебного предмета зависит и методика его преподавания.
Учебные программы В учебной программе содержание образования в каждом классе раскрывается в виде списка вопросов в каждом классе по конкретному образовательному предмету. Учебная программа является нормативным документом, который утверждается Министерством образования. В ее структуре, как правило, выделяют следующие разделы: · пояснительная записка; · содержание образования в виде списка вопросов; · межпредметные связи; · требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся; · список литературы. В программе также указываются деление курса по классам, разделам, темам; последовательность их изучения, приводится примерная сетка часов, отводимых на изучение раздела или темы. Существуют два способа построения учебных программ: концентрический и линейный. При концентрическом способе учебный материал на низшей ступени образования раскрывается в более простом и общем виде с тем, чтобы подготовить учащихся к изучению его в усложненном виде на последующих ступенях. При линейном способе учебный материал каждой последующей ступени является логическим продолжением того, что изучалось на предыдущих этапах обучения.
Учебники и учебные пособия На уровне материала, который должны усвоить учащиеся, содержание образовательных предметов раскрывается в учебниках и учебных пособиях. В учебнике, как правило, освещаются все вопросы учебной программы. В учебном пособии могут излагаться не все вопросы программы или раскрываться вопросы, выходящие за ее рамки. Учебники и учебные пособия бывают вариативные и дифференцированные. Вариативные учебники и учебные пособия пишутся под одну и ту же учебную программу, но отличаются друг от друга научным уровнем учебного материала, языком и стилем его изложения, структурой и методикой изучения. Дифференцированные учебники строятся, исходя из разных возможностей учащихся и, естественно, из разных учебных программ. Дидактическая модель учебника включает в себя два блока: 1) основной, или содержательный, блок раскрывает содержание учебного предмета; 2) блок средств, или процессуальный, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета, выработку практических умений и навыков, формирование и развитие личности. Поэтому в содержании учебника должны быть отражены: · все соответствующие учебной программе вопросы; · все компоненты содержания образования (научные знания, способы деятельности, опыт социального поведения); · процессуальные элементы, обеспечивающие усвоение учащимися содержания образовательных дисциплин и формирование учебной деятельности. В учебниках и учебных пособиях материал расчленяется на отдельные разделы, темы и параграфы; в них содержатся указания по организации учебной работы, упражнения и задания для самостоятельного выполнения, вопросы для самопроверки, необходимые иллюстрации. Конструирование учебников и учебных пособий осуществляется на основе следующих источников: * учебники и учебные пособия, написанные разными авторами в предыдущие годы; * научные труды классиков философии и педагогики; * книги по истории науки и техники; * научно-популярные книги, написанные классиками науки и учеными-популяризаторами; * статьи, посвященные новым достижениям науки и техники; * нормативные материалы (энциклопедии, справочники, инструкции и т.д.); * собственно авторское понимание науки и методики преподавания образовательной дисциплины. При конструировании учебников и учебных пособий придерживаются следующих дидактических принципов отбора научного материала: 1. ориентация на тип образовательной дисциплины, на ведущий образовательный компонент; 2. целостность содержания отражения (основные понятия, основные положения, следствия, связи между ними); 3. максимальная реализация воспитательных и развивающих возможностей содержания учебного материала. Структура учебника – это внутренний способ организации учебного материала в виде целостной системы и взаимосвязи ее элементов. Структура всегда подчиняется диалектике взаимоотношения части и целого. Структура учебника или учебного пособия в одном случае может строится по усложнению объекта изучения (следуя логике науки), а в другом – в соответствии с развитием предмета изучения (следуя истории науки – от наблюдаемых макроявлений к их объяснению через микроявления).
Вопросы и задания для самоконтроля 1. На основании каких нормативных документов осуществляется планирование учебно-познавательной деятельности учащихся? 2. Что собой представляет структура учебных планов школ России и Беларуси. Какой их компонент устанавливает единое образовательное пространство в стране? 3. Почему в учебных планах школ России выделяют национально-региональный компонент? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.04 с.) |