Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новорожденность: предпосылки идентичностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сроки новорожденности принято ограничивать примерно первыми двумя месяцами жизни после рождения. Этой традиции будем придерживаться и мы. Жизнь человека начинается с того, что сразу после рождения младенец попадает в среду, сильно отличающуюся от той, к которой он уже успел приладиться, находясь в утробе матери. До этого среда обитания не дифференцировалась на отдельные предметы, а скорее напоминала гомогенный подводный мир, для ориентации в котором достаточно обходиться ощущениями, поскольку предметное восприятие просто не требовалось. Внешний же мир вещно организован, поэтому ребенку еще предстоит в нем научиться жить. В этом мире для него не только неприятно холодно и непривычно сухо. Главный ужас заключается в том, что ребенок теряет привычные опоры в виде плотно облегающей плоти, соприкосновение с которой обеспечивало сенсорную основу для выделения себя как живого существа – выделение границы между собой и миром. «Вслед за безопасным и компактным заключением в матке приходит безбрежность пространства, в котором падение представляет вселяющий ужас страх» [ Josselson 1996, с. 29 ] В сочетании с вестибулярной дезориентацией это приводит к ощущению своего исчезновения – невозможности идентифицировать себя с помощью стимуляции границы между собой и миром. На такого рода неопределенность новорожденный откликается страхом и хаотичными попытками (общая ненаправленная активность) вернуть утраченную определенность и стабильность. Главное, что поставлено под угрозу – его собственная идентичность. Стабильность и самоопределенность возвращают (пусть и не полностью) прикосновения других живых существ, которых новорожденный первоначально только и знает как «нечто, что поддерживает». Сравнительно быстро промелькнувший кризис – как невозможность жить в прежнем (в пре- и перинатальном) состоянии – сменяется состоянием, которое в основных чертах совпадает с первой базовой перинатальной матрицей (С. Гроф). Пусть и не вполне точно, но первые недели жизни ребенка представляют собой подобное внутриутробному, но уже прижизненное переживание слитности с окружающим миром, включенности в нечто большее чем он(а) сам(а) – субъективно такого же, как и в первой перинатальной матрице. Развитие жизненного мира После того как ребенок родился, социальная ситуация развития также постепенно начинает меняться. Самое важное изменение состоит в том, как развивается перинатальная общность (в которую входят еще не родившийся ребенок, его мать и их ближайшее социальное окружение). Эта общность перестала быть абсолютным Миром – единственным, в котором тотально был растворен ребенок до начала родовых схваток. Начиная с момента родовых схваток, в уже сложившийся мир ребенка систематически вторгается новая реальность. Теперь миров становится как минимум два: один свой (прежний, пренатальный), а другой – внешний, которому первый противопоставлен по некоторым характеристикам. С этого момента двойственность мира задается как фундаментальное условие существования ребенка. Начиная с данного момента, разделение миров (в восприятии ребенка) становится постоянной характеристикой Образа мира человека (одним из образующих его конструктов). Данному психическому конструкту (субъективному измерению) уместно дать название «внутренний мир – внешний мир». Этот конструкт ложится в основу многих других психических структур, в том числе и тех, которые со временем станут личностными. Период после рождения характеризуется активными поисками согласования между указанными мирами. В те моменты, когда этот новый (внешний, дальний) мир активно накатывает на младенца, ребенок погружается в состояние одиночества и брошенности. Время от времени родной и привычный мир восстанавливается – это происходит в моменты, когда мама берет младенца на руки. Правда, ребенку трудно определить, благодаря чему и каким образом это происходит. Увязать причинно-следственную связь между собственной активностью и восстановлением привычного мира какое-то время ребенку не удается. Такое состояние дел ведет к тому, что внешний мир воспринимается как трудный. Ф.Е. Василюк предложил типологию психических состояний, соответствующую типологии жизненных миров. Подробные сведения можно найти в работе [ Василюк 1984 ] мы же ограничимся здесь лишь беглым их описанием. Рисунок 2. Типология жизненных миров (по Ф.Е. Василюку) Достоинство предложенной типологии состоит в том, что она дает понимание того, как организовываются психические состояния в зависимости от того, каким образом человек интерпретирует, во-первых, свои субъективные переживания (как воспринимает внутренний мир) и, во-вторых, условия, в которых он живет (каким для него представляет внешний мир). Первым номером на рисунке обозначен внешне легкий и внутренне простой мир, который по субъективным переживаниям без труда соотносится с внутриутробным состоянием, описанном С. Грофом под именем первой базовой перинатальной матрицы. Как отмечает Ф.Е. Василюк, актуализация этого состояния в наиболее чистом виде «прорывается» во взрослой жизни в виде лени, в стремлении к немедленному удовлетворению всех потребностей. Динамически это мироощущение проявляется как безусловная генерализация – обобщение некоего психического явления до всеобщего правила, свойственного всему миру. Признаки генерализации обнаруживаются у взрослых чаще всего в речи или в неявно принятых ими убеждениях (верованиях). В консультативной работе генерализации проявляются чаще как источники искажений в Образе мира, ответственные за возникновения тех или иных затруднений клиента. (Более подробно о генерализациях можно узнать в литературе по нейро-лингвистическому программированию, где они обсуждаются при обсуждении мета-модели языка). У наших клиентов можно заметить отголоски простого и легкого мира и в его «негативной» копии – уверенности в том, что его проблемы и его переживания уникальны, что так как страдает он, не страдает никто, а спасти его может только чудесная помощь со стороны (хорошо бы самому при этом не напрягаться). Такого рода устремления уместно назвать инфантилизмом – возвращением состояний, характеризующих младенческие переживания. Внешне они проявляются в стремлении в полной мере реализовать преимущественно один принцип – принцип удовольствия. (Напомним, что принцип удовольствия занимает центральное место в концепции З. Фрейда). Вместе с тем, собственно младенчество характеризуется более сложным мироощущением, чем описание, данное для легкого и простого мира. Уже переход к БПМ-2, а тем более к БПМ-3 презентует ребенку первые внешние трудности, начало пути в трудный (внешне) мир. Но это еще только первые сигналы и трудности, с которыми ребенку удается справиться, во-первых, с помощью предельного напряжения, вызванного страстным стремлением удовлетворить лишь одну потребность – жить. И, во-вторых, с помощью очевидной помощи со стороны материнского организма. Оба фактора в значительной степени еще характеризуют легкий и простой жизненный мир (легкий в смысле мировосприятия).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.120.112 (0.007 с.) |