Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зима. Наблюдения неживой природыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Снежинки, снег. Во время снегопада показать, как снежинки медленно опускаются на варежку, на рукав пальто. Предложить поймать снежинку. Пояснить, что снежинки маленькие, холодные, их в руки брать нельзя. Обратить внимание, как много снега лежит на участке. Предложить побегать всем вместе по дорожкам, спрятаться за сугроб, покричать: «Ау! Ау!» Покатать детей на санках. Дети наблюдают, какие постройки сооружает для них взрослый, радуются, угадав их назначение. Сезонные явления. При одевании детей до 1 г. 6 мес. называть предметы верхней зимней одежды, а после полутора лет побуждать их к самостоятельному называнию своих вещей. При выходе на участок пояснять, что деревья стоят без листьев, кругом снег, холодно - это пришла зима. Наблюдения за растениями Дерево. Детям полутора-двух лет показать белоствольную березу, уточняя, что это дерево Наблюдения за зимующими птицами Ворона (голубь), воробей. Если в одно и то же время выносить корм для зимующих птиц, то очень скоро они станут слетаться на участок к определенному времени. Воспитатель обращает внимание на то, что птицам зимой холодно, дети должны позаботиться о маленьких птичках, покормить их. Показывает, как это делать, побуждает детей бросать птицам крошки. Во время наблюдений за птицами называет действия птиц: прыгают, клюют, летят, сидят. Хвалит детей, которые повторяют эти слова. Затем показывает большую и важную ворону, пугливого голубя, маленького и быстрого воробья. Дети полутора-двух лет после многократных показов взрослого учатся узнавать ворону (голубя); имитируют движения птиц: машут руками, бегают, подскакивают и т. д. Весна. Наблюдения неживой природы Ручейки. Детям полутора-двух лет показать ручейки большие и маленькие, пояснить, что это вода от тающего снега. Предложить наблюдать, как по широкому ручейку быстро поплывут лодочки из бумаги, из коры. Сезонные явления. При одевании детей на прогулку уточнять названия демисезонной одежды, на прогулке обращать внимание на облегченную одежду прохожих. В яркий весенний день рассказать, что весеннее солнышко припекает все теплее (приложить руку к рукаву темной одежды), тает снег - наступает весна. Наблюдения за растениями Дерево. Детям полутора-двух лет предложить пощупать рукой ствол дерева, ощутить тепло, поясняя, что ласковое солнышко нагрело его. Через некоторое время показать первые распустившиеся клейкие листочки, осторожно наклонив ветку. На лужайке. Показать появившуюся зеленую травку, предложить детям погладить ее. Обратить внимание на первые цветы мать-и-мачехи, одуванчика. Уточнить, что цветы рвать и топтать ногами нельзя, нужно их беречь. Наблюдения за животными Кошка с котятами. Детям 1г.-1г.6 мес. можно показать маленького котенка, предложить погладить его, уточняя при этом: головка, ушки, хвостик, лапки, побуждая их произносить: «Киса!» С детьми полутора-двух лет уточнить названия частей тела котенка; понаблюдать, как кошка лижет котят - «умывает», как лакает молоко. Курица и цыплята. Все дети одного-двух лет наблюдают, как курица с цыплятами клюют зернышки. Воспитатель вместе с ними отмечает: цыплята бегают, пищат, прячутся под крылышко, клюют. Дети повторяют: «Пи-пи-пи! Ко-ко-ко!» Воспитатель подчеркивает, что курица большая, а цыплята маленькие. Воробьи, голуби. Уловив момент, воспитатель обращает внимание детей на то, как радостно перелетают с куста на куст воробьи, чирикают, суетятся. Просит прислушаться к воркованию голубей. Поясняет, что птицы рады наступлению весны, яркому солнцу. Лето. Наблюдения неживой природы Вода. При устойчивой теплой погоде дети второго года жизни под наблюдением взрослого могут знакомиться со свойствами воды: она льется, журчит, бывает теплая или холодная. В воде можно купать кукол (показ воспитателя), вычерпывать из нее сачками разноцветные шарики. Можно переливать воду из кружки в чашечку, бутылочку (дети действуют под контролем воспитателя). Песок. Дети полутора-двух лет из мокрого песка делают пирожки, домики; начинают пользоваться формочками. С сухим песком можно провести игры: прятание и отыскивание игрушек, небольших форм и т. д. Сезонные явления. Обратив внимание на облегченную одежду всех детей и взрослых на участке, воспитатель объясняет, что пришло лето, стало тепло. Солнце нагрело землю, песок, асфальт. Предлагает детям на ощупь определить тепло асфальта, песка. Если на прогулке детей застал дождь, обращает внимание на то, что дождик теплый, он умывает и травку-муравку, и цветы, и листья на деревьях. Дождь скоро проходит, опять ярко светит теплое, ласковое солнышко. Наблюдения за растениями Дерево, цветок, трава. Дети 1 г.-1 г. 6 мес. по предложению взрослого показывают растения, дети 1 г. 6 мес.- 2 лет с помощью взрослого учатся называть их. У цветника дети младшей подгруппы находят такой же цветок, как в руке у взрослого, дети старшей подгруппы находят по слову взрослого красный, желтый, синий цветок, пытаются назвать окраску их, четко различают цветы и траву и т. д. Для закрепления названия «дерево» можно проводить перебежки от дерева к дереву. Наблюдения за животными Домашние животные и птицы. Летом продолжается работа по ознакомлению и закреплению знаний о животных, о частях тела, характерных движениях. Насекомые. Дети второго года жизни не должны бояться таких насекомых, как бабочка, кузнечик, божья коровка. В то же время следует формировать бережное отношение детей к жучкам, муравьям, рассказывать о доброте людей к живым существам. Можно осторожно сачком поймать бабочку, посадить ее в большую стеклянную банку на веточку, обрызганную сахарным сиропом, и рассмотреть ее с детьми поближе, отмечая, что она делает. После наблюдения воспитатель обязательно выпускает насекомое из банки: «Лети к своим друзьям! Прилетай к нам еще!» Вначале малыши с опаской наблюдают, как по руке воспитателя ползет божья коровка, а потом сами подставляют руку, приглашая ее переползти, очень бережно поворачивают руку. Воспитатель хвалит детей за бережное отношение к жучку, восхищается яркой его окраской.
Примерный тематический план. Ознакомление с окружающим
Технологическая карта организованной учебной деятельности для группы раннего возраста
Образовательные области: «Познание» Разделы: ознакомление с окружающим, валеология, сенсорика Тема: «Подбери к чапану шапочку» Цель: Продолжать знакомить детей с одеждой. Учить подбирать к чапану шапочку, определенного цвета. Развивать восприятие, мышление. Воспитывать внимательность. Словарная работа: «чапан».
Ожидаемый результат: Знать:
Иметь:
Уметь:
Cенсорика Предметная деятельность. Ребенок с первых дней жизни сталкивается с предметами. Деятельность детей с предметами способствует развитию сосредоточенности, целенаправленности и приобретает исключительное значение для развития мышления и речи. Усвоение задаваемых взрослым действий развивает у детей способность к активному подражанию. Установлено, что предметная деятельность является одной из ведущих, обеспечивающих полноценное психическое развитие ребенка раннего возраста. Сенсорное воспитание на втором году жизни заключается в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним свойствам: величине, форме, положению в пространстве, объединении предметов или их частей, исходя из определенного признака. Это действия с вкладными конусами, кубами, набором коробок с крышками, пирамидками, составными яйцами, матрешками, фигурными досками, наборами палочек постепенно увеличивающейся длины, наборами цилиндров разных диаметров, вставляющихся в последовательно расширяющиеся гнезда. Все действия, выполняемые с объектами округлой формы (вкладными конусами, круглыми коробками, яйцами, матрешками, башенками из круглых колец или полушарий, цилиндрами разного диаметра), требуют соотнесения только по одному свойству — величине. При сборке односоставной матрешки, закрывании круглой коробки крышкой, необходимо подбирать только пару объектов одинаковой величины, в других случаях - располагать объекты в порядке нарастающих или убывающих величин (при действии с вкладными конусами, башенками из колец, цилиндрами), в третьих случаях — выполнять оба эти требования (при сборке многосоставных матрешек, яиц, башенок из полушарий). Действия, выполняемые с объектами других форм (вкладными кубами, некруглыми коробками, фигурными досками, содержащими вырезы некруглой формы), требуют соотнесения одновременно по двум свойствам: величине и положению в пространстве. Для того чтобы выполнить действие, ребенок должен не только подобрать нужную пару одинаковой величины или формы (коробку и крышку, вырез и вкладку) или расположить в порядке убывающих величин (вкладные кубы), но также придать объектам строго определенное взаимное положение в пространстве. При обучении детей действиям, требующим соотнесения свойств предметов у ребенка формируют разные типы соотнесений: по форме, по величине (нахождение одинаковых и расположение в порядке убывания или нарастания), по положению в пространстве. Начинать обучение следует с действий, требующих соотнесения только по одному свойству, а при переходе к более сложным действиям — по двум свойствам. Необходимо первоначально учить ребенка выполнению каждого элемента действия отдельно. Например, при обучении закрыванию коробочек угловатой формы с выбором соответствующих крышек или заполнению фигурных досок начинать надо с закрывания коробочки крышкой или заполнения отверстия вкладкой, выбранной воспитателем (ребенок при этом должен только придать предметам нужное взаимное положение в пространстве). Точно так же при сборке двух - трехсоставных матрешек, яиц вначале целесообразно учить детей отдельно подбору и объединению подходящих половинок и отдельно — вкладыванию фигур друг в друга. Большое значение для усвоения действия имеет количество объектов, с которыми действует ребенок. На втором году жизни не следует производить обучение выполнению заданий, требующих выбора соответствующих друг другу объектов более чем из двух различающихся пар (сборка двусоставной матрешки, яйца, заполнение фигуркой доски с двумя отверстиями и т. п.). В действиях, требующих расположения объектов по убывающей величине (сборка башенки, вкладывание конусов и кубов), количество элементов не должно превышать пяти. С точки зрения задач сенсорного воспитания важно не столько добиться, чтобы ребенок правильно выполнил то или иное действие, сколько выработать у него определенные способы действия, которые первоначально заключаются в последовательном сопоставлении имеющихся объектов между собой путем практических проб, и затем переходят в зрительное соотнесение свойств предметов. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия. Предусмотрено также последовательное ознакомление детей вначале с резко различными свойствами предметов (круглой - квадратной формой, красным — синим цветом), затем с более близкими признаками (круглой — овальной формой, желтым — оранжевым цветом). Важным принципом организации процесса обучения является систематичность, На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Закрепление полученных знаний, умений проходит в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях. Учитывая специфику работы с детьми до 1 г. 6 мес. — 1 г. 8 мес. рекомендуется двух- трехразовое повторение одних и тех же занятий. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях. Первоначально малышам дают задания на группировку предметов. Этому посвящается ряд занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и наконец, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. Так, вначале осуществляется группировка предметов с резко различными сенсорными свойствами (формы или цвета), затем с более близкими. На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов, т. е. заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым. Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений. В планировании методов обучения маленьких детей (как внутри каждого занятия, так и от занятия к занятию) четко просматривается постепенность их изменения. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия. После общего показа и объяснения воспитатель предлагает выполнить под его непосредственным руководством фрагмент из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. В третьей части занятия при самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение. Изменение методов обучения от занятия к занятию происходит в плане использования более или менее развернутой инструкции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто. Так, при группировке предметов по величине ребенку предлагают: посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель; посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой; снова посмотри на свой предмет; найди глазами, где у воспитателя лежит такой же; покажи его воспитателю; положи свой предмет рядом с образцом. При индивидуальном пояснении, если ребенок в принципе понял задание, некоторые перечисленные звенья развернутой инструкции могут быть опущены и инструкция может выглядеть следующим образом: · посмотри внимательно на свою игрушку; · теперь посмотри, какие у меня игрушки; · где у меня такая же игрушка, как твоя; · положи свою игрушку вместе с такой же, моей. По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой: · возьми предмет; · посмотри на мои игрушки; · положи свою игрушку вместе с моей, такой же. Многим детям начиная с 1 г. 9 мес — 1 г. 10 мес. после общего объяснения и показа не требуется дополнительных вопросов и указаний при самостоятельном выполнении задания. Дети выполняют все правильно. Особый такт должен проявляться при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел. Так, например, если ребенок отказывается идти на занятие, то не стоит заставлять его заниматься ни с первой, ни со второй подгруппой. После окончания занятий со всеми детьми взрослый предлагает малышу сесть за стол вместе с машинкой, с которой он увлеченно играл, показать машинку, а затем погрузить в нее палочки одного цвета. Ребенок охотно выбирает предметы заданного цвета и складывает их в кузов машины (задание на группировку предметов по цвету). Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для малышей, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию. Важное и существенное значение в обучении действиям с предметами приобретает характер подачи материала—нельзя предлагать детям обилие деталей, это мешает выполнению основной дидактической задачи. Следует придерживаться принципа ограничения дидактического материала. Чем меньше дети, тем важнее давать им одинаковые игрушки, т. к. их обычно привлекает игрушка, находящаяся в руках другого ребенка. На занятиях по развитию действий с предметами воспитатель постепенно переходит от наглядно-действенного показа, сопровождаемого словесным пояснением к словесным предложениям и пояснениям («Положи кирпичик», «Собери башенку» и т. д.). К проведению занятий по развитию действий с предметами предъявляются следующие требования: 1) пособия, дидактические игрушки следует давать детям после показа действий взрослым, иначе они действуют с ними не целесообразно; 2) занятия могут повторяться, пока большинство детей не овладеют соответствующими умениями; 3) большая часть времени занятия должна предоставляться для самостоятельных действий детей с предметами, а после овладения ими дидактические игрушки должны предоставляться детям в самостоятельное пользование. Занятия, на которых осуществляется ориентировка на цвет, должны проводиться только при естественном освещении. При искусственном освещении малыши не могут воспринимать цвет предметов, который искажается из-за примеси желтоватого или сиреневатого оттенка. Дидактический материал раскладывается на светлых скатертях, они предупреждают скольжение предметов и снижают эффект постукивания. Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. Так, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. При умывании дети узнают температурные свойства воды, во время прогулки - свойства снега, в процессе игр, при катании на санях учитывают тяжесть предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д. После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал можно дать малышам и для самостоятельных игр.
Примерный тематический план. Сенсорика
Технологическая карта организованной учебной деятельности для группы раннего возраста
Образовательные области: «Познание» Разделы: предметная деятельность (сенсорика), развитие речи
Тема: « Знакомство с формой предметов ». Цель: Учить детей выполнять простейшие действия с предметами. Обращать их внимание на сенсорную характеристику игрушек, вызывая эмоционально-положительный отклик. Познакомить с предметом быта – ведерком (қоржын), обратить внимание на его назначение и способ действия с ним. Развивать зрительно-двигательную координацию. Воспитывать умение не мешать друг другу. Материал. Ведерко (қоржын) с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы и цвета: пирамидка, кубик, брусок (кирпичик), грибочек, цилиндр, яичко, мячик. Высота ведерка—10—12 см; размер предметов для вкладывания — 3—5 см.
Словарная работа: закреплять названия предметов на казахском языке
|