Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность, индивидуальность, субъектСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уже упоминавшуюся выше формулу А.Н. Леонтьева красиво расширил А.Г. Асмолов: индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают. Красота ее в том, что выстраивается ясная логика онтогенетического развития. Вначале взрослые воздействуют на организм (индивид) новорожденного, во многом насильно насаждают социальные стереотипы, поднимают его на ноги, побуждают ходить («Иди к маме, золотой ты мой…»), обучают руками брать как положено, побуждают делать все, что должен уметь всякий член общества. Сформированный социальный индивид погружается во все более сложную систему общественных отношений, и чтобы относительно непротиворечиво выстроить ее в себе, собрать в какую-то целостность, он вынужден стать личностью. Личность, строго говоря, не формируют, а формируют социального индивида – предпосылки и инструментальное оснащение для личности. Личностью же становятся, хотя в известной степени и вынужденно, чтобы занять и удерживать некую социальную позицию, овладеть логикой общественных (в частности, межличностных) отношений. Постепенно человек превращается в ответственного автора принимаемых решений, в субъекта своих поступков, в субъекта общественных отношений. На этой волне обостряется необходимость защищать принимаемые решения, ответственно заявлять занятую позицию – отстаивать свою индивидуальность. Скажем, одному человеку что-то понравится в моем характере, а другому – нет. И будет множество разных отношений ко мне. Через все это мне надо как-то пройти, возвыситься над суетой, и отстоять то, каким образом я себя выстроил как личность, доказать: «Да, я такой». Я могу с разными людьми по-разному вести себя, но при этом знаю, кто я есть, и буду себя отстаивать. Могу отстаивать очень жестко, могу не отстаивать вообще, могу выбрать разные стили «Я» (как личность) – и вы вынуждены будете со мной считаться именно с таким. Разумеется, я буду успешен в случае, если смогу воспользоваться своей социальной силой, личной силой, духовной силой, может быть просто физической силой (но я при этом отдаю себе отчет, что на одну физическую силу может найтись другая физическая сила или объединенная физическая сила). Если мы посмотрим на эти виды сил, окажется, что есть у них какая-то иерархия. С грубыми силами легко справиться грубыми же силами, а с тонкими силами вроде духовных сделать это гораздо сложнее. Посадить в тюрьму человека можно, а вот заставить его думать по-другому будет сложнее. Обратите внимание, здесь и возникает то качество, когда человек способен сам себя не только определенным образом отстроить, но еще и занять некую позицию по отношению к себе («сознательное самоопределение»), а также занять активную жизненную (и даже гражданскую) позицию («на том стою, и не могу иначе»). Слово «индивидуальность» чаще всего связывается с выражением более высоких и более ярких качеств личности. «Всякий человек является личностью, сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не у каждого человека те качества его, в силу которых он осознается нами как личность, представлены в равной мере, с той же яркостью и силой. В отношении некоторых людей именно это впечатление, что в данном человеке мы имеем дело с личностью в каком-то особенном, подчеркнутом смысле этого слова, господствует над всем остальным. Мы не смешаем этого впечатления даже с тем очень близким, казалось бы, к нему чувством, которое мы обычно выражаем, говоря о человеке, что он индивидуальность. ”Индивидуальность“ говорим мы о человеке ярком, т. е. выделяющемся известным своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек является личностью, это означает еще нечто большее и другое. Личностью в подчеркнутом, специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо» [ Рубинштейн 1989, с. 566 ]. Понятие индивидуальности отражает еще и любые отличия человека от окружающих, такие особенности, которые выражают его уникальность, неповторимость. Значительная часть этого содержания, как правило, в отстаивании не нуждается (цвет глаз, кожи, особенности речи, характера и т.п.). Но в специфических условиях также может стать предметом силового противоборства. Еще одно важное и необходимое нам понятие – субъект. Речь идет о способности человека быть автором своей активности, субъект – это тот, кто порождает активность. Желательно не приписывать этому понятию ничего более, иначе могут возникнуть трудности – мы не сможем различать субъект и личность, субъект и индивидуальность. Способность человека быть субъектом, оставаться им, несмотря на сопротивление среды, можно назвать субъектностью. Постараемся понять, каким образом человек проявляет себя как субъект. Всякое общество в большей или меньшей степени не приветствует «жираф» – всех, кто высовывается, в чем-то приподнимается над всеми, выделяется. Такие люди часто получают по своей высунувшейся голове. Это делает нормальное общество, потому что оно нормирует людей, подгоняет под нормы. Получается что-то вроде компенсации, не мести, нет, а компенсации: каждый успех одного балансируется нагрузкой со стороны сообщества, которому он принадлежит. Этот закон социальной компенсации действует и в повседневности. Как только человеку удается сделать что-то важное (имейте в виду, если захотите быть успешными), на его голову вскоре сваливаются разные неприятности. Приходится помнить, что общество всегда готово выдвинуть вас в ответственную позицию, но оно же готово вас и «задвинуть». Здесь проявляется работа какого-то важного закона и не надо на людей обижаться. Скажем, вы заметили, что ваши коллеги по работе, которые до этого к вам хорошо относились, начинают относиться к вам менее доброжелательно, что начинаются трудности. Конечно, это может означать, что вы где-то ошиблись – поищите ошибку и исправьте ее. Но если в ходе проверки вы (очень желательно, чтобы с чьей-то помощью) ошибок не обнаружили, радуйтесь! Потому что возникновение трудностей означает, что вы начали влиять на организацию, что среда начала сопротивляться вашему воздействию. Тем не менее, всегда находятся чудаки, которые все равно высовывают голову. Часть из них остаются или без головы, или со сломанной шеей, но некоторые все же умудряются добиться приличных результатов. Видимо, здесь заложено нечто очень важное, что движет человеком, заставляет его, несмотря на все опасности, пробираться к северному и южному полюсам, осваивать новые территории. Всегда находятся, казалось бы, единицы – люди, которые что-то сделали, мы их заметили, позитивно оценили и говорим: «Гений!». При этом следует помнить, что в основе его достижений стоят огромные усилия множества других людей, что это «карлики, стоящие на плечах великанов». Это феномены, в которых открывается соотношение среды и личности, общества и личности. Это означает, что вы становитесь (личностно или профессионально) индивидуальностью, вы приобретаете дополнительную силу – социальную или личностную. По мере того как вы приобретаете общественный вес, общественную силу, возникает и противодействие вашему влиянию. Пока же вы слабы, вам и противодействия существенного нет, просто на вас все беспорядочно валится: и трудности, и помощь. Собственно говоря, мы обсуждает сейчас, что вас ждет, если вы будете личностно расти, нарабатывать личностную силу. По мере вашего роста будет расти и сопротивление со стороны общества, среды. Другими словами, решая встающие перед вами задачи, вы выходите на более высокий уровень не только достижений, но и проблем. Вскоре вы снова получаете по физиономии, но уже сильней, поскольку уже способны выдержать более сильное испытание. Важно отметить, что возникающие проблемы, как правило, соответствуют возможностям человека, соответствуют его силам, он способен их решить. Проблемы, которые человек не способен решить, на него не валятся, просто в силу того, что он находится на другом уровне. Поэтому, какой бы клиент, с какой бы проблемой к вам не пришел, знайте – раз у него эта проблема появилась, значит он способен ее решить. Доказать не могу, это утверждение недоказуемо. Я вынужден предложить принять его на веру: как правило, проблема решается. Если же он (клиент) почему-то не может решить эту проблему в данный момент, значит он не готов в данный момент, значит требуется только дополнительное время, но он дозреет и решит. И в той мере, в какой проблема решена, личностно он становится сильнее. * * * Таким образом, теперь можно обозначить соотношение сразу всех обсуждавшихся понятий – «человек», «индивид», «социальный индивид», «личность», «индивидуальность» и «субъект». Почти все из них укладываются в логику онтогенетического развития человека: · индивидом рождаются – организм человек получает при рождении, наследуя основные конституциональные признаки по наследству; · социального индивида формируют – мотивационное давление социального окружения, использующего знаки и орудия, побуждает растущего человека освоить необходимые для жизни в обществе знания и умения, существующие в форме правил, норм, стереотипов и т.п. · личностью становятся – человек становится субъектом собственных поступков, поскольку овладение человеческими качествами предполагает не только освоение стереотипов и стандартов, но и способностью совершать выбор, строить собственную линию поведения, сопряженную с ответственностью за совершенный выбор; · индивидуальность же отстаивают – индивидуальные особенности и поступки человека задают направленность поведения (интенции), сталкиваются с интенциями других людей, и чтобы быть завершенными, предполагают применение того или иного вида силы; интериоризированные силовые стратегии составляют личностную силу данного человека. Как видим, у каждого понятия своя точка приложения, а различение этих понятий становится удобным не только в теоретическом контексте, но и для практических профессиональных целей. Определение личности Переходим к тому, чтобы сформулировать определения личности, достаточно узкие, чтобы ими можно было воспользоваться в теоретических целях. Побеспокоимся и о том, чтобы этими определениями можно было успешно воспользоваться и в практической работе (психотерапия, воспитание, профессиональная подготовка). Почему мы говорим об определениях во множественном числе, а не об одном, как привычно? Личность как феномен настолько сложна, что очень трудно дать ей одномерное определение. В гносеологии (науке о познании) есть способ, который позволяет описывать такие сложные объекты. Для этого необходимо описать его в разных аспектах: · функциональном – определение дается через описание функции, которую выполняет определяемое явление; · структурном – определение дается через описание структуры, внутреннего устройства явления, через описание его частей; · динамическом – определение дается через описание того, каким образом определяемое явление функционирует, как оно «работает», какого рода силы в этом участвуют, какого рода изменения для него характерны. Такое многомерное описание позволяет не только лучше понять само явление, но и точнее использовать в прикладных исследованиях и практической работе, в зависимости от того, с каким срезом реальности в данный момент имеет дело профессионал. Кроме указанных можно было бы выделять и другие аспекты анализа личности, помогающие в работе (такие как генезис, результат, развитие и т.п.), но не все из них есть смысл закладывать в определение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.006 с.) |