Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ориентировочный тест школьной зрелости

Поиск

/Вербальное мышление/ Йирасек С.: Диагностика психического разви­тия.- Прага, 1978.- С. 263-264/

1. Какое животное больше - лошадь или собака?

Лошадь - 0, неправильный ответ - - 5,

2. Утром мы завтракаем, а в полдень...?

Обедаем, мы едим суп, кашу, мясо - 0, ужинаем, спим и другие ошибки - 3.

3. Днем светло, а ночью...?

Темно - 0, неправильный ответ - -4.

4. Небо голубое, а трава..?

Зеленая - 0, неправильный ответ - -4.

5. Черешня, груши, сливы, яблок - это что?

Фрукты - 1, неправильный ответ - -1.

6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд и т.п. - 0, неправильный ответ - - 1.

7. Что такое Москва, Ленинград, Киев?

Города - 1, станции - 0, неправильный ответ - -1.

8. Который час? /Показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть и пять минут двенадцатого/.

Хорошо показано - 4, показаны только четверть, целый час - 3, не знает часов - 0.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака -.... малень­кая овечка -...?

Щенок; ягненок - 4, только одно из двух - 0, неправильный ответ - -1.

10. Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них

оди­накового?

На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти /до­статочно одного подобия/- 1, на кошку /без приведения знаков по­добия/ - 0, на курицу --3.

11. Почему у всех автомобилей есть тормоза?

Две причины /тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить­ся в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окон­чания езды/ - 1, одна причина - 0, неправильный ответ - -1.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

2 общих признака /они из дерева и железа, у них рукоятки, ими можно забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плос­кие/ - 3, одно подобие - 2, неправильный ответ - 0.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это млекопитающее или привидение двух общих признаков /по 4 ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазать по деревьям/ - 3, одно подобие - 2, неправильный ответ - 0.

14. Чем отличается гвоздь от винта? Как бы ты их узнал, если бы они лежали тут на столе?

У винта нарезка /резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки/ - 3, винт ввинчивается, а гвоздь вбивается, у винта гайка - 2, неправиль­ный ответ - 0.

15. Футбол, прыжки в высоту, плавание - это...?

Спорт /физкультура/ - 3, игры /упражнения, гимнастика, состязание/-2, неправильный ответ - 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль --4, толь­ко три наземных транспортных средства или полный перечень с само­летом или кораблем, но только после объяснения, что транспортное средство - это то, на чем мы ездим, передвигаемся - 2, неправиль­ный ответ - 0.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними

разница?

Три признака /седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, слышит, чаще болеет, умрет рань­ше, чем молодой/ - 4, одно или два различия - 2, неправильный от­вет /у него палка, он курит и т.п./ - 0.

18. Почему люди занимаются спортом?

Две причины /чтобы быть здоровым, закаленным, сильным, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда, победить и т.п./-4, одна причина - 2, неправильный ответ - 0.

19. Почему это аморально /плохо/, когда кто-то уклоняется от работы? Остальные должны на него работать /или другое выражение того, что кто-то другой несет ущерб/ - 4, он ленивый, он мало зарабатывает, и не может ничего себе купить - 2, неправильный ответ 0.

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?

Так платят за перевозку /пересылку/письма - 5, тот другой должен

был бы уплатить штраф - 2, неправильный ответ - 0

Результаты теста - это сумма баллов /+ и -/, достигнутых по отдельным вопросам. Классификация результата:

а/ 24 и больше - высокий;

б/ от 14 до 23 - средний;

в/ от 0 до 13 - ниже среднего;

г/ от -1 во -10 - низкий;

д/ -11 и меньше - очень низкий.

3. Определение степени владения ребенком мыслительными операциями

Для изучения операции сравнения проанализировать ответы ре­бенка по тесту Йирасека №№ 10, 12, 13, 14, 17.

Анализ данных. Может ли ребенок выделить линии /основания/ для сравнения. Если да, то, сколько в среднем /1,2,3, больше 3/. С какими вопросами он справился легче /при установлении сходства или различия/? Все ли основания выделены на основе чувственно воспринимаемых признаков или имеются основания по абстрактным признакам?

Для изучения операции обобщения проанализировать ответа на вопросы до №№ 5, 7, 15.

Анализ данных. Проанализировать ответы ученика и определить правильность выполнения. Определить, по каким основаниям делается обобщение признаков /например, по цвету, форме т.п./.

Дополнительный эксперимент проводится студентом по желанию или в том случае, когда трудно решить вопрос на основе анализа ответов ребенка по тесту Йирасека.

Студент заготавливает карточки с изображением животных, птиц, насекомых и раскладывает их по рядам: 1 ряд - воробей, го­лубь, дятел; 2 ряд - оса, лиса, стрекоза; 3 ряд - волк, бабочка, снегирь. Ребенку задаются следующие вопросы: «Как можно назвать всех, кто нарисован в 1 ряду? На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? Посмотри на рисунки в третьем столбике /не путать столбик с рядом/; что общего у всех кто там нарисован? /Все летают/. Сравните животных первого и второго сто­лбика. Что вы заметили общего? /В каждом столбике изображены птица, насекомое, зверь/. Задание взято из книги Г.С.Швайко «Игровые упражнения для развития речи" /М., 1988/.

Анализ данных провести аналогично тому, как делается по тесту Йирасек.

4. Определение развития отдельных познавательных процессов. Изучение процесса мышления.

Эксперимент 1. Противоположные понятия.

Инструкция. «Я буду говорить тебе слова, а ты будешь гово­рить слово, обозначающее что-нибудь обратное, противоположное. Если я говорю "большой", что ты скажешь? Дождаться ответа, если не ответит, то сказать "маленький".

Слова для предъявления: высокий, чистый, широкий, острый, сильный, толстый, твердый, грустный, медленный, добрый.

За ошибку считать, если ребенок будет давать ответ с "не-". Например, высокий - невысокий и т.п.

Анализ данных. Подсчитать в процентах правильность выполнения задания. Проанализировать, что делал ребенок в случае затруд­нения /давал ответ или молчал/. Проанализировать слова, вызвавшие наибольшие затруднения, и высказать вое предположение, почему?

Эксперимент 2. Четвертый лишний /на обобщение/.

Студент заготавливает карточки, на которых изображены сле­дующие предметы: а/карандаш, портфель, тетрадь, шляпа; б/стол, стул, книжный шкаф, чайник. Перед ребенком выкладывается сначала один набор карточек, после выполнения - другой. Задача - убрать лишний предмет. Необходимо спросить ребенка, почему он убрал именно этот предмет, ответ записать.

Анализ данных. Проанализировать ответ ученика и определить правильность выполнения, обращая особое внимание на то, по какому основанию делается обобщение признаков.

5. Изучение кратковременной памяти.

Повторить ряд цифр: 3-1-7-5-9, 4-2-3-8-5, 9-8-1-5-7.

Цифры надо произносить, избегая ритмических ударений, каждую цифру несколько скорее, чем за 1 секунду. Не предупреждать заранее, сколько будет цифр. Точное название каждого ряда цифр - 1 балл, с неточностью - 0,5 балла, ошибочное - 0 баллов.

Повторить ряд из трех цифр в обратном порядке. Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову тебе три цифры, но ты повторишь их наоборот. Так, я скажу тебе: «1,2,3»,а ты скажешь: «3,2,1». Понял/а/? Слушай и повтори наоборот: 2-8-3, 4-2-7, 5-3-6.

Достаточно одного ряда цифр из трех правильно повторить.

Повторить фразу.

а/ Как смешно! Маленькая мышка пьет молоко на кухне

б/ Коля весело провел лето: он катался все дни на лодке.

в/ Мы пойдем гулять. Дайте мне нарядную шляпу.

Одна из трех фраз должна быть повторена без ошибок.

Высокий уровень - 9-6; средний - 4-5,9; низкий - 0-3,9.

6. Изучение воображения

Ребенка просят дорисовать следующие элементы так, чтобы что-нибудь получилось: треугольник, квадрат, окружность. После выполнения задания предложить нарисовать что-нибудь, чтобы вошли сразу три элемента в один рисунок.

Анализ данных. Вызвало ли затруднение задание? Если да, то с чем ребенок не смог справиться? Оценить оригинальность рисунков /чаще всего дети дорисовывают квадрат и треугольник до домика, а окружность до солнышка/.

7. Методики для изучения интеллектуальной готовности детей.

Студенту предлагаются методики, разработанные Л.И.Переслени, Л.Ф. Чупровым /см.: Определение уровня развития словено-логического мышления у первоклассников // Вопросы психологии. 1989,- № 5,- С. 154 - 158/.

1. Субтест на осведомленность – 5 проб.

1. Месяц зимы... /сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март/.

2. В году... / 24 мес., 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес./.

3. Отец старше своего сына... /часто, всегда, никогда, редко, иногда/.

4. У дерева всегда есть... /листья, цветы, плоды, корень, тень/.

5. Пассажирский транспорт... /комбайн, самосвал, автобус, тепловоз, экскаватор/.

Инструкция. Для первой пробы после первого прочтения: «Какое слово больше подходит?" При правильном ответе - 1 балл. Если ответ ошибочный: «Неправильно, подумай еще». При правильном ответе после второй попытки /перед второй попыткой экспериментатор читает пробу еще раз/ - 0,5 балла. При неправильном ответе со второй попытки - 0 баллов.

Аналогичным образом предъявляются и оцениваются остальные 4 пробы субтеста.

2. Субтест на классификацию, сформированность понятий – 10 проб.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, пруд. 3. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.5. Тополь, береза, крыжовник, липа, осина.6. Курица, утка, гусь, индюк. 7. окружность, треугольник, квадрат. 8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля. 9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Инструкция. Для первой пробы после первого прочтения: «Одно слово из пяти лишнее, не подходит. Его надо исключить». Второе прочтение: «Какое слово лишнее?». При правильном ответе задается вопрос: «Почему?» /для проб 1-6/. При правильном объяснении – 1 балл, при неправильном – 0,5 балла. При ошибочном ответе предлагается подумать еще. При правильном – 0,5 балла, при неправильном – 0 баллов.

3. Субтест на словесно-логическое мышление, аналогию – 5 проб.

1. Огурец Гвоздика_______________

Овощ Сорняк, роса, садик, цветок, земля

 

2. Огород Сад______________________

морковь Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

 

3. Часы Градусник_____________________

время Врач, стекло, больной, кровать, температура

 

4. МашинаЛодка__________________

Мотор Река, маяк, парус, волна, берег

 

5. Стол __Пол_____________________

Скатерть мебель, ковер, доски, пыль, гвозди

 

Инструкция: Для первой пробы после первого прочтения: «Надо подобрать к «гвоздике» такое слово, которое подходило бы к ней так же, как «овощ» к «огурцу». Второе прочтение: «Огурец / пауза/ - овощ, гвоздика - … /последовательно читается весь ряд из слов знаменателя/. Какое слово подходит?» Дополнительные вопросы не задаются.

4. Субтест на обобщающее слово, сформированность понятий -5 проб.

1. Окунь, карась - …. Огурец, помидор -… 3. Шкаф, диван - … 4. Июнь, июль -…. 5. Слон, муравей - …..

Инструкция. После первого прочтения: «Каким обобщающим словом их можно назвать?». Второе прочтение – пауза – ответ.

Оценка решений проб третьего и четвертого субтестов такая же, как для первого субтеста.

Критерии оценки успешности решения проб:

а/ наивысший – 25 -20 баллов;

б/ средний – 19 -16 баллов

в/ низкий – 15 – 13 баллов;

г/ очень низкий – 12 баллов.

После проведения исследования по изучению интеллектуальной готовности ребенка рекомендуется дать качественный и количественный анализ полученных данных. Количественный анализ заключается в определении уровня в соответствии с набранными баллами. Качественный анализ предполагает уточнение того, как ребенок справляется с тем или иным заданием, что вызвало наибольшие трудности.

На основе полученных в ходе экспериментов данных по изучению интеллектуальной готовности ребенка заполняется следующая таблица.

Таблица 1.

Ф.И.О. Тест Керна-Йирасека Физическая готовность Интеллектуальная готовность Выводы
        Итог         Итог               Итог Выводы
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.                                        
                                       

 

Изучение личностной готовности

1. Определение отношения 6-7 –летних детей к школе и учению.

Необходимо провести с испытуемым ребенком беседу следующего содержания, взятую из работы Я.Л. Коломинского, Е.Н. Панько «Учителю о психологии шестилетнего возраста» / М., 1988. - С. 37/.

1. Хотел ли ты идти в школу? / Этот вопрос выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе/.

2. Почему / по какой главной причине / ты хотел / не хотел/ идти в школу? /Осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу/.

3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился /тебя готовили/?/Выявляет, какие собственные действия или действия с ним ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе/.

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится /не нравится/ больше всего? /Выявляет элементы школьной действительности, наиболее привлекательные для детей/.

5. Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты лучше занимался дома, как проводил свой день?/ Отсутствие или наличие у ребенка учебных ориентаций в ситуации необязательности посещения школы/.

6. Если бы учительница предложила тебе выбрать тему для свободного урока, о чем бы ты отел узнать, чем заняться? /Место школьных интересов среди всех остальных условиях свободного выбора /.

Ответы ребенка протоколируются. На основе анализа беседы делаются выводы о степени обоснованности и глубины интереса ребенка к школе.

П. Изучение общего понимания смысла жизненных ситуаций.

Предлагается провести с испытуемым следующий эксперимент.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе фразы, а ты должен будешь, определить, глупые они или нет?»:

- Так как шел сильный дождь, Коля, чтобы не промокнуть, бросился в озеро.

После того как ребенок ответит положительно или отрицательно на вопрос, следует спросить: «Что глупого в этой фразе?» Аналогичная работа проводится еще с использованием трех фраз, которые приведены ниже:

- Этот мальчишка бросил в меня камнем и разбил мне глаз. Я очень благодарен ему за это.

- Ты очень хорошо отвечал на вопросы во время урока, поэтому я ставлю тебе «два», - сказала учительница.

- Ты опоздал на урок на 20 минут, я хочу тебя похвалить, ты очень хорошо сделал, - сказала учительница.

Первые две фразы относятся к повседневной жизни ребенка, две последующие по ситуации относятся к школе. На основе анализа ответов ребенка делается вывод о том, понимает ли он нелепости в приведенных фразах, как он решает ситуации с общежитейской и школьной тематикой.

Ш. Определение направленности ребенка на школу.

Следует провести эксперимент с использованием загадок на школьную тематику. Например,

1. В этой узенькой коробке ты найдешь карандаши, ручки, перья, скрепки, кнопки – что угодно для души. /Пенал/.

2. В черном поле заяц белый прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? … /Мел/.

3.Грамоты не 0знаю, весь век пишу /ручка/.

4. Если ей работу дашь, зря трудился карандаш. / Резинка/.

5. Есть совсем другая птица, если сядет на страницу, то с поникшей головой возвращаюсь я домой. / «2»/.

6. В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу. /Дневник/.

Анализ данных. Провести количественный анализ о выполнении задания с точки зрения правильности. Сделать вывод о направленности ребенка на школьную тематику.

Результаты по изучению личностной готовности необходимо отразить в следующей таблице личностной готовности:

 

вид эксперимента результат
   

 

Проанализировав полученные данные по всем видам готовности ребенка к обучению в школе, студент в самом общем виде пытается определить, какова степень готовности испытуемого. В обобщенном виде можно выделить низкую, среднюю и высокую степень готовности в каждом направлении. Студент заполняет таблицу:

Итоговые данные о степени готовности испытуемого

 

вид готовности уровень готовности
низкий средний высокий
физическая интеллектуальная личностная      

 

 

Приложение № 30

Схема самоанализа урока

 

Структура самоанализа Показатели оценки
1. Правильность выбора цели урока 1. Комплексный характер цели: наличие образовательного, развивающего аспектов. 2. Реальность достижения цели на уроках. 3. Связь цели данного урока с целями предшествующих учебных занятий. 4. Состоялось ли и на каком уровне принятие урока детьми, её осознание и мотивация учебной деятельности?
2. Выбор типа урока 1. Соответствие выбранного типа урока его цели. 2. Влияние правильности выбора типа урока на его структуру и достижение цели урока.
3. Структура урока 1. Соответствие структуры урока его типу и дидактическим целям. 2. Наличие в структуре урока этапов, дополняющих его дидактическую основу. 3. Наличие взаимных связей между этапами. 4. Влияние структуры урока на достижение его цели.
4. Отбор содержания, форм и методов обучения на каждом этапе урока. 1. Научность и доступность учебной информации. 2. Глубина содержания, полнота его передачи. 3. Соответствие форм и методов учебной деятельности содержанию материала. Наличие между ними взаимных связей. 4. Какие из форм познавательной деятельности учащихся преобладали на уроке? Чем это вызвано, оправдано? Оказало ли это существенное влияние на достижение цели урока?
5. Итоги урока, оценка результативности урока. 1. Какие приращения в ЗУН учащихся состоялись, соответствует ли это цели урока? 2. Уровень достижения цели: - полностью; - частично; - недостигнута. 3. Что оказало положительное влияние на достижение цели урока? 4. Что препятствовало полному достижению цели урока? 5. Урок в системе уроков. Что нуждается в дополнительном изучении на следующие уроки?  

 

Приложение № 31

Примерная схема психолого-педагогической характеристики личности школьника

Ф.И.О.____________________ Возраст____________________

Класс_____________________ Школа_____________________

 

 

Психолого-педагогические особенности. Психолого-педагогические выводы и рекомендации.
1. Особенности физического развития.
Здоровье ребёнка (здоровый или ослабленный), рост (отстаёт в росте или очень рослый), вес (нормальный, избыточный, недостаточный), есть ли недостатки зрения, слуха, нарушение осанки. Уровень развития моторики (в частности мелких движений). Соответствие физического развития возрасту. Методы: анализ документации, наблюдение, беседы с родителями, учителями, школьным врачом. Как влияют физические особенности школьника на развитие его личности? В чём и как это проявляется? Если влияние негативное, существует ли возможность коррекции? Как её осуществить?
2. Характеристика семейной среды.
Состав семьи, профессия и место работы родителей, взаимоотношения в семье, особенности психологического климата, отношение взрослых к ребёнку, позиция ребёнка в семье. Методы: беседа с членами семьи, учеником, анкета на выявление отношения ученика к близким людям. Отметить положительные и отрицательные факторы семейной среды, их влияние на развитие личности ребёнка. Что следовало бы изменить, усилить или сохранить?
3. Взаимоотношения ученика со сверстниками.
Социальный статус и социальная роль ученика в коллективе, его отношение к товарищам по классу (кого считает другом, кому благосклонен, с кем конфликтует и по каким причинам), какие моральные качества проявляются во взаимоотношениях с одноклассниками, отношение к нему одноклассников (какие отличают положительные или отрицательные черты), совпадают ли их оценки с оценкой учителя. Имеет ли друзей вне класса. С кем общается вне школы, каков характер этих взаимоотношений. Методы: наблюдение, беседа с учителем, социометрия, референтометрия. Сделать вывод: благоприятна ли позиция ученика в классе, как это сказывается на развитии его личности. Чем определяется его позиция в коллективе? Что и как следовало бы изменить в социометрическом статусе школьника? Проанализировать особенности общения вне школы. Какое влияние оно оказывает на школьника? Возможности исправления отрицательных черт, проявляющихся во взаимоотношениях с другими людьми.
4. Учебная и трудовая деятельность.
Успеваемость, уровень знаний. Отношений к учёбе (общий интерес к учёбе, учению, отношения к различным предметам), старательность умение учиться (работать с книгой, заучивать, составлять планы, контролировать себя), основной мотив учения. Наличие трудовых навыков и умений, предпочитаемые виды труда. Отношение к труду, организованность и дисциплинированность в труде, привычка к длительным трудовым усилиям. Методы: анализ документации, наблюдение, беседы с учителями, родителями, учеником, анкетирование, методики по выявлению сформированности учебной деятельности. Проанализировать причины того или иного отношения к труду, возможные пути перестройки отрицательного или активизация положительного отношения. Какие умения (учебные и трудовые) необходимо сформировать у школьника, какими способами?
5. Направленность личности школьника.
Учебные и неучебные интересы (их направленность, широта, глубина, активность). Убеждения, мечты. идеалы. Наличие специальных способностей: музыкальных, артистических, художественных и др. Методы: экспериментальные методики к разделу 5. Рекомендации по реализации интересов в учебной и внеучебной деятельности. Учет интересов при распределении общественных поручений. Возможные пути коррекции негативной направленности личности
6. Интеллектуальные особенности.
Общее умственное развитие, осведомлённость, понятливость, словарный запас, умение выразить мысль. Особенности мышления: умение анализировать, сравнивать, выделять существенное, обобщать, делать выводы, уровень развития наглядно-образного и понятийного мышления. Характеристика воображения (оригинальность, богатство, уровень развития творческого воссоздающего воображения). Особенности памяти (объём, быстрота, прочность, преобладающий тип). Характеристика восприятия наблюдательности. Особенности внимания (концентрация, распределение, объём). Методы: наблюдение, экспериментальные методики к разделу 4. Рекомендации по формированию недостаточно развитых примеров мышления, запоминания, наблюдения. Возможные для данного ученика пути повышения уровня умственного развития, коррекции имеющихся недостатков внимания памяти, мышления, воображения. Учёт интеллектуальных особенностей ученика в учебной работе.
7. Особенности нервной системы и темперамента.
Определить тип высшей нервной деятельности, описав силу протекания нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. Проявление свойств темперамента: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темы реакций, пластичность и ригидность, экстраверсия, интроверсия. Методы: наблюдение, беседа с учеником, учителями, методика определения силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, типа темперамента и его отдельных свойств.   Рекомендации по учёту темпераментных особенностей ученика в индивидуальном подходе: в учебной и внеучебной деятельности, при назначении общественных поручений.
8. Особенности характера.
Ярко выраженные черты характера, проявляющихся в отношении к людям, учёбе, труду, самому себе. Самооценка, уровень притязаний, волевые черты характера. Преобладающее настроение. Реакция на препятствия (фруктация). Методы: наблюдение, беседа с учеником, родителями, методика по определению самооценки, уровня притязаний. Проанализировать причины формирования положительных или отрицательных черт характера школьника. Возможные пути и способы формирования положительных и преодоление отрицательных качеств.
9.Общие выводы.
Сделать выводы о сильных и слабых сторонах личности учащейся. Определить возможные перспективы дальнейшего развития. Главные причины недостатков, пути их преодоления.
10. Работа по формированию личности школьников.
Описать проведённую во время изучения ученика индивидуальную работу с ним. Какие умения и навыки удалось у него сформировать? Проанализировать индивидуальную работу с учеником. Удалось ли достичь целей? Какие допущены ошибки, что считается своей удачей?

 

Приложение № 32

Примерная схема психолого-педагогической характеристики коллектива класса

________Школы № _____

Психологическая характеристика Психолого-педагогические выводы и рекомендации
I. Общие сведения о школе, классе, истории формирования класса.
Материальная база школы, санитарно-гигиеническое состояние школы и класса. Время существования классного коллектива, изменение его состава, смена учителей. Число учащихся, пол, возраст. Социальное положение родителей. Методы: наблюдение, беседа с учителями, завучем, анализ документации. Какие из этих факторов благоприятно, а какие неблагоприятно сказываются (или могут сказываться в будущем) на развитии классного коллектива? Какие неблагоприятные воздействия следует скорректировать? Как это можно сделать?
II. Официальная структура класса.
Актив класса, его роль в организации общественной жизни класса, распределение обязанностей между учащимися, официальные лидеры, успешность их деятельности, их авторитет. Личностные особенности этих лидеров (инициативность, ответственность, настойчивость, требовательность, организаторские способности, стиль лидерства, отношение к ребятам). Методы: наблюдение, анализ документации, беседа с учителем, активом, отдельными учениками. Удачно ли распределены обязанности между учениками, учтены ли их интересы, склонности? Что следовало бы изменить? Удачно ли подобраны лидеры? На чем основывается их авторитет? Как складывается позиция лидера на развитии личности данного ученика? Что следует изменить, чтобы избежать отрицательного влияния лидерства?
III. Неофициальная структура класса.
Межличностные взаимоотношения учащихся. Наличие группировок, на каком основании они образовались, их влияние на класс. Неофициальные лидеры, их направленность и влияние на коллектив. Их личностные особенности. Характеристика отверженных и изолированных причины неблагоприятного положения этих учащихся. Методы: референтометрия, наблюдение, беседа. Для изучения индивидуальных особенностей лидеров использовать методики по темам: «Личность», «Темперамент». Степень сходства официальных и неофициальных структур коллектива. На чем основывается авторитет неофициальных лидеров? Какие поручения можно предложить положительным неофициальным лидерам? Как можно нейтрализовать влияние отрицательных лидеров или изменить их направленность? Пути ликвидации нежелательных группировок. Причины изоляции или отвержения в группе. Возможные пути изменения изолированных и отверженных членов коллектива.
IY. Психологический климат коллектива.
Преобладающий эмоциональный тон в классе (бодрый, жизнерадостный, напряженный и т.д.). Степень сплоченности, проявления чуткости, заботы, взаимопомощи, уважения, требовательности. Взаимоотношения между мальчиками и девочками. Эмоциональное благополучие и неблагополучие отдельных членов коллектива. Методы: наблюдение, беседа с отдельными учениками, позволяющая выяснить их психологическое самочувствие в классном коллективе. Факторы, определяющие психологический климат данного коллектива. Возможные пути устранения отрицательных факторов. Способы повышения сплочённости данного коллектива, формирование отношений дружбы, сотрудничества, взаимной помощи и уважения. Причины эмоционального неблагополучия отдельных учеников, пути его устранения.
V. Коллектив в учебной и внеучебной деятельности.
Успеваемость, отношение учащихся к учению, степень развития познавательных интересов, мотивы учения. Дисциплина на уроке и в выполнении домашних заданий. Место общественнополезного труда во внеклассной деятельности, виды труда, отношение к нему учащихся, проявление дисциплины в трудовой деятельности. Внеучебные занятия класса (коллекционирование, музыка, спорт, танцы и т.д.). Участие классного коллектива в общественной жизни. Методы: наблюдение, беседа, анализ документации. Охарактеризовать основные трудности в обучении и воспитании данного коллектива. Каковы пути их преодоления?
VI. Массовидные явления в коллективе.
Общественное мнение в классе, коллективные переживания, подражение (мода, манера поведения), соревнование, проявление внушаемости и конформизма, психологическая совместимость. Описать и проанализировать отдельные примеры влияния коллектива на личность и личности на коллектив. Методы: наблюдение, беседа. Формирование общественного мнения, преодоление отрицательных массовидных явлений. Возможные пути использования массовидных мнений в педагогически целесообразных формах.
VII. Личность классного руководителя.
Стаж работы учителя, его личностные особенности, общая культура, наличие организаторских способностей, знание психологии учащихся, авторитет среди учеников, стиль педагогического общения (авторитарный, демократический, либеральный). Методы: наблюдение, беседа. Положительные и отрицательные стороны в работе учителя, пожелания ему.
VIII. Уровень (стадия) развития коллектива.
Определить стадию развития коллектива. Специфические черты коллектива, тенденции его развития. Методы: наблюдение, беседа с активом, всем классом, учителями. Определить, какие стороны жизни и деятельности класса необходимо формировать, чтобы он поднялся на следующую ступень развития.
IX. Работа по формированию коллективных отношений и воспитанию отдельных учащихся.
Описать проведённую во время исследования работу по сплочению класса, по перестройке её официальной и неофициальной структуры, по преодолению отрицательных явлений (Списывание, подсказки и т.п.). Какое влияние удалось осуществить на отдельных учеников. Проанализировать свою работу, удалось ли достичь поставленных целей, какие были сделаны ошибки.

Приложение 33

Памятка студента

по подготовке и проведению внеклассного занятия по предмету

Формы проведения внеклассных занятий могут быть условно разбиты на 2 группы: эпизодические и систематические.

К эпизодическим относятся: олимпиады, КВН, конкурсы, викторины, беседы экскурсии, тематические праздники, работа оформительского характера.

К систематическим относятся: кружки по предметам, клубы по интересам.

Необходимо:

1. Совместно с учителем выбрать форму проведения внеклассного занятия и уточнить тему (какие разделы программы будут использованы).

2. Сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие задачи мероприятия.

3. Познакомиться с методической и научно-популярной литературой, подобрать необходимый материал в соответствии с намеченными задачами и продумать, какие методы и приемы работы целесообразно использовать в данном конкретном случае.

4. Продумать, что нужно подготовить к проведению мероприятия:

· как оформить помещение, в котором будет проведено мероприятие;

· какое оборудование использовать;

· какую работу по подготовке поручить ученикам, родителям, что можно приготовить сообща;

· как заинтересовать и привлечь к добровольному участию учеников, не проявляющих ранее интереса к данному предмету;

5. Тщательно продумать, как подвести итоги занятия;

6. Составить конспект мероприятия.

Приложение 34

Материалы для оформления конспекта воспитательного мероприятия

 

По _____________________в_______________группе_______________

/предмет/

 

СШ №_________________, студентом ___5___ курса, группы института непрерывного педагогического образования Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова.

Дата проведения________________________

1. Форма занятия и тема. Обоснование выбора данной формы и темы.

2. Задачи мероприятия: Образовательные, воспитывающие, развивающие.

3. Подготовка к занятию студентов и учащихся класса.

4. Структура и содержание занятия.

5. Общие выводы.

6. Список использованной литературы.

Приложение 35



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.122.20 (0.019 с.)