Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обыденные представления о нормативных критериях взрослых возрастовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопрос, необходимый для понимания того, как происходит личностный рост, состоит в выяснении, откуда берутся новые образы Я, которые человек принимает в качестве руководства к действию. Откуда человек черпает идеи относительно того, каким ему следует (хочется) быть? Логика порождения таких образов Я различна. Выше (п. 6.2.6) мы уже указывали возможные источники: списывание с некоторого внешнего образца, создание нового образа в грезах и мечтах и нахождение того, каким надо быть для решения актуальных жизненных задач. Вероятно, можно было бы указать и другие источники. Но очень часто, и вероятно в качестве основного источника идей, выступают возрастные нормы, которые имеют хождение в обществе. В их структуре можно выделить: 1. Нормативные критерии возраста – принятые в культуре для описания возраста термины («молодой человек», «средний возраст», «юная девушка» и т.п.), выделяемые периоды человеческой жизни, представления о задачах и длительности возрастных этапов. 2. Возрастные стереотипы – черты и свойства, приписываемые данной культурой лицам того или иного возраста и задаваемые им в качестве всеми подразумеваемой нормы. Например, от человека зрелого возраста не ожидаются метаний в выборе профессии, высокой сексуальной активности, склонности к публичному озорству и т.п., к чему у молодых людей чаще отнесутся вполне терпимо. 3. Возрастные обряды – ритуалы, структурирующие жизненный цикл и возрастные переходы: отметить первую зарплату, сыграть свадьбу (чаще для молодых, а не для вступающих в брак 40-летних), отпраздновать юбилей (скорее 50 лет, чем 30), торжественно провести на пенсию… 4. Возрастная культура – специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного класса идентифицируют себя как принадлежащие этому возрасту и отличные от всех остальных. Например, разговоры «о молодежи» есть удел пожилых, а ценность социального успеха чаще обсуждается молодыми и зрелыми людьми, разговоры «о девчонках» и «о женщинах» звучат по разному у молодых юношей и мужчин в возрасте и т.п. Есть весьма показательный афоризм, схватывающий характерные для возрастов ценности: «если вы в молодости не революционер, то у вас нет сердца, а если вы в старости не консерватор, то у вас нет ума». Указанные возрастные нормы исторически изменчивы и культурно зависимы, т.е. для различных исторических эпох и культур представления о том, каким человеку следует быть в том или ином возрасте, различаются. Но поскольку для каждых культурно-исторических условий такие нормы имеются, то люди берут их в качестве руководства к действию. Применительно к тем условиям, в которых живем мы, Е.Е. Солдатовой [ 2007 ] было проведено исследование таких норм, выборочные результаты которого мы и покажем. Так, выяснилось, «что в представлениях, распространенных в нашем обществе, женщине молодого возраста отводится активная позиция как в сфере создания семьи и воспитании детей, так и в профессиональном плане и саморазвитии. Однако самые высокие значения по позициям "рождение детей" и "создание семьи" приходятся именно на образ типичной женщины ранней взрослости. Мужчина, согласно общественным представлениям, должен в первую очередь состояться как профессионал, быть активным в созидании и продвижении новых идей и интенсивно работать. Характеристики мужчины и женщины среднего возраста во многом схожи между собой, за исключением того, что на первой позиции для женщины в ряду наиболее ожидаемых обществом характеристик – воспитание детей (самое высокое значение среди всех возрастных групп), затем – интенсивная работа, наличие новых идей и продуктивность. От мужчины общество ожидает интенсивной работы (пиковое значение для всех возрастов) в первую очередь, а наличие новых идей связывает с профессиональным развитием и пиком активности. Воспитание детей – на четвертой позиции в ранге приписываемых мужчине среднего возраста ценностей. Образ мужчины среднего возраста включает в себя некоторые характеристики образа мужчины ранней взрослости. Среди них: профессиональное развитие, активность, стремление к новаторству, создание семьи, которые занимают почти одинаковые ранговые позиции. Различают эти образы качества, которые, включены в другие возрастные образы. Так, среди характеристик молодости встречаются такие, которые, очевидно, присущи предыдущему возрасту – юности, – активное усвоение знаний и импульсивность, а среднему возрасту приписываются качества, которыми также характеризуется типичный мужчина зрелого возраста: целеустремленность, продуктивность, удержание достигнутых высот (результатов), уверенность в себе. Подобную преемственность можно наблюдать и в характеристиках возрастных образов женщины. Профессиональное развитие, целеустремленность, новаторство и опыт – качества присущие и среднему возрасту и зрелости» [ Солдатова 2007, с. 164 ]. «Возраст зрелости является переходным к возрасту мудрости, поскольку на первых позициях содержит большинство характеристик следующего возраста: хранение и передача опыта, стабильность, быть образцом для подражания. С той лишь разницей, что средние значения по этим качествам в возрасте мудрости значительно превышают значения этих характеристик в образе зрелого возраста (различия значимы на уровне p=0, 001). Пиковые значения для этого возраста приходятся на качества: у мужчин – быть образцом для подражания, а у женщин – уверенность в себе. Образ возраста мудрости у мужчин и женщин содержит такие характеристики как: опыт, забота о здоровье, поддержка молодых поколений, мудрость, осторожность, степенность, стремление к, и обретение духовности, солидность, стабильность. Большинство из этих характеристик являются пиковыми в данном возрасте [ там же, с. 165 ]. «В возрасте мудрости образ мужчины отличают возможности интенсивной работы и стремление удерживать достигнутое. Здесь можно говорить о привычных полоролевых стереотипах в нашей стране. Мужчина традиционно более ориентирован на работу, профессиональную карьеру, профессиональный прогресс. Женщина же, как правило, сочетает высокую активность в профессии и общественной жизни с созданием и поддержанием домашнего очага, столь же активной заботой о семье. Возможно, поэтому активный период в жизни типичной российской женщины короче, чем у мужчины. Стереотипы же требуют от мужчины более долгой профессиональной активности и ответственности за экономическую стабильность семьи [ там же, с. 166 ]. Е.Е. Солдатовой были выделены конструкты, которые лежат в основе обыденных представлений о возрастных нормах применительно к взрослым людям. Когда в пространстве двух наиболее сильных конструктов были расположены представления об ожиданиях к разным возрастам, то полученная картина оказалась такой, как показана на рисунке 6 [ Солдатова 2007, с. 171 ].
Рисунок 6 Семантическое пространство стереотипных представлений о возрасте Условные обозначения: мудр. Ж. – типичная женщина возраста мудрости; мудр. М.– типичный мужчина возраста мудрости; зрел. Ж. – типичная женщина возраста зрелости; зрел. М.– типичный мужчина возраста зрелости; ср. взр. Ж. – типичная женщина возраста средней взрослости; ср. взр. М – типичный мужчина возраста средней взрослости; мол. Ж. – типичная женщина возраста молодости; мол. М. – типичный мужчина возраста молодости.
Как видим, в отношении молодости ожидания ясны: главное продуктивность и новаторство, а мудрость придет позже. С возрастом, как ожидается, новаторство будет снижаться, зато мудрость прирастать. Представления людей о возрастной динамике нашли отражение в поговорке «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Мы привели результаты исследования Е.Е. Солдатовой с тем, чтобы показать, на что именно ориентируются при выборе нового для себя образа Я люди, склонные следовать обыденным представлениям. Скорее всего, таких людей большинство. Любопытно понять, откуда берутся те, кто ищет иные пути, не сводимые к возрастным нормам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.220 (0.012 с.) |