Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Произвольность, как показатель готовности к обучению в школе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Чаще всего, под психологической готовностью к школе понимается 5 аспектов: интеллектуальная готовность (развитие мышления и речи) личностная готовность (развитие учебной мотивации) эмоционально-волевая готовность (развитие произвольности) социально-психологическая готовность (стремление к общению) функциональная готовность (психофизиологическое развитие) Отечественные психологи включают произвольность в число параметров, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Так, по мнению Д.Б.Эльконина, прежде всего, надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения – как ребёнок играет, подчиняется ли он правилу, берёт ли на себя роли? – Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения – важный признак готовности к школе. Педагогическая практика показывает, что очень часто трудности в обучении детей начальной школы связаны с их неумением организовать свою деятельность, точно следовать указаниям учителя, с несамостоятельностью, пассивностью детей, расторможенностью и импульсивностью их поведения. Ребёнок должен сидеть на одном месте во время урока, не разговаривать, не бегать по школе во время перемен, тормозить свои импульсивно возникающие реакции, действовать согласно школьным правилам, выполнять инструкции учителя, соотносить свои действия с заданным образцом. От него требуется проявление необычной, довольно сложной и тонкой двигательной активности. Многие первоклассники не могут постоянно удерживать себя в определённом состоянии, управлять собой в течение длительного периода времени. Зачастую эти причины являются первичными, ведущими к пробелам в знаниях и неусвоению школьной программы. Дети с хорошими познавательными способностями, но низким уровнем развития произвольной сферы требуют повышенного внимания к себе, как во время уроков, так и при подготовке домашнего задания. Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое внимание. Л.И.Божович считала, что одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста умение ребёнка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности (т.е. достаточно высокое развитие произвольности). Д.Б.Эльконин в качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривал умения ребёнка, возникающие на основе произвольной регуляции действий: умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия умение ориентироваться на заданную систему требований умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу Именно на эти параметры развития произвольности, являющейся частью психологической готовности к школе, опирается обучение в первом классе. Фактически эти умения отражают уровень актуального развития произвольности. Согласно представлениям ведущих учёных, произвольность как психическое понятие оказывается связанной с другими психическими понятиями, такими как: воля, мотивация, воображение и рефлексия. Наиболее сложна и спорна связь произвольности с мотивацией. Произвольность и мотивация Педагогический опыт свидетельствует, что на первом месте среди причин низкой учебной адаптации стоит именно слабое развитие произвольности, в то время как высокая учебная мотивация наблюдается практически у всех первоклассников к началу обучения в школе. Всеми педагогами отмечается, что хотя к началу учебного года дети с большим желанием приходят в школу, то к середине года это желание угасает. Эффективность школьного обучения высока, если первоклассник обладает произвольным поведением, как одной из предпосылок учебной деятельности в начальной школе. Произвольность и воображение Произвольное поведение, как показывают специальные исследования Е.О.Смирновой, Е.Е.Кравцовой предполагает не только пошаговое подчинение заданному образцу или правилу, но и элемент предвосхищения, позволяющий избежать возможных ошибок, построения образа результата до начала действия, удержание правила по ходу его выполнения. Произвольность и рефлексия произвольность и воображение в своём дальнейшем развитии приводит к формированию рефлексии – наиболее высокого средства человеческого ума. Рефлексия – это способность надситуативного взгляда, т.е. способность видения ситуацию со стороны, что является условием переосмысления ситуации. Произвольность – это зачаточная форма рефлексии. Так же как и воображение, рефлексия предполагает способность видения целостного контекста ситуации и умение занимать точку зрения вне ситуации. Произвольность и воля Смирнова Е.О., определяя произвольность, подчёркивает, что произвольность есть свойство психики, с помощью которого происходит овладение средствами саморегуляции, в отличие от целей саморегуляции, которые скорей связаны с волевыми и мотивационными процессами. Таким образом, Смирнова Е.О. одновременно подчёркивает, что произвольность и воля близкие, но не идентичные понятия. Произвольность скорее связана с удержанием правил и трансформацией этих правил во внутреннее правило ребёнка, а воля является структурным компонентом личности. 8.Роль сюжетно-ролевой игры в подготовке ребенка к школе Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью с.р игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.). Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие. Значение. Когда дети подчиняются игровым правилам, у них складывается привычка поступать хорошо в разных ситуациях. Дети осваивают моральные нормы, у них формируется позитивный взгляд на труд взрослых, воспитываются положительные качества характера. Следующим благоприятным моментов игры назовем развитие эмоций у детей. Эмоциональное развитие в игре возможно потому, что в игры всегда богаты эмоциями, с которыми в жизни ребенок может еще и не встречался. дети изображают игровые чувства вполне искренне, не притворяясь. Детские чувства по сюжету настоящие и часто оставляют свой след в сознании малыша. Моральные качества ребенка также с успехом воспитываются в игре. Как ведущая деятельность, игровая деятельность имеет значение для становления эмоционального мира ребенка, способствует усвоению им моральных норм поведения. Значительные преобразования происходят у ребенка старшего дошкольного возраста и в интеллектуальной сфере, ведь чтобы организация игры стала успешной, необходимо придумать замысел, что связано с умственным развитием. Если интеллект достаточно хорошо развит, то сюжет игры будет интересным, содержательным. Особенности и длительность игрового сюжета помогает в развитии творчества. Сюжеты игр не повторяются, дети придумывают все новые и новые ситуации, фантазируют. При этом осуществляется развитие воображения и мышления дошкольника. Основные особенности 1)соблюдение правил 2)социальный мотив 3)эмоц.развитие 4) интеллект.развитие 5)развитие речи все это способствует подготовке ребенка к школе. 9. Методологические принципы работы по подготовке детей к школе. В группе дошкольников взрослый не пытается научить чему-то своего подопечного помимо его воли, а старается сделать так, чтобы ребенок сам захотел научиться тому, что ему предлагается. Другими словами, задача воспитателя — так организовать деятельность детей, чтобы они стали активными субъектами учения. Это возможно только при скрупулезном соблюдении методологических принципов проведения занятий с дошкольниками. Вот эти принципы: 1) развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребенка; 2) субъектное отношение к ребенку; 3) развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода, учитывающего "зону ближайшего развития" ребенка; 4) занятия должны проходить в игровой форме и вызывать у участников живой интерес; 5) отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными; недопустимы менторская позиция и порицание за неуспех; 6) ребенок должен иметь право на ошибку; 7) успех должен переживаться ребятами как радость; этому способствует положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны воспитателя; 8) большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы. Последний пункт требует дополнительного пояснения. Оценка — это не отметка, выраженная тем или иным баллом ("один", "два",..., "пять"), а словесный развернутый анализ достоинств и недостатков качества выполненной работы. Вначале взрослый сам объясняет ребенку, что у того получилось хорошо, а что не удалось, причем такого рода объяснение должно быть в максимально доброжелательной форме, ни в коем случае нельзя ругать ученика за ошибки. Затем воспитатель вместе с ребенком оценивает результат его работы. Через некоторое время ребенку предлагается самостоятельно проанализировать качество своей работы. Можно предлагать воспитанникам группы оценивать работу друг друга. Такого рода обучение самоанализу результатов собственной работы способствует развитию самоконтроля во время выполнения заданий, а также адекватному восприятию оценки воспитателя. Особо следует остановиться на поведении того, кто ведет занятие. Прежде всего воспитатель, ведущий занятия, должен заражать детей своей эмоциональностью. Он как бы переливает в ребят свою энергию, стараясь расшевелить их и зажечь в них интерес к предлагаемым заданиям. Образно можно сказать, что воспитатель группы является эмоциональным донором для участников занятия. Эмоциональный фон, на котором проходят занятия, очень важен еще и потому, что он способствует усвоению информации, идущей от взрослого. Чем разнообразнее поведение последнего (мимика, жесты, интонация речи и т. д.), тем легче и быстрее усваивается передаваемая им информация, поскольку фон, на котором преподносится некоторое содержание, постоянно вызывает ориентировочную реакцию у слушателей. Воспитателя на занятии можно сравнить с актером, который на протяжении всего спектакля держит зрителей в напряжении.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.91 (0.012 с.) |