Предметно – развивающая среда в возрасте от 2до3 лет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметно – развивающая среда в возрасте от 2до3 лет.



В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.

Предметно – развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны:

Обучающие игры и ознакомление с окружающим создают почву для возникновения самостоятельной игры. Её развитие стимулируется игровым оборудованием группового помещения и участка детского сада, которое меняется с учетом возрастных возможностей и опыта детей, а также игрушками, активизирующими мышление и воображение малышей.

· Ассортимент игрушек следует расширять: куклы, животные, транспортные средства, строительный материал, предметы повседневного обихода (посуда, мебель, телефон, холодильник, музыкальные инструменты и т.д).

· Спальня

- кроватки разных размеров (до 5 штук0

- для кроватки – постельные принадлежности (одеяло, простыня, наволочка, пододеяльник, матрац, подушка – до 5 наборов)

- коляски (до 5 штук)

- куклы – младенцы в конвертах (до 4 штук)

- шкаф для одежды, в котором хранятся запасные комплекты постельного белья, пеленки для кукол – младенцев, одежда для кукол – мальчиков и кукол девочек, наборы зимней и летней одежды для кукол.

* Столовая

- стол (до 2 штук)

- стулья (до 8 штук)

- кресла и диванчик

- наборы чайной и столовой посуды

- телефон со звонком

* Кухня

- плита

-кухонный стол

- шкаф для посуды

- наборы кухонной посуды

- гладильная доска

- утюги

* Ванная

- ванночка для купания кукол

- тазик для стирки

- веревка для белья и прищепки

* Магазин продуктов

- маленькие баночки, упаковки от готовых продуктов (йогуртов, творожков, соков и т.п.) – чисто промытые, из пластика или картона

- игровые наборы пластмассовых игрушек 0 овощей или фруктов (восковые муляжи лучше не использовать)

- таблички, на которых нарисованы наборы продуктов для приготовления различных блюд – супов, компотов, каш, мясных блюд

- возможно, кассовый аппарат

- сумочки, корзиночки разные

* Парикмахерская

- зеркало

- расчески и щетки, вырезанные из мягкого пластика или линолеума

* Рядом с парикмахерской обычно располагается

«Уголок ряженья».

Располагается в удобном и доступном для детей месте Оснащение может быть самым разнообразным:

различные шапочки, косынки, фартучки, юбки и т.п.

Вещи должны соответствовать возрасту и росту детей, легко одеваться и сниматься (без замков, пуговиц, сложных застежек и т.д.), т.к. внимание детей к любой из вещей, предмету одежды неустойчивое. Ребенок надевает ее на короткое время, и может перемерить все, что там будет находиться без особой цели.

Необходимо постоянно пополнять уголок новыми вещами или предметами, меняя их, чтобы у детей не пропадал интерес «наряжаться» и для поддержания порядка в уголке ряженья.

Появление новой вещи или предмета в уголке для детей должно быть сюрпризом, ее может преподнести какой – либо персонаж или игрушка. Это будет вызывать желание играть здесь.

 

Сюжетная игра

Сюжетная игра начинает формироваться как самостоятельная деятельность детей. Однако свое развитие она получает при постоянном, целенаправленном влиянии взрослых.

Если наблюдать за игрой малыша, можно убедиться, что игровые задачи, решаемые им в воображаемой ситуации, не отличаются разнообразием: ребенок укладывает куклу спать, катает на машине зайчика, угощает мишку чаем. Взрослый тактично предлагает новые, более сложные, но доступные и интересные игровые задачи: «Кукла сегодня пришла нарядная. Почему?» Или: «Машина сломалась, зайчик заболел. Что делать?» Содержание подобных задач вызывает у детей интерес, желание включиться с игру. Они решают эти задачи так, как подсказывает их практический и игровой опыт.

Малышам, активно познающим окружающий мир, можно ежедневно предлагать новые игровые задачи или по-разному проигрывать старые.

С первых этапов становления игры необходимо помочь детям овладеть умением действовать в воображаемой (мнимой) ситуации. Прежде всего надо учить их понимать и принимать игровые задачи, поставленные взрослым, затем подводить к тому, чтобы они сами ставили игровые цели, а позднее – продумывали замысел игры.

Сначала ребёнок учится играть одной – двумя сюжетно – образными игрушками (куклой, машиной и др.), причем игровую ситуацию готовит взрослый. Затем, малыш переходит к игровым действиям с предметами – заместителями, с воображаемыми предметами, например с помощью пальцев передает форму и размет воображаемой конфеты. Подобные действия, совершенствуясь, превращаются в указательный жест в сторону игрушки. Малышам становится доступна условность игры («Это понарошку»).

Дети, умеющие принимать игровые задачи, владеющие способами их решения, легко понимают игру товарища, не разрушают её и далее могут включаться в совместные игровые действия. И наоборот, малыши, не понимающие игровой ситуации, не могут сотрудничать со сверстниками.

Для руководства игрой с первых этапов её развития необходим комплекс педагогических приемов, которые пробуждали бы у детей интерес к новым знаниям о предметах, желание действовать с ними, обогащали бы их игровыми умениями и переводили игру в ранг самостоятельной деятельности.

Игровые умения могут быть сформированы в процессе совместных игр детей со взрослыми и в дальнейшем переведены в самостоятельную детскую игру. Ключом к переводу полученных при этом знаний и умений становятся игровые проблемные ситуации, побуждающие без помощи взрослых находить выход из затруднительных положений, в которые будто бы попадают куклы, игрушечные животные, сами дети. Проблемные ситуации могут быть созданы воспитателем путем изменения предметно – игровой среды и особенно активизирующего общения.

Методические рекомендации

Планомерное обогащение детей новыми впечатлениями, питающими игру, формирование их практического опыта является первым компонентом комплексного метода. Взрослый знакомит ребят с предметами близкого окружения. С этой целью можно привлекать их к наблюдению за тем, что находится в игровом зале, в спальной, раздевальной комнатах, на участке яслей – сада. Например, детей просят внимательно посмотреть, где хранится верхняя одежда, обувь и что они надевают, собираясь на прогулку. Желательно во время бодрствования поручать им разные задания («Принеси сюда маленький стул», «Положи на полку эту книгу», «Повесь полотенце», «Передай тете Наде салфетку» и т.д.); или предложить посмотреть, что делает няня в групповой комнате (моет пол, накрывает на стол), дворник на улице (подметает метлой дорожки). По возможности следует подключать малышей к решению практических задач, к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей и т.п).

Реальный опыт детей пополняется на различных занятиях, где уточняются, расширяются знания о животных, людях, явлениях, предметах, действиях.

При рассматривании картинок, на которых изображены отдельные предметы (часы, автомобиль), животные (лошадь, собака, корова) или группа объектов, объединенных несложным сюжетом (дети обедают, мальчик играет с собакой и др.), малыши знакомятся со свойствами вещей, учатся правильно их называть, сравнивать, устанавливать простейшие связи.

Дать детям представление о том, что они не могут увидеть в реальной жизни, помогают иллюстрации, например к народным сказкам «Курочка - ряба», «Репка». Дополняют эти представления стихи, потешки, сказки, короткие рассказы, беседы о явлениях окружающего мира. Игровым умениям малыши учатся в совместных играх со старшими ребятами или со взрослыми.

Обучающие игры могут проходить в разной форме: как показы инсценировок, как сюжетно – дидактические игры, игры – занятия, непринужденные игры – забавы. Малыши усваивают способы перенесения знаний об окружающем мире в игру, учатся играть вместе со сверстниками как равные партнеры.

Следующий этап – демонстрация новых, более обобщенных способов решения игровых задач с помощью игрушек – заместителей; например, вместо машины педагог предлагает мальчику дощечку, на которой прокатится заяц.

В дальнейшем можно показать детям способы решения игровых задач с использованием нарисованных предметов (взрослый кормит куклу баранкой, которая изображена на бумажной скатерти, берет изображенное на рисунке мыло для купания мишки и т.д.). И наконец, следует показать игровые действия с воображаемыми предметами (дать кукле воображаемую конфетку, орех, морковку).

Таким образом, обучающие игры – это своеобразная форма передачи при ведущей роли взрослого.Обучающие игры и ознакомление с окружающим создают почву для возникновения самостоятельной игры. Её развитие стимулируется игровым оборудованием группового помещения и участка детского сада, которое меняется с учетом возрастных возможностей и опыта детей, а также игрушками, активизирующими мышление и воображение малышей.

Ассортимент игрушек следует расширять: куклы, животные, транспортные средства, строительный материал, предметы повседневного обихода (посуда, мебель, телефон, холодильник, музыкальные инструменты и т.д).

Реалистическая игрушка передает яркий художественный образ реально существующего объекта. Она дает относительно конкретную его характеристику (например, куклы, изображающие мальчиков и девочек, людей в зимней, летней одежде, людей различных профессий, национальностей. Новые детали игрушки, например пушистые волосы у куклы, подсказывают ребенку и новые игровые действия – он причесывает «дочку».

С двух лет шести месяцев многие дети начинают определять характер куклы, игрушечного животного, отображать в игре эти свойства: сердитая собака кусается, добрую можно погладить. Однако потребность в условной игрушке по – прежнему сохраняется.

Самостоятельная сюжетная игра формируется более успешно, если игрушки вводятся по степени усложнения (условные, более реалистические игрушки - заместители). На начальном этапе, когда практический опыт детей ограничен, им нужна схематичная, условная игрушка. В ней могут быть четко (хотя и несколько утрированно) определены детали, подчеркивающие характерные внешние или функциональные признаки. Такая условность не уводит ребенка от действительности, наоборот, помогает, сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно, выделить главные признаки, по которым малыш будет узнавать предмет.

Они приобретают для ребенка игровой смысл лишь в контексте игровой ситуации, а вне её рассматриваются как посторонние, не имеющие значения для игры предметы.

Основное требование к игрушке – заместителю – удобство при выполнении действий, соразмерность по величине с другим игровым материалом. Очень важно, чтобы игрушка по контуру напоминала изображаемый предмет. Так, кукла может быть сделана из полотенца, если его скатать и надеть фартучек или бантик, тарелкой может послужить картонный кружок и т.п.

При правильном руководстве игрой дети трехлетнего возраста не только используют предложенные взрослым предметы – заместители, но и сами заранее выбирают их, договариваются, что они будут обозначать («Вот это кукла», «Это тарелка»). Иногда наделяют игрушку – заместителя ролью: «Давай это будет папа, а это дочка».

В процессе игры надо ставить малыша в такие условия, чтобы он использовал различные по образному содержанию игрушки. Для детей второго года жизни можно подготовить разные тематические комплекты, например, для игры с куклой – одеяло, коляску, кровать, стол, стул; для игры с игрушечной собакой – миску для кормления, коврик для сна, поводок для прогулок и др.

В первой младшей группе тематика таких комплектов расширяется: например, можно подготовить наборы для игры в строительство, зоопарк и др. В них следует также включать игрушки, разные по степени обобщенности образа.

Общение взрослого с ребенком нацелено на формирование характерных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач. Деятельность детей должна протекать в усложняющихся игровых проблемных ситуациях, с учетом опыта детей.

В проблемной ситуации игровая задача заранее продумывается взрослыми. Активизируя прежний опыт и знания ребенка наводящими вопросами, советами, педагог старается вызвать у него интерес к достижению цели, желание подумать, как её реализовать в новых условиях.

Для детей первой младшей группы создаются такие ситуации с двумя – тремя взаимосвязанными игровыми задачами (например, перед кормлением кукол надо приготовить обед, а для этого сходить в магазин за продуктами).

Таким образом, способ решения одной и той же задачи (кормление кукол) изменяется с усложнением её условий.

В привычную сюжетную ситуацию педагог добавляет новые игрушки (например, маленькую кукольную кровать или стул, на которых большие куклы не помещаются). Сами дети (или взрослый) задают вопрос: «Кто здесь будет спать (сидеть)?» Все вместе ищут подходящую игрушку. Педагог предлагает маленькую куклу, сделанную в присутствии детей из лоскута ткани, или брусок из строительного материала. Новая ситуация обыгрывается.

Для развития умения играть в воображаемом плане взрослый задает подсказывающие вопросы: «Что у тебя в кастрюле?», «Сладкий ли компот?», «Почему кукла плачет?», «Чем зайчик заболел?».

Если у детей есть образные игрушки, но не создана сюжетная ситуация, воспитатель предлагает решить игровую задачу в воображаемом плане: «Покорми кукол», «Кукла хочет конфетку» (посуды и конфеты нет). Или, показывая на пол, педагог говорит: «Здесь растут цветы. Дай кукле цветок».

Важно, чтобы ребенок не только принимал и выполнял игровые задачи с предметами – заместителями и воображаемыми предметами, но и сообщал о том, что собирается делать.

Детям третьего года жизни игровая задача сообщается без опоры на подсказывающую сюжетную ситуацию, иногда с указанием ролевых отношений: «Чья это дочка потеряла маму?», «Почему плачет мишутка?», «Куда спешит такая нарядная и веселая девочка?».

Периодически надо предоставлять ребенку возможность играть самостоятельно в привычной или измененной ситуации либо вне её, побуждать самого намечать цель и достигать её, обозначать словом игровой материал и свои действия, а затем планировать их заранее. Активность детей взрослых стимулирует вопросами: «Что делает кукла?», «Что ты везешь на машине?», «Где тебя ждут твои друзья?».

Постепенно у ребят развивается инициатива в постановке игровых задач, появляются первые самостоятельные замыслы, которые они уже объясняют словом. Им доступно осознание условности игры («Давай собака будет догонять зайчика, а потом меня», «Это у меня машина. Я поеду в лес, там мы увидим домик бабы - яги»).

Оберегая и развивая индивидуальные игры, воспитатель стремиться также привлекать внимание детей к поведению сверстников, приобщать к совместным игровым действиям с ними. Объединить малышей могут крупные игрушки (по росту ребенка): на большой плите срезу готовят обед две-три хозяйки, в самолет (скамейка) садятся летчик и пассажиры. Предлагая задание педагог обращается и к одному ребенку, и к небольшой группе детей: «Кто со мной поедет на дачу?», «Дима и Сережа, погуляйте с собачками вот здесь, это лес», «Таня, ты вместе с Олей пойдешь в магазин?». Помогает определить роль, назвать её и выполнить: «Хорошая мама, за ручку ведет свою дочку домой» и.т.п. Поощряет малышей за хорошую игру, за доброжелательное отношение к товарищам.

К трем годам дети активно играют с различными предметами. Игра начинает приобретать развернутый характер, единым смыслом связывается несколько задач (жизненных эпизодов): дети готовят обед, кормят кукол, гуляют с ними, укладывают спать и др. Играя, малыши много разговаривают, дополняя игровые действия словом. Начинают словом обозначать замысел и осознавать условность игры; в их речи появляются слова «понарошку», «как будто».

С переходом к обобщенным действиям появляется основание для содержательного общения детей в игре. Они часто разговаривают с куклой, игрушечными животными как с партнерами по игре. Постепенно роль партера переносится на сверстников, с которыми легко общаться по ходу игры, т.е. которые понимают и смысл воображаемых действий, и значение предметов – заместителей. Дети переходят к играм вдвоем, а затем к групповым играм.

Благодаря постепенному нарастанию самостоятельности повышается степень инициативности в постановке игровых задач. Появляются первые игровые замыслы, обозначаемые словом: «Давай мы поедем в магазин, купим что – нибудь вкусненькое, а потом будет праздник» и т.п.

Игровые замыслы начинают адресовываться к группе детей. Сначала малыши выполняют одинаковые действия (едет на машине, которую ведет шофер - воспитатель), затем функции играющих разделяются (один причесывает другого). К трем годам у детей появляются первые подлинно коллективные игры, когда игровые задачи решаются совместно всеми участниками (строят дом, заселяют его, играют в «Семью» идр.).

Дидактические игры

Дидактические игры в этой группе должны наряду с другими играми обеспечивать бодрое, радостное настроение детей, содействовать жизни их в коллективе, приучать детей играть рядом, не мешая друг другу, и вместе небольшими группами.

Эти игры направляют внимание детей на окружающие предметы, учат замечать, видеть и различать их. Воспитатель, обращая внимание детей на игрушки, предметы обихода, называет их цвет, форму, обозначает размер, количество и показывает действия с ними; тем самым он приучает детей слышать слово, правильно соотносить его к конкретной игрушке, предмету, действию. Следует побуждать детей к тому, чтобы они сами повторяли слова, связывали восприятие и действие со словом.

Игры сопровождаются движениями, что содействует их развитию и координации. Проводятся игры с народными и другими игрушками, предметами обихода, природными материалами, картинками.

В игре участвуют небольшие группы детей: трое – шестеро, длительность игры – 3-5 минут. Одни и те же игры могут многократно повторяться с разными группами детей и с одними и теми же детьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.95 (0.022 с.)