Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Технологическая карта формирования личностных УУД в начальной школе
Похожие статьи вашей тематики
Список методик для мониторинга
1. «Лесенка» (1- 4 класс).
2. Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
3. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева 3 - 4 класс.)
4. «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
5. «Незаконченные предложения» (3-4 класс).
Диагностические методики
«Лесенка»
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 1- 4 класс.
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Учащимся предлагается следующая инструкция:
Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?
Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;
4-7 ступени – адекватная самооценка;
8-10 ступени – завышенная самооценка.
АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)
Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст: 9- 14 лет. Форма проведения: фронтальный письменный опрос. Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.
Ф.И.____________________________класс______________дата________________
| Почти никогда
| Иногда
| Часто
| Почти всегда
| 1. Я спокоен.
|
|
|
|
| 2. Мне хочется понять, узнать, докопаться до сути.
|
|
|
|
| 3. Я разъерен.
|
|
|
|
| 4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе.
|
|
|
|
| 5. Я напряжен.
|
|
|
|
| 6. Я испытываю любопытство.
|
|
|
|
| 7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу.
|
|
|
|
| 8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные отметки.
|
|
|
|
| 9. Я раскован.
|
|
|
|
| 10. Мне интересно.
|
|
|
|
| 11. Я рассержен.
|
|
|
|
| 12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успехов в учебе.
|
|
|
|
| 13. Меня волнуют возможные неудачи.
|
|
|
|
| 14. Мне кажется, что урок никогда не кончится.
|
|
|
|
| 15. Мне хочется на кого-нибудь накричать.
|
|
|
|
| 16. Я стараюсь все делать правильно.
|
|
|
|
| 17. Я чувствую себя неудачником.
|
|
|
|
| 18. Я чувствую себя исследователем.
|
|
|
|
| 19. Мне хочется что-нибудь сломать.
|
|
|
|
| 20. Я чувствую, что не справлюсь с заданием.
|
|
|
|
| 21. Я взвинчен.
|
|
|
|
| 22. Я энергичен.
|
|
|
|
| 23. Я взбешен.
|
|
|
|
| 24. Я горжусь своими школьными успехами.
|
|
|
|
| 25. Я чувствую себя совершенно свободно.
|
|
|
|
| 26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова.
|
|
|
|
| 27. Я раздражен.
|
|
|
|
| 28. Я решаю самые трудные задачи.
|
|
|
|
| 29. Мне не хватает уверенности в себе.
|
|
|
|
| 30. Мне скучно.
|
|
|
|
| 31. Мне хочется что-нибудь сломать.
|
|
|
|
| 32. Я стараюсь не получить двойку.
|
|
|
|
| 33. Я уравновешен.
|
|
|
|
| 34. Мне нравится думать, решать.
|
|
|
|
| 35. Я чувствую себя обманутым.
|
|
|
|
| 36. Я стремлюсь показать свои способности и ум.
|
|
|
|
| 37. Я боюсь.
|
|
|
|
| 38. Я чувствую уныние и тоску.
|
|
|
|
| 39. Меня многое приводит в ярость.
|
|
|
|
| 40. Я хочу быть среди лучших.
|
|
|
|
|
Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.
Обработка результатов.
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считается в обратном порядке:
На бланке 1 2 3 4
Вес для подсчета 4 3 2 1
Такими «обратными» пунктами являются:
По шкале познавательной активности: 14,30,38
По шкале тревожности: 1, 9, 25, 33
По шкале достижения мотивации: 4, 20, 32.
Ключ
Шкала
| Пункты, номер
|
Познавательная активность
| 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
| Мотивация достижения
| 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
| Тревожность
| 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
| Гнев
| 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
|
Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале- 10 баллов, максимальная – 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10=27,3, общий балл – 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
Оценка и интерпретация результатов.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА + МД + (-Т) + (-Г), где
ПА- балл по шкале познавательной активности;
МД- балл по шкале мотивации достижения;
Т- балл по шкале тревожности;
Г- балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень – резко отрицательное отношение к учению.
Распределение баллов по уровням:
Нормативные показатели
Шкала
|
уровень
| Половозрастные группы, интервал значений
|
|
| 10-11 лет
| 12- 14 лет
| 15-16 лет
| Дев.
| Мал.
| Дев.
| Мал.
| Дев.
| Мал.
| Познавательная активность
| Высокий
| 31-40
| 28-40
| 28-40
| 27-40
| 29-40
| 31-40
|
| Средний
| 21-26
| 22-27
| 21-27
| 19-26
| 18-28
| 21-29
| Низкий
| 10-25
| 10-21
| 10-20
| 10-18
| 10-17
| 10-20
| Тревожность
| Высокий
| 27-40
| 24-40
| 25-40
| 26-40
| 25-40
| 23-40
| Средний
| 20-26
| 17-23
| 19-24
| 19-25
| 17-24
| 16-22
| Низкий
| 10-19
| 10-16
| 10-18
| 10-18
| 10-16
| 10-15
|
Гнев
| Высокий
| 21-40
| 20-40
| 19-40
| 23-40
| 21-40
| 18-40
| Средний
| 14-20
| 13-19
| 14-19
| 15-22
| 14-20
| 12-18
| Низкий
| 10-13
| 10-12
| 10-13
| 10-14
| 10-13
| 10-11
|
В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.
В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ.
Интерпретация данных
Шкала
|
Интерпретация
| Познавательная активность
| тревожность
| гнев
|
Высокий
| Низкий, средний
| Низкий
| Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению
| Средний
| Низкий, средний
| Низкий
| Позитивное отношение к учению
| Низкий
| Низкий, средний
| Низкий,
средний
| Переживание «школьной скуки»
| Средний
| Низкий, средний
| Низкий,
Средний
| Диффузное эмоциональное отношение
| Средний
| Низкий,
средний
| Высокий
| Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей
|
| Низкий
| Низкий,
средний
| Высокий
| Негативное эмоциональное отношение
| Низкий
| Низкий
| Высокий
| Резко отрицательное отношение к школе и учению
| Высокий
| Высокий
| Высокий
| Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей
| Высокий
| Высокий
| Средний
| Повышенная эмоциональность на уроке
|
| Средний,
низкий
| Высокий
| Средний,
Низкий
| Школьная тревожность
| Высокий
| Средний, низкий
| Высокий
| Позитивное отношение при фрустрированности потребностей
| Высокий,
средний
| Высокий
| Низкий,
средний
| Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту.
|
Познавательная активность.
Цель: определение уровня познавательной активности учащихся.
Инструкция (для учителя): ознакомьтесь с предлагаемыми характеристиками уровней ПА и соотнесите эти описания с тем, как проявляют ученики вашего класса и занесите ваши оценки в сводную ведомость.
1 Уровень (до10 баллов) – учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.
2 Уровень (от 11 до 17 баллов) - относительная активность: активность проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приемы обучения и пр.), определяется в основном эмоциональным восприятием.
3 Уровень (от 18 до 24 баллов) – привычно – исполнительская активность: позиция учащегося обусловливается не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе ее решения.
4 (от 25 до 30 баллов) Уровень – творческая активность: позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную деятельность, учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения.
Уровень учебной мотивации
1 уровень (до10 баллов) – школьная дезадаптация. Дети не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Могут плакать и проситься домой, могут проявлять агрессию, отказываться от выполнения тех или иных заданий. Возможны признаки нарушения нервно – психического здоровья.
2 уровень (от 11 до 15 баллов) - низкая школьная мотивация. Посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
3 – уровень (от 16 до 20 баллов) положительное отношение к школе. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, хотя школа привлекает больше внеурочными делами. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс мало привлекает, ходят в школу, чтобы пообщаться с друзьями и учителем.
4 уровень (от 21 до 25 баллов) – хорошая школьная мотивация. Успешно справляются с учебной деятельностью. Положительно воспринимают и хорошо усваивают школьные нормы и правила. Имеют хороший уровень общения с одноклассниками и учителем.
5 – уровень (от 26 до 30 баллов) – высокий уровень мотивации. Дети отличаются наличием высоки познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Следуют указаниям учителя, добросовестны, ответственны, сильно переживают, если получат замечания педагога или низкую оценку.
Эмоциональное благополучие (уровень тревожности)
1 уровень (до10 баллов) – проявление страхов: страха самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, связанных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей); страха ситуации проверки знаний и страхи в отношения с учителем (особенно публично); страха не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов).
2 уровень (от 11 до 20 баллов) – переживание и низкая сопротивляемость стрессу (особенности психофизической организации, снижение приспособляемости к ситуациям стрессогенного характера, повышенная тревожность, социальные конфликты со сверстниками).
3 – уровень (от 21 до 30 баллов) – общая школьная тревожность (общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы).
Успешность усвоения норм поведения и социальные контакты
1 уровень (до10 баллов) – у ребенка наблюдается неуверенность в себе, ищет опеки. Тревожен, нормы поведения не обсуждает, чаще подавлен, легко драматизирует ситуацию. Замкнут, послушно-безразличен, созерцатель.
2 –уровень (от 11 до 20 баллов) - ребенок активен, имеет бойцовские качества, стремится общаться со всеми на равных. Конфликтен, вспыльчив, бурно реагирует на запрет или замечание.
3 уровень (от 21 до 30 баллов) – мирный, дисциплинированный, ответственный. Дружбу не навязывает, но и не отвергает. Справедлив, нормы поведения принимает и выполняет.
Уровень адаптации
1 -4 (от 0 до 40 баллов) - школьная дезадаптация
5 -8 (от 41 до 60 баллов) - низкий
8 -12 (от 61 до 80 баллов) - средний
От 13 (от 81) и выше - хороший
Опросник мотивации
Цель: опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использован в работе со школьниками 2-5 классов.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Форма: опросник.
Ситуация оценивания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 - отметка, 2 – социальная мотивация одобрения - требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания), 3 – познавательная мотивация; 4 – учебная мотивация, 5 – широкие социальные мотивы; 6 - мотивация самоопределения в социальном аспекте; 7. прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 – социальная мотивация – позиционный мотив; 9 – отрицательное отношение к школе.
Ниже приведены высказывания, соответствующие каждой из перечисленных шкал.
1. Отметка
чтобы быть отличником
чтобы хорошо закончить школу
чтобы получать хорошие отметки
2. Социальная мотивация одобрения - Требования авторитетных лиц
чтобы родители не ругали
потому что этого требуют учителя
чтобы сделать родителям приятное
3.Познавательная мотивация
потому что учиться интересно
потому что на уроках я узнаю много нового
потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы
4. Учебная мотивация
чтобы получить знания
чтобы развивать ум и способности
чтобы стать образованным человеком
5. Социальная – широкие социальные мотивы
чтобы в будущем приносить людям пользу
потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом
потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни
6.Мотивация самоопределения в социальном аспекте
чтобы продолжить образование
чтобы получить интересную профессию
чтобы в будущем найти хорошую работу
7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация
чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать
чтобы получить подарок за хорошую учебу
чтобы меня хвалили
8. Социальная – позиционный мотив
чтобы одноклассники уважали
потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали
потому что не хочу быть в классе последним
9. Негативное отношение к учению и школе
мне не хочется учиться
я не люблю учиться
мне не нравится учиться
Инструкция: «Ниже приведен ряд утверждений, высказанных твоими сверстниками о том, зачем и для чего они учатся. Прочитай их внимательно. Можешь ли ты сказать так о себе, о своем отношении к учению? С некоторыми из этих утверждений ты согласишься, с некоторыми – нет.
Пожалуйста, оцени степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 – совершенно согласен, 3 – скорее согласен, 2 – скорее не согласен, 1 – не согласен.
- Я учусь, чтобы быть отличником
- Я учусь, чтобы родители не ругали
- Я учусь, потому что учиться интересно
- Я учусь, чтобы получить знания
- Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу
- Я учусь, чтобы потом продолжить образование
- Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать
- Я учусь, чтобы одноклассники уважали
- Я не хочу учиться
- Я учусь, чтобы хорошо закончить школу
- Я учусь, потому что этого требуют учителя
- Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового
- Я учусь, чтобы развивать ум и способности
- Я учусь, потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом
- Я учусь, чтобы получить интересную профессию
- Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу
- Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали
- Я не люблю учиться
- Я учусь, чтобы получать хорошие отметки
- Я учусь, чтобы сделать родителям приятное
- Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы
- Я учусь, чтобы стать образованным человеком
- Я учусь, потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни
- Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу
- Я учусь, чтобы меня хвалили
- Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним
- Мне не нравится учиться
Критерии оценивания:
Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой из шкал. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.
Интегративные шкалы:
Учебно-познавательная – суммируются баллы по шкалам (3 познавательная +4 учебная).
Социальная – суммируются баллы по шкалам (5 широкие социальные мотивы +6 перспектива самоопределения социального и профессионального).
Внешняя мотивация – суммируются баллы по шкалам (1 отметка + 7 прагматический).
Социальная – стремление к одобрению – суммируются баллы по шкалам (2 требования авторитетных лиц +8 позиционный)
Негативное отношение к школе – 9.
Уровни: оценивается мотивационный профиль.
0 – пик на шкале «негативное отношение к школе»,
1 – пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная – одобрение)
2- нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.
3 – пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.
Технологическая карта формирования личностных УУД в начальной школе
УУД
| Нормативный
показатель УУД
| Класс
| Уровни сформированности
| Диагностика
| высокий
| средний
| низкий
| учитель
| психолог
| Самопознание и самоопределение
| Самооценка
|
| - чувство необходимости учения,
- формирование своей точки зрения,
- предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
- адекватное содержательное представление о школе;
- предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,
- предпочтение социального способа оценки своих знаний
Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.
| - положительное отношение к школе;
- ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»,
- школа привлекает внеучебной деятельностью
Рекомендации: стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.
| - отрицательное отношение к школе и поступлению в школу
- Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.
|
| Тест на определение самооценки «Лесенка»
|
| - чувство необходимости учения,
- формируется собственная точка зрения,
- предпочтение социального способа оценки своих знаний.
Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.
| - положительное отношение к школе;
Проявляет собственную точку зрения в отдельных вопросах.
Частично зависит от ситуации успеха.
Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.
.
| Посещение школы с цель общения со сверстниками.
Нет стремления иметь собственную точку зрения.
Полностью зависит от ситуации успеха.
Тенденция к переоценке достигнутых результатов и возможностей.
Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.
|
| «Лесенка»
|
| - чувство необходимости учения,
- адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»,
Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.
| - адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)
Рекомендации
проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.
| Неумение адекватно оценить свои способности.
Самооценка ситуативна.
Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом
|
| «Лесенка»
|
| -адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание способов поддержания своей самооценки.
Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.
.
| - выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем,
интерес к учению
Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.
| Неумение адекватно оценить свои способности.
Самооценка ситуативна Самооценка зависит не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением.
Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников,
поручение небольших поручений, но с достижимым положительным результатом
|
| «Лесенка»
|
Смыслообразование
| Мотивация
|
| - интерес к новому;
- сформированность учебных мотивов
– стремление к получению высоких оценок,
Рекомендации:
- способствовать развитию высокой учебной мотивации и уровня притязаний.
| - частично сформирован интерес к новому;
- частично сформированы учебные мотивы,
– стремление получать хорошие оценки,
Рекомендации:
- формирование мотивации достижения и успеха.
| -к школе безразличен;
- сформированность учебных мотивов недостаточна,
Рекомендации:
- консультация специалистов,
- включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов.
|
|
АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
|
| - формируются познавательные мотивы и интересы-,
- сформированы учебные мотивы.- желание учиться желание выполнять дсогласно школьному распорядку,
Рекомендации:
Включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов
| - частично сформированы познавательные мотивы и интересы,
- в стадии формирования учебные мотивы;
Рекомендации:
- организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию
| -к школе безразличен;
- преобладает плохое настроение,
- учебный материал усваивает фрагментарно,
- к занятиям интерес не проявляет
Рекомендации:
-консультация специалистов;
- организация успеха в рамках учебной программы.
|
| - сформированны познавательные мотивы и интересы,
- сформированность социальных мотивов (чувство долга, ответственность),
Рекомендации:
- учебный процесс ориентировать на формирование интереса к трудным заданиям.
| - частично сформированны познавательные мотивы и интересы,
-частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность),
- склонность выполнять облегченные задания,
- ориентирован на внеурочную деятельность(кружки, секции)
Рекомендации:
- чтобы стабилизировать мотивацию в учебной деятельности включать ребенка в проектно- исследовательскую деятельность, привлекать к участию в различных конкурсных программах и олимпиадах.
|
- сформирована мотивация избегания наказания,
- фиксация на неуспешности
Рекомендации:
- консультация специалистов,
- найти зону успешности ребенка,
- ориентировать на внеурочную деятельность.
|
| Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева)
|
| Ученик:
- устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью,
- стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;
- мотивирован на высокий результат учебных достижений
Рекомендации:
Привлечение ученика к проектно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах выше школьного уровня
| Ученик:
- частично устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью,
– стремится к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые нравятся;
Рекомендации:
- придание личностного смысла учебной деятельности школьника, через проектную и исследовательскую деятельность.
| - частично сформированы познавательные мотивы и интересы,
-частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность),
- склонность выполнять облегченные задания,
- ориентирован на внеурочную деятельность,
- слабо ориентирован на процесс обучения
Рекомендации:
- консультация специалистов,
- использовать облегченные виды работы, дифференцированные задания на уроках.
| Нравственно-этическая ориентация
|
|
| - ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)
- учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости,
- имеет начальное представление о нравственных нормах
Рекомендации:
- закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками..
| - ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)
- частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм,
- имеет правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое
Рекомендации:
- формирование основ толерантности,
- развитие эмпатии,
- расширить представления о моральных нормах.
| - неправильное представление о моральных нормах,
- низкий уровень развития эмпатии
Рекомендации:
- консультация специалистов,
- стимулирование чувствительности к переживаниям других людей,
- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)
| Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
|
|
| - ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с навыками самообслуживания,
- может выделять морально-этическое содержание событий и действий,
- формируется система нравственных ценностей
Рекомендации: изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)
| - ребенок частично понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению навыками самообслуживания,
- частично выделяет морально-этическое содержание событий и действий,
-формируется система нравственных ценностей
Рекомендации:
-построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями,
-закрепление нравственных норм в деятельностной форме.
| - недостаточно знает суть нравственных норм,
- низкий уровень эмпатии,
- отношение к нравственным нормам отрицательное или неопределенное
Рекомендации:
- консультация специалистов,
- стимулирование чувствительность к переживаниям других,
- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.)
|
|
| - может и имеет опыт осуществления личностного морального выбора,
- может оценивать события и действия с точки зрения моральных норм
- ребенок учитывает объективные последствия нарушения моральной нормы
Рекомендации:
Привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение, трудовые десанты и т.д.)
| - делает попытки осуществления личностного морального выбора,
- пробует оценивать события и действия с точки зрения моральных норм
Рекомендации:
- воспитание личной ответственности за сказанное слово, дело, данное обещание,
- воспитание потребности доводить начатое дело до конца через поощрение достигнутых результатов
| - недостаточно знает суть нравственных норм,
- нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка,
- отношение к нравственным нормам неопределенное
Рекомендации:
- стимулировать чувствительность к переживаниям других,
- изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.).
| Методика «Незаконченные предложения»
|
| - сформированы представления о моральных нормах,
- имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора,
- может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм
Рекомендации:
Привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение. Трудовые десанты и т.д.)
| - активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении,
- частично сформирован уровень развития моральных суждений,
- имеет разовый опыт осуществления личностного морального выбора,
- иногда может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм
Рекомендации:
- создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора в игровой, обучающей форме.
| - знает суть нравственных норм,
- нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка,
- отношение к нравственным нормам неопределенное
Рекомендации:
-стимулировать чувствительность к переживаниям других,
- создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора, в игровой, обучающей форме.
|
|