Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: деятельность помощника воспитателя (вожатого) по развитию профессиональных умений в условиях организации летнего отдыха детей и подростков.

Поиск

ПЛАН:

1. Роль рефлексии в профессиональном становлении будущих учителей.

2. Основные приемы и методы самообразования будущих учителей.

3. Основные приемы ведения дневника педагогических наблюдений во время летней практики.

4. Основные приемы составления портфолио по летней педагогической практике.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ОБСУЖДЕНИЯ

Ø Что такое рефлексия? Какова роль рефлексии в профессиональном становлении будущих учителей?

Ø Каковы основные методы и приемы самообразования будущих учителей?

Ø В чем особенности методики ведения педагогического дневника?

Ø Каковы требования к ведению дневника?

Ø Что такое портфолио? Как оформить портфолио по итогам практики?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

§ Составить конспект: Педагогическая рефлексия – двигатель самообразования// Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы. Книга для учителя. /Под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. – СПб.: ООО «Береста», 2002. - с.30-43

§ Составить конспект: Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущих учителей. – М., 1989.

§ Составить конспект: Феофилова Т.Г. Возможности педагогического дневника в развитии рефлексивных умений студентов //Инновации в подготовке учителя № 66. Под общ.ред. И.А. Бочкаревой. – М., 2002- с.164-168

§ Составить конспект: Методика Портфолио // Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов. Книга для учителя. Под.общ.ред.В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - с.59-63

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова О.В. Дневник личностно-профессионального роста как средство развития рефлексивной компетентности студентов в процессе педагогической практики / О.В. Акулова. Под общ. ред. И.А. Бочкаревой. // Инновации в подготовке учителя - № 66.– М., 2002 - С.182-196.

2. Бочкарева И.А. Пути создания рефлексивно-инновационной среды в процессе профессиональной подготовки студентов / И.А. Бочкарева. Под общ.ред. И.А. Бочкаревой // Инновации в подготовке учителя № 66. – М., 2002 - С.54-64.

3. Добрецова Н.В. Ведение педагогического дневника как условие развития навыков профессиональной педагогической рефлексии студентов / Н.В. Добрецова. Под общ. ред. И.А. Бочкаревой // Инновации в подготовке учителя - № 66. – М., 2002 - С. 169-181.

4. Методика Портфолио // Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов. Книга для учителя / Под. общ.ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - С. 59-63.

5. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М.: Педагогика, 1990. – С. 72-96.

6. Педагогическая рефлексия – двигатель самообразования // Модернизация общего образования: самообразование учителя инновационной школы. Книга для учителя / Под ред. В.В. Лаптева, А.П. Тряпицыной. – СПб.: ООО «Береста», 2002. - С. 30-43.

7. Пискунова Е.В. Рефлексивное обучение в преподавании базовых педагогических курсов / Е.В. Пискунова. Под общ.ред. И.А. Бочкаревой // Инновации в подготовке учителя - № 66. – М., 2002 - С. 142-163.

8. Степанова М.В. Использование технологии «создание педагогического портфолио» в практической подготовке студентов / М.В. Степанова. Под общ.ред. И.А. Бочкаревой // Инновации в образовании. - № 66.– М., 2002. – С. 260-264.

9. Феофилова Т.Г. Возможности педагогического дневника в развитии рефлексивных умений студентов / Т.Г. Феофилова. Под общ.ред. И.А. Бочкаревой // Инновации в подготовке учителя - № 66. – М., 2002 - С. 164 – 168.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ерегина С. Самовоспитание профессионально сущностных качеств / С. Ерегина // Народное образование. – 2004. - № 3. – С. 96-97

2. Аллихвердова Н. Биография внутреннего человека / Аллихвердова Н. // Первое сентября. - № 24.- 5.04.2005.

Педагогическая (летняя) практика.

Общие положения по организации и проведения летней педагогической практики

Цель практики: закрепление полученных психолого-педагогических знаний, профессиональных умений и навыков работы с детьми в период летнего отдыха; формирование у студентов мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие с детьми.

Летняя педагогическая практика организуется в загородных, городских, сельских оздоровительных учреждениях отдыха школьников, детских площадках, где студенты работают в качестве вожатых или воспитателей.

Летней педагогической практике предшествует недельная теоретико-методическая подготовка студентов. В программу занятий включаются занятия по организации и проведению досуговой деятельности детей во время летнего отдыха летних оздоровительных учреждениях, технике безопасности, охране здоровья и природы.

Кафедра педагогики и методики начального образования организует и контролирует практику студентов в летних оздоровительных учреждениях отдыха школьников, а по итогам практики проводит конференцию, на которой студенты выступают с сообщениями о своей работе.

2.4.2. Задачи практики:

1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные студентами в процессе обучения в вузе, научить применять их на практике в работе
с детьми.

2. Создать у студентов установки на личностно-ориентированное общение с детьми с учетом основных закономерностей и принципов воспитания.

3. Сформировать профессионально-педагогические умения и навыки студентов по организации жизнедеятельности детей в условиях детского оздоровительного лагеря с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Место практики в структуре ООП.

Летняя практика является частью профессиональной подготовки учителя к осуществлению воспитательной и культурно-досуговой деятельности детей во время летнего отдыха. Проведение летней практики регламентируется ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогика с образовательным профилем «Начальное образование».

Место и время проведения практики.

Базы практики: летние загородные и городские лагеря отдыха для детей и подростков, городские детские площадки, социально-досуговые площадки, летние досуговые группы.

Организуется для студентовIII курса ОФО в 6 семестре и студентов IY курса ЗФО (на базе 11 кл.) в 8 семестре продолжительностью 4 недели; для студентов ЗФО (на базе СПО) в 6 семестре в течение 3 недель.

Содержание летней педагогической практики

Задания практиканту:

1. Изучить систему организации и планирования работы с детьми
в детском оздоровительном лагере (Приложение 36).

2. Овладеть основными формами и методами воспитательной работы, досуговой деятельности с детьми в летний период.

3. Средствами диагностики изучить психолого-педагогические особенности личности и коллектива, социальную среду (Приложение 38 - 39, 41 - 43).

4. Освоить методику анализа и самоанализа деятельности вожатого и воспитателя (Приложение 37, 44, 46).

5. Провести коллективные творческие дела и тематические дни в детском оздоровительном лагере.

На первом этапе (в течение недели) студенты знакомятся с лагерем, его сотрудниками и их функциями, нормативно-правовой базой деятельности, планом работы лагеря, заполняют социальный паспорт летнего лагеря, его визитную карточку.

Практиканты осуществляют знакомство с составом отряда, выявляют интересы и увлечения детей, формируют органы детского самоуправления, а также изучают детский коллектив и его членов, проводят социометрию, заполняют социально-педагогический портрет отряда.

Проводят мероприятия, связанные с организацией:

— режима дня, санитарно-гигиенической работы, самообслуживания,

— познавательно-интеллектуальной деятельности,

— трудовой деятельности,

— игровой деятельности,

— художественно-творческой деятельности,

— спортивно-оздоровительной деятельности,

— психологических игр и упражнений, направленных на установление доброжелательной атмосферы, взаимопонимания, формирования навыков общения, снятия усталости и стресса, развитие личности ребенка.

В период подготовки к началу лагерной смены студент, проходящий летнюю педагогическую практику в качестве вожатого (педагога-воспитателя) отряда обязан:

- Изучить новые методические разработки и собрать методический материал для работы с отрядом.

- Составить перспективный план работы отряда (примерный перечень тех мероприятий, дел, которые вожатый хотел бы провести с детьми, имея ввиду воспитание определенных качеств личности у детей).

- Обеспечить организованный сбор детей своего отряда и безопасность их при перевозке в лагерь.

-В период лагерной смены студент, проходящий летнюю педагогическую практику в качестве вожатого (педагога-воспитателя) отряда обязан:

-Расселить детей в спальном корпусе.

-Круглосуточно находиться при отряде.

- Постоянно следить за наличием и занятиями детей в отряде.

- Составить список отряда и ознакомиться с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

-Ежедневно присутствовать на планерке (1 вожатый от отряда).

Формы отчетности:

1. Дневник практики, в котором приводятся план работы, ежедневные педагогические наблюдения практиканта, результаты всех предусмотренных программой по данному виду практики заданий.

2. Визитная карточка базы практики.

3. Заполненный социально-педагогический паспорт лагеря.

4. Социально-педагогический портрет отряда.

 

На втором этапе (в течение последующих трех недель) студенты осуществляют реализацию намеченного плана действий. В том числе:

-Вожатый отряда организует воспитательную досуговую работу в отряде на основе инициативы и самодеятельности самих детей и в соответствии с утвержденным планом работы на смену и период.

-Вожатый отряда обеспечивает педагогическую направленность в работе отряда и руководит одним из кружков или клубом по интересам, созданным внутри отряда.

-Вожатый отряда является материально ответственным лицом за всё имущество и инвентарь, переданный им для создания нормальных условий жизни, отдыха и работы детей.

-Свою деятельность вожатый строит исходя из перспективного и календарного планов лагеря. План работы отряда утверждается заместителем директора по воспитательной работе лагеря.

-Вожатый является организатором и руководителем художественной самодеятельности и спортивной работы в отряде.

- Вожатый является членом педагогического совета лагеря и в своей работе подотчетен заместителю директора по воспитательной работе и директору лагеря.

-Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье детей вверенного ему отряда. Практикантами анализируются результаты деятельности детского коллектива, выполнение поставленных воспитательных задач, уровня развития коллектива, обобщаются результаты своей практической деятельности, готовится выступление на заключительной конференции.

Формы отчетности:

1. Характеристика с оценкой (написанная директором, руководителем смены или программы, завучем и т.п.).

2. Дневник практики, в котором приводятся план работы, ежедневные педагогические наблюдения практиканта, результаты всех предусмотренных программой по данному виду практики заданий.

2. План-сетка смены.

3. Краткая психолого-педагогическая характеристика детского коллектива.

4. Конспект (разработка) не менее трех воспитательных мероприятий, проведенных студентом в летний период, и его анализ.

5. Отчет о прохождении педагогической практики в виде аналитической записки, содержащей выводы о результатах проделанной работы, предложений по дальнейшему усовершенствованию организации, содержания и подготовки студентов к практике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 758; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.105.101 (0.01 с.)