Опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросник родительского отношения А.Я.Варги и В.В.Столина



Уважаемые родители!

Приглашаем Вас принять участие в совместной работе персонала детского сада и семьи, направленной на понимание особенностей вашего ребенка, повышение эффективности методов воспитания и развития.

Прочитайте приведенные ниже высказывания. Если вы согласны с каким – нибудь из них, обведите их в кружочек. В этом тесте нет правильных и неправильных ответов, существует только ваше мнение относительно воспитания своего ребенка, которое поможет персоналу лучше понять психологические особенности воспитанников. Свой лист, пожалуйста, подпишите. Заранее благодарим вас за участие в работе.

 

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку, приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не заслуживают.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Все дурное мой ребенок впитывает как губка.

18. Моего ребенка при всем старании трудно научить хорошим манерам.

19. ребенка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне хотелось бы.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что – либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким. Какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях своего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Желательно, чтобы ребенок дружил с теми, кто ноавится его родителям.

 

 

Социологическая анкета семьи.

1. Фамилия, имя ребенка, поступившего в детский сад __________________________________________________________________, его возраст ________________________.

 

2. Возраст мамы __________, возраст папы _____________.

 

3. Образование мамы ___________________________________________,

Образование папы ______________________________________________.

 

4.Место работы и должность мамы ___________________________________, место работы и должность папы ______________________________________.

 

5. Кто входит в состав вашей семьи ___________________________________

__________________________________________________________________.

 

6. Сколько в семье детей? ______________________

 

7. Какого возраста? _________________________________________________.

 

8. Имеет ли семья отдельное жилье? Да, нет (проживаем у родителей мужа, жены, на подселении, другое ________________________________________

Нужное подчеркните, впишите)

 

9. Имеет ли ребенок свою комнату? Да, нет, другое ______________________

__________________________________________________________________

 

10. Занимается ли ваш ребенок где-нибудь, кроме детского сада? Где и чем __________________________________________________________________

 

11. Что еще вы считаете нужным сообщить о своей семье и ребенке? __________________________________________________________________

 

Ваши пожелания и ожидания

(опрос родителей)

1. Каким бы вы хотели видеть к себе отношение сотрудников как к родителю? _________________________________________________________

 

2. С вашей точки зрения:

· Насколько (или чем) персонал осложняет вашу жизнь? _____________

______________________________________________________________

· Как он мог бы облегчить вашу жизнь? ____________________________

______________________________________________________________

 

3. Чему персонал может научиться у родителей? ________________________

__________________________________________________________________

 

4. А чему вам хотелось бы научиться у воспитателей? ____________________

__________________________________________________________________

 

5. В какой форме вы могли бы участвовать в работе учреждения? _________

__________________________________________________________________

 

6. Что понравилось бы (или нравится) вам как родителю, участвующему в работе детского сада? _______________________________________________

__________________________________________________________________

 

7. Что необходимо для эффективной работы? ________________________

__________________________________________________________________

 

8. Что вы думаете о качестве работы детского сада с родителями на сегодняшний день? _________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 

Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?

С помощью вопросника попробуйте оценить свой взаимоотношения с собственным ребенком. Варианты ответов: «да, почти всегда», «иногда», «может быть», «нет, почти никогда». Результаты будут известны только вам, поэтому отнеситесь к работе ответственно.

1. Все ли вам нравится в своем ребенке?

2. Слушаете ли вы, что говорит ваш ребенок?

3. Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит?

4. Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

5. Поправляете ли вы речь малыша?

6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

7. Хвалите ли вы малыша?

8. Смеетесь ли вместе с ним?

9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку?

10. Часто ли обнимаете ребенка7

11. Играете ли вместе?

12. Есть ли у вашего ребенка собственные книги?

13. есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему?

14. Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего малыша?

15. Ходите ли вы в музеи, зоопарк, цирк вместе с ребенком?

16. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?

17. Беседуете ли с ребенком о смысле увиденного фильма, прочитанной книги?

18. Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?

19. Стараетесь ли ходить с ребенком на пргулки7

20. Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?

 

Ключ:

«Да, почти всегда» - 4 балла

«Иногда», «может быть» - 2 балла

«Нет, почти никогда» - 0 баллов

 

Сложите полученные баллы. Если сумма:

· От 80 до 60 баллов – вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас хорошие взаимоотношения, вместе вам хорошо и интересно;

· От 60 до 30 баллов – очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы ве же умудряетесь выкроить время для своего малыша; посмотрите внимательно на те вопросы, где стоят ответы «иногда» и «нет, почти никогда», что это за ситуация? Не обратить ли внимание на эти стороны жизни?

· Меньше 30 баллов – стоит задуматься и уделять больше внимания ребенку. Это сделает и его и вас счастливее, а жизнь интереснее.

 

Родительские отношения

Группа семей Подгруппа Характеристика родительского отношения
Благополучные семьи Понимающие Родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его самого и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка таким, каков он есть. Чувствительны к потребностям ребенка, часто говорят о нем, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях.
Покровительствующие Родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его самого и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной.
Безразличные Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, чем о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку выражено слабо, часто такие родители заняты решением собственных проблем, Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, принятому в обществе.
Неблагополучные Подавляющие Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка. Большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят переменчивый, неустойчивый характер.
  Тревожные Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они плохо знают своих детей, чувствительны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются противоречивостью (амбивалентностью)
Отстраненные Родительская позиция крайне негибкая, жесткая; полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему.
Отвергающие Родители этой группы отстранены от ребенка. Не желают вникать в его проблемы. Уделять ему внимание, замечать изменения. В эмоциональных отношениях преобладает- элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыта для них. Плохо знают своих детей, но при этом их представления о ребенке достаточно адекватны.

 

Успехов Вам, дорогие, родители!

Трудовая деятельность

В первые три года жизни ребенок овладевает многими навыками и привычками. Чтобы формирование навыков шло успешно, надо соблюдать ряд правил:

1. Для закрепления навыка необходимо, чтобы отдельные действия, из которых он складывается, ребенок выполнял всегда в одной и той же последовательности.

2. С самого начала обучения тем или иным действиям надо следить за тем, чтобы он выполнял их правильно.

3. Обучать надо малыша не торопливо, чтобы он мог освоить каждое отдельное действие.

У младших дошкольников идет процесс воспитания предпосылок трудовой деятельности. Перед педагогами стоят следующие задачи:

1. Побуждать детей к самостоятельности в процессе одевания, раздевания, умывания.

2. Учить сначала с помощью взрослого, затем под его контролем надевать, снимать и складывать на место одежду, обувь.

3. Учить ребенка замечать неопрятность в своей одежде, обращаться к взрослому и с его помощью приводить себя в порядок.

4. Привлекать детей к элементарному хозяйственно – бытовому труду.

5. Учить вначале с помощью воспитателя, затем под его контролем ставить стулья к столам, раскладывать ложки на столе, ставить тарелки для хлеба, салфетницы, раскладывать карандаши, доски, тряпочки для занятий. Убирать игрушки после игры, картинки, книги. Мыть поилку для птиц, давать корм рыбкам.

6. Формировать активность, интерес и желание выполнять поручения взрослых, способность преодолевать трудности.

7. Учить детей устанавливать связь между началом выполнения задания и конечным результатом.

Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируются самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей — длительный процесс, требующий от воспитателя знания малышей и большого терпения. Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно.

Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке в костюме, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдая гигиенические правила.

Организация самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства. Ведь именно взрослый организует самообслуживание так, чтобы в нем принимали участие все дети, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания младших дошкольников. Для этого необходима серьезная, настойчивая работа по обучению детей навыкам самообслуживающего труда, методом наиболее правильной его организации, воспитанию положительных качеств и привычек: бережливости, аккуратности, самостоятельности, трудолюбия, активности. Учитывая реальные возможности детей, необходимо систематически и последовательно учить их всему этому, упражнять в практической деятельности до тех пор, пока каждый ребенок сможет обслуживать себя сам, последить за своим внешним видом. Но и это не означает, что на этом руководство самообслуживанием в детском саду заканчивается. Необходим дальнейший контроль и руководство.

Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности.

Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения и их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия. Без этого детям показывать, объяснять, как надо одеваться, но все это останется безрезультатным.

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научат их точно следовать необходимому способу действий, т.е. исполнительности.

Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и туже последовательность действий. Это дает возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка. Не нужно бояться еще и еще раз показать и объяснить детям, что и как делать.

По мере формирования навыков воспитатель постепенно переходить от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя. Позднее взрослый может придать своему объяснению более общий характер: «Я сейчас посмотрю, кто правильно повесил одежду». Такое общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспоминать, какой способ выполнения нужно применить, какие действия в него входят, какова их последовательность.

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закрепленные навыки выполнения, какой – либо задачи по самообслуживанию.

В выборе методических приемов руководства этим процессом надо постоянно учитывать степень новизны поставленной перед детьми задачи, способа ее выполнения. Если задание детям незнакомо или мало знакомо, следует использовать объяснение и практический показ приемов его реализации. Такая необходимость в показе и подробном объяснении способов действия возникает постоянно, с возрастанием круга заданий по самообслуживанию.

Выполнение детьми этих заданий без дополнительных разъяснений позволяет проявить активность, самостоятельность, избежать ненужной со стороны окружающих опеки, помощи.

Воспитатели, должны постоянно следить, чтобы в процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, помощь. Важно следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Воспитатели обязаны интересоваться результатами работы малышей. Взрослые должны внимательно относиться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Тогда дети быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать лучше.

Оценивая то, как ребенок умылся, убрал игрушки, как повесил белье, недостаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно». Оценка трудовой деятельности должна содержать в себе подчеркивание в данный момент достижений ребенка и того, что еще плохо получается ( в более старшем возрасте). Надо иметь в виду, что объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, стремление работать лучше, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации.Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворе­нием личных потребностей. За их выполнение они несут ответственность перед воспитателем и сверстниками. Продолжительное выполнение одного и того же задания по самообслуживанию обеспечивает усвоение способа, быстроту и качество его реализации. Лишь после этого круг обязанностей по самообслуживанию расширяется, детям предъявляются более высокие требования.

Учет своевременности, единство требований и качества работы является непременным условием успешной организации деятельности по самообслуживанию, как в детском саду, так и дома.

Особое значение в организации самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твердо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов: умывания, одевания, еды. Четкий, размеренный распорядок жизни — это одна из тех культурных привычек, которую нужно воспитывать у ребенка с самого раннего возраста.

Воспитателю важно нормировать труд по самообслуживанию.

Формируя у детей ранних групп навыки самообслуживания, важно научить их самостоятельно есть, умываться, одеваться и раздеваться. Дети, приученные к чрезмерной опеке, доставляют педагогу немало хлопот. Однако если воспитатель терпеливо добивается поставленной цели, помогает ребенку тогда, когда он не в состоянии справиться сам, то удается на протяжении полутора-двух месяцев добиться значительных результатов.

Чтобы научить детей умываться, требуется немало времени. Воспитатель учит детей совершать действия в определенной по­следовательности. Взрослый показывает одному-двум детям, как это делается: «Посмотрите, дети, как я умываюсь,— чисто и аккуратное,— говорит воспитатель, сопровождая каждое свое действие пояснением.

Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности. Первое время воспитатель проявляет большую активность, чем ребенок. Подведя малыша к умывальнику, воспитатель говорит: «Ты умывайся сам, а я тебе помогу, а то у тебя очень грязные руки». При этом взрослый незаметно для ребенка помогает ему аккуратно и чисто умыться.

Обучение детей навыкам умывания происходит постепенно. В первые дни воспитатель показывает и объясняет лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть ладошки и тыльную часть рук). Уже через два месяца у детей образуются довольно прочные умения, что дает возможность усложнять требования, например: учить их завертывать рукава (сначала с помощью взрослого). По мере овладения отдельными детьми этим навыком воспитатель привлекает их к помощи сверстникам, предъявляет более высокие требования к качеству умывания.

Также постепенно воспитатель приучает детей правильно пользоваться полотенцем: показывает, как нужно держать полотенце, как вытираться, поощряет тех, которые де­лают это правильно.

По окончании умывания взрослый обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает, что они стали чистые, аккуратные, на них приятно смотреть.

Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достиже­ния. Поэтому воспитатели должны внимательно наблюдать за детьми и у каждого найти и отметить что-нибудь положительное.

Очень важно, чтобы маленькие дети выполняли гигиенические правила осмысленно. Для этого нужно, чтобы приемы воспита­теля обязательно сопровождались словом, объяснением.

Воспитатель закрепляет у детей привычку садиться за стол только с чистыми руками: «Что же ты не вымыл руки после игры? Как ты будешь держать хлеб, ложку, салфетку? Сразу все запачкаешь. Скорее вымой руки, а мы все посмотрим, какие они чистые». К 3 годам эта привычка может быть сформирована.

Чтобы достигнуть положительного результата в воспитании у детей самостоятельности во время умывания, надо учитывать опыт, накопленный каждым ребенком. Некоторые дети, придя в первую младшую группу из яслей, уже имеют навыки самообслуживания. Это значительно облегчает работу воспитателя.

Конечно, и этим детям нужна помощь взрослых, контроль, напоминание. Их воспитатели ставят в пример: «Посмотрите, как Толя хорошо умывается и вытирается». Другие дети стараются подражать ему.

Культурно-гигиенические навыки формируют у детей и в процессе питания: умение самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку и т. д.

Повседневные упражнения, поощрение самостоятельности позволяют научить, детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой. Вос­питатель показывает, как следует пользоваться хлебом, съедая второе блюдо.

Воспитатель ежедневно следит за тем, кто из детей и как выполняет его указания. Если ребенок забыл какое-либо требование, взрослый в начале завтрака, обеда подходит к малышу, напоминает, как правильно держать ложку, сколько брать пищи. Все это надо делать незаметно не отвлекая других детей от еды. И тут воспитатель ставит в пример детей, которые правильно ведут себя за столом, аккуратно, самостоятельно едят.

Воспитатель организует систематический контроль за правильным пользованием салфеткой.

В одевании раздевании дети 3-го года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. У воспита­теля и помощника воспитателя уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности. Обучая ребенка всему этому, взрослый одновременно побуждает его активно участвовать в самом процессе одевания: надеть носки, рейтузы, валенки, долетать из шкафа пальто и др. Помогать раздеваться следует в Первую очередь тем детям, которые больше всего в этом нуждаются. Ребенок слушает, что говорит взрослый, и постепенно. Начинает делать то же самое. Когда дети станут самостоятельнее, взрослый предлагает им помочь друг другу расстегнуть сзади пуговицы, зашнуровать ботинки, поставить обувь на место.

Чтобы научить детей последовательно одеваться и раздевать­ся, проявлять большую самостоятельность в этой форме самообслуживания, воспитатель знакомит их с этим процессом при рассматривании сюжетных картинок (например, картинка «На прогулку»).

По мере овладения детьми навыками одевания и раздевания воспитатель постепенно переходит от непосредственной помощи им к напоминанию действий. Главное, воспитатель постоянно отмечает успехи детей: «Марат сегодня оделся первый, и посмот­рите, как аккуратно».

Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить) и в кукольный театр. Содержание таких игр воспитатели могут придумать сами, используя факты из жизни детей группы. Малыши смотрят, что делают куклы, звери, вспоминают, как они сами все это выполняют. «Я сама умею одеваться», «А я правильно умываюсь, не лью воду на пол» и т. д.

Особое воздействие на чувства детей оказывают художественные произведения (А. Барто «Девочка чумазая» и др.). Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс легким и приятным, можно использовать песенки, потешки.

Ознакомление детей с новым заданием по самообслуживанию, закрепление навыка наиболее эффективно проходит в совместной деятельности ребенка со взрослым. Его добрая улыбка, ласковый спокойный голос, чуткое и заботливое отношение к детям располагают к себе, помогают устанавливать с ними тесный контакт, вызывают у них доверие к взрослому.

Большое влияние на формирование навыков самообслуживания и самостоятельности оказывает вся система воспитательно - образовательной работы с детьми.

В целях ознакомления детей с требованиями по самообслуживанию используют занятия, повседневные наблюдения за поведением окружающих взрослых, старших дошкольников, рассматривание иллюстрации к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей.

Важное значение для воспитания навыков самообслуживания самостоятельности имеет наблюдение за этим видом труда других детей.

Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятель­ности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребенка представляет из­вестную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под (контролем взрослых).

Каковы особенности трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста и какие воспитательные задачи должны при этом решаться?

Малыши могут поставить перед собой и решить простую трудовую задачу.

Они включаются в трудовой процесс по подражанию: видят работающих няню, воспитателя; других ребят и изъявляют желание помочь им. Часто желание не соответствует их возможностям, но важен сам факт его проявления.

В группе есть дети, которые систематически отказываются принимать поставленную перед ними трудовую задачу. Они это делают открыто, заявляя: «Я не хочу», «Не буду», или просто молчат (скрыто протестуют). Хотя в младшей группе таких детей немного, за ними требуется пристальное наблюдение педагог, который к тому же проводит с ними специальную индивидуальную работу. Он должен приложить все силы и внимание к тому, чтобы изменить у них уже сложившееся негативное отношение к любой поставленной задаче.

В детском саду с первых дней воспитатель должен организовать жизнь таким образом, чтобы все малыши в короткий срок привыкли установленному в группе порядку, чтобы поняли, что любое требование воспитателя является, обязательным для выполнения. Они должны запомнить расположение игрового и другого материала в группе, чтобы сначала с помощью педагога, а позднее самостоятельно поддерживать порядок.

Дети узнают, что после игры, рассматривания книг все нужно убирать на место. Постоянное требование порядка непременно связано с организацией первых трудовых поручений и выполнением их детьми.

Любое трудовое задание всегда начинается с принятия ребенком поставленной цели, конкретной задачи.

Приобщая детей младшего дошкольного возраста к труду, цель выдвигает взрослый, учитывая настрой ребенка к предстоящей работе, его желание выполнить задание. Даже тогда, когда малыши принимают цель, осознают ее и способны установить связь мотива и цели, они могут тут же переключиться на выполнение других действий, не соответствующих первоначально поставленным требованиям действовать определенным образом. Педагогу необходимо постоянно в той или иной форме напоминать ребенку о цели, с тем чтобы он действовал в соответствии с ней. Нужна система постоянных подкреплений, которые как бы возвращали ребенка кпринятой им цели.

Основным методом закрепления у детей эмоционально-положительного отношения к цели труда является их положительная оценка в разных формах (одобрение, поощрение, мотивирование цели): «Молодец, что ты согласился мне помочь. Мне одной тяжело», «Бабушка, помощник воспитателя будут довольны». Такие приемы важны для ребенка, так как он убеждается, что поступает хорошо, правильно.

Однако у некоторых младших дошкольников уже сформировано довольно стойкое негативное отношение к поставленной взрослым цели предстоящей трудовой деятельности. Если воспитатель надеется, что это явление временное и с возрастом оно само исчезнет, то он ошибается. С такими детьми нужно работать.

Особое внимание в этом случае придается положительной оценке, когда ребенок вдруг принимает цель охотно и соглашается включиться в деятельность («Молодец, что ты хочешь помочь!»), а также когда педагог чувствует, что у малыша падает желание продолжать трудиться и он склонен переключиться на что-нибудь другое («Как ты стараешься, у тебя начинает получаться!»). Высокая оценка как бы придает ребенку силы и желание продлить трудовой процесс, закончить начатое дело.

Необходимо повседневно создавать специальные педагогические условия, которые как бы подсказывали малышу, где и в чем он может проявить инициативу. Нужно предусматривать труд взрослых (воспитателя, помощника воспитателя) в присутствии детей, акцентировать их внимание на такой деятельности, разъяснять малышам, почему взрослые трудятся, поощрять их желание помочь. «Майра Сабитовна (помощник воспитателя) собирается помыть пол, а стульчики ей будут мешать. Давайте ей поможем. Каждый возьмет по стульчику и поставит сюда. И Сауле, и Марат, и Лена — все дети»,— говорит воспитатель. Поощрение, одобрение детской инициативы всегда верный стимул для включения ребенка в. трудовую деятельность.

Одним из эффективных условий воспитания у младших дошкольников положительного отношения к поставленной цели является их повышенный интерес к тому, что делают другие дети, к выполне­нию установленных в группе требований и правил. Дошкольники быстро начинают осознавать, что поощряются всегда те, кто стремится помочь воспитателю, товарищам, т. е. послушные и исполнительные. Если у ребенка есть опыт получения положительной оценки за то или иное хорошо выполненное поручение, то он рано начинает проявлять инициативу. Эта инициатива не связана пока с высокими общественно значимыми мотивами. Дети воспринимают цель деятельности от взрослого, чтобы получить его похвалу. Иногда они включаются в труд по подражанию сверстникам. Пусть этот труд пока не очень сознательный, но частое проявление такой инициативы формирует привычку к труду, умение замечать его, стремление быть полезным для других.

Педагогу важно уже с начала учебного года определить содержание всех трудовых поручений, которые посильны малышу. Это позволит ему увидеть, какие трудовые навыки будут необходимы для их выполнения, т. е. какие навыки надо сформировать у детей (поливать цветы, вытирать со стола, укладывать строительный материал, а также навыки самообслуживания).

Результативным методом воспитания у младших дошкольников положительного отношения к овладению необходимыми умениями и навыками является совместный труд взрослого и ребенка. Педагог не только дает образец того, как выполнять задание, но своими действиями как бы стимулирует малыша к овладению этими умениями и навыками.

Младшим дошкольникам важен не достигнутый результат, а их участие в какой-то новой для них деятельности, особенно если рядом находится педагог. Он общается с ребенком, и этот эмоциональный контакт доставляет малышу удовольствие. Часто дети сами начинают рассказывать что-то педагогу, делиться радостями, впечатлениями, переживаниями, выражая свое доверие ему, как близкому человеку. Такое общение педагога с ребенком имеет огромное воспитательное значение. Оно сближает их, создает благоприятную основу для формирования уважения к взрослому и его повседневным требованиям. Чуткое, ровное, доброжелательное отношение воспитателя вызывает у детей желание быть полезными, стремление быть хорошими помощниками и ему, и помощнику воспитателя, заслужить их похвалу.

В работе с детьми педагогу необходимо умело использовать игровые приемы. Например, малышу дается поручение сделать высокий дом из песка и поставить флажок. «Построим дом для муравьев — муравейник,— говорит воспитатель.— Они все как будто уже ушли спать. Спряталось солнышко, и муравьишки ушли спать, подумали, что ночь пришла». Или: «Мишку слепили из снега, а одна лапка осталась несделанной. Мишка просит: «Марат, принеси, пожалуйста, еще немного снега». В условиях использования игровых приемов дети легко принимают задачу и с удовольствием начинают выполнять задание.

В работе с малышами воспитателю полезно иногда обратиться к приему «оживления» вещей. Каждый педагог мог наблюдать, какое впечатление это производит на детей, когда вместо обычного требования или предложения потрудиться лучше, старательнее он говорит: «Смотрите, листочки как будто плачут. Эти уже блестят, улыбаются радостно, а этим грустно. Цветы тоже живые, они хотят пить каждый день, как и люди».

Иногда может быть использован прием «оживления» предметов. Например, воспитатель разговаривает с игрушкой: «Медвежонок обиделся, наверное, думает, что он больше не нужен малышам и они забыли про него».

Детям свойственна отзывчивость, доброе отношение к другому, сочувствие более слабому, обиженному, поэтому воздействие на их чувства является особой побудительной силой для включения в дея­тельность, оказания помощи другому, в выполнении разного рода заданий.

Для формирования нравственных чувств у детей используются произведения художественной литературы о труде взрослых, о необходимости помощи более слабому, младшему, кому труднее справиться с делом.

Итак, можно сделать вывод, что у младших дошкольников труд как самостоятельная деятельность пока не сформирован. Отношение ребёнка к цели труда является показателем к предстоящей деятельности.

Принятие ребенком цели позволяет судить о следующем:

· наличии положительной эмоциональной основы для воспитания у него целенаправленного поведения;

· положительном отношении к данному конкретному заданию;

· уровне воспитанности (положительном отноше



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.91 (0.015 с.)