Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представления о себе и окружающих людях.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Ребенку — второй год. Овладение ходьбой дает возможность непосредственного общения с окружающим миром, что, прежде всего, способствует формированию наглядно-действенного мышления малыша. Ребенок много движется, легко вступает в контакт со знакомыми людьми. В этом возрасте формируются некоторые социальные черты личности ребенка: любовь к близким, сочувствие сверстникам, ребенок адекватно реагирует на оценку своих действий взрослым. Ярко проявляются познавательные интересы, которые малыш активно выражает при общении со взрослым, а также первые волевые качества (стремление к результативности действий). С возрастом у ребенка формируется представление о себе и окружающих людях. Любопытство малыша становится могучим фактором его дальнейшего развития. Ребенок стремится все увидеть, услышать. Однако ему нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но также и осязательные, мышечные: ребенок хочет до всего добраться, все взять в руки, пощупать, помять, порвать, поломать, бросить. Годовалый ребенок знает, что башмаки надевают на ноги, шапку на голову, что из чашки пьют, что расческой причесываются, имеет представление о самом себе. Воспитателю следует в процессе игр-занятий закреплять представления ребенка о самом себе, о близких людях, членах семьи. Со второго года жизни у детей формируют элементарные представления о некоторых конкретных ситуациях общественной жизни: «тетя- продавщица», «дядя – шофер», «дядя – доктор». В начале второго года жизни детей уже начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых. Проводятся наблюдения затем, как няня моет посуду, подметает пол, протирает мебель и игрушки. С детьми от полутора до двух лет систематически проводятся наблюдения за трудом дворника. Воспитатель объясняет его действия: осенью сгребает листья, подметает дорожки. Дети могут по предложению взрослого подмести часть дорожки, сгребая осенние листья, или собрать их в определенное место. Наблюдения за трудом дворника на участке сопровождаются рассказом воспитателя, который поясняет, зачем зимой дворник сгребает снег в одно место, расчищает дорожки. Можно предложить детям после 1 г. 6 мес. помочь дворнику расчистить часть площадки перед верандой от свежевыпавшего снега.Воспитатель обращает внимание на действия дворника весной на участке, наблюдает вместе с детьми, как взрослые высаживают первую цветочную рассаду на клумбы, как старшие дети сажают вместе со взрослыми крупные семена цветов. В летнее время все дети наблюдают, как дворник подметает дорожки, поливает их. Взрослый объясняет все действия дворника. Можно также наблюдать, как старшие дети поливают цветы, заботливо относятся к ним. После 1 г. 6 мес. малышам следует показать и назвать некоторые трудовые действия, связанные с предметами домашнего обихода: стирка, глажение, мытье посуды, влажная уборка пола, починка игрушек, одежды и т. д. Причем дети могут не только наблюдать труд взрослых, но н активно по возможности помогать: принести тряпочку, убрать игрушки, повесить свою одежду в шкаф, подать упавший на пол предмет. Проводя занятие с глажением кукольной одежды, воспитатель заранее подготавливает несколько платьев (для куклы Маши) и штанишки (для куклы Андрюши). Дети должны положить перед каждой куклой соответствующую одежду. Опираясь на знания и уровень развития речи вызванного ребенка, воспитатель дифференцированно задает вопросы типа: «Что это? Что ты взял? Кому нужно положить?» До 1 г. 6 мес. детям дают поручения, состоящие из одного действия, а после 1 г. 6 мес.— из 2—3 взаимосвязанных действий, например: «Алуа, подойди к шкафу, возьми совочек, принеси мне». Особое место отводится ознакомлению детей в доступной и простейшей форме с явлениями общественной жизни. Воспитатель обращает внимание на транспорт («Это машина», «Поехал автобус», «Летит самолет» и т. д.), Организованные наблюдения во второй группе раннего возраста проводятся за движущимся транспортом (автомобили, трамваи), живыми объектами, за действиями воспитателя, няни, старших детей. Детей этого возраста не рекомендуется выводить за пределы участка, поэтому наблюдения за транспортом осуществляются с игровой площадки. Наблюдать они могут и из окна групповой комнаты, стоя на горке с высоким барьером (ее ставят у окна). Изменения на улице («Развесили флаги», «Украсили улицу цветными огоньками» и т. д.), Все, что дети видят вне детского учреждения, является поводом для общения с ними воспитателя, тем более что после 1 г. 6 мес. можно и нужно говорить с детьми о том, что было в их недавнем опыте, что они могут вспомнить. Своевременное ознакомление с окружающим и доступными пониманию ребенка явлениями общественной жизни способствует своевременному и успешному развитию сюжетно-отобразительной игры. И это не случайно, так как ребенок второго года отображает в игре то, что видит в действиях взрослых, в реальной действительности. Ознакомление с предметами ближайшего окружения. Ребенок на втором году жизни начинает ориентироваться в пространстве: в расположении комнат, находящихся в них предметов, сам идет во время прогулок, к тому месту где обычно играет. Детей знакомят с групповой комнатой, показывают, как моют чайную посуду, стирают и гладят кукольную одежду, проводят несложную починку игрушек. Внимание детей привлекают любые изменения в окружающей обстановке: новые игрушки, машина, проехавшая за окном, звонок в дверь. Постоянное рассматривание окружающих предметов развивает наблюдательность малыша: увидев несколько раз, как воспитатель кормит рыбок, он сам подходит к аквариуму, чтобы посмотреть, как они плавают. Важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не только видел вокруг себя большое разнообразие предметов, но и действовал с ними. В деятельности формируется его мышление. Особое значение для ребенка второго года жизни имеет развитие его игровой деятельности и действий с предметами. У детей 1 года 3 месяцев —1 года 6 месяцев появляются новые действия, которые ранее специально не разучивались, те, которые он увидел сам, приглядываясь к деятельности взрослых и старших ребят: качает куклу в кроватке, кормит, копируя действия мамы, бросает камешки и прыгает на одной ножке так, как это делают старшие дети, играя в «классики», прикладывает бумагу к спинке куклы-медведя и ставит ему «горчичники». Это так называемые отобразительные действия. В конце второго года у ребенка появляются последовательные действия (например, наливает воду и дает кукле пить). Поскольку в первом полугодии малыш находится во власти зрительных восприятий, опыт его незначителен, игра неустойчива, поэтому ситуацию для игры готовит взрослый. Во втором полугодии игра приобретает более устойчивые формы. Ребенок разнообразно действует с одним и тем же предметом, и если в первом полугодии он занят одним видом деятельности 2—4 минуты, то к 2 годам — до 5-7 минут, сопровождая свои действия словом. Постепенно в игре формируется мышление, ребенок теперь использует предметы-заменители (воображаемые предметы), подражая при этом действиям взрослого, переносит эти действия в другие игры. Так, например, воспитатель в совместной игре с ребенком показывает, как он умывает куклу под воображаемым краном, наливает воду в таз, мылит кукле голову (трет кубиком). Ребенок, подражая воспитателю, «наливает» воду в чашку, чтобы напоить куклу, при этом несет чашку осторожно, стараясь не пролить воображаемую воду. К концу второго года жизни в игре детей появляются некоторые согласованные действия: они, играя, кормят друг друга, вместе строят, рассматривают книги. Все чаще свои действия они сопровождают словом, в их играх проявляются эмоции: интерес, удивление, радость от достижения результата или по поводу новых игрушек, а также и более сложные: нежность, чувство вины за свой проступок. Так, девочка купает куклу (голыша), нежно прижимает ее к себе, целует, улыбается. Мальчик нечаянно ударил головой ровесника; видя, что тот заплакал, подошел к нему, заглянул в глаза, погладил его. На втором году жизни у ребенка формируются такие качества личности, как доброжелательность в отношениях с окружающими, сочувствие другому ребенку. Дети самостоятельно вступают в деловые отношения со взрослым по поводу игр, реагируя на оценку их действий взрослым, проявляют адекватную реакцию. Основным методом обучения начиная со второго года жизни ребенка становится показ предметов, действий с называнием их. Варианты его разнообразны и используются с учетом возрастных особенностей детей, в частности слаборазвитого внимания. Занятия с использованием игрушек могут быть разных видов: показ одной игрушки с целью ознакомления с ее особенностями; сравнение двух игрушек для определения сходства или различия между ними; сравнение игрушки с ее изображением на картинке; выбор одной среди нескольких; показ нескольких игрушек («чудесный мешочек»); отыскивание и перебежки с целью рассмотрения и рассказывания об игрушках и др. Их необходимо проводить таким образом, чтобы дети имели возможность не просто рассматривать или подержать игрушку, но и действовать с ней. Игровым действиям с игрушками детей надо обучать. Во время обучения они овладевают способами действий и их словесными обозначениями. Занятия с игрушками целесообразно строить из двух частей. В первой части во время показа предмета, выполнения действий с ним и произнесения различных слов воспитатель активизирует употребление детьми различных слов: «Алия, посмотри, как куколка танцует, послушай, как она поет. Позови ее, скажи: «Айнур иди, иди к нам». Во второй части занятия детям следует раздать игрушки в самостоятельное пользование, предоставить возможность разнообразно действовать с ними, произносить звуки, звукосочетания, слова. Воспитателю необходимо отвечать на обращения детей и побуждать их выполнять различные действия с игрушками, произносить слова, которые давались в первой части занятия.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.80 (0.007 с.) |