Основная цель обучения лепке



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная цель обучения лепке



Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в изобразительную деятельность.

Задачи:

· Содействовать формированию у детей интереса к лепке.

· Формировать сенсорные процессы, обогащать сенсорный опыт, развивать сенсорные способности.

· Развивать мелкую моторику руки.

· Знакомить детей со свойствами материала (мягкий, пластичный, можно отрывать, что-то делать из него).

· Учить правильно, пользоваться глиной (не разбрасывать ее, лепить за столом).

· Обучать простейшим техническим приемам (отрывать, раскатывать, соединять).

· Учить лепить несложные предметы (палочки, мячик).

Материалы:

Пластилин, глина, воск, соленое или сладкое тесто, цветное тесто для лепки, дощечки, стеки.

Содержание:

Пластика – это увлекательный мир творчества и мастерства. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художественный вкус ребенка, умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук.

Двухлетние дети охотно лепят, вернее, манипулируют с глиной, разминая ее ладонями, расплющивая и даже пытаясь отщипнуть кусочек. С ними занятия с глиной проводятся небольшими группами и, главным образом, в форме игры.

Лепные работы малышей характерны, прежде всего неотчетливой формой изображения, которая получается в результате того, что дети работают всей кистью руки, так как движения пальцев еще недостаточно развиты и слабо координированы.
Кроме того, дети еще не владеют действенным зрительным контролем за результатами своей работы. Для ребенка этого возраста наиболее значительным являются физические свойства глины: вязкость, пластичность, величина, масса и др. Ребенок фактически знакомится со свойствами глины и производит игровые действия с ней. Этот период увлечения свойствами глины называется доизобразительным. Он проходит обычно быстрее, чем в рисовании, так как действия с объемным, легко поддающимся воздействию материалом быстро приводят к осмысленному интересу к результату.
Доизобразительный период проходит примерно следующим образом. Вначале дети отрывают от общего кома глины большие и маленькие комочки, которые совсем не обрабатываются. Затем начинают их нагромождать один на другой, раскатывать на дощечке, расплющивать рукой о доску. Фактически дети действуют с глиной, не ставя перед собой цели что-либо изобразить.
Освоение материала детьми 2—3 лет происходит под руководством воспитателя, и малыши быстро переходят от доизобразительного периода к изобразительному. Они начинают более осмысленно видоизменять бесформенные комочки глины, раскатывая их продольными и вращательными движениями ладоней сначала просто о стол или доску, а затем между ладонями; ассоциировать полученные формы со знакомыми предметами, а в дальнейшем создавать простые предметы по заданию воспитателя: палочки, столбики, колечки, яблоки, пирамидки, грибы. Воспитатель поощряет эти опыты, играет вместе с детьми.

В первой младшей группе воспитатель подводит детей к пониманию изобразительного характера лепки, вызывает у детей интерес к лепке Но прежде всего, необходимо познакомить детей с материалом (глиной или пластилином). А отношение к материалу у детей младшего возраста бывает разным. Одни отказываются брать глину или пластилин в руки, резко отодвигают ее от себя. Эта реакция чаще всего связана с тем, что предлагаемый материал по своим внешним свойствам непривлекателен для ребенка. У других детей можно наблюдать совершенно противоположную реакцию - им доставляет большое удовольствие просто мять глину, размазывать ее по столу, т. е. многократно производить такие действия, которые в дальнейшем не только не имеют особого значения в процессе лепки, а, наоборот, оказывают отрицательное влияние, если дети слишком долго задерживаются на этих способах использования материала. Поэтому очень важно знакомство с материалом провести правильно.

Обучение лепке в первой младшей группе в основном сводится к общим учебно-воспитательным задачам: содействовать формированию у детей интереса к лепке, знакомить их со свойствами материала (мягкий, пластичный, можно отрывать, что-то делать из него), учить правильно пользоваться глиной (не разбрасывать ее, лепить за столом), обучать простейшим техническим приемам (отрывать, раскатывать, соединять), учить лепить несложные предметы (палочки, мячик).

Методические рекомендации:

Перед началом занятия следует подготовить рабочее место. На столе должно быть только самое необходимое Куски глины для работы маленьких детей должны быть небольшими — кусочками 3—4 см в диаметре. Если детям дается на данном занятии задание слепить именно шарик, мячик, яблоко, или исходная форма для работы должка быть шарообразной (например, при лепке лепешки, тарелки и пр.), не следует к занятию подготовлять глину в форме шариков. Нужно раскатать глину в цилиндрический кусок и нарезать его ножом на части для каждого ребенка.

Наиболее целесообразно проводить знакомство детей с материалом в процессе выполнения элементарного действия, при помощи которого дети могут сразу получить видимый результат.

Знакомство с пластилином лучше всего проводить следующим образом. Воспитатель, показывая детям пластилин, говорит: «Это пластилин. Сделаем из него палочку. Пластилин мягкий, от него можно оторвать кусочек (отрывает от общей массы пластилина кусочек и раскатывает его между ладонями). Таким образом, знакомя детей с материалом, воспитатель обучает детей первому формообразующему движению — раскатыванию. Такой прием обучения связан с особенностями развития движений у ребенка на данном возрастном этапе: движения еще недостаточно координированы, ему трудно одновременно работать двумя руками.

Первые занятия, знакомящие детей с материалом, целесообразно проводить индивидуально с каждым ребенком во время их самостоятельной деятельности (в группе раннего возраста). После того как у малышей появится заинтересованность в материале, их можно объединить в группы по 5, 8, 10 человек. Во время занятия воспитатель учит детей лепить, сидя за столом, не разбрасывать материал, убирать его после занятий.
Для успешного проведения занятия требуются определенные условия. Дети должны свободно работать за столом. Глину или пластилин дают детям после объяснения задания. В конце занятия вылепленные фигурки убирают на дощечку, разделенную на ячейки. После занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает, что у них получилось, дает положительную оценку работам, сравнивает их с изображаемым предметом, еще раз уточняет его основные части.

Ведущим методом обучения формообразующим движениям должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям. Слово как метод руководства обязательно применяется и при организации восприятия предмета: слово помогает фиксировать внимание детей на тех качествах, которые в дальнейшем они должны изобразить.

Все дети в течение всего занятия должны сидеть лицом к воспитателю. В младшей группе это особенно важно. Ребенок не может непрерывно повертывать голову, чтобы увидеть, что и как делает воспитатель.

С первых же занятий воспитатель учит детей правильно сидеть, не прижимаясь грудью к столу, не сгибаясь над доской, учит правильному положению рук — обе руки до локтя на столе, учит правильным движениям рук, пальцев в процессе работы.

В течение всего года воспитатель продолжает прививать детям навык аккуратного обращения с глиной. Начиная работу, ребенок должен обязательно засучить рукава. В процессе лепки нужно научить его работать над дощечкой, не сорить глиной на стол, на пол, не обтирать грязные руки об одежду, не стряхивать глину с рук.

Учитывая значение зрительной и преобладающую роль кинестетической ориентировки в выработке двигательного навыка, следует не только подсказывать ребенку тот или иной способ действия, но и производить движение его рукой, обращая внимание на движение и положение руки, что дает возможность сформировать правильное представление о необходимом действии. Одновременно воспитатель обращает внимание на зрительный контроль, чтобы дети усвоили способ работы: надо раскатывать ладошкой.

После того как дети освоят формообразующее движение по созданию цилиндрической формы, следует научить детей преобразованию цилиндра — сделать из палочки кольцо. Дети обязательно рассматривают готовое кольцо, а затем воспитатель последовательно показывает, как его лепить. При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала надо найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить. «У колечка должна быть дырочка, и его можно будет надеть на палочку или пальчик», — говорит воспитатель. Этот момент, очень важен для воспитания у ребенка способности контролировать свои действия. Давать указания малышам нужно в замедленном темпе. Воспитатель должен так стоять перед детьми, чтобы всем детям хорошо были видны его руки, его действия с глиной, результат этих действий.

Дети упражняются в полученных навыках, видоизменяют полученные формы, придавая им сходство со знакомым предметом (фрукты, овощи, ягоды). Стремясь вызвать у детей интерес к расширению тематики, воспитатель может одно - два занятия посвятить игре с вылепленными фигурами: он показывает детям коротенькие инсценировки сказок с одновременной лепкой несложных персонажей из глины. Дети играют и с вылепленными по заданию воспитателя мячом, кукольными угощениями, фигурками. Это повышает интерес детей к лепке, вызывает желание лепить чаще, способствует расширению тематики работы по замыслу детей во время свободной деятельности.

При лепке предметов, состоящих из 2-х частей, воспитатель иногда делит показ работы на ряд этапов, например: — Мы будем лепить снеговика из шариков. Слепим два шарика — большой и маленький – получится снеговик.

— Теперь скатайте шарики — сначала большой, потом маленький. Дети лепят шарики, воспитатель проверяет, хорошо ли сделаны шарики, как прокатывают их дети.

— Шарики готовы. Положите сначала большой шарик перед собой на дощечку и сверху прижмите маленький. Воспитатель обходит столы, одобряет работу детей, говоря, что слепили много красивых снеговиков.

Малышам можно дать иногда покрасить некоторые изделия в один цвет, например, пряники или пирожки, отделку же производит сам воспитатель.

Прежде чем обучить малышей изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, уметь выделить его основные свойства. Обучение изображению следует вести через показ реального предмета или игрушки — в данном случае рассматривается пирамидка.
При рассмотрении предмета воспитатель должен ставить следующие цели:
а)сделать процесс восприятия предмета преднамеренным (воспитатель говорит детям: «Мы с вами сейчас рассмотрим пирамидку, а потом будем ее лепить»); вызвать у детей ориентировочную деятельность, внимание, интерес к обследуемому предмету;
б)научить выделять основные части предмета;
в) установить связь воспринимаемого с уже имеющимся умением.

Эти задачи решаются при обследовании всех предметов, к изображению которых мы подводим детей.

После рассматривания дети начинают лепить предмет. Пирамидка остается на столе. Во время работы воспитатель должен постоянно руководить процессом изображения предмета, используя для этого различные приемы.

В процессе работы с глиной дети постепенно начинают понимать, что из глины можно слепить изображения разных предметов.

Подбирая предметы для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей возраста. Предмет, во-первых, должен быть хорошо знаком детям — на знакомом предмете легче уточнить представления детей. Во-вторых, предмет должен вызывать у ребенка положительное эмоциональное отношение, быть интересным для него. И, наконец, в-третьих, предмет должен быть прост по форме и строению, состоять из небольшого числа частей (не более двух). Учитывая это, можно подобрать для изображения и другие простые предметы, в основе которых лежат геометрические формы — цилиндр, диск, шар.

Примерный тематический план занятий. Лепка (с2лет до3 лет)

Месяц №     Название занятия   Кол-во организован- ной учеб ной деятельности.
сентябрь «Волшебный комочек » Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Вызывать у детей интерес к лепке. Учить аккуратно пользоваться материалами.
«Колбаска для щенка» Воспитывать у детей доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызвать желание помочь. Учить скатывать ком глины или пластилина прямыми движениями между ладонями.
октябрь «Угостим волка»(работа с тестом) Учить раскатывать комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, соединять концы. Обучать простейшим техническим приемам работы с тестом учить лепить несложные предметы.
«Смотрит солнышко в окошко!» Учить детей раскатывать и сплющивать комочки пластилина, аккуратно пользоваться пластилином. Вызывать интерес к результату работы.
ноябрь «Башенка» Учить детей из простых форм приёмом сплющивания составлять башенку.
  «В гости к бабушке на оладушки» Коллективная работа Закрепить умения детей пользоваться пластическими материалами. Упражнять в освоении различных приемов лепки.  
декабрь «Угостим куклу Сауле конфетами» Учить раскатывать комочек глины движениями ладоней для изображения предметов круглой формы. Воспитывать заботливое, положительное отношение к окружающим.
«Зернышки для курочки» Формировать умение работать двумя пальцами (пинцетный захват).Способствовать развитию воображения, памяти, внимания.
январь «Новогодние подарки зверятам» Учить лепить предметы округлой формы. Знакомить с приемом сплющивания округлой формы между ладонями. Воспитывать отзывчивость, доброту.
«Угощение для котенка» Закрепить с детьми полученные ранее умения. Побудить детей слепить мисочку и угостить кошечку молоком.
февраль   «Покатился колобок по дорожке». Коллективная работа Закреплять умение раскатывать комочек глины движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (колобка, ягодки). Воспитывать заботливое, положительное отношение к окружающим.
  «Заборчик для избушки» Петушка» Учить раскатывать комочки, прямыми движениями рук, аккуратно пользоваться пластилином.
март «Снежная сказка» Познакомить из каких частей состоит снеговик. Учить раскатывать комочки круговыми движениями, соединять их вместе.
«Милой мамочке испеку я прянички» (работа с тестом) Учить детей самостоятельно лепить знакомые формы. Воспитывать любовь к маме.
апрель «Угощение к Наурызу» Учить детей самостоятельно лепить знакомые формы (баурсак). Вызывать положительные эмоции от чаепития.
«Сказка про Улитку » Учить лепить улитку путем сворачивания столбика и оттягивания на голове рожек. Вызвать у детей интерес к лепке.
май «Поможем Айболиту вылечить медвежат» (яблоко, апельсин..) Продолжать воспитывать отзывчивость, доброту, сочувствие. Продолжать формировать умение лепить известные фрукты округлой формы.
  «Ёжики» Развивать интерес к лепке. Совершенствовать умение скатывать пластилин круговыми движениями, учить оттягивать пальцами отдельные детали и использовать стеку для изображения колючек.

 

Технологическая карта организованной учебной деятельности для 1 младшей группы

Образовательные области: «Творчество»

Разделы: Лепка

Тема: «Волшебные комочки»

Цель: Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой, отдавая предпочтение глине. Вызывать у детей интерес к лепке. Учить брать комок и выполнять движения пальцами, видоизменяя комок. Учить аккуратно пользоваться материалами.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.232.88 (0.01 с.)