Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие ребенка в игровой деятельности

Поиск

Цель: Развитие познавательной и двигатель­ной активности детейв дидактических, сюжетных, подвижных, строительных играх. О беспе­чение в процессе игровой деятельности уравновешенного, бодрого поведения и эмоционально-по­ложительного состояния детей.

Задачи:

1. Побуждать детей к подвижным играм, развивать с помощью игр движения детей (ходьбу, бег, лазанье и др.).

2. Учить детей играть в сюжетные, дидактические игрушки, со строительным материалом, водой, снегом, не мешая сверстникам, не отнимая игрушек.

3. Добиваться обособления действий с сюжетными (образными) игрушками от предметных.

 

Раннее детство от года до двух лет - особенный период жизни ребенка. Игра занимает в этом возрасте наиболее значительное место. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо деятельности быть самостоятельным, общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности

Игра маленького ребенка отражает не только окружающий его мир, но и тот внутренний мир, который складываются в нем самом.

«В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности, слепо и беззаветно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя-зреющий человек, пробующий свои силы и самостоятельно распоряжающийся своими же созданиями» (К.Д.Ушинский)

Содержание

· Побуждать детей к подвижным играм, развивать с помощью игр движения детей (ходьбу, бег, лазанье и др.).

· Учить детей играть с дидактическими играми, со строительным материалом, водой, снегом, не мешая сверстникам, не отнимая игрушек.

· Добиваться обособления действий с сюжетными (образными) игрушками от предметами

· Учить находить и показывать игрушки по просьбе воспитателя, называть и использовать их в соответствии с назначением (из чашки поить куклу, на кроватку укладывать спать и т. д.).

· Учить детей некоторым игровым действиям. Обеспечить динамику игровых действий их разнообразие: например, куклу, малыши кормят, укладывают спать, возят на тележке, лечат. Переносить действия, усвоенные с помощью воспитателя, с одной игрушки на другую, аналогичную (покор­мить зайца, мишку, уложить маленькую и большую куклу спать). Эти же бытовые действия воспроизводить с игрушками-животными, воспроизводить повадки животных: «заставлять» собаку лаять, игрушечного медведя рычать.

· Добиваться, чтобы с каждой игрушкой дети умели выполнять несколько действий подряд. Учить подра­жать действиям, подмечаемым у окружающих. Наблюдать за действиями няни, старших детей; включать в организованную учебную деятельность инсценировки с игрушками, побуждая детей в заключительной части воспроизвести действия воспитателя; включаясь в игры детей, подсказать, что еще можно сделать с игрушкой, как приспособить для нужд игры дополнительный материал.

· К концу второго года жизни сформировать элементы сюжетной игры. Научить детей проделывать игровые действия в жизненно-логической последовательности, общаясь друг с другом, использовать в игре заместители реальных предметов (кубик вместо мыла, палочку вместо термометра).

· Во время игры воспитывать чувство симпатии друг к другу, учить делиться и обмениваться игрушками, оказывать элемен­тарную помощь (принести предмет, нужный в игре), играть вме­сте, распределив действия с помощью воспитателя.

· Приучать детей самостоятельно играть с дидактическими иг­рушками, с которыми их знакомили в организованной учебной деятельности. Побуждать де­лать постройки, пользуясь умениями, полученными в организованной учебной деятельности.

· Побуждать детей сравнивать игрушки по размеру, цвету, правильно называть предметы, которые употребляются в игре, некоторые формы строительного материала (кубики, кирпичики). Для игр в распоряжении детей постоянно должен быть настольный и более крупный строительный материал. В ком­плект со строительным материалом следует включать соответ­ствующие по размеру сюжетные игрушки.

· В играх с песком, водой, снегом закреплять знания детей о свойствах этих материалов. Учить детей правильно пользоваться совком, лопаткой в играх со снегом и песком, насыпать песок в ведерко и формочку, делать из сырого песка фигурки. Приучать аккуратно играть с песком (не высыпать песок из ящика, не пачкать им одежду).

· Способствовать развитию в подвижных играх основных движений (ходьба, бег, бросание, прокатывание). Следить за тем, чтобы каждый ребенок дви­гался достаточно.

· Побуждать детей к подвижным играм (ка­тание тележек и каталок, игры с мячом, подъем и спуск по лесенке-горке, бег по дорожке, сбивание легким шариком пластмассовых кеглей и др.)

· Показывать заводные игрушки, проводить игры-забавы.

При организации игровой деятельности детей особое значение приобретает создание условий для хорошего их настрое­ния. В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям. По­скольку до полутора лет ребенок находится во власти зрительных восприятий, его опыт незначителен, игры неустойчивы, а ситуацию игры должен готовить взрослый. В следующем полугодии игра ста­новится более устойчивой, ребенок совершает разные действия с одним и тем же предметом; если он до полутора лет может зани­маться одним видом деятельности 2—4 мин, то к 2 годам — до 5—7 мин., сопровождая свои действия словом. Воспитатель стимулирует детей к взаимоподражательным зеркальным действиям. В процессе манипуляций игрушками у детей развиваются мыслительные функции, внимание, намять, совершенствуется координация движений. Ребёнок самостоятельно ходит, его особенно влекут игры, где можно побегать, подвигаться. «Принеси мяч», «Догони шарик», «Догоню, догоню!» — игры, которые предоставят ребенку возможность двигаться.

В этот период (от года до полутора лет) важно продолжать развивать у ребенка умения действовать с игрушками. Для этого можно дать тележку или грузовик, показать, как возить их, держа за веревочку, и малыш с интересом станет играть. В другой раз сложить вместе с ним незатейливую постройку из кубиков, показать как соорудить автомобиль при помощи накладывания кубика на кирпичик. «Давай построим дорожку из одинаковых кирпичиков. По ней может гулять матрешка...»

После 1,5 лет следует усложнять умственные задачи, которые ставятся перед ребенком в играх с предметами. Можно предложить сложить пирамидку по убывающей величине колец, расставить матрешек по росту, сложить кубики по цвету и др. Полезно учить его обращаться с совком и лопатой в играх с песком и снегом, для чего построить песочный домик и предложить рядом сделать такой же. Усложняются варианты строительных игр. Дети строят две дорожки: по одной едут трамваи и троллейбусы, по другой идут пешеходы — куклы. Возле домика строят забор, скамейку для матрешки. Когда ребенок выполнил задание, полезно дать ему игрушку для самостоятельной игры.

У ребенка второго года жизни на основе действий с предметами появляются простейшие виды отобразительной игры. Большую часть времени малыш занят предметно-продуктивной деятельностью, которая имеет вполне определенный житейский смысл: ест ложкой из тарелки, надевает одежду, умывается, пользуется полотенцем, а ложась спать, укрывается одеялом и т.д.

Практическая жизнь наполняет ребенка знаниями об окружающем, он усваивает назначение каждой вещи (кроватка – для сна, стульчик- садится, чашка –для питья и т.п.). Все это становится сюжетом отобразительных действий, помогает малышу установить смысловые связи между игрушками. Сюжетные игрушки имитируют реальные предметы. Когда малыш подносит игрушечную ложечку ко рту куклы, он знает, что кормит ее, он понял смысл кормления и пока увлечен только действием.

Ребенку нравится сам процесс действия. Вот почему он все время повторяет и повторяет одно и то же действие. Непосвященному взрослому кажется, что такая игра ребенка лишена какого-либо смысла. Нет! Не мешайте! Дайте ему возможность насладиться самими действием. Он как бы убеждаться в том, что умеет это делать. Поддержите его, попросите показать, как Юлечка умеет куколку кормить. Исследователи детской игры отмечают: ребенок второго года жизни очень чутко реагирует на отношение взрослых к его игровой деятельности. Он не будет играть, если почувствует фальшь с их стороны. Равнодушие, излишняя навязчивость, постоянное вмешательство, указания («Не так!»), поучения, подсказки тормозят инициативу малыша, ограничивают его активность. Игра развивается при подлинном эмоционально-деловом контакте взрослого и ребенка, искреннем участии и заинтересованности друг в друге.

Как невозможно представить ребенка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без игрушки. Она помогает уточнять, осмысливать представления ребенка об окружающем и способствует развитию ее сюжета.

Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Кукла — любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Вот это-то и надо использовать воспитателю, чтобы постепенно формировать у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если воспитатели будут прививать в процессе игр эти качества,— ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей.

Совсем не обязательно, чтобы в распоряжении малыша было слишком много игрушек. Не это определяет настрой ребенка в деятельности. Напротив, чрезмерное обилие игрушек рассеивает интерес к ним.

С удовольствием играют дети с так называемыми отходами производства — различными чурбачками, кусками фанеры, картона, материи, веревками и т. п., являющимися подсобным материалом во многих детских играх.

Пребывая на воздухе, дети используют различные природные материалы: песок, снег, воду, глину, прутики, желуди, камешки. Все это отличный материал для игры. Действия с песком, водой, глиной никогда не надоедают детям

При размещении игрушек и других материалов для игры нужно исходить из педагогической целесообразности, т. е. учитывать задачи воспитания, особенности возраста детей и конкретные условия данной группы. В группах детей раннего возраста игрушки хранятся в шкафу, а воспитатель выкладывает их в манеж или на столики, где играют дети, начинающие ходить.

К двум годам дети уже свободно передвигаются по комнате. Для них сюжетные игрушки следует расставить на полочках или скамеечках в разных местах комнаты, чтобы дети могли их брать и спокойно играть, не мешая друг другу.

Разнообразные моторные игрушки хранятся в другом месте, не обязательно на виду, так как игры с ними проходят под руководством воспитателя.

Строительный материал (кубики, кирпичики) следует поставить на столы, где детям удобнее с ним играть.

Обычно детям не дают много игрушек одновременно, но необходимо иметь в запасе однородные игрушки на тот случай, если интерес к какой-то машине или кукле проявят сразу несколько малышей. Скопление игрушек в одном месте приводит к тому, что ими обычно пользуются активные дети, а дети более инертные, которым деятельность особенно необходима, остаются вне игры.

Ребенок должен иметь возможность, увидев игрушку, взять ее и, поиграв, положить на место. Очень разнообразят детские игры легкие скамеечки, ящики с отверстиями. На них дети сидят сами, сажают кукол, мишек, а перевернутый ящик — это и постель для куклы и автомобиль.

Крупный строительный материал держат в небольшом открытом шкафу или секции. Настольный строительный материал можно держать в открытых ящиках. Не следует каждый раз заставлять детей складывать его в коробки: это утомляет малышей, и они перестают им пользоваться.

Дидактические игрушки (башенки, матрешки, вкладыши) надо разместить отдельно от других игрушек, на открытой части шкафа или на подвесной полочке ближе к столам, где проводятся дидактические игры.

На время игр в групповой комнате следует оставить два-три столика, а остальные сдвинуть, чтобы освободить место для игр с движением. Это особенно важно в младших группах, где подобные игры надо всячески стимулировать. Для этих игр нужны каталки, мячи, шары, а также грузовые автомобили, которые можно нагружать, перевозить и т. п. (воспитатель должен заранее продумать, какие игрушки он даст детям, что они будут возить, куда, для чего). Свободная площадь нужна и для других игр, организуемых воспитателем (хороводов, инсценировок и др.).

Игрушкц-забавы хранятся в шкафу воспитателя, так как самостоятельно дети ими пользоваться не могут.

Музыкальные игрушки можно держать в шкафу, чтобы дети могли их взять, если они нужны по ходу игры. В теплое время года, когда большую часть дня дети проводят на воздухе, можно вынести все игрушки на участок, причем размещаются они по тому же принципу, что и в групповой комнате. Кукол, мишек и другие любимые игрушки дети приносят с собой из групповой комнаты.

Игрушки для игр с песком размещают на бортиках песочного дворика, для игр с водой — на специальной подставке или столике с сеткой, куклы и игрушки для игры с ними — в беседках.

Ящики с настольным строительным материалом ставят на столы, предназначенные для этих игр.

Сюжетная игра

Игра, соответствующая возрастным возможностям ребенка, сама по себе не возникает: малыш еще не может создавать игровые условия и использовать игрушки по назначению. В этом ребенку должен помочь взрослый – он показывает, что надо делать с тем или иным предметом (активизирует его опыт), тактично и ненавязчиво направляет игру, подсказывает, как еще можно действовать с выбранной игрушкой (покатать любимого мишку в машине или подвезти кубики на «стройплощадку», чтобы достроить домик).

Малыш (особенно 1,5 лет) еще не умеет сам организовать себя даже в игре, поэтому начните играть вместе с ним (но не за него!): «Наденька, посмотри, кукла хочет спать. Что же нам делать? Куда ее положит Наденька? В кроватку? Нет? Куда Наденька положит свою дочку? (выбор должен сделать ребенок). А! на диван.хорошо молодец, Наденька! Твоей дочке бедт мягко. Ой, да куколке холодно! Вот там лежит пеленка, давай укроем куклу.

Куколка Аленка,

Вот тебе пеленка!

Ляг Аленка, скоренько,

Поднимем тебя с зоренькой.

Покачай куклу: «Баю, баю, куколку качаю».

Обучая ребенка умению играть, надо следить за тем, чтобы он соблюдал определенные правила. Например, если рядом играет другой малыш, следить, чтобы он не обижал соседа, не разрушал постройку, не бросался песком, делился игрушками со сверстниками. С этого зарождаются чувства общительности, доброжелательности, а также умение детей в совместной игре устанавливать доброжелательные взаимоотношения.

В игру ребенка необходимо вмешаться, если он использует не по назначению, небрежно бросает ее на пол, грубо обращается с куклой и т.п. Такие действия не отвечают задачам – развивать и воспитывать ребенка посредством игры.в таких случаях следует взять игрушку и объяснить, почему вы это сделали, не вдаваясь в длительные нравоучения. (в этом возрасте малыш не способен воспринимать их). Например, если вы увидели, как он тащит за собой куклу, держа ее за волосы, скажите: «Смотрите, кукла плачет: а-а-аа! Что с тобой, кукла Аленка? Кто тебя обидел? Алеша? Он больше не будет так делать! Алешенька, пожалей куклу. Давай ее причешем, бантик завяжем, а потом покатаем на коляске. Да?».

На втором году жизни малыш еще не умеет играть со сверстниками,это придет к нему в процессе воспитания к началу третьего года жизни. А сейчас взрослые и старшие дети –первые партнеры в его играх.

Правильно организованная игра способствует развитию речевой активности. Исследуя предметы и игрушки, ребенок называет их, а на этапе формирования сюжетно-отобразительной игры, у него появляется необходимость обозначать словом свои действия с ними, передавать их общий смысл.

Значительный сдвиг в развитии игры и формировании речи происходит в возрасте от 1 года до 6 месяцев до 1 года 9 месяцев, когда малыш начинает пытаться переводить в речевой план то, что видит. С приобретением опыта в предметно- продуктивной деятельности и игре речь ребенка наполняется содержанием и становится более осмысленной.

Этому способствуют игры-инсценировки, которые помогают расширить детские представления и обогащают содержание самостоятельной игры.

Совместная игра воспитателя с одним-двумя или нескольким малышами, как правило, привлекает внимание и других детей группы.

Воспитатель ставит на стол пластмассовый тазик, и говорит привлекая внимание детей: «Сейчас зайчика буду купать, он грязненький, чумазенький. Зайчик хочешь купаться?

- Хочу (измененным голосом за зайчика)

- ну давай, вот уже водички наливаю (наливает воду из игрушечного крана).

- вода горячая, Дима принеси холодной воды. Ребенок включается в игру. Вос-ль сажает зайца в таз.

- ой, мыло забыли. Машенька принеси нам мыло, возьми кубик из коробки, это у нас понарошку будет мыло. Олечка, неси кувшин с теплой водой, будем зайчика поливать. Вася, принеси-ка простынку, зайчика надо вытирать. Искупался чистенький зайка. Ирочка, иди уложи зайку спать. А вот мишка сидит, тоже купаться хочет. Кто хочет искупать мишку?

Дети самостоятельно включаются в предложенный игровой сюжет

Совместную сюжетную игру воспитателю следует организовывать в наиболее удобное время: перед полдником и после него. Не нужно специально приглашать детей к себе, достаточно обратиться к кому-то: «Давай играть, вот мишка и кукла сидят, они голодные, будем их кормить». Воспитатель использует простые и понятные ситуации: кукла хочет есть, хочет спать, купаться. Одновременно включает не больше двух-трех действии в рамках одной сюжетной ситуации. После того как дети научились развертывать игру с сюжетными игрушками, подключаться к игровым действиям партнера- взрослого, воспитатель переходит к реализации следующей задачи: формированию игрового действия с предметом – заместителем. Убрав предварительно игрушечные ложечки он говорит: «мишка хочет есть, вот тарелка, а ложечки нет, а вот у нас ложечка (берет палочку)» подает ребенку палочку, предлагает покормить мишку. При введении в игру предметов заместителей воспитатель обязательно словесно обозначает условный предмет: «это у нас мыло (кубик), ложечка (палочка), градусник (палочка)».

Овладение ребенком действиями с предметами – заместителями свидетельствует о том, что ребенок усвоил азы сюжетной игры.

По мере овладения детьми условным игровым действиям вос-ль переходит от совместной игры с одним – двумя малышами к игре, позволяющей включать большее количество детей. Сюжет игры разворачивается таким образом, чтобы дети направляли условные действия на самих себя, а не только на кукол. Вос-ль ставит в ряд несколько стульчиков, обращается к детям: «Я поеду на автобусе в лес, кто хочет поехать со мной? Садитесь в автобус.

-Мы приехали, пойдемте погуляем, я нашла ягодку (срывает воображаемую ягодку). Давайте мы все соберем ягодки». Остановки могут быть разные. Дети собирают воображаемые листья, цветы. Вос-ль может придумывать множество таких простых сюжетов, главное,чтобы они были понятны детям.

В первом полугодии вос-ль в основном решает задачи формирования у детей условных действии сюжетными игрушками, предметами заместителями организуя групповые игры, требующие от всех участников однотипных условных игровых действии. Во втором полугодии вос-ль формирует у детей умение выстраивать в игре смысловые цепочки из 2-3 игровых действии с сюжетными игрушками, предметами заместителями и воображаемыми предметами. На этом этапе организации игры носит двучастный характер: совместная игра взрослого с детьми сочетается самостоятельной игрой самих детей.

Методические рекомендации

· Воспитатель должен быть искренным и непосредственным в отношении с детьми. Малыши очень чувствительны к искренности, быстро распознает ложь, равнодушие. Нужно показать ребенку, что вы присутствуете в ситуации общения не формально, что вас интересуют мысли и переживания партнера по общению, а также отзываетесь на них свободно и открыто.

· Крайне важны позитивное принятие и доброжелательность к ребенку, что подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает. Ребенок должен быть свободен в общении со взрослым, ему необходимо чувствовать, что взрослый открыт для его жизни и опыта. Ему нужна уверенность в том, что бы он ни сделал и ни сказал взрослому о себе, даже если это связано с теневой стороной его жизни, взрослый не отвергает его как личность, постарается понять и помочь.

· Важным условием педагогического общения с маленькими детьми – эмпатия, т.е. сочувствие и сопереживание. Это качество позволяет войти во внутренний мир, дает возможность лучше понять чувства ребенка.

· Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Не только потому, что все дети разные, но и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные к целой группе. Им нужны взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом все, что свидетельствует о личном внимании и персональном обращении взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения воспитателя.

· Еще одна особенность работы с детьми раннего возраста – неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания. Всяческие инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. И не потому, что дети плохо понимают их, а потому, что малыши не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем значение слов взрослого. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и «заразительными». Только собственной увлеченностью какой – либо деятельностью можно передать интерес к ребенку. Здесь требуется повышенная чувствительность к состоянию малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Но это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками.

Развивающие игры

Задача воспитателя - поддержать познавательную активность детей, активности является предъявление ребенку специальных «загадочных» предметов, обладающих рядом свойств. Такими предметами являются специальные развивающие игрушки (музыкальные шкатулки, калейдоскоп, игрушки с разнообразными спусковыми механизмами). Воспитатель может и сам изготовить «игрушку с секретом»: положить ее в прозрачную коробочку (для духов, сувениров, дискет) или футляр для очков. Исследовательский интерес ребенка можно побудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, организуя экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускать солнечных зайчиков, прикладывать магнит к игрушкам из различных материалов, освещать фонариком различные предметы и т.п.).

Хорошим материалом для экспериментирования детей второго года жизни являются коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные ребенку способы открывания.

Это могут быть:

- коробочки, открывающиеся по принципу спичечного коробка (с выдвигающимся коробом);

- коробочки - пеналы;

- шкатулки с разными запорами;

- коробочки из-под духов (желательно с прозрачной крышкой, сквозь которую ребенок мог бы видеть спрятанную внутри игрушку);

- футляры с застежками «молния» или крышкой на кнопочках;

- прозрачные коробочки для дискет или аудикассет.

Когда ребенок откроет коробочку и достанет спрятанный предмет, похвалите его, вместе рассмотрите находку. Если малыш захочет продолжить игру, предложите ему спрятать обратно и снова открыть коробочку.

Пальчиковые игры

Все виды основных движений на втором году совершенству­ются, но все-таки недостаточно, что зависит, в частности, от некоторых анатомо-физиологических особенностей. У ребенка раннего возраста слабо развита мелкая моторика рук. Воспитателю необходимо ежедневно проводить пальчиковые игры, которые можно использовать как в индивидуальной работе, так и в работе с подгруппой. Проводя пальчиковую гимнастику, не давайте сразу много упражнений, это достаточно трудная для ребенка работа. Обучайте игре с маленьким мячом. Мяч берется то левой, то правой рукой, попеременно, и бросается, также полезно катить его в цель. Если упражнение с маленьким мячом не получается, возьмите мяч среднего размера. Сейчас существует большое количество разнообразных деревянных досок – трафаретов со вкладышами (машинки, животные, фрукты т.д.), специально разработанных для занятий с детьми от 1 года до 3 лет. Можно так же закрывать крышками коробочки разных форм.

Игра «Дорожка для пальчиков». На листке бумаги нарисуйте ярким фломастером дорожку, и пусть пальчики «погуляют» по ней, движение производится двумя пальцами правой руки, начиная с большого и указательного, потом – указательный и средний и т.д. При этом читается потешка: «Стук, тук, стук, тук – наши пальчики идут».

Игра «Сожми-разожми». Научите ребенка сжимать мячик сначала одной рукой, потом другой.

Подвижные игры

Для корректировки крупных движений движений ребёнка используют подвижные игры. Их проводят ежедневно с использованием игрушек и без них. С детьми 1 года – 1года 6 месяцев игры проводятся индивидуально. С детьми старше1года 6 месяцев – индивидуально и по подгруппам (2-3 человека). Воспитатель развивает основные движения детей (ходьба, ползанье и лазанье, катание и бросание мяча), формирует у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм. В начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику). В простых подвижных играх дети привыкают координировать свои движения и действия с другими участниками игры.

В играх с песком, водой, тестом закрепляются знания детей о свойствах этих материалов. Дети с удовольствием будут переливать воду из одной посудинки в другую, проверять, тонут или плавают игрушки, пускать кораблики. Воспитатели могут помочь детям разнообразить игры с водой: подкрасить ее пищевыми красителями, сделать пену, пускать мыльные пузыри. Детям будет интересно замесить тесто (из муки, соли, воды) и лепить из него «пирожки», фигурки, раскатывать колбаски, делать крендельки и др. Покажите ребенку игрушечную собачку и объясните, что она голодная. Потом покажите большой кусок теста и объясните, что собачке трудно его будет съесть, предложите ребенку поделить большой кусок на маленькие. Пусть он руками отщипывает от теста кусочки. Затем сравните кусочки по величине и покормите собаку. Не забывайте обсуждать все ваши совместные действия.

Игры с песком

В играх с песком дети учатся правильно пользоваться совком, лопаткой насыпать песок в ведерко и формочку, делать из сырого песка фигурки. Воспитатель показывает, как аккуратно играть с песком (не высыпать песок из ящика, не пачкать им одежду). Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять, - удивляться, радоваться вместе с ним его открытиям, хвалить. Покажите детям, как нужно делать куличики, объясните, что они получаются только из мокрого песка, а не из сухого. Предлагайте детям самим делать куличики из разных формочек, побуждайте сравнивать куличики, например, спросите «Где у нас самый большой куличик?», «Где самый маленький?». Имейте в виду, что дети любят ломать куличи, растаптывая их ногой или пришлепывая рукой или совком, смахивая с бортика песочницы. Их привлекает сам процесс преобразование материала и его легкость: был куличик – и вдруг исчез, потом опять появился. Поэтому не следует препятствовать таким играм. Если ребенок пытается разрушить куличики другого ребенка, объясните ему, что чужие куличики трогать без согласия тех, кто их сделал.

Музыкальные игры

Ребенок второго года жизни эмоционально отзывчив на музы­ку, на художественное слово. Дети по-разному реагируют на музы­ку плясового и спокойного характера Дети второго года жизни радуются пению, движению и играм действиям под музыку. Воспитателю следует стремиться вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых разнообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальное произведение. От 1 года до 1г 6 месяцев дети приобщаются к веселой и спокойной музыке, учатся различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов. В музыкальных играх воспитатель использует различные музыкальные инструменты: дудку, барабан, бубен, соотносят звучание с движениями. В игре «Стучи барабан»взрослый предлагает совершать ребенку определенные действия, пока стучит барабан, например маршировать. Детям устраивают веселые развлечения: пляски, знакомые подвижные игры или те, которые не требуют разучивания (на­пример, ловля солнечного зайчика, мыльных пузырей), показ заводных игрушек, знакомых персонажей кукольного театра (кошки Мурки, которая играет с мячом, лакает молоко, карабка­ется по халату воспитателя). Хорошее настроение связано с воспитанием положительных форм общения друг с другом. Ребёнка забавляют игрой в ладушки, побуждая его при произнесении слов хлопать в ладоши и поднимать руки. В играх «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Мальчик-пальчик» ребенок учится с помощью взрослых действовать в сопровождении слова. Такие игры-потешки, игры-шутки, забавы просты, динамичны, понятны детям, доставляют им радость и тем самым содействуют подъему эмоционального тонуса, столь необходимого для нормального развития ребенка.

 

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей возраста. С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Для сенсорного развития с детьми проводят дидактические игры, обогащающие умение различать цвета, размер предмета (большой, маленький), его форму (шарик, кубик, кирпичик), содействующие развитию внимания, воображения, зрительного и слухового восприятия. Этим целям отвечают игры с разборными игрушками, (матрешками, бочонками, шарами, башенками), с разрезными картинками («из двух частей сложи картинку»), «Парные картинки» («найди такую же»).
Воспитатель при помощи игр учит ребенка сравнивать предметы, разные по величине и форме, находить одинаковые предметы по величине или по форме а так же парные предметы (две куклы, две машинки, два автобуса и т.д.). Игры проводят индивидуально, а после полутора лет проводятся по подгруппам

Более сложным занятием являются игры со специальными игрушками – вкладышами. Существует множество разнообразных наборов – вкладышей. Например:

- представляющие собой несколько полых предметов одинаковой формы и разного размера (кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара), убывающие по величине;

- плоские вкладыши со штампованными углублениями или вырезанными отверстиями разной формы и соответствующими им фигурками, абстрактными предметами;

- наборы объемных геометрических фигур-вкладышей (большие и маленькие кубы, домики, коробки) с прорезями разной формы и соответствующими деталями.

С такими наборами дети могут заниматься как самостоятельно, так и вместе со взрослыми.

В свободной игровой деятельности детей рекомендуется использовать дидактический стол. Дидактические столы развивают не только познавательные процессы детей раннего возраста, но и моторику рук, координацию мелких движений. Пособия дидактического стола могут быть стационарными и съёмными. Дидактический стол оснащается различным оборудованием, способствующим сенсорному развитию: пирамидки из разных геометрических тел, разного размера и формы, матрешки, игры-шнуровки, вкручивающиеся крышки разной величины и цвета. Дидактический стол может быть оснащён игрушками для формирования предметной деятельности: логическими кубами, атласными лентами различной длины и цветовой гаммы. Играя, ребёнок учится дифференцировать предметы по цвету, а так же выполнять несложные задания воспитателя: «Найди самую длинную ленту, открути большую крышку».

Строительные игры

Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям, так как сопровождаются чувством радости при решении разнообразных конструктивных задач. Для игр в распоряжении детей постоянно должен быть настольный крупный строительный материал. В ком­плект со строительным материалом следует включать соответ­ствующие по размеру сюжетные игрушки. Побуждать детей сравнивать игрушки по размеру, цвету, правильно называть предметы, которые употребляются в игре, можно при помощи строительного материала (кубики, кирпичики) в строительных играх.

В результате освоения программного материала к концу года дети должны:

- находить и показывать игрушки по просьбе воспитателя

- называть и использовать их в соответствии с назначением

- переносить действия, усвоенные с помощью воспитателя, с одной игрушки на другую

- проделывать игровые действия в жизненно-логической последовательности, общаясь друг с другом

- использовать в игре заместители реальных предметов

- делиться и обмениваться игрушками

- играть с дидактическими иг­рушками, с которыми их знакомили в организованной учебной деятельности

- сравнивать игрушки по размеру, цвету, правильно называть предметы, которые употребляются в игре, некоторые формы строительного материала

- правильно пользоваться совком, лопаткой в играх со снегом и песком

- активно участвовать в подвижных играх.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.209.235 (0.013 с.)