Формированиепространственных представлений у детей дошкольного возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формированиепространственных представлений у детей дошкольного возраста.



А. А. Столяр писал: “ Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося”.

А. А. Люблинская выделяет три категории усваиваемых знаний о пространстве:
1) отражение удаленности предмета и его местоположения, 2) ориентировка в направлениях пространства, 3) отражение пространственных отношений между предметами.

С помощью речи происходит специализация пространственного сигнала – расстояния, выделяемого ребенком из жизненной ситуации независимо от того, знакома или нет ребенку комната, двор и другие открытые пространства. Освоение детьми пространства и пространственных отношений между предметами постигается ребенком в результате обучения его взрослыми.

Основы развития ориентировки в пространстве закладываются в раннем детстве. В первые месяцы жизни значительную роль играет ориентировочный рефлекс на звук – рефлекс, который расширяет поле зрения и двигательную активность малыша. Позже формирование пространственной ориентировки связано с предметно-практическим освоением детьми пространственных направлений, начиная с собственного тела и ближайшего окружения, а затем и со словесной системой отсчета. Уже в два года, при нормальном речевом развитии, у детей появляется осознание грамматических отношений между словами, а к трем годам формирование и развитие грамматического строя речи способствуют обобщению и произвольному использованию знаний о пространстве.

На первом этапе, включающем практическое осознание схемы собственного тела, необходимо дифференцировать представления детей о верхних и нижних частях тела, фронтальных и боковых сторонах тела, правых и левых его частях. Детей учат называть части своего тела, части тел других детей, кукол.

На третьем году педагоги должны дать детям представления о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, а спина сзади.

Педагог может поиграть с детьми в дидактические игры: «Покажи, где у тебя голова, ноги, спина..», «Покажи, где у куклы голова, ноги, руки, грудь, спина», «Оденем куклу на прогулку», «Найди такую же игрушку по величине».

Особое внимание следует обратить на различение ребенком правой и левой сторон «на себе». В возрасте 3-4 лет надо продолжать учить различать правую и левую руки и ноги, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части тела. Поиграйте в следующие игры: «Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в левую (правую) руку» и т.д.Обратите внимание на то, что в речи ребенка не должно быть неточных слов: «та, эта», вместо: «справа, слева» и т.д.

Сформировав у детей представление о схеме собственного тела, можно переходить ко второму этапу – формированию пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела, а также внешних объектов между собой. Непременным условием эффективности этого процесса становится отражение соответствующих представлений в речи, усвоение ребенком пространственных понятий.

Ребенок должен находить и располагать игрушки и предметы в ближайшем пространстве вокруг себя (справа - слева, вверху – внизу, впереди – сзади). В играх дети учатся определять расположение игрушек, предметов, других детей (далеко и близко по отношению от себя). В этом возрасте дети должны находить и располагать игрушки в групповой комнате по словесным инструкциям педагога, например: «Возьми пирамидку из шкафа. Посади куклу на диван. Поставь матрешку на верхнюю полку»

В средней группе дети закрепляют полученные знания и учатся словесно обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя: «Дверь позади меня. Шкаф слева от меня. Стол справа от меня». Расширяются представления детей о величине предметов: больше – меньше, длиннее – короче, самый длинный – самый короткий и т. д.

На занятиях по математике дети учатся располагать предметы на полоске слева направо, на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу, посередине. Дети моделируют простейшие пространственные отношения из кубиков, строительного материала.

В старшем дошкольном во время занятий по изобразительной деятельности дети выполняют задания по вербальной инструкции педагога, содержащей пространственные характеристики, учат их ориентироваться на пространстве листа бумаги различного формата и размера. В процессе рисования на свободную тему детям объясняют, что изображаемые объекты не разбросаны по листу бумаги, а связаны между собой пространственными отношениями: «Человек не может быть выше дома, а солнце ниже цветка; предмет, изображаемый вдалеке, рисуется маленьким, а вблизи – большим и т. д.». Ребенок приучается располагать на пространстве листа изображаемые предметы в определенных пространственных взаимосвязях и произвольно строить систему координат изображаемого пространства.

Особое внимание следует уделять подвижным играм, как на прогулках, так и на занятиях физкультурой. В ходе игр и упражнений обязательно должны закрепляться понятия: «правая рука – правая сторона – справа – направо», «левая рука – левая сторона – слева – налево».

Пространственная ориентировка наиболее успешно развивается в ходе дидактических и подвижных игр, в специально созданной игровой ситуации при активности самого ребенка. Для этого широко применяются технологии ЛЕГО.

Для успешности ориентировки в пространстве важно научить ребенка внимательно слушать взрослых и точно выполнять их инструкции. В этом поможет игра «Сюрпризы», когда ребенок, выслушав вашу инструкцию, отыщет предмет. Например: «Иди вперед до домика. Поверни налево. Сделай три шага. Повернись назад, дойди до скамейки, и там тебя будет ждать сюрприз».

В этом возрасте необходимо научить ребенка ориентироваться с помощью схем пространства, плана пути. Для этих целей поиграйте в игры:«Найди предмет», «Найди во дворе дерево, отмеченное на схеме», «Найди предметы во дворе, нарисованные на плане», «Расставь по схеме игрушки на столе», «Помести игрушки по схеме на полках и в шкафу».

Схемы пространства и пути должны быть просты и понятны ребенку. Изображения на схеме или плане делайте четкими контурными линиями, черным фломастером, с минимальным количеством деталей, включая в рисунок элементы, которые передают основные признаки предметов.
12. Формирование пространственных представлений Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области психологии, педагогики и методики, поскольку ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека.

Пространство в философском смысле обозначает объективную реальность, независимую от нашего сознания и отражающуюся им. Пространство – одна из форм существования материи.

Известно, что у человека нет специального пространственного анализатора. Восприятие пространства есть сложная интермодальная ассоциация, образующаяся из взаимодействия различных анализаторов внешней и внутренней среды организма. Деятельность одного анализатора всегда соотносится с деятельностью других анализаторов, участвующих в пространственной ориентировке и образующих сложный системный механизм.

Важной особенностью развития восприятия пространства является постепенное накопление пространственных представлений, овладение специальным опытом, накопленным предшествующим поколением. К трем годам жизни у ребенка должен сложиться системный механизм пространственной ориентировки.

А. А. Люблинская выделяет три категории усваиваемых знаний о пространстве:

1) отражение удаленности предмета и его местоположения, 2) ориентировка в направлениях пространства, 3) отражение пространственных отношений между предметами.

С помощью речи происходит специализация пространственного сигнала – расстояния, выделяемого ребенком из жизненной ситуации независимо от того, знакома или нет ребенку комната, двор и другие открытые пространства.

Освоение детьми пространства и пространственных отношений между предметами постигается ребенком в результате обучения его взрослыми.

На первом этапе, включающем практическое осознание схемы собственного тела, необходимо дифференцировать представления детей о верхних и нижних частях тела, фронтальных и боковых сторонах тела, правых и левых его частях.

Детей учат называть части своего тела, части тел других детей, кукол.

На третьем году педагоги должны дать детям представления о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, а спина сзади. В этом возрасте дети должны свободно ориентироваться в групповой комнате, знать расположение игрушек, в спальне находить свою кровать, в раздевалке шкафчик для одежды.

Сформировав у детей представление о схеме собственного тела, можно переходить ко второму этапу – формированию пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела, а также внешних объектов между собой. Непременным условием эффективности этого процесса становится отражение соответствующих представлений в речи, усвоение ребенком пространственных понятий.

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы

, кубики, «лего»,

пазлы, разрезные картинки, мозаики и т.п. Конструирование предметов из заданных частей. Ребенку дается основная деталь, свойственная всем предметам данного класса: например, емкость (для посуды) или туловище (для животных), стебель (для растений), и различные фрагменты, благодаря которым основная деталь постепенно дополняется, преобразуясь в самые различные объекты. Ребенку предлагают пофантазировать и сложить несколько фигур с единой основой: например, на базе одной и той же «основы» для посуды могут быть (с помощью разных соответствующих фрагментов) сконструированы: чайник, сахарница, чашка и т.п. То же с фигурой человека или животного, растениями и т.п.

Важно, чтобы во время занятий педагог, объясняя детям последовательность выполнения действий, следил за своей речью, точно и правильно употреблял пространственные понятия, четко отражал в речи пространственное взаимоположение элементов поделки. Желательно, чтобы педагог чаще просил самого ребенка рассказать о том, что он сейчас делает, и что будет делать потом. Грамотный педагог не допустит неквалифицированной помощи ребенку, например: «Посмотри, эту линию ведем так, а эту так». Педагогу надо вербализировать процесс: «Начинаем вести линию от уголка. Сначала проводим линию вниз, длиной в три клеточки, а потом направо – длиной в две клеточки и т. д.». Слыша от взрослого четкую инструкцию с точным употреблением терминов, ребенок лучше осознает пространственное расположение линий на листе, пространственное взаимоотношение линий между собой. Постепенно у ребенка вырабатывается правильная стратегия копирования, привычка внимательно анализировать и копировать образец, сверять полученное изображение с образцом.

Сюда относятся конструирование из разного вида материалов; конструирование на плоскости; складывание разрезных картинок; задания на перцептивное моделирование; копирование фигур и изображений разного уровня сложности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.197.64.207 (0.02 с.)