Зима. Наблюдения неживой природы 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зима. Наблюдения неживой природы



Снежинки, снег. Во время снегопада показать, как снежинки медленно опускаются на варежку, на рукав пальто. Предложить поймать снежинку. Пояснить, что снежинки маленькие, холодные, их в руки брать нельзя. Обратить внимание, как много снега лежит на участке. Предложить побегать всем вместе по дорожкам, спрятаться за сугроб, покричать: «Ау! Ау!» Покатать детей на санках. Дети наблюдают, какие постройки сооружает для них взрослый, радуются, угадав их назначение.

Сезонные явления. При одевании детей до 1 г. 6 мес. называть предметы верхней зимней одежды, а после полутора лет побуждать их к самостоятельному называнию своих вещей. При выходе на участок пояснять, что деревья стоят без листьев, кругом снег, холодно - это пришла зима.

Наблюдения за растениями

Дерево. Детям полутора-двух лет показать белоствольную березу, уточняя, что это дерево

Наблюдения за зимующими птицами

Ворона (голубь), воробей. Если в одно и то же время выносить корм для зимующих птиц, то очень скоро они станут слетаться на участок к определенному времени. Воспитатель обращает внимание на то, что птицам зимой холодно, дети должны позаботиться о маленьких птичках, покормить их. Показывает, как это делать, побуждает детей бросать птицам крошки. Во время наблюдений за птицами называет действия птиц: прыгают, клюют, летят, сидят. Хвалит детей, которые повторяют эти слова. Затем показывает большую и важную ворону, пугливого голубя, маленького и быстрого воробья. Дети полутора-двух лет после многократных показов взрослого учатся узнавать ворону (голубя); имитируют движения птиц: машут руками, бегают, подскакивают и т. д.

Весна. Наблюдения неживой природы

Ручейки. Детям полутора-двух лет показать ручейки большие и маленькие, пояснить, что это вода от тающего снега. Предложить наблюдать, как по широкому ручейку быстро поплывут лодочки из бумаги, из коры.

Сезонные явления. При одевании детей на прогулку уточнять названия демисезонной одежды, на прогулке обращать внимание на облегченную одежду прохожих. В яркий весенний день рассказать, что весеннее солнышко припекает все теплее (приложить руку к рукаву темной одежды), тает снег - наступает весна.

Наблюдения за растениями

Дерево. Детям полутора-двух лет предложить пощупать рукой ствол дерева, ощутить тепло, поясняя, что ласковое солнышко нагрело его. Через некоторое время показать первые распустившиеся клейкие листочки, осторожно наклонив ветку.

На лужайке. Показать появившуюся зеленую травку, предложить детям погладить ее. Обратить внимание на первые цветы мать-и-мачехи, одуванчика. Уточнить, что цветы рвать и топтать ногами нельзя, нужно их беречь.

Наблюдения за животными

Кошка с котятами. Детям 1г.-1г.6 мес. можно показать маленького котенка, предложить погладить его, уточняя при этом: головка, ушки, хвостик, лапки, побуждая их произносить: «Киса!» С детьми полутора-двух лет уточнить названия частей тела котенка; понаблюдать, как кошка лижет котят - «умывает», как лакает молоко.

Курица и цыплята. Все дети одного-двух лет наблюдают, как курица с цыплятами клюют зернышки. Воспитатель вместе с ними отмечает: цыплята бегают, пищат, прячутся под крылышко, клюют. Дети повторяют: «Пи-пи-пи! Ко-ко-ко!» Воспитатель подчеркивает, что курица большая, а цыплята маленькие.

Воробьи, голуби. Уловив момент, воспитатель обращает внимание детей на то, как радостно перелетают с куста на куст воробьи, чирикают, суетятся. Просит прислушаться к воркованию голубей. Поясняет, что птицы рады наступлению весны, яркому солнцу.

Лето. Наблюдения неживой природы

Вода. При устойчивой теплой погоде дети второго года жизни под наблюдением взрослого могут знакомиться со свойствами воды: она льется, журчит, бывает теплая или холодная. В воде можно купать кукол (показ воспитателя), вычерпывать из нее сачками разноцветные шарики. Можно переливать воду из кружки в чашечку, бутылочку (дети действуют под контролем воспитателя).

Песок. Дети полутора-двух лет из мокрого песка делают пирожки, домики; начинают пользоваться формочками. С сухим песком можно провести игры: прятание и отыскивание игрушек, небольших форм и т. д.

Сезонные явления. Обратив внимание на облегченную одежду всех детей и взрослых на участке, воспитатель объясняет, что пришло лето, стало тепло. Солнце нагрело землю, песок, асфальт. Предлагает детям на ощупь определить тепло асфальта, песка. Если на прогулке детей застал дождь, обращает внимание на то, что дождик теплый, он умывает и травку-муравку, и цветы, и листья на деревьях. Дождь скоро проходит, опять ярко светит теплое, ласковое солнышко.

Наблюдения за растениями

Дерево, цветок, трава. Дети 1 г.-1 г. 6 мес. по предложению взрослого показывают растения, дети 1 г. 6 мес.- 2 лет с помощью взрослого учатся называть их.

У цветника дети младшей подгруппы находят такой же цветок, как в руке у взрослого, дети старшей подгруппы находят по слову взрослого красный, желтый, синий цветок, пытаются назвать окраску их, четко различают цветы и траву и т. д. Для закрепления названия «дерево» можно проводить перебежки от дерева к дереву.

Наблюдения за животными

Домашние животные и птицы. Летом продолжается работа по ознакомлению и закреплению знаний о животных, о частях тела, характерных движениях.

Насекомые. Дети второго года жизни не должны бояться таких насекомых, как бабочка, кузнечик, божья коровка. В то же время следует формировать бережное отношение детей к жучкам, муравьям, рассказывать о доброте людей к живым существам. Можно осторожно сачком поймать бабочку, посадить ее в большую стеклянную банку на веточку, обрызганную сахарным сиропом, и рассмотреть ее с детьми поближе, отмечая, что она делает. После наблюдения воспитатель обязательно выпускает насекомое из банки: «Лети к своим друзьям! Прилетай к нам еще!»

Вначале малыши с опаской наблюдают, как по руке воспитателя ползет божья коровка, а потом сами подставляют руку, приглашая ее переползти, очень бережно поворачивают руку. Воспитатель хвалит детей за бережное отношение к жучку, восхищается яркой его окраской.

 

Примерный тематический план. Ознакомление с окружающим

Тема Кол-во организованной учебной деятельности
Представления о себе и окружающих людях.
1. «Как меня зовут?» Формировать у детей элементарные представления осамом себе - о своем имени;
2. «Какой я?»Формировать у детей элементарные представления осамом себе - внешнем виде («Где руч­ки? Где глазки? Где носик?»);
3. «Вот как я умею».Формировать у детей элементарные представления осамом себе - о своих действиях (моет руки, ест, играет, одевается, купается и т.п.);
4. «Мои желания».Формировать у детей элементарные представления осамом себе - о желаниях (гулять, играть, есть и т.п.).
5. « Моя семья».Закреплять представления о близких людях, членах семьи (мама, папа, бабушка, дедушка и др.).
6. «Зачем и как работают взрослые люди?» Формировать у детей элементарные представления онекоторых конкретных ситуациях общественной жизни (напри­мер, «тетя продавщица», «дядя доктор», «дядя шофер» и т.п.).
Ознакомление с предметами ближайшего окружения.
7. «Гостях у Алии».Дать представление ближайшем предметном окружении— об игрушках, о предметах быта, о личных вещах.
8. «Покормим Сауле».Дать представление ближайшем предметном окружении- опище, о блюдах.
9. «Не мешайте нам трудиться».Знако­мить детей с несложными действия­ми (поливает, ест, надевает).
Формирование элементарных представлений о природе.
10. «Золотая рыбка».Проводить наблюдения за рыбками в аквариуме.
11. «Наши птички».Проводить наблюдения за певчей птичкой, птицами, прилетающими к кормушке, домашними птицами.
12. «Домашние животные».Научить к 2 годам узнавать и показывать несколько животных в натуре, на картинках, в игрушках (курочка, кошка, собака), называть этих животных, подражая их голо­сам. Одновременно с этими обозначениями давать точные назва­ния. Рассматривая с детьми животных, обращать внимание на не­которые отличительные признаки, части тела (голова, хвост), движения (бегает, ле­тает).
13. «Явления природы». Наблюдать с детьми старше полутора лет явления природы, побуждать детей называть то, что они видят, чувствуют, обога­щать активный словарь.
14. «Растения вокруг нас». Во время прогулок учить различать деревья, цве­ты, траву, приучать бережно к ним относиться. К 2 г. учить по слову вос­питателя находить цветок определенной окраски, с помощью взрослого показывать цветок, дерево, траву.
15. «Уголок природы». Развивать у детей интерес к растениям и животным, воспиты­вать заботливое отношение к ним. Привлекать внимание к тому, как воспитатель уха­живает за растениями, животными в уголке природы.Обращать вни­мание детей на красоту цветущих комнатных растений, учить по­ливать их.
16. «Овощи и фрукты».Закреплять представления детей о некоторых овощах и фрук­тах, ко­торые они часто видят, едят (с учетом местных условий), упражнять в узнавании их в на­туральном виде и на картинках.
17. «Водичка, водичка…»Закреплять представления о воде: льется, теплая, холодная, водой умываются, в воде купаются
18. «Сухой-мокрый». Знакомить детей старше 1 г. 6 мес. со свойствами песка: сухой — сыплется, когда влажный — хорошо сохраняет форму.
  Итого:

 

Технологическая карта организованной учебной деятельности для группы раннего возраста

 

Образовательные области: «Познание»

Разделы:ознакомление с окружающим, валеология, сенсорика

Тема:«Подбери к чапану шапочку»

Цель: Продолжать знакомить детей с одеждой. Учить подбирать к чапану шапочку, определенного цвета. Развивать восприятие, мышление. Воспитывать внимательность.

Словарная работа: «чапан».

 

 

Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно- побудительный   Создание игровой ситуации. Две куклы собрались с детьми на прогулку, но оделись не по погоде. «На улице холодно, а куклы собрались гулять в кофтах. Они могут замерзнуть. Надо им надеть что-то потеплее.»       Рассматривают кукол и их одежду,проявляют интерес к сложившейся ситуации и желание оказать помощь куклам.    
Организационно -поисковый . Воспитатель показывает чапан и говорит: Айша, наша Айша-растеряша, пошла одеваться и потеряла вот от этого чапана шапочку. Игра: «Помоги ей найти такую же шапочку(чапан).»       Рассматривают чапан и шапочку, называют цвет предметов   Выявляют недостающий предмет одежды и подбирают в соответствии с цветом.
Рефлексивно - корригирующий   Организация совместной прогулки с куклами.     Дети гуляют с куклами, называя предмет и цвет одежды.

 

 

Ожидаемый результат:

Знать:

  • предметы одежды, название одежды по сезону

Иметь:

  • представления об одежде по сезону

Уметь:

  • соотносить предметы одиннаковые по цвету, соблюдение одежды по сезону, предупреждение болезни.

 

Cенсорика

Предметная деятельность.

Ребенок с первых дней жизни сталкивается с предме­тами. Деятельность детей с предметами способствует развитию сосредоточенности, целенаправленности и приобретает исключительное зна­чение для развития мышления и речи. Усвоение задавае­мых взрослым действий развивает у детей способность к активному подражанию. Установлено, что предметная де­ятельность является одной из ведущих, обеспечивающих полноценное психическое развитие ребенка раннего воз­раста.

Сенсорное воспитание на втором году жизни заключается в обучении детей предметным дей­ствиям, требующим соотнесения предметов по их внешним свойствам: величине, форме, положению в пространстве, объединении предметов или их частей, исходя из определенного признака. Это действия с вкладными конуса­ми, кубами, набором коробок с крышками, пирамидками, состав­ными яйцами, матрешками, фигурными досками, наборами палочек постепенно увеличивающейся длины, наборами цилиндров разных диамет­ров, вставляющихся в последовательно расширяющиеся гнез­да.

Все действия, выполняемые с объектами округлой формы (вкладными конусами, круглыми коробками, яйцами, матреш­ками, башенками из круглых колец или полушарий, цилиндра­ми разного диаметра), требуют соотнесения только по одному свойству — величине. При сборке односоставной матрешки, закрывании круглой коробки крышкой, необходимо подбирать только пару объектов одинаковой величины, в других слу­чаях - располагать объекты в порядке нарастающих или убы­вающих величин (при действии с вкладными конусами, башен­ками из колец, цилиндрами), в третьих случаях — выполнять оба эти требования (при сборке многосоставных мат­решек, яиц, башенок из полушарий).

Действия, выполняемые с объектами других форм (вклад­ными кубами, некруглыми коробками, фигурными досками, содержащими вырезы некруглой формы), требуют соотнесения одновременно по двум свойствам: величине и положению в про­странстве. Для того чтобы выполнить действие, ребенок должен не только подобрать нужную пару одинаковой величины или формы (коробку и крышку, вырез и вкладку) или расположить в порядке убывающих величин (вкладные кубы), но также при­дать объектам строго определенное взаимное положение в про­странстве.

При обучении детей действиям, требующим соотнесения свойств предметов у ребенка формируют разные типы соотнесений: по форме, по величине (нахождение одинаковых и расположение в порядке убывания или нарастания), по положению в про­странстве.

Начинать обучение следует с действий, требующих соотне­сения только по одному свойству, а при переходе к более слож­ным действиям — по двум свойствам. Необходимо первона­чально учить ребенка выполнению каждого элемента действия отдельно. Например, при обучении закрыванию коробочек угло­ватой формы с выбором соответствующих крышек или заполне­нию фигурных досок начинать надо с закрывания коробочки крышкой или заполнения отверстия вкладкой, выбранной вос­питателем (ребенок при этом должен только придать пред­метам нужное взаимное положение в пространстве). Точно так же при сборке двух - трехсоставных матрешек, яиц вначале це­лесообразно учить детей отдельно подбору и объединению подходящих половинок и отдельно — вкладыванию фигур друг в друга.

Большое значение для усвоения действия имеет количество объектов, с которыми действует ребенок. На втором году жизни не следует производить обучение выполнению заданий, требую­щих выбора соответствующих друг другу объектов более чем из двух различающихся пар (сборка двусоставной матрешки, яйца, заполнение фигуркой доски с двумя отверстиями и т. п.). В дей­ствиях, требующих расположения объектов по убывающей вели­чине (сборка башенки, вкладывание конусов и кубов), количе­ство элементов не должно превышать пяти.

С точки зрения задач сенсорного воспитания важно не столь­ко добиться, чтобы ребенок правильно выполнил то или иное действие, сколько выработать у него определенные способы действия, которые первоначально заключаются в после­довательном сопоставлении имеющихся объектов между собой путем практических проб, и затем переходят в зрительное соот­несение свойств предметов.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на груп­пировку однородных предметов по различным сенсорным качест­вам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразитель­ной и элементарной продуктивной деятельности.

Принципом последовательности обусловливается и ознакомле­ние детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойства­ми — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой - квадратной формой, красным — синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой — овальной формой, желтым — оранжевым цветом).

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность, На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить системати­чески. Закрепление полученных знаний, умений проходит в самостоятельной дея­тельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами.

Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механи­ческому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

Учитывая специфику работы с детьми до 1 г. 6 мес. — 1 г. 8 мес. рекомендуется двух- трехразовое повторение одних и тех же занятий. Повторное предъявле­ние одних и тех же задач предусматривается на новом ма­териале. Это обеспечивает умственную активность детей на за­нятиях.

Первоначально малышам дают задания на группировку пред­метов. Этому посвящается ряд занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и наконец, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. Так, вначале осуществляется группировка предметов с резко различными сенсорными свойствами (формы или цвета), затем с более близкими. На одном занятии дети группируют пред­меты круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняют­ся цвет, величина, фактура предметов, т. е. заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым. Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений.

В планировании методов обучения маленьких детей (как внут­ри каждого занятия, так и от занятия к занятию) четко про­сматривается постепенность их изменения. При проведении каж­дого занятия основным методом является непосредственный по­каз предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом при­надлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую ин­струкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного вос­приятия.

После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить под его непосредственным руководством фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере не­обходимости дифференцированную помощь.

В третьей части занятия при самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, ока­зывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение.

Изменение методов обучения от занятия к занятию происхо­дит в плане использования более или менее развернутой инструк­ции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инст­рукция используется воспитателем довольно часто.

Так, при груп­пировке предметов по величине ребенку предлагают:

посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель; посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой; снова посмотри на свой предмет; найди глазами, где у воспитателя лежит такой же; покажи его воспитателю; положи свой предмет рядом с образцом.

При индивидуальном пояснении, если ребенок в принципе понял задание, некоторые перечисленные звенья развернутой инструкции могут быть опущены и инструкция может выглядеть следующим образом:

· посмотри внимательно на свою игрушку;

· теперь посмотри, какие у меня игрушки;

· где у меня такая же игрушка, как твоя;

· положи свою игрушку вместе с такой же, моей.

По мере усвоения материала на занятиях инструкция посте­пенно может оказаться совсем свернутой:

· возьми предмет;

· посмотри на мои игрушки;

· положи свою игрушку вместе с моей, такой же.

Многим детям начиная с 1 г. 9 мес — 1 г. 10 мес. после общего объяснения и показа не требуется дополнительных вопро­сов и указаний при самостоятельном выполнении задания. Дети выполняют все правильно.

Особый такт должен проявляться при планировании индиви­дуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидакти­ческим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отры­вать ребенка от интересных для него дел. Так, например, если ребенок отказывается идти на занятие, то не стоит заставлять его заниматься ни с первой, ни со второй подгруппой. После окончания занятий со всеми детьми взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного цве­та. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и скла­дывает их в кузов машины (задание на группировку предметов по цвету).

Особого внимания требует анализ проведенных занятий.

Кри­терием может служить оценка уровня самостоятельности их вы­полнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с пери­одической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, ис­правлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные пред­меты и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо по­ложить. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качест­венно усвоить задания.

Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэле­ментного диктанта. Для малышей, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или прос­то мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно про­следить успехи детей от занятия к занятию.

Важное и существенное значение в обучении действи­ям с предметами приобретает характер подачи материа­ла—нельзя предлагать детям обилие деталей, это мешает выполнению основной дидактической задачи. Следует придерживаться принципа ограничения дидактического материала. Чем меньше дети, тем важнее давать им оди­наковые игрушки, т. к. их обычно привлекает игрушка, находящаяся в руках другого ребенка.

На занятиях по развитию действий с предмета­ми воспитатель постепенно переходит от наглядно-дейст­венного показа, сопровождаемого словесным пояснением к словесным предложениям и пояснениям («Положи кир­пичик», «Собери башенку» и т. д.).

К проведению занятий по развитию действий с предме­тами предъявляются следующие требования: 1) пособия, дидактические игрушки следует давать детям после по­каза действий взрослым, иначе они действуют с ними не целесообразно; 2) занятия могут повторяться, пока боль­шинство детей не овладеют соответствующими умения­ми; 3) большая часть времени занятия должна предо­ставляться для самостоятельных действий детей с пред­метами, а после овладения ими дидактические игрушки должны предоставляться детям в самостоятельное поль­зование. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, долж­ны проводиться только при естественном освещении. При искус­ственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предме­тов, который искажается из-за примеси желтоватого или сирене­ватого оттенка. Дидактический материал раскладывается на свет­лых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания.

Существенным фактором в планировании и методике проведе­ния занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в по­вседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной дея­тельности и т. д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают темпе­ратурные свойства воды, во время прогулки - свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть пред­метов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая малень­ких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предме­тов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д.

После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал можно дать малышам и для самостоятельных игр.

 

Примерный тематический план. Сенсорика

Тема Кол-во организованной учебной деятельности
  1 г. - 1 г. 6 мес.  
«Веселые игры» Подтягивание предметов за ленточку, подтягивание к себе за веревку автомобилей с помо­щью скользящей тесемки, притягивание за веревочку воздушных шариков;, тележку; дергая за веревочку. С 1г. 3 мес. знакомство детей с простейшими приспособлениями с целью подготовки к использованию предметов—орудий.(Игра с воздушными шарами, с ка­талкой на длинной ручке и т.п.)
«Постучим, погремим». Умение вызвать звучание предмета (колокольчика, погремушки ит.д.);
«Веселые колобоки».Взаимосвязанные прямые и обратные действия: раскладывать и собирать, вынимать и вклады­вать, перекладывать шарики в коробку, ведерко, скатывать их по желобку;
«Знакомим с величиной».Соотнесение предметов по величине (большой, маленький)
«Помоги Мишке найти мячик». Соотнесение предметов по форме (квадрат, круг), размещая вкладыши в соответствующих гнездах;  
«Цветные колпач­ки». Вкладывать что-нибудь в полые предметы (меньший по размеру предмет в больший), накрывать одинаковые по­лые предметы (кубы, конусы и пр.) — меньший большим;
«Соберем, разберем».Умение собирать игрушки из двух частей (матрешка, бочата и пр.);
«Такой - не такой». Группировка предметов по форме.
«Юрта». С помощью взрослого собирать в определенной последо­вательности пирамидку на конической основе (стержне), состоящую из 2-3 колец разных размеров.
«Соберем башенки».Соби­рать пирамидку на прямом стержне из нескольких колец одного размера, затем из двух групп колец, резко различ­ных по размеру;
«Разноцветные палочки».Знакомство детей с цветом предметов: красный, синий.
«Цветные парочки». Действия с однородными предметами, окрашенными в один из шести цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, а также белый и черный; расширять чувственный опыт детей.
«Чудесная коробочка». Знакомство с предметами сделанным из раз­личных материалов (дерево, полиэтилен, бумага, металл, ткань), имеющим разный цвет {кружечка белая, шарик чер­ный, цветочек красный, синий, желтый и т.д.);
«Узнай по звуку». Привлечение внимание детей к звукам, которые могут изда­вать предметы из различных материалов, а также музыкаль­ным разнотембровым игрушкам, звучащим тихо и громко (колокольчик, бубен, погремушка и пр.).
1 г. 6 мес. — 2года
«Тяни-толкай».Умение детей применять прос­тейшие предметы-орудия, с помощью которых можно выполнять действия: придвинуть игрушки палкой, вытолкнуть игрушку палкой из трубки и т.д.
«Ловись рыбка».Формировать действия с более сложными предметами-орудиями - палочкой с кольцом, сачком, черпачком придвигая, доставая и перемещая с их помощью соответствующие игрушки, шарики.
«Катаем шарики».Умение детей приближать к себе предметы различных форм с помощью палочки, а также выталкивать палочкой игрушку или цветные пыжи из прозрачной, а затем и непрозрачной трубки (диаметром 3-4 см. и длиной 20-25 см);
«Не ленись- потрудись».Использование игрушек-орудий - со­вок, формочки, лопатки, ведра и т.п.; побуждать к правильным действиям с ними в самостоятельных играх с песком, водой и снегом; учить с 1г.9 мес. действовать с предмета­ми-орудиями и игрушками, имитирующими орудия труда, с уче­том особенностей их формы и положения в пространстве, цели и т.д.;
«Втыкалочки».Вко­лачивание колышков в сырой песок и в отверстия верстачка мо­лотком;
«Веселые матрешки».(Складывание трехместной матрешки). Продолжать формировать умение детей собирать двухместные, с 1г.9 мес. трехместные дидак­тические игрушки (матрешки, бочата и др.);
«Три медведя». Учить выбирать предметы по размеру и соответственно различать их: боль­шой, маленький, понимать слово поменьше, побольше соответствующее промежуточной величине предмета;
«Цветные пирамидки». С помощью взрослого уметь собирать пирамидки из нескольких колец на кониче­ской и прямой основе, подбирая их не только по размеру, но и по цвету;
«Пирамидки разные».С 1г.9 мес. самостоятельно собирать пирамидку из 2-3 групп колец контрастных размеров; с помощью взрослого собирать пи­рамидку из 4-5 и более колец разной величины;
«Разложи фигуры по местам».Учить детей группиро­вать однородные предметы по одному из признаков (величи­на, форма);
«Почтовый ящик».Группировать однородные предметы, резко разли­чающиеся по форме (круг - квадрат, овал - треугольник и т.д.),  
«Такой- не такой».Группировать однородные предметы резко различающиеся по цвету: красный - синий, жел­тый - черный, зеленый - оранжевый, белый – фиолетовый;  
«Чудесный мешочек».Развивать мелкую моторику пальцев, побуждая детей выпол­нять тонкие действия с предметами (мелкие вкладыши, мешочек с мелкими игрушками разных форм и размеров); формировать у детей сенсомоторные координа­ции «глаз — рука» в ходе дидактических игр и в быту;
«Веселый Петрушка».Продолжать знакомить с предметами, издающими различ­ные звуки (колокольчики, металлические подвесные палоч­ки, игрушки-пищалки, музыкальные игрушки);
«Где мое место?»С1г.9 мес. подбирать соответствующие детали-вкладыши при выборе из 2-х, а затем из 3-х деталей;
«Закрой коробочку».Подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квадратной, треугольной);
«Найди и принеси».С1г.9 мес. побуждать подбирать и приносить по слову взрослого пред­меты того или иного цвета; выполнять задания с ориенти­ровкой на два свойства одновременно — цвет и величину; форму и величину; форму и цвет, используя дидактические и народные игрушки, бытовые предметы;
«Найди похожую».Формирование умения соотносить и группировать предметы, относительно близ­кие по форме и величине;
«Подарим кукле мяч».Формировать обобщенное представление о предметах. Учить узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их раз­мера и цвета (мяч большой, маленький, красный, синий и т. д.);
«Разложи по коробочкам».Учить различать четыре основных цвета (красный, синий, жел­тый, зеленый); по предложению воспитателя отбирать предметы одного цвета;
«Где мой домик?»Раскладывать шарики и втулки, соотнося их цвет с цветовым полем (коробка, столик). Учить детей называть не меньше двух цветов.  
«Найди друзей».Формировать умение соотносить разнородные предметы в условиях выбора из 4 цветовых тонов в сочетании: красный - оранжевый, желтый - оранжевый, синий - фиолетовый, желтый - белый.
  Итого:

 

Технологическая карта организованной учебной деятельности для группы раннего возраста

 

Образовательные области: «Познание»

Разделы:предметная деятельность (сенсорика), развитие речи

 

Тема: «Знакомство с формой предметов».

Цель: Учить детей выполнять простейшие действия с предметами. Обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик. Познакомить с предметом быта – ведерком (қоржын), обратить внимание на его назначение и способ действия с ним. Развивать зрительно-двигательную координацию. Воспитывать умение не мешать друг другу.

Материал. Ведерко (қоржын) с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яичко, мячик. Высота ведерка—10—12 см; размер предметов для вкладывания — 3—5 см.

 

Словарная работа:закреплять названия предметов на казахском языке

 

Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно- побудительный Игровой прием. Приход куклы (құыршақ) Айнур с ведерком. (қоржын). Воспитатель обращает внимание детей на гостью. Рассматривание ведерка, (қоржуна) закрытого крышкой.   Дети проявляют интерес к содержимому ведерка, желание открыть и рассмотреть.  
Организационно -поисковый   Снимая крышку, (показывая қоржына) демонстрирует предметы, находящиеся в ведерке. Они лежат в такой последовательности, чтобы ребенок мог достать вначале более устойчивые предметы -- кубик брусок, пирамидку, грибочек (саңырауқұлақ); затем катающиеся — цилиндр, яичко (жұмыртқа), мячик (доп)   Предоставив возможность рассмотреть кубик, поиграть им, педагог просит малыша положить его на стол и обращает внимание на то, что он стоит устойчиво. Напоминает, что в ведерке есть и другие игрушки, (ойыншықтар) можно достать еще что-нибудь.     Педагог предлагает малышу опустить руку в ведерко (қоржун) и достать какую-нибудь игрушку. Когда все предметы будут рассмотрены, можно сложить их в ведерко (қоржын).   Ребенок вынимает кубик или брусок. Воспитатель радостно восклицает: «Какая красивая игрушка! Молодец, что достал ее из ведерка!», вызывая у малыша эмоциональный отклик.   В процессе занятия ребенок накладывает кубик на кирпичик и ставит на него пирамидку или грибочек (саңырауқұлақ). По собственной инициативе он может попытаться наложить один на другой круглый и овальный предметы, постигая на практике, что они не накладываются, но зато хорошо катаются.     Вначале взрослый проделывает это сам, затем подключает ребенка, далее полностью предоставляет ему инициативу.  
Рефлексивно - корригирующий З<




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.92.194 (0.022 с.)