Развитие активной речи (1 г. 6 мес. – 2 года ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие активной речи (1 г. 6 мес. – 2 года )



Воспитывать способность воспроизво­дить по подражанию слова и фразы, произносимые взрослым, пропевать и проговаривать отдельные слова, слушая песенку, приба­утку, стихи.

Обогащать активный словарь, облегченные (лепетные) слова и звуко­подражания постепенно заменять обще­употребительными речевыми формами, вводить новые слова, обозначающие предме­ты и действия, приучать про­износить слова, которые уже имеются в пассивном словаре.

Формировать умение пользоваться словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружаю­щими (хочу, дай, пусти, подвинься), правильно называть некото­рые трудовые действия (подметать, мыть, гладить и т. д.).

Учить детей правильно пользоваться некоторыми местоимениями (я, мы, ты, мне), наречиями (там, туда), прилагательными (большой, ма­ленький, хороший, плохой, вкусный) и предлогами (в, на). Формировать в речи формы множественного числа, рода, падежей существительных, повелительного наклонения глаголов, глаголов не только настоящего, но и будущего и прошедшего времени.

К концу года активный словарь возрастает до 300 слов.

Продолжать развивать умение не только обобщать предметы по наиболее существенным признакам, но и называть эти предметы (куклы, мячи, машины и т.п.).

Учить правильно строить предложения в соответствии с грамматическими особенностями родного языка.

От 1 г. 6 мес. до 1 г. 9 мес. побуждать детей обозначать предметы и действия с ними отдельными словами и двухсловными предложениями. С 1 г. 10 мес. учить пользоваться предложениями, состоящими из 3-4 слов, употребляя прилагательные и местоимения.

Развивать речь как основное средство общения с окружающи­ми. Создавать ситуации общения, способствующие развитию диалогической речи, побуждать ребенка обращаться к взрослым и детям по различ­ным поводам, формировать умение задавать вопросы, выражать свои желания, просьбы, рассказывать в нескольких словах о том, что видел. Развивать способность внимательно слушать речь окру­жающих, выполнять их требования, выраженные в словесной фор­ме.

Учить отвечать словом или короткой фразой на вопросы о зна­комых предметах («Кто это?» — «Кукла»; «Кого девочка везет в коляске?» — «Куклу»; «Кому нужно принести одеяло?» — «Кук­ле»; «Что будет делать Ануар?» — «Спать, гулять, кушать, играть»).

Научить выражать словами и короткими фразами просьбу, вни­мательно слушать задание и передавать его другому лицу (при­гласить, предложить помочь, попросить нужную вещь у няня для передачи ее воспитателю и т. д.).

Давая правильный образец речи, следить за тем, чтобы дети строили предложения в соответствии с грамматическими особенностями родного языка, способствовать при этом развитию звукопроизношения. Продолжать учить детей отчетливо произносить гласные звуки: а, у, и, о и доступные в артикуляционном отношении согласные: м, б, п, т, д, н.

Методические рекомендации:

Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. В связи с этим в системе всего педагогического процесса развитию речи должно быть уделено особое внимание. Решение этой задачи осуществляется не только на занятиях, но и в ходе всех режимных процессов, в повседневном общении.

Общие задачи развития речи детей второго года жизни:

Побуждать:

· прислушиваться к звукам окружающего мира (речи, пению птиц, музыки, и т.д.);

· эмоционально отзываться на обращенную речь взрослого с различной интонационной окраской (ласково, тревожно и т.д.);

· по слову взрослого выполнять движения;

· к подражанию звуков и слогов, коротких слов.

 

Учить понимать речь взрослого, вслушиваясь в произносимые звуки и слова:

· формировать артикуляцию гласных звуков;

· пользоваться первыми осмысленными звукосочетаниями и словами;

· формировать представление о понятиях «слово» и «звук» (не называя терминов);

· учить понимать лексическое значение слова, соотносить слово и предмет;

· обогащать речь смысловым содержанием;

· ориентировать ребенка на активный поиск правильной формы слова, обучать разным способам словообразования;

· развивать творческие способности.

 

Чувственный опыт ребенка второго года жизни, накопленный раннее, постепенно переводится в речевой план. К концу 2-го года активный словарь ребенка насчитывает уже 300-400 слов, из которых он строит простые предложения из 2-3 слов. Однако это происходит в том случае, когда взрослые активно способствуют их появлению. К 1 г. 6 мес. связи между предметом и словом становятся более прочными. Дети начинают более точно обобщать предметы, группируют по просьбе взрослого однородные объекты; следовательно, учатся выполнять действия по слову, без подкрепления наглядным примером. От 1 г. 6 мес. до 1 г. 9 мес. у детей уже возникает понимание речи взрослого, не подкрепленной ситуацией. Однако роль наглядности в развитии речи на втором году еще велика.

В этом возрасте следует расширять пассивный запас слов, обозначающих людей, некоторых животных и растения, их части и свойства; действия людей и животных, назначение комнат жилого помещения и способы ориентировки в них.

Необходимо формировать понимание выражений, передаваемых с помощью предлогов и наречий, - здесь, там. (Чашка стоит на столе. Молоко в чашке. Здесь кубики, а там колечки.) Обращая внимание на различные качества предметов, называть их размер (большой, маленький), цвет.

С 1г. 6 мес. основной задачей является развитие у детей активной речи. В этот период следует учить ребенка произносить те слова, которые он понимает: названия предметов, действий с ними, их качества; пользоваться словами для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пропусти); правильно называть некоторые трудовые действия (подметать, мыть, гладить, чинить); слова, которые обозначают окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, тетя, бабушка и др). Наряду с этим надо создавать ситуации, способствующие умению беседовать.

В 1 г. 8 мес. -1 г. 10 мес. дети начинают обобщать предметы по наиболее существенным признакам. При этом они объединяют однородные предметы и правильно называют их. Малыши начинают воспроизводить по подражанию не только слова, но и фразы, произносимые взрослым. Запоминают и пропевают фразы, слушая песенку; повторяют прибаутки, коротенькие стихи. В большинстве случаев речь детей этого возраста носит инициативный характер, обращена к собеседнику, рассчитана на слушателя.

Важным является обучение детей составлению предложений из 3 и более слов. Необходимо учить детей обращаться по различным поводам к взрослым и сверстникам, задавать вопросы, делиться ранее полученными впечатлениями в нескольких словах и простых фразах. С этой целью взрослые должны употреблять в своей речи наиболее часто встречающиеся местоимения (я, мы, ты, мне), наречия (там, туда, здесь), прилагательные (мокрый, холодный, большой, маленький, хороший и др.), побуждая детей сознательно повторять их.

Следует поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо тик-так – часы; вместо ав-ав – собака и др). Давая образец речи, надо следить не только за правильностью построения предложений, но и за совершенствованием звукопроизношения.

В 1 г. 9 мес. – 2 г. дети почти перестают пользоваться облегченными словами. Речь становится средством общения со взрослым в самых различных ситуациях: при рассматривании окружающего, во время игры, при режимных моментах, при возникновении потребности в чем – либо. У малышей появляются первые вопросы: что? где?

Воспитатель стремится поддержать любое обращение малыша переводя эмоциональные, двигательные, мимические реакции в речевые. Иногда взрослый разыгрывает ситуацию непонимания, например: «Аида, что ты хочешь? Скажи: «Дай лялю». Только после высказывания малыша он выполняет просьбу.

Приемы развития речи детей раннего возраста педагог варьирует. Это могут быть и вопросы, и просьбы, и повторения, и поручения. Взрослый стремится сделать режимные процессы и все виды самостоятельной деятельности малыша содержательными, эмоционально-выразительными, результативными для развития его активной речи. С этой целью используются моменты сильной заинтересованности, которые возникают случайно или создаются специально.

Показывая детям объекты в процессе режимных моментов (прогулки, одевания, кормления), воспитатель называет их. Иногда для уяснения ситуации он пользуется приемом собственного вопроса-ответа: эмоционально обыгрывая бытовые моменты, задает вопрос и отвечает за ребенка (например: «Что кушает Алина? Кашу! Вкусная каша? Очень вкусная! Нравится каша? Очень нравится!»). Слово взрослого совпадает с ощущениями малыша, становится понятным, а ответы создают определенное эмоциональное отношение к происходящему, объясняют ситуацию в целом. Если взрослый задал ребенку вопрос, на который тот может дать более полный ответ, то надо терпеливо ожидать его, а в некоторых случаях подсказывать, помогать.

Хорошим средством речевого развития малышей являются малые литературные формы (поговорки, прибаутки, коротенькие стихи, песенки, потешки), которые воспитатель может использовать в любом подходящем случае, особенно в самостоятельной деятельности, играх, на прогулке.

Развитие функции обобщения в понимаемой, а затем в активной речи во многом зависит от умения воспитателя подбирать объекты для сравнения. Вначале детей учат узнавать привычные предметы, видеть их различие, а затем находить общие признаки. С такой целью подбирают вначале знакомые, но резко контрастные, после этого – внешне сходные по какому – либо признаку и, наконец, сходные по многим признакам.

Итак, в процессе взаимодействия с окружающим миром у детей развивается способность выражать словом свои чувства, мысли, впечатления, а также возможность понимать речь взрослого, его объяснения, требования и т.д., что значительно обогащает познавательную активность малышей. Постепенно речь становится для них важнейшим средством познания.

Многие знания о предметах малыши получают практически, в быту. Однако без конкретизации и уточнения знаний на занятиях они останутся неполными, тем более, что предметы домашнего обихода быстро становятся для детей привычными, теряя элемент новизны. Следовательно, на занятиях у детей закрепляются те знания, которые освоены ими во время действий с предметами, игр, наблюдений на прогулке и др. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни малыша, тем большие познавательные возможности имеются для проведения занятий.

На втором году жизни ребенка большое значение имеет овладение способами действий с предметами и, в частности, с игрушками. Занятия с использованием игрушек могут быть разных видов: показ 1 игрушки с целью ознакомления с ее особенностями; сравнение 2 игрушек для определения сходства и различия между ними; сравнение игрушки с ее изображением на картинке; выбор одной игрушки среди нескольких; показ нескольких игрушек и др. Занятия с игрушками целесообразно строить из 2 частей. В первой части во время показа предмета, выполнения действий с ним и произнесения различных слов воспитатель целенаправленно активизирует речь ребенка. Во второй части занятия детям раздают игрушки и предоставляют возможность самостоятельно действовать с ними, произносить звукосочетания, слова.

Эффективным средством развития речи являются занятия по картинкам.

Детям показывают картинки не только с определенным предметом, но и с предметами изображенными в действиях. Это способствует развитию подражательных действий. Постепенно задачи на занятиях с предметными картинками усложняются. У детей вырабатывают представления о величине, цвете, различных состояниях (собачка большая и маленькая; кубики красные и желтые; девочка бежит, упала, плачет).

Для своевременного развития речи необходимо широко применять художественное слово, особенно произведения народного творчества, детских писателей. В начале произведения даются с опорой на наглядность. Ребенок учится слушать образную речь взрослого, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты.

С детьми второго года жизни проводится 4 вида занятий: 1) наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов); 2) инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций; 3) рассматривание изображения знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, рассказывание изображенного сюжета); 4) чтение художественной литературы, созданной на реальной и сказочной основе.

В результате освоения программного материала по разделук концу года дети будут:

Знать названия

- предметов, находящиеся в комнате и вне ее (в саду, во дворе, на улице); некоторых животных, их дей­ствия; игрушек

- признаков предметов, состояния вещи, места на­хождения предмета

- временных и количественных отношений, физических состояний, окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом

- внимательно слушать взрослого, выполнять его указания о поведении в группе или взаимоотношениях с другими детьми

- запоминать и выполнять несложные поручения, состоящие из двух-трех действий

- понимать несложный рассказ взрослого по сюжет­ной картинке

- воспроизво­дить по подражанию слова и фразы, произносимые взрослым, пользоваться словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружаю­щими,правильно называть некото­рые трудовые действия

- пользоваться некоторыми местоимениями (я, мы, ты, мне), наречиями (там, туда), прилагательными (большой, ма­ленький, хороший, плохой, вкусный) и предлогами (в, на)

- произносить до 300 слов.

- обобщать предметы по наиболее существенным признакам и называть эти предметы

- правильно строить предложения в соответствии с грамматическими особенностями родного языка

- отвечать словом или короткой фразой на вопросы о зна­комых предметах

- выражать словами и короткими фразами просьбу, вни­мательно слушать задание и передавать его другому лицу

- отчетливо произносить гласные звуки а, у, и, о и доступные в артикуляционном отношении согласные: м, б, п, т, д, н.

 

Примерный тематический план. Развитие речи

месяц №п/п Тема Кол-во организованной учебной деятельности
сентябрь   «Асем в гостях у ребят». Знакомство с групповой комнате детского сада. Закреплять понимание слов, относящихся к предметам быта (мебель, одежда, посуда)  
  «Чудесный мешочек» учить детей отвечать на вопрос «Что это?» полным предложением, состоящим из 2-3- слов  
октябрь   «Игрушки» Ввести в речевую практику слово «игрушки». Учить составлять предложения из 2-3 слов.  
  «Подарок» (К.Идрисов) Учить детей понимать несложный сюжет. Развивать умение следить за ходом изображаемых событий.  
ноябрь   «Одежда куклы Асем» уточнять представления о связях между предметами и словами, их обозначающими.  
  «Курочка-рябушечка, куда идешь?» учить понимать смысл целых предложений. Приучать правильно произносить звуки (ко-ко, пи-пи…), несложные фразы.  
декабрь   «Как Асем собачку нашла» активизировать пассивный словарь, употребляя облегченный вариант названия или звукоподражания (ав-ав)  
  «Асем на прогулке зимой» уточнять представление о значении слов «холодно», «теплый, «вязанный». Развивать артикуляционный аппарат.  
Январь   «Кукла Асем принимает детей» пополнять активную речь словами, относящимся к предметам быта (сандык, кесе бесік  
  «Уложим куклу спать» упражнять детей в назывании предметов и их качеств, развивать слуховое восприятие.  
Февраль   «Прокатим мишку на машине» учить пониманию слов и словосочетаний (в машине сидит мишка)  
  «Кто что ест?» упражнять в звукопроизнесении тоненьким голосом, громко-тихо и т.д. Расширять активный словарь. Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными.  
Март   «Милая мама» ориентировать ребенка на активный поиск правильной формы слова, обучать разным способам словообразования.  
  «Зеленеет травка» учить воспринимать образную речь взрослого, повторять звукосочетания различной сложности.  
Апрель   «Солнышко-ведрышко» расширять пассивный запас слов, развивать речевое дыхание.  
  «Веселый ручеек» побуждать принимать участие в рассказывании, договаривании отдельных слов и фраз.  
май   «Кто как кричит?» формировать артикуляцию гласных звуков. Учить детей внимательно слушать и отгадывать несложные загадки  
  «Едем, едем на автобусе» ориентировать ребенка на активный поиск правильной формы слова активизировать в речи детей наречий /вперед, назад,/ Учить подбирать существительные к глаголу «едут»  
Итого: 18

 

Технологическая карта организованной учебной деятельности для группы раннего возраста (с 1 г. до 2 лет)

 

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: Развитие речи

Тема: Асем в гостях у ребят

Цель: Учить понимать слова, относящиеся к предметам быта (мебель, одежда, посуда) и действиям (есть, пить, играть). Расширять и активизировать словарь детей. Учить правильно произносить гласные звуки «а», «о», согласные «м», «г», «п». Воспитывать желание принимать гостей, играть вместе, заботиться друг о друге.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.025 с.)