Определение уровня сформированности личностных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение уровня сформированности личностных



Универсальных учебных действий

Методика «Беседа о школе»

(модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л.Венгера)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 6,5 – 8 лет

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:

1. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой – хороший ученик?». Что ты ему ответишь?

4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?

5. Представь, что есть школа А и школа Б. в школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, письмо, математика и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, письмо, математика, русский язык. В какой школе ты бы хотел учиться?

6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «,,,?». Подумай, о чем он может тебя спросить?

7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «(имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».

Критерии оценивания:

1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения.

Уровни оценивания:

0. отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.

1. положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

2. возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

3. сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Приложение 20

Определение уровня сформированности личностных

Универсальных учебных действий

Методика «Кто я?»

(модификация методики М.Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной дейсвтвительности; дейсвтвия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 9 -10 лет.

Метод оценивания: каждому ребенку предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».

Критерии оценивания:

1. Дифференцированность – количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).

2. Обобщенность – степень обобщенности суждений-характеристик «Я».

3. Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.

Уровни оценивания:

· Дифференцированность

1. 1-2 определения, относящиеся к 1-й и 2-й категориям.

2. 3-5 определений, преимущественно относящиеся ко 2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).

3. От 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.

· Обобщенность

1. Учащиеся называю конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы.

2. Совмещение 1-й и 3-й категорий.

3. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый).

· Самоотношение

1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение)

2. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).

3. Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

Приложение 21

Самоанализ урока.

Самоанализ урока должен опираться на общепринятые принципы разбора урока, но учитывать особые задачи, которые ставит себе студент для совершенствования своих педагогических умений, способностей, личных качеств. Исходя из этого, рекомендуются следующие примерные вопросы для самоанализа урока:

1. Какие задачи ставил себе практикант по совершенствованию своих умений, способностей, личных качеств, готовясь к уроку, учитывал ли свои достижения и недостатки, имевшие место на предыдущих уроках? Выделить наиболее существенные недостатки, которые нужно преодолеть в первую очередь.

2. В самоанализе урока рекомендуется дать обоснованную оценку аспектам: образовательные, воспитательные и развивающие цели урока, тип урока и его место в системе уроков по теме, содержание (знания, умения, навыки), структура урока, активность, организованность и дисциплина учащихся и индивидуальный подход к учащимся.

В самоанализе особенно необходимо выделить, в каких моментах урока имело место:

А) закрепление ранее достигнутых студентом умений и навыков;

Б) сдвиги в совершенствовании этих умений и навыков;

В) приобретение новых приемов работы, умений и навыков.

3. В итоге самоанализа студентом урока необходимо установить:

А) что приобрели учащиеся на данном уроке;

Б) что приобрел на этом уроке учитель-практикант;

В) помогла ли схема психологического обоснования в подготовке и проведении урока?

Г) какие задачи ставит он себе на ближайшие уроки по совершенствованию своих личных качеств, педагогических умений и способностей, над какой педагогической и методической литературой считает необходимым работать, каким опытом других учителей воспользовался для осуществления задач своего педагогического совершенствования.

Д) как Вы оцениваете урок с точки зрения соотношения его замысла и практической реализации?

Е) какую оценку за урок вы получили?

Приложение 22

Примерная схема дидактического анализа урока

1. Общие сведения об уроке:

1) дата, класс, предмет;

2) тема урока, его место в системе уроков по теме;

3) задачи урока: образовательная, воспитательная, развивающая (формирование конкретных представлений, умений и навыков, развитие свойств личности, приемов умственной деятельности).

2. Организация начала урока:

1) приход учащихся на урок и их готовность к занятиям;

2) организация учащихся на работу (привлечение их внимания, готовности рабочего места, наличие учебников, тетрадей, письменных принадлежностей);

3) готовность классного помещения к уроку: чистота, освещенность, наличие оборудования, средств обучения.

3. Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков учащихся:

1) содержание повторения;

2) методика проверки знаний, умений и навыков учащихся;

3) качество ответов школьников: полнота, осознанность, действенность, прочность, правильность;

4) активность класса: сколько учащихся было опрошено, способы привлечения внимания класса к ответам товарищей;

5) оценка знаний, умений и навыков учащихся, объективность выставления оценок;

6) выявление и устранение пробелов в знаниях, умениях и навыках.

4. Содержание и методика изучения нового материала:

1) подготовка к восприятию нового материала, актуализация опорных знаний, умений и навыков, мотивация учения;

2) содержание изучаемого материала, его научность, связь с жизнью, воспитательное значение;

3) система, ясность, доступность объяснения; осуществление межпредметных связей;

4) рациональное использование наглядных, словесных, практических, поисковых методов обучения;

5) пути повышения самостоятельности и активности учащихся;

6) роль, место демонстраций, иллюстрации, ТСО, приемов занимательности и игровой деятельности;

7) сочетание индивидуальных, групповых, общеклассных форм учебной работы;

8) обеспечение учебного сотрудничества, доброжелательности, доверия, взаимопомощи, отрицательного отношения к нарушениям учебной дисциплины.

5. Закрепление нового материала:

1) Какой материал отобран для закрепления? Почему?

2) Пути, способы, средства закрепления, обобщения, систематизации учебного материала;

3) Что показали ответы учащихся?

6. Задание на дом:

1) Содержание задания, запись его на доске;

2) Методические советы по их выполнению.

7. Заключение и общая оценка урока:

1) Достижение образовательной, воспитательной и развивающей целей урока;

2) целесообразность типа и структуры урока;

3) характеристика деятельности учителя: знание материала, методическое мастерство, создание атмосферы учебного сотрудничества, взаимопомощи, взаимной доброжелательности;

4) отношение учащихся к уроку: насколько они активно включаются в овладение знаниями, умениями, навыками и ответственно выполняют учебные задания, оказывают помощь товарищам лучше учиться;

5) оценка уровня общеучебных и предметных ЗУН учащихся;

6) что целесообразно рекомендовать для использования другими учителями;

7) какие улучшения можно было бы внести при проведении уроков на эту тему.

Приложение 23

Примерная схема методического анализа урока

1. Тема урока, основная дидактическая цель, тип урока.

2. Содержание изучаемого материала: какой материал изучался на уроке, соответствие содержания материала программным требованиям.

3. Образовательные и воспитательные задачи урока: с каким материалом учащиеся знакомятся впервые, какие знания, умения навыки закреплялись;

по отношению, к какому материалу осуществлялось подготовительная работа на уроке.

4. Структура урока: основные этапы урока, их последовательность и логическая связь, соответствие структуры урока его содержанию и целям, распределение времени на основные этапы урока.

5. Методы обучения:

а) какие методы использованы на уроке при формировании знаний, умений и навыков, их эффективность и соответствие целям и содержанию урока;

б) методические приемы и упражнения, используемые на каждом этапе урока, их эффективность в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Организация учебной работы на уроке: постановка целей работы на каждом этапе урока, чередование различных видов деятельности в течение урока, контроль и оценка работы детей, включение приемов дифференцированной учебной работы, приемы установления дисциплинированности доброжелательность атмосферы.

Оборудование урока: цель, место и методика использования различных средств обучения – наглядных пособий, учебника, дидактических материалов, технических средств обучения.

Результат урока: выполнение образовательных, воспитательных, развивающих функций обучения.

Структура урока: основные этапы урока, их последовательность и логическая связь; соответствие структуры урока его типу, цели и задачам, его содержанию; распределение времени на основные этапы урока; объяснение организационной, логической и психологической целостности и завершенности урока (начало урока, готовность учащихся и учителя к уроку, подведение итогов работы).

Содержание урока: с каким материалом учащиеся знакомились впервые; какие знания, умения и навыки закреплялись; по отношению к какому материалу осуществлялась подготовительная работа, над развитием каких умственных действий и познавательных сил и способностей учащихся работал учитель; формирование научного мировоззрения, на формирование каких чувств (интеллектуальных, моральных, эстетических) и привычек было направлено воспитательное воздействие учителя, соответствие содержания урока программным требованиям, его задачи.

Методы учебной работы: какие методы работы использованы на уроке, в какой мере они соответствовали типу, цели, задачам, содержанию урока, возрастным особенностям; направленность методов учебной работы на реализацию развивающих методов обучения (соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление, соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся, приобретение знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска); какие дидактические приемы использовались для воспитания и развития умственной активности и самостоятельности учащихся, для активизации их познавательной деятельности. Методика проверки и задавания домашнего задания, устных и письменных упражнений, эффективность использования методов учебной работы и методических приемов.

Организация учебной работы на уроке: актуализация чувств, опыта и опорных знаний, умений, навыков учащихся, мотивации учения школьников, создание потребности в познавательной деятельности и усиление их интереса к приобщенным знаниям; сообщение темы и цели урока, постановка задач на каждом этапе урока, реализация дидактических принципов на уроке, осмысление и применение усваиваемых (новых) знаний, контроль, оценка работы детей; активизация познавательной деятельности учащихся на протяжении всего урока; приемы установления обратной связи для руководства процессом овладения знаниями в единстве с развитием и формирование личности учащегося; сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы, приемы установления внимания учащихся.

Характеристика деятельности учителя: умение владеть классом,организовать для работы, рабочее самочувствие учителя в течение урока; педагогический такт; психологический климат; характер общения учителя с учащимися;

Характеристика деятельности учащихся: организованность, собранность, сосредоточенность отношение к учебной деятельности, уровень подготовки и развития учащихся, качество их знаний, умений и навыков, уровень воспитанности учеников.

Приложение 24

Примерная схема анализа и самоанализа родительского собрания

Проводится родительское собрание в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя. Программу родительского собрания определяет учитель. При этом обосновывается необходимость решения вынесенных вопросов, определяются цели и задачи родительского собрания. В программу собрания включается беседа, лекции или другие формы работы с родителями.

Материалы к проведению родительского собрания оформляются в плане-конспекте, который включает:

1. Цели и задачи, место родительского собрания в системе работы с родителями.

2. Основные этапы подготовки и проведения родительского собрания.

3. Формы и методы общения с родителями при проведении собрания.

Анализ проведенного собрания осуществляется по следующим направлениям:

- Реализованы ли поставленные цели, если да, то за счет чего? Если нет, то, что явилось причиной?

- Какие трудности возникли при подготовке и проведении собрания?

- Достигнуто ли взаимопонимание с родителями в решении воспитательных задач?

- Что необходимо сделать в работе с родителями для решения коллективных и индивидуальных воспитательных задач, которые стоят перед учителем данного класса?

Приложение 25

Примерная схема характеристики личности учащегося

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕНИКЕ

Фамилия, имя, отчество.

Дата рождения.

Общее физическое развитие.

Состояние здоровья.

Состав и особенности семьи.

II. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

1. Развитие самосознания:

· уровень притязаний и самооценки;

· развитие самоконтроля;

· осознание нравственных норм;

2. Нравственные черты личности (честность, порядочность, инициативность, равнодушие, недобросовестность и т.п.).

3. Интересы и склонности (технические, организаторские, художественные, артистические, литературные, музыкальные, спортивные и т.п.).

Посещение кружков и секций.

4. Особенности поведения

· положительные поступки учащегося, как часто они совершаются;

· отрицательные поступки (проступки), их проявление, (эпизодически, систематически), их характер: грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований и поручений, не работает в классе на уроках;

· отношение к своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает.

5. Волевые черты личности (настойчивость, самостоятельность, упрям, легко внушаем). Уровень сформированности волевых качеств личности.

6. Особенности развития эмоций и чувств (преобладание радостного, веселого, грустного, подавленного и т.п. настроения или доброжелательности, грубости, жестокости и т.п.).

7. Проявление темперамента и характера (чуткость, зазнайство, эгоизм и т.п.).

III. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ: Восприятие, Внимание, Память, Мышление, Воображение, Речь.

IV. ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1. Успеваемость учащегося.

2. Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное.

3. Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания и др.

V. ПОЛОЖЕНИЕ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ, ОТНОШЕНИЕ К КОЛЛЕКТИВУ.

1. Позиция учащегося в коллективе: лидер, предпочитаемый, принятый, «отвергаемый» (изолированный).

2. С кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния.

3. Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, теплые, конфликтные, ни с кем не общается и др.

4. Манера и стиль общения с окружающими:

· доминантный стиль (уверенность в себе, стремление навязать свое мнение, нелегко признает свою неправоту);

· недоминантный стиль (застенчивость, уступчивость, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);

· экстраверт (постоянно направлен на общение, полон внимания к окружающим);

· интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).

VI. ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ.

1. Взаимоотношения с учителем - дружеские, доверительные, деловые и т.п. Преобладающий вид общения (познавательный, личностный).

2. Приемы (способы) воздействия на ребенка со стороны учителя и результаты этого взаимодействия.

VII. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ.

1. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Уровень умственного развития и нравственной воспитанности (низкий, средний, высокий).

2. Причины имеющихся недостатков (семейное воспитание; болезнь; отсутствие способностей, навыков работы и др.).

VIII. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ И ЗАДАЧИ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА.

Приложение 26

Примерная схема отчета студента-практиканта по учебной практике

Отчет

По _____________________________________________________ практике

(вид практики)

студента(ки)_____курса_________________________________________________________

(институт, факультет) (направление подготовки)

 

(ФИО)

 

База практики______________________________________________________

 

Проходил(а) в сроки с _______________2003 г. по _________________2003 г.

 

1.Базу практики подбирал(а) сам(а) или руководитель практики по направлению подготовки__________________________________________________________________

да, нет

2.Присутствовал(а) или нет на установочной конференции ________

да, нет

3. Рабочая программа практики выдана вам или нет _____________

да, нет

 

4. Методические рекомендации, указания по практике выданы Вам или нет____________ да, нет

5. С основными целями, задачами и содержанием практики ознакомлен(а)_____________

да, нет

6. Выполнение программы практики. Какие отклонения от плана имели место? Причины. Что сделано сверх плана?

7. Какую конкретную помощь (консультацию) Вы получили от группового руководителя и руководителя базы практики?

8. Общие выводы о практике. Ее значение в Вашем становлении как

специалиста________________________________________________________ 9. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики ____

Дата _________ Подпись __________

Приложение № 27

Психолого-педагогическое обоснование плана-конспекта урока

Цель задания: получить навыки анализа деятельности учащихся и учителя при подготовке урока, акцентируя внимание на психологической

стороне деятельности.

Инструкция:

1. Студент выбирает для психологического обоснования любой из уроков, который должен быть дан в период методической практики.

2. После тщательного знакомства со схемой психологического обоснования урока составляет его конспект (обычно эта работа проводится под руководством методиста). Уже при составлении конспекта урока в его содержании должны быть отражены те аспекты деятельности учителя и учащихся, которые составляют психологическую сущность урока.

3. В соответствии со схемой психологического обоснования урока проводится анализ данного конспекта.

Материал для отчета: конспект урока, психологическое обоснование разработки урока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.145 (0.082 с.)