Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее представление о Я-концепцииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В наиболее полном виде представления о Я-концепции были обсуждены Р. Бернсом [ 1986 ], они же на данный момент признаются и наиболее устоявшимися. Я-концепция определена Р. Бернсом как «совокупность установок, направленных на самого себя» [ Бернс 1986, с. 33 ]. Структурно Я-концепция человека представляет собой неразрывное единство когнитивной, оценочной и поведенческой составляющих, обозначаемых, соответственно, «образ Я», самооценка и поведенческие ожидания к себе и от других по отношению к себе. 1. Когнитивная составляющая Я-концепции, кроме наиболее часто используемого «образ Я», обозначается также понятием «картина Я», которые в первом приближении можно считать синонимами. В образ себя человек включает все самоописательные характеристики: «надежный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т.п. Значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Следует при этом учесть, что самоописания чаще всего носят обобщенный характер и не очень соотносятся с реальными контекстами, поскольку отражают общее самовосприятие («такой-то вообще, в целом»). В конкретных же ситуациях в поведении человека могут проявиться качества, которые не упоминаются им в самоописаниях. Тем не менее, в образе Я, особенно в нерефлексируемой его части, содержится весьма полное когнитивное описание владельца этого образа. 2. Оценочная составляющая Я-концепции обозначается термином «самооценка». Самооценка – это личностно окрашенное суждение человека о собственной ценности, которое выражается в его установках. «Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности» [ Бернс 1986, с. 36 ]. Проявляется самооценка в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако она скрыто или явно присутствует в любом самоописании: в когнитивных, казалось бы, попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д. «Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие – началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя, может быть, они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности. Ибо человеку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Я на свою личность в целом» [ Бернс 1986, с. 34 ]. Источниками самооценки (а равно и механизмами ее функционирования) являются: 1) мнения значимых окружающих людей, которые столько принимаются в расчет, сколько принимаются за основание своих представлений о себе, отношения к себе (выше в п. 5.1.3 мы назвали такую самооценку отраженной); 2) сравнение себя с другими людьми, а также с эталоном, общим для всех, в основе которого лежат некие критерии – переменные, в соответствии с которыми ведется сравнение (в п. 5.2.3 мы назвали такую самооценку критериальной); 3) рефлексия своих качеств в сопоставлении с самим собой: сравнение Я-реального и Я-идеального (в п. 5.3.4 мы назвали такую самооценку рефлексивной). Как отмечает Р. Бернс, «это сопоставление часто фигурирует в различных психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения реального Я с идеальным считается важным показателем психического здоровья» [ Бернс 1986, с. 36 ]; 4) в результате сопоставления человеком успешности/неуспешности своих действий и проявлений через призму своей идентичности: «индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться" в структуру общества» [ Бернс 1986, с. 37 ]. Такую самооценку можно было бы назвать идентификационной. По-видимому, она играет особенно важную роль в поддержании человеком своей идентичности. 3. Поведенческая составляющая Я-концепции, к сожалению, оказалась менее всего описанной. В этой составляющей, в свою очередь, обнаруживаем два вектора: готовность самому действовать (ожидания в отношении себя) и ожидания к другим по отношению к себе. Проявляется данная составляющая, например, в высказываниях типа «Я всегда готов…» (далее следует указание на некое действие), «В таких случаях я предпочитаю…», «Со мной всегда так происходит», «Все хотят со мной познакомиться» и т.п. А также в поведенческих преднастройках (в соответствии с природой установок) – в реальной готовности действовать тем или иным образом в том или ином виде ситуаций, и по отношению к разным типам людей. Порой складывается впечатление, что поведенческая составляющая является и самой чувствительной к особенностям жизненной ситуации (в частности, в отношении характера межличностного взаимодействия), и одновременно самой ригидной, мало изменяющейся по сути. Чувствительность проявляется в гибкой подстройке некоторых технических деталей поведения, а ригидность – в настойчивом использовании одних и тех же сценариев решения своих жизненных задач. Функции Я-концепции. «Работа», которую выполняет Я-концепция, состоит в следующем: 1. Предварительная настройка восприятия, оценки и поведения. Я-концепция выступает как совокупность ожиданий, позволяющих спрогнозировать вероятное развитие событий, следовательно, помочь приготовиться к участию в них. Наверное, излишне напоминать, что ожидания и прогнозы, даже существующие в рамках Я-концепции, не обязательно осознаются, и могут долго оставаться в имплицитной форме. Принципиальная возможность наличия в Я-концепции неосознаваемого содержания создается в силу того, что представления о себе проходят длительный период довербального формирования и созревания. Для более глубокого понимания того, как это происходит, можно в п. 4.5.3 посмотреть о сенсорной основе идентичности и интерактивной ее поддержке, в п. 4.5.4 – о субъектной идентичности и в п. 4.6.2 – о телесных опорах идентичности. 2. Интерпретация актуальных событий и полученного опыта. Я-концепция выступает средством категориальной оценки текущих или произошедших событий. Например, «когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она может увидеть в этом поступке проявление доброты и хорошего воспитания, может заподозрить обидный намек на свой возраст, а может воспринять это как попытку флирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с ее Я-концепцией» [ Бернс 1986, с. 41 ]. Далее автор подчеркивает, что «Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе» [ там же ]. При этом, однако, отмечается, что Я-концепция выступает как активное начало, и изменить ее бывает чрезвычайно трудно. Почему трудно, становится ясно из понимания третьей ее функции. 3. Обеспечение внутренней согласованности Эго-идентичности. Как подчеркивает Р. Бернс, «существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он так или иначе руководствуется самовосприятием… Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. В том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющихся представлений индивида о себе не принципиально, он может внедряться в структуру Я-концепции, насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок» [ Бернс 1986, с. 39 ]. Для поддержания своего образа Я, сохранения или улучшения самооценки, для сохранения привычных стратегий решения жизненных задач человек прибегает к средствам психологической защиты, порой очень грубым и инфантильным, а порой очень изощренным и тонким (см. о психологических защитах). Более того, важность сохранения принятого человеком образа Я и его Я-концепции субъективно столь велика, что в угоду им ставится даже социальное и психическое благополучие человека. Ради того, чтобы подтвердить мнение о себе как неудачнике (или жертве чужих недопониманий), человек готов ухудшить свои результаты в обучении, саботировать работу с психологом, спровоцировать негативные реакции окружающих и т.п. «Суть развитой Фестингером теории когнитивного диссонанса заключается в том, что индивид не может примириться с несогласованными образами Я и вынужден искать способ устранить возникающее противоречие, прибегая, например, к рационализации. Однако внутренние противоречия Я-концепции достаточно часто становятся источником стресса, так как человеку все же свойственна способность реально оценивать ситуацию» [ Бернс 1986, с. 40 ]. Как видим, мы и здесь выходим на такую важную переменную в понимании зрелой личности как целостность, согласованность. А то, что согласовывать приходится много различных содержаний, сомневаться не приходится, особенно если учесть структурную сложность обсуждаемой области.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.24 (0.011 с.) |