Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прикладные и теоретические возможности понятия «личностный рост».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие личностного роста уже кратко обсуждалось в п. 4.1, поэтому читателю есть смысл еще раз ознакомиться с указанным разделом. Правда, ясного определения личностного роста там предложено не было, теперь же мы готовы это сделать. Личностный рост – это специфическая душевная (смысловая) работа человека по изменению самого себя в направлении более полной самореализации (продуктивного выхода за пределы самого себя). Необходимость использования данного понятия диктуется следующими соображениями. 1. Авторство и субъектный характер личностного роста. Понятие «личностный рост» удобно для обозначения тех аспектов развития, которые отражают индивидуальные выборы (поступки) человека в отношении самого себя как личности, как самостоятельного субъекта социальных отношений. Так удается продуктивно отличить самостоятельную активность человека по самоизменению от направленного на него воздействия (формирования), в котором активность данного человека выражена заметно меньше. А самое главное то, что так мы обозначаем распределение ответственности: за процесс и результаты формирования человек делит ответственность с инициатором и автором формирующего воздействия, тогда как за личностный рост человек полностью отвечает сам. В этом плане личностный рост означает повышение способности человека брать на себя груз социальной (в частности, межличностной) ответственности. 2. Направленность личностного развития. С помощью понятия личностного роста удается корректно поставить вопрос о направлении происходящих с человеком изменений. То, к чему «тянется» человек, к чему он «растет», во многом определяет его личностную направленность. Кратко говоря, личностный рост в большой степени связан с просоциальным развитием, но еще больше – с усилением способности конструктивно согласовывать собственные интересы с интересами общества в целом и его членов. Вместе с тем, есть необходимость детальнее понять, в каком направлении человек «тянется» в своем росте, куда этот рост направлен. Если мы знаем, к чему его личностный рост устремлен, мы в состоянии понять, какого рода судьбу он себе выбирает. Естественно было бы предположить, что «солнце», по направлению к которому личностно «растет» человек, представляет собой требования или ожидания общества по отношению к нему. Другими словами, ориентирами для личностного роста в таком случае можно было бы принять моральные предписания. Действительно, есть немало свидетельств в пользу того, что влияние социальной среды с ее ценностными ориентациями задает ориентиры личностного роста и для погруженных в нее людей. Правда, это привело бы нас к отождествлению личностного роста и морального становления. В идеале так было бы желательно, но в действительности обнаруживается немало людей, которых можно характеризовать как личностно зрелых, но которые одновременно ориентируются на порицаемые обществом ценности. Следовательно, не просоциальные ценности сами по себе определяют личностную зрелость. Другое предположение ставит во главу угла глубокие сущностные характеристики людей. Исходя из него, личностным развитием человека управляет некая внутренняя инстанция, содержащая в себе предписания относительно того, каким данному человеку надлежит быть. Личностный рост, соответственно, направлен на приведение в соответствие актуальных характеристик человека тем, что содержатся в предписании. Впечатление того, что это именно так, порой возникает в практической работе. Наши пользователи (чаще клиенты, но и заказчики тоже) проявляют удивительную настойчивость и изобретательность в том, чтобы сохранить свои представления о себе самом, поддержать свой образ Я в неизменном виде. Например, клиент жалуется на то, что ему не удается наладить отношения с начальством, которое, как ему представляется, всегда несправедливо к нему, не ценит его возможности и достоинства и т.п. Во многих случаях удается решить подобную проблему в результате анализа тех допущений, на основе которых клиент строит свои отношения с начальниками, под руководством которых ему доводится работать. Например, что все начальники думают в первую очередь о себе, а не о подчиненных, что хороших начальников не бывает, что главная стратегия всех начальников состоит в том, чтобы сделать подчиненного виноватым («я начальник – ты дурак…») и т.п. Но ряде случаев становится ясно, что одним анализом и изменением убеждений обойтись не удастся, поскольку клиент руководствуется специфическим образом Я, который остается для него неотрефлексированным: «Я ни на что неспособный, я – недотепа». Более того, и в отношениях с консультантом он ведет себя таким образом, чтобы у психолога сложилось о нем впечатление как о недотепе. Кажется, клиент где-то глубоко внутри рад, что его встречи с психологом проходят безрезультатно. Этому феномену необходимо дать теоретическое объяснение, иначе консультант будет растерянно взирать не подобные случаи, не зная путей решения подобных затруднений. Вместе с тем, мы не можем безоговорочно согласиться с тем, что человек личностно растет лишь по подсказке неких своих сущностных устремлений. В таком случае мы рискуем лишить человека принципиальной возможности управлять своим развитием, управлять своим становлением, поскольку задача его личностного развития свелась бы к разгадыванию внутреннего кода (энграммы, матрицы, шифра) и исполнению выявленных предписаний. Приемлемым для нас ответом будет понимание того, каким образом сам человек задает себя ориентиры для личностного роста, каким образом эти ориентиры оказывают влияние на выборы человека. Инструментом создания ориентиров и направления движения к ним выступает Я-концепция. 3. Индикатор конструктивных личностных изменений. Важную роль понятие личностного роста играет в контексте задач консультативной практики, получающей все более широкое распространение в нашей стране. Так вот, одна из особенностей консультативной работы состоит в том, что мы редко имеем возможность непосредственно (т.е. в жизненном контексте клиента) увидеть результаты своей работы. Откуда же мы черпаем уверенность в том, что работа произведена правильно? Критерием успешности (своего рода компасом) выступает направление, в котором изменяется клиент. Если это изменение происходит с личностным ростом, то какое именно жизненное решение он примет, для нас уже не имеет решающего значения, поскольку главную работу мы с ним вместе уже выполнили – расширили способность (ресурсную готовность) самостоятельно решать свои жизненные задачи. Но чтобы понять, изменения происходят с личностным ростом или нет, необходимо определиться с критериями личностного роста – переменными, которые операционализируют понятие личностного роста до уровня, когда им можно пользоваться в практической работе. Критерии личностного роста. Предлагаемый перечень возможных критериев собран из литературы психокоррекционной и психотерапевтической направленности, а также из обсуждений консультативных случаев в профессиональном сообществе. Он не претендует на завершенность, а задает ход мысли в направлении поиска признаков личностного роста. Ответственность. Ответственность – это готовность человека иметь дело с последствиями своих действий (К. Хорни). Особый вид действий – это поступки, последствия которых особенно существенны как для самого человека, так и для окружающих. В русском «ответственность» зафиксирована одна из важнейших социальных характеристик ответственности – готовность отвечать перед кем-либо (чем-либо). В недавно вышедшей работе Л.И. Дементий находим следующее описание характеристик ответственности [ Дементий 2005 ]. 1. «Основной предпосылкой и условием принятия ответственности является возможность выбора» [ там же, с. 13 ]. 2. «Ответственность как форма принятия необходимости содержит в себе неизбежность выбора – принимать или не принимать обязательства, отвечать или не отвечать за содеянное» [ там же, с. 14 ]. 3. «Ответственность представляет собой способ, личностный механизм осуществления в жизни наиболее значимых ценностей… В этом контексте мы обращаемся к модусу ответственности – за что отвечает личность в ценностном измерении. Кроме проявления ответственности за дело, человек часто принимает на себя ответственность, связанную с отношениями, взаимоотношениями или другим человеком» [ там же, с. 15 ]. 4. «Ответственность "порождается" ценностями, т.е. человек добровольно примет персональную ответственность прежде всего за то, что имеет для него значение и смысл, в то же время ответственный человек сам создает определенное ценностно-смысловое поле, в котором разворачивается его жизнь» [ там же, с. 16 ]. 5. «Как свойство субъекта жизнедеятельности ответственность есть способность личности: – соотносить опртимальным способом внешние требования и свои возможности; – вырабатывать личностно-оптимальный сособ разрешения трудностей и противоречий; – выстраивать жизненный путь самостоятельно, качественно, осмысленно, стратегически, являясь "автором" своей жизни; – делать выбор творчески, самостоятельно; – выявлять непосредственно значимое и ценное для себя и других; – самодетерминировать и саморазвиваться; – изменять и совершенствовать внешний мир во времени и взаимодействии» [ там же, с. 17 ]. (Правда, в последнем перечне ответственность по характеристикам сильно напоминает с субъектность (см. 5.4.2 и ниже). Вероятно, читатель сможет самостоятельно определиться, каким образом развести эти понятия.) Далее автор дает более короткое определение: ответственность – способность «оптимально соотносить требования жизни и собственные возможности, контролировать свою жизнь и влиять на ее ход, готовности к целостной организации событий и дел» [ там же, с. 37 ]. Применительно к личностному росту следует говорить об оптимуме ответственности, поскольку как дефицит, так и избыток ответственности оказываются разрушительны и для личности, и для окружающих (в разном сочетании). Оптимальность ответственности определяется как соответствие ответственности а) имеющимся у человека возможностям, и б) собственным поступкам. В отношении первого признака проблемы возникают чаще там, где человек готов брать больше ответственности, чем он может вынести; там же, где он берет меньше ответственности, чем способен, личностный рост также задерживается, но чаще всего без видимых жизненных проблем. В отношении второго признака источниками проблем являются как отказ от взятия ответственности за свои действия, так и готовность брать ответственность за действия других людей и даже порой за безличные события, такие как явления погоды. Часто оба признака срабатывают одновременно или могут быть сформулированы друг через друга. Например, человек корит себя за то (взял ответственность с негативной оценкой), что не успел на встречу, на которой собирался решить важный для себя вопрос (например, сделать предложение своей девушке), из-за нежданной сильной пурги (за не свои действия). В результате его партнер не дождался, и жизнь человека получила иное направление. Укоры звучат внешне убедительно, но малопродуктивно: «Если бы я выехал всего на один час раньше!» (читай: если бы он мог предусмотреть изменения в погоде), «Я должен был раньше это сделать, а то дотянул до последнего…» (читай: мог бы найти в себе душевные силы и решиться на поступок раньше). В другой крайности этот человек может обвинять своего партнера («не смогла дождаться», «возможно, ему не очень то и важна была наша встреча»), что также затрудняет личностный рост. В уже существующих в психологии терминах мы говорим сейчас об оптимуме локуса контроля. В качестве наиболее конструктивного признается умеренная интернальность. Если в ходе решения некой жизненной задачи (в ситуации консультирования или без нее) человеку удалось приблизиться к оптимуму ответственности за свои поступки, то это один из признаков того, что, вероятно, процесс личностного роста имел место быть. Целостность. Дать определение личностной целостности (другое название – интегрированность), равно как и идентифицировать ее у конкретного человека, довольно затруднительно. Все же мы такую попытку сделаем. Целостность – это такое состояние мотивационной иерархии, при котором побудительные силы личности интегрируются в неком результате согласованно, так что субъективные затраты на него по большей части состоят из релевантных данному результату усилий. Следовательно, человек не несет избыточных затрат на совладание с внутриличностными противоречиями (или конфликтами), не имеющих прямого отношения к данному направлению своей активности. Если говорить в терминах субличностей (подробнее об этих единицах анализа личности см. п. 3.1.2.), то целостность будет означать принципиальное согласие между ними, подобно тому как некую группу считают целостной, если устремления ее членов согласованы между собой настолько, что их совместные усилия дают максимально возможную при этом результативность. Здесь уместно говорить о соотношении цены и полученного результата. При удачном (выгодном, экономном) их соотношении возникает субъективное переживание целостности – ощущение легкости принятия решений (субличности быстро «договорились»). Если те решения, которые раньше давались человеку с трудом, теперь принимаются легче, но без потери ответственности, то это можно признать признаком личностного роста. Личностный рост мы готовы усмотреть там, где раньше цена решения жизненной ситуации была слишком велика или неоправданно низка, а теперь человек выходит на их соразмерность. Соразмерное соотношение цены и полученного результата, собственно, и выступает конечным признаком успешности: решать жизненные задачи эффективно и с оправданно минимальными затратами. Способность ставить цели и достигать их – это результативная сторона целостности. Дело в том, что целостность проявляется не только как интегрированность (монолитность, нерасщепленность), но и как нацеленность, обеспеченная внутренней согласованностью устремлений. Русское «исцелить» поэтому означает не только вернуть кого-то к состоянию отсутствия изъянов (патологий, нарушений, разрушений и т.п.), но и вернуть способность быть нацеленным, целеустремленным. Внутриличностная динамика целеустремленности характеризуется мотивационной согласованностью – подчиненностью различных мотивационных структур организующему ценностному ядру (вершине). Субъективно это означает, что человек действительно хочет того, чем он занят в данный момент. Верно и обратное: если человек действительно чего-то хочет всем своим естеством, то у него не будет трудностей в достижении намеченной цели, поскольку он по настоящему целостен в этот момент. К. Хорни описывала это как способность человека полностью отдаваться актуальному занятию, которая заметно нарушается, а то и вовсе рушится у невротической личности, т.е. той, которая переполнена внутриличностными конфликтами. Всякая частичная включенность в некоторое занятие (работа, отдых, учеба, секс…) снижает накал целеустремленности и погруженности: где-то на периферии, а нередко и в центре осознания возникают другие желания, которые конкурируют с основным. Сомнения, возникающие после того, как решение уже было принято, являются явно непродуктивными, поскольку постоянно возвращают человека к моменту принятия решения (выбора, поступка). А в итоге основная деятельность теряет в результативности, в предельных случаях разрушаясь вовсе. Поэтому в той мере, в которой человек приобретает (или восстанавливает) качество ставить цели и достигать их, обходясь без непродуктивных сомнений, мы констатируем у него процесс личностного роста. Процедуры целеполагания, которые используются в консультативной практике (включая организационное и другие виды консультирования), содержат в себе моменты, направленные на усиление мотивационной поддержки достижения цели. Вместе с тем, при сильной выраженности личностной дезинтеграции эти процедуры оказываются слишком слабыми, чтобы преодолеть личностную разобщенность. Субъектность. Это относительно новое для нашей психологии понятие, мы под субъектностью будем понимать способность и готовность человека быть инициатором событий своей жизни, способность и готовность его взять на себя ответственность за то, какой будет его жизнь: какой путь он/она выберет, каким человеком станет, каких результатов достигнет. Одна из центральных характеристик субъектности – активность жизненной позиции человека, под которой следует понимать отнюдь не торопливость и суетность, не склонность волноваться и хлопотать. Речь идет об инициативе человека в выборе своих жизненных путей и планов, о смелости ставить трудные цели, об амбиции быть самим собой. Проявлений субъектности много: это и ощущение хозяина своей жизни, и самодостаточность, и способность выдерживать различные испытания, и чувство подвластности себя самому себе (от социального self-made man [16] до самоактуализации, самореализации) и т.п. Неплохо раскрывают субъектность следующие метафоры: 1) сам себе режиссер, а не актер как исполнитель чужих замыслов; 2) автор пьесы, по которой поставлена собственная жизнь, а не зритель, не наблюдатель за ней, 3) рулевой своего корабля, а не пассажир, пусть и самый почетный. Движение к повышению субъектности также следует признать признаком личностного роста. Способность совершать выборы. Принять решение – это всегда необходимость выбрать, т.е. одновременно при этом от чего-то отказаться. Внутриличностно принятие решения обеспечивается качественным переходом от состояния неопределенности перспектив и набора возможностей к состоянию определенности перспектив, но сужению возможностей. Т.е. до принятия решения имеются более широкие возможности для выбора, чем после этого момента. Вместе с тем до совершения поступка переживание неопределенности также выше, чем после принятия решения, которое вносит ясность в отношении ближайших или дальних перспектив. Правда, такой переход всегда рискован в том смысле, что чреват ошибками, поскольку никакая перспектива не может быть определена полностью, во всех возможных деталях и исходах. Даже пройдя точку выбора, человек остается в неведении относительно того, что именно ему предстоит пережить. Поэтому для совершения поступка (принятия решения о выборе из возможных альтернатив) требуется некоторое количество решимости (решительности) – готовности пойти на риск и начать процесс (метафорически говоря, отправиться в путешествие). Есть люди, которые отличаются повышенной осторожностью и нерешительностью, так что принятие решений и совершение поступков для них дается большим трудом. Другие же характеризуются беспечностью и легковесной решимостью, так что момент принятия решения проскакивают, не утруждая себя оценкой последствий. В этом смысле их поступки обеспечены меньшей ответственностью. Поэтому движение человека к оптимальной выраженности решимости (способности совершать выборы) также можно считать признаком личностного роста. Осознание возможности совершать выбор. Если вы сами или ваш клиент считают, что у них нет выбора, или что возможность выбора была утрачена, можем ли мы говорить о личностном росте? Очевидно, что нет, поскольку человек при этом снимает с себя ответственность, добровольно лишает себя ответственности. На этот момент настойчиво обращал внимание Э. Фромм, назвавший этот процесс бегством от свободы. Поэтому в данном контексте свобода может быть определена как осознание человеком своей возможности совершать поступки, как понимание им необходимости выбора того или иного вида ответственности. В той мере, в которой человек признает, что возможность выбора у него есть всегда, мы также можем говорить о его личностном росте. Осмысленность жизненных перспектив. Хорошо представленный образ желаемого будущего, оцененный с позиции желаемых достижений и собственных возможностей, является хорошим средством снижения неопределенности и уменьшения рисков, следовательно, снижения избыточной тревоги. Но часто затруднения у человека возникают из-за того, что для рассмотрения берется слишком короткая перспектива. Осмысленность жизненных перспектив представляет собой одно из проявлений ответственности, о которой уже шла речь выше, – готовности иметь дело с последствиями своих поступков. Поэтому в той мере, в которой у человека повышается способность и/или готовность рассматривать более отдаленные (в оптимальных, разумеется, пределах) перспективы своей жизни, мы также можем говорить о его личностном росте. Пример. Женщина 36 лет находится фактически в предразводной ситуации. Правда, ей все еще трудно решиться и совершить выбор: по-прежнему продолжать терпеть трудности отношений с мужем или наконец-то пойти на развод. При этом клиентка беспокоится о том, что с ней будет дальше, ее тревожит будущее, она не представляет себе ни то, как будут развиваться ее дальнейшие отношения, ни то, как она сможет жить без мужа. В особенностях формулировки своих жалоб клиенты расставляют дополнительные акценты, важные для нас, уточняющие детали их проблем. Если, в одном случае, жалоба клиентки прозвучит примерно как «Я не знаю, что мне делать», то это может указывать, во-первых, на трудность принятия ею решения (неготовность совершить поступок), во-вторых, на дефицит понимания того, что у нее имеются другие альтернативы, которых она пока еще не осознает, и, в-третьих, на неспособность осмыслить свои жизненные перспективы. Если же она, в другом случае, говорит что-то вроде «Он не оставляет мне никакого выбора», то это свидетельствует об отказе (реже полном, а чаще частичном) взять на себя ответственность за дальнейшую свою жизнь, переложив ее (в виде вины) на своего мужа, а также о неготовности ставить перед собой новые цели и достигать их. Вынужденный (в его субъективном представлении) характер действий отличает бессубъектного человека, склонного отдаваться на волю событий и решений других людей. Рассмотрим фрагменты возможного диалога между нашей воображаемой клиенткой и консультантом (схематично) для каждого варианта. Вариант 1. Психолог: – Вы не пробовали убить своего мужа? (Это парадоксальное предложение делается оно для того, чтобы вывести клиентку из уже освоенного ею шаблона мышления, через парадокс обострить готовность рассматривать иные варианты развития событий. Его допустимо использовать в тех случаях, когда у вас есть основания ожидать от клиента негативную реакцию на него, иначе можно спровоцировать его/ее нездоровый интерес к теме физического уничтожения своего обидчика.) Клиентка (встревожено): – Так это же… П: – Но у вас ведь есть такая возможность? К: – Возможность есть, но я ею никогда не воспользуюсь. П: – Но это значит, что у вас все-таки есть выбор. К: – Да какой же это выбор?! – раздражается она. П: – Ну хорошо, давайте посмотрим, какие есть иные возможности. (Замысел провокации здесь таков: если для тебя это не выбор, то найди другие, настоящие, т.е. для тебя осмысленные альтернативы). К: – Можно завести любовника, – отвечает она. – А муж пусть фактически оплачивает не только свои загулы, но и мои. П: – Что еще вы можете сделать? К: – Можно заняться шейпингом, танцами, изучением иностранного языка и т.п., жить своей жизнью, не влезая в дела супруга. П: – Прекрасно. Что еще? К: – Можно включиться в его деятельность, вместе с ним пить, чуть ли не бегать по девкам, и тогда он, возможно, меньше станет пить. П: – Можно. Что еще? К: – Может попробовать с ним договориться? – спрашивает она. П: – Действительно, можно договориться. (Заметьте, это был не мой совет). Можно как-то оказать на него давление, поставить его в такие условия, чтобы никуда не мог деться, начал что-то менять. (Заметьте, это уже попытка найти пути управления ситуацией, а не просто убегать из нее – в развод или шейпинг – или примитивно терпеть). Во многих ситуациях находятся немало очень интересных решений, часть из которых (только часть) может предложить и консультант (уже после того, когда клиент начал сам предлагать возможные решения). Что можно сделать дальше? Полезно, например, выписать все предложенные варианты, для каждого из них записать все «за» и «против», выставить субъективные веса – насколько это важно для клиента, что ему данный вариант будет стоит (его субъективная цена) и т.п. Если требуется, можно использовать трансовые техники для получения глубинных ответов. Таким образом, мы разбираем ситуацию на составляющие, и когда она становится обозримой, понятной, когда она взвешена, клиентка может сказать нечто следующее: «Я еще точно не знаю, как быть, но я подумаю, я поняла…». Теперь у нее есть выбор (точнее, она осознает, что выбирать ей есть из чего). До сих пор она просто жаловалась на мужа, а теперь увидела, что сама может что-то делать. В результате консультативной работы ей была возвращена ответственностью за свою жизнь. Теперь уже нет смысла жаловаться, надо делать. В результате повышается и активность, и готовность что-то сделать для решения своей проблемы. Как видим, подвижки происходят сразу по нескольким переменным, обозначенным нами как критерии личностного роста. Следовательно, теперь ей открылись возможности для личностного роста. Мы еще только работаем с клиентом, но уже в процессе этой работы можно определить, развивается он или нет. И если мы довели потенциал развития до уровня, когда человек способен самостоятельно решать проблемы, по крайней мере, проблемы данного уровня, мы не опасаемся отпустить его. Вариант 2 Клиентка (сокрушенно): – Как я вообще буду жить без него? Психолог: – Давайте посмотрим, как вы сможете жить без него. Представьте, что его уже нет рядом с вами. К. – Да это ужас! П. – Представьте себе детальнее этот ужас. К. – Да я не знаю как. П. – Представьте, что приходите после работы, а его дома нет (помогаем ей смоделировать конкретную ситуацию). К. – Ну, дома дети. П. – Вот, вы с детьми… дальше что? Клиентка описывает возможный вечер, обнаруживает, что частная ситуация вполне может быть приемлемой. П. – Наступил выходной, что вы делаете? К. – Ой, да я наверно… (Оказалось, что с подружкой можно теперь дольше посидеть… Хотя все же это не то, что бы устроило на более дальнюю перспективу.) П. – Хорошо, а через полгода… а через год? К. – Так у меня там наверно будет уже какой-то мужчина, – вдруг вырывается у нее. И это для нее означает, что жизнь с уходом одного мужчины не останавливается, что жить можно и дальше, и возможно не хуже, чем до сих пор. Кроме уже выявленной, мы предлагаем человеку рассмотреть и другие варианты, другие возможные линии развития событий. И оказывается, что и в случае нежеланного развода возможны самые разные варианты развития событий. Предлагаем ей обсудить и другие возможные перспективы, взвесить их, оценить желанность и необходимые затраты. Все это необходимо для того, чтобы не подтолкнуть к разводу: «Вы только что показали, какой выигрыш можете получить в случае развода, а теперь давайте оценим, чем вам необходимо будет за это заплатить?» Клиентка перечисляет то, чем ей придется заплатить, затем начинаем взвешивать выявленные «за» и «против». Перед ней открывается множество возможностей, если смотреть не просто в завтрашний день, не на неделю вперед, а на более отдаленную перспективу. Это одна из наших консультативных задач – удлинить перспективу, на которую клиент способен просматривать свою жизнь. (Если же он просматривает перспективу хорошо и далеко, а у него все равно есть трудности – это значит, что у него проблемы по другим переменным, а с этой у него все нормально). Кроме переменных, которые мы уже обсудили, можно выделить немало и других, каждая из который в большей или меньшей степени способна дать информацию, насколько близко человек к тому, чтобы его развитие было отмечено личностным ростом. Перечислим некоторые из их: рефлексивность, жизненная активность, оптимум самооценки, реалистичность уровня притязаний, гибкость (операциональная или смысловая), принятие других, толерантность, открытость и т.п. Для детального обсуждения мы выбрали те, которые рассматриваем как наиболее показательные, в большей степени информативные и важные. Освоив логику отслеживания переменных, отражающих процессы личностного роста, вы получите в руки удобный, а главное, действенный инструмент для профессиональной работы. Вместе с тем, существует особенный набор критериев, с помощью которых можно не только идентифицировать наличие личностного роста, но даже оценить, каков прогноз в отношении личностного роста: следует ли ожидать быстрых и устойчивых изменений, или лучше приготовиться к длительной работе с переменным успехом. Переоценить важность этого набора связанных между собой критериев для профессиональной работы психолога невозможно. Речь идет о совокупности представлений человека о самом себе, о самоотношении, о его ожиданиях, связанных с самим собой. Важность и многомерность данной темы достойны того, чтобы провести детальное обсуждение Я-концепции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.187 (0.016 с.) |