Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ воспитательных и развивающих функций урокаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Какие приемы, средства и методы работы использовал учитель с целью формирования и развития у учащихся познавательных процессов? - Что способствовало формированию произвольного внимания школьников, развитию концентрации внимания, устойчивости, переключения и т.д.? Что мешало? Почему? - Была ли продумана организация восприятия учащимися учебного материала, насколько рационально? Была ли создана установка на активное восприятие? Осуществлялась ли опора на прошлый опыт учащихся и уже усвоенные знания, на положительные мотивы учения? В какой степени использовались во взаимодействии различные органы чувств для создания целостного образа предмета или явления? - Что в уроке влияло на развитие словесно-логической памяти учащихся? Каким образом учитель организовывал работу по закреплению и актуализации знаний? Использовал ли специальные приемы, приемы ассоциативного запоминания, направленные на развитие памяти учащихся? Включал ли в работу на уроке обучение приемам запоминания учебного материала? Как учитывались активность и самостоятельность учащихся? - Каковы пути развития мышления у учащихся на различных уроках? Чем это обусловлено? Как был организован переход от восприятия учебного материала к его осмыслению, пониманию? Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции и насколько эффективно? Все ли возможности урока были использованы (содержание, организация, специфика предмета и т.д.)? Какие приемы и средства обучения можно использовать для этого? Как учатся школьники выделять в учебном материале главное, наиболее существенное, основные идеи, опорные слова, обобщения? - Что на уроке способствовало развитию творческого воображения? Достаточно ли этого? Чем это обусловлено? 2. Какие приемы, средства и методы учебной работы использовал учитель для воспитания в учащихся важных человеческих качеств? Выделите данные качества, обоснуйте необходимость их воспитания именно на данном уроке. - Учитывались ли при этом специфика данного учебного предмета, возраст учащихся, особенности класса? Отметьте, все ли было учтено. - На кого ориентировался учитель в организации воспитательной работы в классе: на класс в целом или на конкретных учеников? Включалась ли для решения воспитательных задач индивидуальная работа? 3. Оцените воспитательные и развивающие возможности урока, выделите, в чем они проявляются: в специфике предмета, в теме урока, его содержании в каждом структурном компоненте, в организации в целом, в психологической атмосфере, в личности учителя и т.д. 1. Сопоставьте выделенные Вами воспитательные и развивающие функции (возможности) урока с задачами, поставленными учителем. Объясните несоответствие (если есть). 2. Внесите собственные предложения в выводах по совершенствованию урока. Приложение 15 Анализ урока с точки зрения соблюдения Дидактических принципов 1. Научная направленность изучения нового материала: соответствие учебного материала, методов, приемов и средств обучения требованиям современной педагогической науки. Характер и особенности возникновения и формирования у младших школьников первоначальных знаний и представлений. 2. Систематичность и последовательность материала установление межпредметных связей преемственности; опора на личный опыт учащихся. 3. Особенности использования наглядности в обучении в зависимости от возраста детей, содержания учебного материала, выбранных методов обучения, рациональность их оптимального сочетания; преобладающие виды наглядных пособий, их функции на уроке. Использование ТСО на уроке, их соответствие дидактическим и гигиеническим требованиям. 4. Взаимосвязь сознательного усвоения знаний и познавательной активности младших школьников: формы, методы, приемы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся особенности стимулирования учителем осмысленного восприятия и воспроизведения учащимися учебного материала. 5. Прочность усвоения знаний, умений и навыков. Методика организации упражнений, направленных на формирование умений и навыков. 6. Проявление индивидуальных особенностей младших школьников в учебной деятельности. Специфика построения урока на основе общих и индивидуальных особенностей детей младшего возраста. Приложение 16 Изучение организации коллективной учебной деятельности и характера взаимоотношений учителя и учащихся на уроке (сформированность коммуникативных универсальных учебных действий) (по В.И. Зверевой) I. Выбор целей и содержания учебной деятельности: 1. Наличие права выбора цели деятельности. 2. Участие школьников в выработке программы достижения цели. 3. Выбор учащимися цели в соответствии со своими возможностями. 4. Доброжелательность. II. Формы и методы включения каждого учащегося в коллективную деятельность на уроке: 1. Вариативность заданий и возможность выбора. 2. Осознанность при выполнении заданий и применении выбранных способов деятельности. 3. Сформированность умений самостоятельно организовывать свой труд и труд своих товарищей. 4. Согласованность действий учителя и учащихся. 5. Устойчивый интерес к содержанию деятельности. 6. Уважительное взаимоотношение. 7. Наличие взаимной ответственности. III. Контроль и оценка результатов совместной деятельности. - разнообразие форм и методов контроля, деятельности и возможности их выбора; - гласность критериев и результаты оценивания деятельности; - осознанное использование критериев оценки деятельности; - сформированность умений контроля и самоконтроля, оценки и самооценки деятельности; - быстрая ориентация учащихся в выборе форм и методов контроля; - активность и целенаправленность в подведении итогов деятельности; - самостоятельность выводов и суждений; - эмоциональная отзывчивость. Примечания: Диагностические праметры оцениваются по трехбалльной шкале: 1 – низкий уровень, 2 – средний уровень, 3 – высокий уровень. Показателей всего 19. В случае, если 12 из них получают высокий уровень, а 7 оставшихся – средний, опыт учителя заслуживает изучения и распространения. Приложение 17 Программа наблюдения за особенностями организации Учебного взаимодействия (сформированности коммуникативных УУД) на уроках (США, МГИУУ) 1. Создание общих условий эффективности обучения: 1.1 Обеспечение исходных педагогических условий достижения учебного эффекта на уроке: А (1 балл) предварительные указания по плану урока (цель, задачи, основные этапы) лаконичные и ясные; Б (1 балл) учебные пособиями технические средства способствуют быстрому включению учащихся в работу; В (1 балл) нет ненужных задержек и отступлений во время урока; Г (2 балла) эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя (оценки, контроля, коррекции, планирования и др.). 1.2 Адаптация обучения к учащимся: А (1 балл) обучение соответствует возрастным возможностям учащихся; Б (1 балл) в материале урока выделены наиболее трудные места; В (2 балла) предоставляется возможность усвоения материала разных уровней сложности (для учащихся с разной успеваемостью); Г (3 балла) обучение строится как взаимодействие учителя и учащихся.
2. Учебное взаимодействие: 2.1 Контроль и коррекция деятельности учащихся: А (1 балл) оценка действий учащихся отделяется от личного отношения учителя к ним; Б (1 балл) избегание прямых указаний и коррекции действий учащихся; В (2 балла) ученики побуждаются оценивать и корректировать работу друг друга; Г (2 балла) ориентация на коррекцию действий по запросам самих учащихся; 2.2 Использование предложений и запросов самих учащихся по содержанию урока: А (1балл) пояснения, вопросы, примеры запрашиваются у самих учащихся; Б (2 балла) используются интересные и необычные аспекты темы; В (1 балл) интерес стимулируется при помощи вопросов и юмора; Г (2балла) идеи учеников разрабатываются и используются на уроке. 2.3 Помощь учителя в выработке положительной самооценки: А (1 балл) речь учителя свободна от сарказма и насмешек; Б (1балл) имена учащихся используются в теплой, дружелюбной манере; В (1 балл) конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу; Г (2 балл) учитель поддерживает, ободряет учеников, сталкивающихся с трудностями на уроке. 3. Поддержание приемлемого поведения в классе: 3.1. Поддержание рабочей включенности учащихся на уроке: А (1балл) варьирование форм учебной активности; Б (1балл) использование приемов активизации учащихся на уроке; В (2балла) использование активных методов обучения (дискуссии, распределение ролей и пр.); Г (2балла) применение специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся. 3.2. Воздействия при нарушениях дисциплины: А (1балл) учитель не обращает внимания на мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины на уроке; Б (1балл) ученики, нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной реакцией учителя; В (2балла) педагог восстанавливает дисциплину с помощью самих учащихся; Г (2балла) педагог не борется с нарушениями дисциплины, а использует особые формы учебной работы для организации нарушителей и всего класса. Приложение 18 Материалы по оптимальному планированию урока
Тема урока_____________________________________________________ Предмет_______________ Класс_______________ Школа___________ Для того чтобы оптимально планировать предстоящий урок, необходимо изучить учебную программу, содержание темы в учебнике, методические пособия, а также характеристику класса, составленную педагогическим консилиумом. Образовательные задачи урока: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) следующих основных понятий, правил, теорию, а также научных фактов:_____________________________________________________ 2. Сформулировать (продолжить формирование, закрепить) следующие умения навыки по предмету:___________________________________ 3. Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные умения и навыки (например, навыки планирования ответа и сочинения, работы с книгой, умения быстро читать и писать, навыки самоконтроля и др.)____________________________________ 4. Восполнить следующие типичные пробелы в знаниях, специальных и общеучебных умений и навыках учащихся_______________________ Воспитательные задачи урока: 1. Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (например, материальность мира, познаваемость мира и его закономерностей, обусловленность развития науки потребностям производства, охрана окружающей среды и др.). 2. Содействовать нравственному воспитанию учащихся (акцент на следующих вопросах темы, способствующих воспитанию у учащихся таких нравственных качеств, как патриотизм, коллективизм, гуманизм и пр.).______________________________________________ 3. Содействовать трудовому воспитанию профориентации учащихся, сформировать трудовые умения и навыки, ознакомить с профессиями своего региона_______________________________________________ 4. Содействовать эстетическому воспитанию школьников (например, ознакомить с произведениями литературы, живописи, музыки и др. видами искусств, с элементами эстетики в труде, природе, в науке, в быту, сформировать такие-то эстетические умения и навыки и пр.)_______________________________________________________ 5. Содействовать физическому воспитанию школьников в ходе урока, профилактике их утомляемости, разъяснить значение физической культуры, закаливания, сформировать физкультурные умения и навыки, использовать такие-то приемы поддержания работоспособности и пр._______________________________________ 6. Обратить особое внимание на устранение типичных недостатков в воспитанности школьников класса:______________________________ Задачи развития интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов и способностей школьников: 1.Развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли, для чего предусмотреть в ходе урока (например, составление плана текста, сравнение понятий, фактов, озаглавливание текста, составление сравнительных таблиц и пр.)______________ 2. Развивать самостоятельность школьников, умение преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, самостоятельные упражнения; нахождение собственных примеров по теме обсуждения в окружающей действительности, самостоятельное составление задач, поощрение неоднократных усилий в выполнении затрудняющих заданий, оказание минимально необходимых доз помощи, устранение излишней опеки и пр.___________________________________________________ 3.Развивать эмоции учащихся, создавая с этой целью в ходе урока эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности, парадоксальности, включать в содержание урока яркие примеры, факты, иллюстрации, воздействующие на чувства, на эмоциональную сферу личности и пр.____________________________________________________________________ 4.Развивать познавательный интерес школьников, внося в содержание урока элементы новизны знаний, связи с жизнью, познавательных спросов, использовать какие-то способы стимулирования интереса и т.д.______________________________________________________ 5. Обратить особое внимание на устранение следующих недостатков в развитии у учащихся данного класса интеллекта, воли, эмоций:___________________________________________ 6.При работе с учащимися, имеющими способности в области данного предмета, обратить особое внимание на развитие следующих сторон из интеллекта, воли, эмоций:_____________ Приложение 19
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1019; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.113.71 (0.007 с.) |