Для группы раннего возраста с 1-2 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для группы раннего возраста с 1-2 лет



 

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: Развитие речи

Тема: Веселый двор

Цель: Учить детей различать взрослых животных и их детенышей; упражнять в произнесении звукоподражаний громко-тихо, тоненьким голосом и т.д., формировать умение слушать и понимать речь взрослого, обращенную ко всей группе и к каждому ребенку отдельно, активизировать в речи слова «шерстка», «причешу», «приглажу», «рога-рожки».

Словарная работа: шерстка, причешу, рога, рожки, корова, теленок, коза, козленок, домашние животные

 

Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно- побудительный Создает ситуацию, в которой дети вспоминают деревенский двор, где живут домашние животные. Вспоминают, какие животные живут во дворе    
Организационно -поисковый Показывает детям картины (по одной) из серии «Домашние животные» (автор С.Веретенникова): «Корова с теленком», «Коза с козлятами». Обращает внимание детей на то, что корова большая, а теленок маленький. У коровы – рога. Она бодается. У теленка нет рожек, еще не выросли (или у теленка очень маленькие рожки). Корова большая, мычит громко, протяжно:ммууу!. Аналогично сравниваются коза и козлята: коза большая, с бородой, с рогами, а козлята маленькие, рожки едва заметны, играют, шалят. Воспитатель произносит звукоподражание грубо, басом – за козу, тоньше, тише-за козлят. Убирает картину. Выставляет игрушки: корову, теленка, козу, козленка. Проводит игру: «Кого не стало? Кто ушел?». Активизирует детей наводящими вопросами. Убирает по очереди корову, козленка и др. «Корова ушла щипать траву», «Козленок убежал пить воду» и т.д. Предлагает задание на группировку животных: стимулирует детей звукоподражанию, детеныши зовут, ребенок по одному ставит детеныша возле мамы. Если ребенок ошибся, то «мама» отворачивается или бодается. Воспроизводят вслед за воспитателем мычание коровы и теленка по одному и хором.   Воспроизводят вслед за воспитателем «Мээ!», как коза и козленок по одному и хором.   Узнают и называют корову, теленка, козу, козленка Называют кого не стало, выполняют задания воспитателя.
Рефлексивно - корригирующий Воспитатель ставит перед детьми красивую игрушку-лошадь и 2-3 раза читает стихотворение «Лошадка» АБарто, сопровождая чтение соответствующими движениями. Сажает на лошадку куклу. Скачут верхом, крича «иго-го

 

Ожидаемый результат:

Знать:

· какие звуки издают корова, лошадь, коза

· названия домашних животных

 

Иметь:

· представления о домашних животных «мама и детеныш»

 

Уметь:

· уметь выполнять несложные поручения,

· произносить по подражанию звукосочетания громко-тихо

Ознакомление с окружающим миром

Цель: целенаправ­ленное развитие у детей навыков речевого общения на основе расширения ориентировки в окружающем мире.

Задачи:

1. Расширять запас понимаемых слов, обозначающих близких людей, окружающие предметы, игрушки, животных.

2. Формировать умение слушать и понимать речь взрослого, обра­щенную ко всей группе и лично к ребенку, поощрять и развивать навыки связного высказывания.

3. Учить наблюдать, рассматривать, выделять в предметах и явлениях наиболее существенное, устанавливать отношения между ними, обозначать их словом.

Развивать речь детей в сочетании с расширением их ориентировки в ближайшем окружении.

Расширять запас понимаемых слов, обозначающих предметы, орудия, некоторые трудовые действия, выполняемые взрослыми.

Расширять активный словарь детей, учить произносить те слова, которые уже имеются в их пассивном словаре (окружающие предметы, их свойства, явления, действия и. т.д.), правильно называть некоторые трудовые действия человека (подметать, мыть, гладить, чистить и т.д.).

Давать знания о некоторых видах транспорта, знакомых детям (автобус, машина, электровоз и т.п.), учить соотносить их с игрушечными машинами и находить на картинке. Побуждать детей узнавать на картинках, в игрушках и называть некоторых домашних животных (корова, лошадь, петушок, курица и цыплята и т.п.); учить понимать сценки, изображающие животных и отношение человека к ним, в процессе показа побуждать детей к высказываниям. При рассматривании отмечать наиболее заметные особенности животных, отличительные признаки у животных есть глаза, уши, лапы или ноги, хвост и, побуждать называть их.

Наблюдать с детьми старше полутора лет явления природы, называть их и сообщать некоторые сведения: дождь — мокро, гулять нельзя; снег холодный, в рот брать нельзя — забо­леешь; когда солнышко — тепло.

Побуждать детей называть то, что они видят, чувствуют, обога­щать активный словарь.

Методические рекомендации:

Второй год жизни ребенка характеризуется следующими важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевать способами действий с предметами. В его поведении все отчетливее прослеживаются элементы произвольности, целенаправленности, осознанности, что связано с дальнейшим развитием центральной нервной системы. Поведение ребенка начинает направляться словом.

Значительно расширившиеся возможности в освоении окружающего создают предпосылки для дальнейшего познавательного развития малыша. Среда, в которой он живет, пространственно ограничена, поэтому ознакомление с объектами ближайшего окружения и, в частности, с предметами домашнего обихода является для него первой ступенью освоения мира.

Познавательное развитие осуществляется не только на специальных занятиях; оно непосредственно включается во все режимные процессы и проходит на фоне ежедневного общения со взрослым, который передает социальный опыт использования вещей (ложкой едят, на кровати спят, на стуле сидят и т.п.). Именно на втором году жизни ребенок начинает овладевать так называемыми функциональными действиями. Простые манипуляции преобразуются согласно свойствам и качествам предметов.

Овладевая предметными действиями, отражая их в слове, малыш учится обобщать предметы по существенным признакам. Вопросы зачем? и почему? начинают соотноситься с конкретным результатом действия и его оценкой.

На втором году жизни представления детей об окружающих предметах и способах действия с ними конкретны, ситуативны, отличаются малой обобщенностью, хрупкостью, неустойчивостью. Необходимо много раз повторять действия и слова, чтобы сложился какой-то стереотип деятельности, осознанного опыта. В этот период жизни ребенок познает окружающее, как бы ставя себя в центр всех событий и не отделяя от взрослого.

В повседневной жизни взрослый называет все предметы, окружающие ребенка. Однако целесообразно выделить и основной круг объектов, с которыми он постоянно взаимодействует. Ассортимент предметов, составляющих основу для возникновения первых знаний и речевых умений, в течение года должен постепенно расширяться. Овладение предметно-бытовыми действиями совершенствуется на протяжении всего второго года жизни и является исходным материалом для отражения их в игровых действиях с куклой, игрушечной мебелью, посудой, одеждой. Ребенок 1,5 – 2 лет еще не берет на себя роль, он только воспроизводит какой-то сюжет, «кусочек» собственной жизни. Сюжетно-отобразительная игра является необходимым звеном в закреплении знаний об окружающем, в возникновении ролевых игр в ближайшем будущем, на третьем году жизни.

Мир, развертывающейся перед глазами малыша, огромен и многолик. Ребенка интересует все: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы и т.п. Однако ему еще трудно понять взаимосвязи и зависимости, существующие между сложными явлениями окружающей действительности.

Применяя системный научный подход к ознакомлению с окружающим детей второго года жизни, следует выделить – знания о человеке, которые следует преподнести в доступной его возрасту форме. Ребенок этого возраста сознательно выделяет окружающих взрослых по их социальному статусу в бытовой жизни(мама, папа, баба, деда, тетя, дядя), а затем начинает различать их в соответствии с возрастом и полом (девочка, мальчик, тетя, дядя, бабушка, дедушка).

Внимание малыша обращается на то, что все люди имеют глаза, руки, ноги, рот, уши. Называя эти части тела, воспитатель в элементарной форме знакомит детей со строение тела человека. Ребенок запоминает названия частей тела и по просьбе воспитателя правильно показывает их на себе. Уточняющие вопросы, показы с называнием частей тела куклы, а также возможность видеть себя в зеркале, висящем на уровне глаз ребенка, проведение игр «помогают ему взглянуть на себя как бы со стороны.

Малыш начинает понимать эмоциональное состояние человека (засмеялся, заплакал, обрадовался). Поэтому необходимо обращать внимание на душевное состояние самого ребенка и окружающих его взрослых и сверстников. Соотнося их с конкретной ситуацией, с результатом действий или событий. «Ты обидел мальчика, он заплакал. Нельзя так! Пожалей его!» - говорит воспитатель, гладит обиженного малыша, привлекая к своим действиям и обидчика. Можно использовать потешку «

Пониманию ребят становятся доступны и физические состояния человека (боль, жажда, усталость, голод), его желания (хочу есть или хочу спать и т.п.). Поэтому воспитателю следует разворачивать ситуацию, делать ее более понятной для ребенка.

Возможности малыша второго года жизни ограничены, поэтому нецелесообразно давать сразу много новой информации; надо постепенно расширять и обогащать его знания через практическое освоение предметной действительности. Детей необходимо знакомить с предметами мебели (стол, стул, кровать); посуды (ложка, тарелка, чашка); одежды (шапка, платье, ботинки); учить находить эти предметы по просьбе взрослого. Во время кормления детям необходимо называть не только предметы посуды, но и блюдо, которое приготовлено («Сауле возьми в одну руку ложку, а в другую хлеб. Сауле ест ложкой суп. Суп в тарелке. Вот какой вкусный суп!».

С целью закрепления полученных знаний воспитатель использует различные приемы, например обращается к ребенку с просьбой выполнить определенные действия («Карина, возьми в руку ложку» или «Кайрат, дай мне, пожалуйста, шапку. Где шапка? Вот она. Надень ее на голову»); приучает выполнять несложные поручения - из 2-3 взаимосвязанных действий («Дамир, положи игрушки на место. Подойди к шкафу, положи кубики на место!»).

После освоения этих знаний следует расширять представления детей о предметах мебели (шкаф, диван, скамейка); одежды (рубашка, штаны, носки, туфли); учить свободно ориентироваться в них. В результате регулярно проводимой работы к 1г. 9 мес. они усваивают назначение однотипных предметов (шкаф для одежды, для посуды, для игрушек, для полотенец; полка для цветов, для игрушек).

К концу второго года жизни малыши уже хорошо ориентируются в комнате: знают, где находится окно, дверь, потолок, пол, лампа, усваивают назначение спальни, столовой, игровой, ванной комнаты, знают назначение основных постельных принадлежностей.

На втором году жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых. Они наблюдают, как няня моет посуду, подметает пол, протирает мебель и игрушки. Им показывают и называют некоторые трудовые действия, связанные с предметами домашнего обихода: стирка, глажение, влажная уборка пола, починка игрушек, одежды. Дети могут не только наблюдать труд взрослых, но и активно помогать: принести тряпочку, убрать игрушки на место, повесить свою одежду в шкаф, подать упавший на пол предмет.

Малышей следует знакомить с животными и птицами. В условиях города они видят собаку, кошку, кролика. Воспитатель обращает внимание на стайки птиц: воробьев, голубей. Иногда можно увидеть шагающую ворону. Чтобы дети имели представление о домашних животных: корове, лошади, козе, свинье – и птицах: петухе, курице, гусях, утках им показывают игрушечных животных, а также их изображения на картинках.

Воспитатель обращает внимание на характерные, внешние особенности животных и птиц, может использовать образные слова, фразы (козушка-белоногушка, коровушка-матушка, курочка-рябушечка, коза рогатая, коза бодатая), поговорки из знакомых ребенку потешек, песенок. Воспитатель не только отмечает особенности животных, но и учит малышей подражать их голосам. Это способствует развитию речи.

Первые простейшие знания о животных начинают складываться у малышей в результате неоднократного их наблюдения. Дети замечают, что у всех животных имеются глаза, уши, лапы, рот; они перемещаются в пространстве, едят и пьют; они живые – к ним надо относиться бережно, заботливо, обижать нельзя. Затем детей следует привлекать к элементарному уходу за животными.

К 2 г. малыши узнают в натуре, на картинках, по игрушкам кошку, собаку, петушка, курочку, птичку, рыбку, корову; запоминают не только названия основных частей тела, но и отличительные признаки (хвост, гребешок, крылышки), имеют представления о способах их передвижения (собачка бегает, птичка летает, рыбка плавает) Ребята начинаю понимать разницу между живым и неживым объектом.

Ознакомление с явлениями природы занимает особое место в воспитании ребенка второго года жизни. Малый жизненный опыт не позволяет ему понять сезонные изменения в окружающем как явления, связанные с определенным временем года. Эти знания приходят к малышу значительно позже, но уже на втором году они начинают формироваться через наблюдение погодных явлений: светит солнышко, идет дождь, падает снег.

Воспитатель не только называет их, но и дает некоторое представление о причинно-следственных отношениях: дождь, мокро, кругом лужи, поэтому гулять нельзя; сосульки и снег – холодные, в рот брать нельзя, заболеешь; когда светит солнышко – тепло; когда дует ветер – холодно; чтобы не было холодно, нужно надевать пальто, сапоги, шапку и др. Чтобы вызвать у ребенка эмоциональный отклик, можно прочитать стихотворение, пропеть песенку о том, что видит малыш в данный момент.

Во время пребывания на воздухе воспитатель должен обращать внимание детей на зеленую травку, яркие, крупные цветы. Своим примером он воспитывает бережное отношение к растениям, а в конце года может привлекать детей к посильному уходу за растениями. Наблюдая разномасштабные объекты природы и получая при этом пояснения взрослого, малыш приобретает ориентировку в пространстве (на участке, в саду, во дворе). Он запоминает слова: дерево, травка, цветок и свободно начинает ориентироваться по понятиям.

Ознакомление с растительным миром осуществляется также при рассматривании овощей (помидор, огурец, морковь, капуста) и фруктов (яблоко, груша). Впервые ознакомление с ними происходит как с предметами, которые можно употреблять в пищу. Воспитатель показывает их малышам, отмечает цвет, вкусовые качества. К демонстрации можно подключать игрушечных животных (зайчик ест морковку) или организовывать инсценирование с куклами, которых дети «угощают» яблоком (грушей). Затем учат находить вышеуказанные овощи и фрукты в натуральном виде и на картинках.

Объекты и явления неживой природы (песок, камешки, вода) всегда привлекают внимание маленького ребенка. В данном возрасте достаточно обратить внимание на эти явления и организовать определенные игры, в которых малыш познает сыпучесть песка, тяжесть камешков, текучесть воды (например, вылавливание шариков, уточек, рыбок из надувного бассейна с помощью сачков или «выпечку» куличиков из влажного песка). Зимой на участке дети знакомятся со свойствами снега. Воспитатель выполняет из снега различные постройки, заливает их цветной водой, украшает цветными льдинками.

На втором году жизни уже доступно понимание некоторых явлений общественной жизни. Они наблюдают движение транспорта (Это машина. Поехал автобус. Летит самолет.), изменения на улице, связанные с праздниками (Развесили флаги, украсили улицу цветными огоньками.) Воспитатель дает им почувствовать необычность этих дней, их торжественность, парадность, испытать при этом особую радость.

В повседневной жизни во время прогулок необходимо обращать внимание детей на трудовые действия взрослых (Дворник подметает двор. Маляр красит забор. Плотник чинит скамейки.). Все, что видят дети вне детского учреждения, также является поводом для общения воспитателя с ребенком. При ознакомлении с окружающим желательно обращать внимание ребят в первую очередь на реальные предметы, а затем на их заменители (игрушки, картинки).

В результате освоения программного материала к концу года дети будут:

- произносить слова, которые уже имеются в их пассивном словаре (окружающие предметы, их свойства, явления, действия и. т.д.)

- правильно называть некоторые трудовые действия человека (подметать, мыть, гладить, чистить и т. д)

- узнавать на картинках, в игрушках и называть некоторых домашних животных (корова, лошадь, петушок, курица и цыплята и т.п.)

- понимать сценки, изображающие животных и отношение человека к ним

- отмечать наиболее заметные особенности животных, отличительные признаки, называть их

- называть явления природы.

 

Примерный тематический план. Ознакомление с окружающим миром

месяц № п/п Тема Кол-во организованной учебной деятельности
Сентябрь   «Какой?» учить детей различать и называть цвет: красный, желтый, зеленый.  
Октябрь   «За окошком осень» формировать причинно-следственные связи  
Ноябрь   «Покажи и назови» закреплять умение группировать предметы по признакам, развивать умение ориентироваться в пространстве  
Декабрь   «Елочка» развивать воображение, память, представления по словесному описанию. Обратить внимание детей на то, что елочка всегда зеленая.  
Январь   «Кто что делает» обучать детей внимательно рассматривать картину и называть изображенные на ней предметы и их качества, выполнять действия, которые изображены на картине. Учить соотносить действие со словом  
Февраль   «Прокатимся с горки» упражнять в ориентировке в пространстве /вверх-вниз, высоко-низко/  
Март   «Постираем кукле платье» показать как пользоваться предметами обихода и игрушками, обучать некоторым практическим действиям.  
Апрель   «Села птичка на окошко» формировать представление о живых объектах природы, их строении, отличительные признаки, способах передвижения.  
май   «Весенние цветы» формировать у детей понятия о весенних цветах, учить детей находить указанный воспитателем объект на иллюстрациях, закрепить понятия о цвете.  
Итого: 9

 

Технологическая карта организованной учебной деятельности для группы раннего возраста (с 1 до2 лет)

 

Образовательная область: «Коммуникация»

Раздел: Ознакомление с окружающим

Тема: «Какой?»

Цель: Учить детей различать и называть цвета: красный и зеленый, уточнить соответствие цвета и предмета /зеленая трава/

Словарная работа красный, зеленый, карандаш

 

Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно- побудительный Создает ситуацию: кукла Карандаш с карандашами приходит в гостиё обращает внимание на пресонаж и на то, с чем пришла кукла Дети встречают куклу и проявляют интерес к ней.
Организационно -поисковый Объясняет, зачем кукла принесла карандаши.   Задает вопросы о свойстве предмета   Прооводит дидактическую игру «Какой?» Карандаши хороши! Выбирай любой! У кого какой? Побуждать взять детей нужный карандаш /зеленый/   Предлагает нарисовать травку на листе ватмана с незаконченной картинкой.   Предлагает поиграть в игру «Прятки» Предлагает закрыть глаза, прячет Карандаша. Считает «Раз,два,три, смотри», Дети слушают и проявляют заинтересованность   Отвечают на вопросы воспитателя     Дети выбирают карандаши     Дорисовывают травку   Зажмуривают глазки   Дети открывают глаза и ищут, где спрятался Карандаш
Рефлексивно - корригирующий От имени куклы благодарит детей за правильно выпоненное задание Предлагает поплясать с Карандашом Ножки гром»че застучали, Чтобы все нас услыхали По коленкам да в ладошки Поиграекм мы немножко А теперь пора проститься и Друг дружки поклониться Дети радуются   Пляшут, имитируя движения по показу воспитателя

 

Ожидаемый результат:

Знать:

· цвета – красный, зеленый

Иметь:

· представление о соотношении цвета и предмета /зеленакя трава/

Уметь:

· отвечать на простейшие вопросы / «Какой?...»/

Художественная литература

Цель: Воспитание интереса к произведениям художественной лите­ратуры, устного народного творчества.

Задачи:

1. Научить детей слушать и понимать короткие, доступные им по содержанию сказки, рассказы, стихотворения, потешки.

2. Учить сопереживать героям произведений, эмоционально откликаться на ритм и музыкальность народных произведений, стихов, песенок.

Развивать понимание коротких, простых по содержанию рассказов, стихотворений, потешек, которые сопровождаются показом соответствующих картинок, игрушек и действий, затем без показа.

Развивать способность слушать художественный текст и активно реагировать на его содержание. Продолжать развивать понимание выразительной речи: вопросительные, утвердительные, восклицательные интонации, выражающие отношение к содержанию художественного произведения. Учить произ­носить слова текста при повторном чтении.

Продолжать учить детей выполнять игровые действия, ответствующие тексту знакомых потешек ("Ладушки", "Сорока-сорока", "Пальчик-мальчик", "Баю-бай'" и т.д.), в процессе чтения или рассказывания эмоционально откликаться на ритм и музыкальность народных произведений, стихов, песенок.

Читать произведения художественной литературы, в которых описываются виденные детьми животные, бытовые и игровые ситуации, отражены впечатления бывшие в опыте детей.

К концу второго года научить детей слушать и эмоционально откликаться на небольшие стихотворения, сказки, рассказы, в которых описываются поступки людей и животных, доступные пониманию детей явления природы: снег, дождь, лужи и т.д. В процессе чтения и рассказывания вызывать у детей сопережива­ния с героями произведений, поощрять проявления сочувствия, участие, желание высказаться. Научить рассматривать иллюстрации в книгах.

Методические рекомендации.

Чтение потешек, рассказов, стихотворений, сказок является одним из видов занятий по ознакомлению с художественной литературой с 1 до 2-х лет.

Используя литературные тексты, воспитатель учит проговаривать малышей звукосочетания, слова, производить действия подражанию, эти занятия эмоционально обогащают детей, развивают у них речевой слух, внимание. Значительное место отводится малым формам фольклора: народным сказкам, песенкам, потешкам, загадкам: «Топ-топ», «Ладушки-ладушки», «Баиньки-баиньки», «Пальчик-мальчик», «Петушок-петушок», «Киска-киска», «Сорока-белобока» и т.д

В потешках, прибаутках малышам понятны далеко не все слова, однако и не следует пытаться объяснять, слова выполняют вспомогательную роль в игре, развивая внимание к звуковой стороне речи.

На таких занятиях формируются начальные формы целостного восприятия художественного слова: эмоциональная отзывчивость, элементарное понимание, воспитывается умение слушать взрослого, сочувствовать происходящему. Например: после слушанья сказок «Отец и сын», «Старый кувшин», «Репка», «Курочка Ряба» можно предложить детям песенки действующих лиц, слова героев сказок. Народные сказки, песенки, дают образцы ритмической речи, знакомят детей красочностью и образностью родного казахского языка, ребёнок легко запоминают образ: «Петушок-золотой гребешок», «Козлятушки-ребятушки», «Коза-дереза», и др.

Занятия по ознакомлению с художественной литературой целесообразно строить из двух частей, в первой части произносить песенки, потешки, сказки с показом картинки, настольного театра, театра «Би-ба-бо», активизировать активность детей: «Бекзат, посмотри, какой петушок, послушай его песенку» «Айгерим, иди, иди к нам по дорожке»

Во второй части следует раздать детям игрушки в самостоятельное пользования и предоставить возможность разнообразно действовать с ними, произносить звуки, звукосочетание, слова: «Топ-топ-топ», «Ко-ко-ко», «Пи-пи-пи», «Мяу-мяу», «Му-му», «Кис-кис», «Ду-ду», «Ме-ме», «Ква-ква», «И-го-го», «Кудах-тах-тах».

Дети младшего возраста рассказывание сказок воспринимают лучше, чем чтение. Рассказывание требует от воспитателя тщательной подготовки, включая отработку интонационной выразительности. Постепенно воспитатель приучает принимать активное участие в рассказывании сказки. После ознакомления со сказками можно перейти к коротким рассказам.

К. Идрисов «Подарок», А. Конарбаев «Малыш», Ж. Смаков «Милая мама», С. Мауленов «Дедушкин совет», Т. Бейсембеков «Бабушка». П. Воронько «Спать пора», С. Маршак «Наши игрушки», А. Барто «Игрушки» и др.

Систематическое ознакомление с художественной литературой осуществляется на занятиях, которые проходят в игровой форме. Дети радостно воспринимают потешки про кота, курочку, петушка, собачку и в дальнейшем обыгрывают эти игрушки. Очень важно, чтобы эта работа сочеталась с закреплением приобретенных знаний и умений в самостоятельной игровой деятельности.

В течение года детей знакомят примерно с пятью сказками. Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в первой младшей группе предпочтительнее. Обычно на занятии сказку рассказывают дважды, иногда и в третий раз. Это не надоедает детям, поскольку воспитатель обеспечивает их активность во время слушания: предлагает выполнить имитационные движения (малыши показывают, какая большая – пребольшая была репка; как ее тянут-потянут и т.п.), использует разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра сменяется показам картинок на фланелеграфе и пр.), побуждает инсценировать или драматизировать отрывок из сказки.

Рассказывание без наглядного сопровождения целесообразно для занятий, посвященных повторению знакомых малышам сказок.

В этом случае после первого рассказывания текста педагог помогает детям припомнить содержание сказки путем заданий, которые одновременное помогают малышам сменить позу, подвигаться (показать, как тянули репку, попрыгать, как лягушки и т.п.). здесь же припоминаются отрывки, наиболее интересные в плане обогащения речи («мышка бежала, хвостиком задела»; «затрещал теремок, упал на бок и весь развалился»;).

Можно предложить малышам задание, требующие от них и более сложных умственных операций. Например, попросить рассказать о том, кто тянул репку, но не в традиционном изложении, а в обратном порядке: мышка за …кошку, кошка за …..Жучку и т.п.

Необходимо также предусмотреть задания на формирование интонационной выразительности речи.

Повторяя с детьми сказку, не всегда обязательно рассказывать е целиком. В ряде случаев достаточно вспомнить отдельные отрывки, в частности те. Которые легче забываются или наиболее интересны в плане обогащения речи. Воспитатель начинает рассказывать отрывок один, а продолжает совместно с детьми. здесь обязательны задания по воспитанию интонационной выразительности речи. Приведем пример: «Вот уже бабка и дед тянут репку. Кого же позовут они на помощь?» - размышляет педагог. «Внучку позовут», - подсказывают дети. Или, утешая деда и бабку, лишившихся золотого яичка, дети упражняются в восклицательной интонации («Не плачь, дед!»).

При повторении сказок желательно вводить элементы драматизации. Это доставляет малышам много радости. И хотя зачастую, не всегда согласует свои действия с действиями партнера, воспитателя не должны смущать эти трудности. Педагог должен помнить, что такие упражнения требуют от него большого такта, терпения и более частого одобрения действий малышей, оценки их речи (как содержательной стороны).

В результате освоения программного материала к концу года дети будут:

- слушать и эмоционально откликаться на небольшие стихотворения, сказки, рассказы, в которых описываются поступки людей и животных, доступные пониманию детей явления природы

- понимать короткие, простые по содержанию рассказы, стихотворения, потешеки

- эмоционально откликаться на ритм и музыкальность народных произведений, стихов, песенок.

- произ­носить слова текста при повторном чтении.

- выполнять игровые действия, ответствующие тексту знакомых потешек

- сопереживать героям произведений, проявлять сочувствие, участие, желание высказаться

- рассматривать иллюстрации в книгах.

Примерный тематический план. Ознакомление с художественной литературой

месяц № п/п Тема Кол-во организованной учебной деятельности
Сентябрь   «Водичка-водичка» формировать целостное восприятие небольшого художественного произведения /потешки/, побуждать детей договаривать слова и фразы потешки  
Октябрь   «Мальчик-пальчик» Учить детей понимать несложный сюжет потешки, учить задавать вопросы по сюжету потешки  
Ноябрь   «Ладушки» учить подражать игровым действиям, формирование эмоциональной отзывчивости, ощущение ритма  
Декабрь   «Петушок-петушок» совершенствовать способность подражать звукам и словам, формировать звукопроизношение  
Январь   «Кисонька-мурысенька» вызывать радость от прослушивания потешки, воспринимать интонационную выразительность речи, отрабатывая восклицательную и вопросительную интонации. Развивать артикуляционный аппарат  
Февраль   «Жил-был зайчик» развивать понимание речи взрослого, побуждать выполнять движения по показу воспитателя  
Март   «Уронили мишку на пол» помочь детям понять содержание стихотворения. Вызывать желание слушать его повторно. Активизировать словарь.  
Апрель   «Я люблю сою лошадку» учить детей различать взрослых животных и их детенышей, упражнять в произнесении звукоподражаний громко-тихо, активизировать словарь  
май   «Репка» Развивать у детей способность понимать содержание сказки, уметь слушать один и тот же сюжет в сокращенном и полном вариантах, повторять текст сказки совместно с воспитателем. Вызывать желание подражать действиям героев сказки  
Итого: 9

 

Технологическая карта организованной учебной деятельности для группы раннего возраста (с 1 до2 лет)

 

Образовательная область: «Коммуникация»

Разделы: Художественная литература

Тема: «Водичка – водичка»

Цель: Учить детей понимать содержание и выполнять действия согласно текста. формировать целостное восприятие небольшого художественного произведения /потешки/, побуждать детей договаривать слова и фразы.Формировать способность улавливать ритм потешки. Воспитывать умение проявлять внимание, заботу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.116.163 (0.092 с.)