Развитие графических способностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие графических способностей.



Основная цель обучения рисованию дошкольника в детском саду - научить изображать предметы и явления посредством образного отображения жизненных впечатлений. Обучение рисованию детей должно быть направлено на развитие их творческой самостоятельности и активности. Важно учить детей технике рисования. Без достаточного овладения технической стороной рисования невозможно сформулировать у детей дошкольного возраста графические навыки и умения. У ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями. Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для маленького ребенка специальную задачу, решить которую ребенок самостоятельно не может.

На каждом этапе обучения рисованию перед детьми ставятся определенные задачи изображения и соответственно программе детьми должны осваиваться определенные навыки и умения по технике рисунка. Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок в руке. Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами: между большим и средним, придерживая сверху указательным; рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных, энергичных линий).

Дошкольники учатся правильно закрашивать изображения (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура, закрашивать без просветов). Дети приобретают умение регулировать длину штрихов, линий, что необходимо для изображения предметов, их частей и фактуры. Они осваивают различные способы работы кистью и красками (по сухому фону, по влажному, способом размывки). Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цвета, использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разную технику (простой карандаш и краски — гуашь, акварель; цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т. п.).

В старшей группе впервые вводится рисование акварельными красками, закрепляются способы работы гуашью. Дети знакомятся также со способами рисования цветными восковыми мелками, простым и графитным карандашами; учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, фигуры овальной формы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка. Отрабатываются легкое, без излишнего напряжения движение карандашом и кистью, умеренный нажим на бумагу карандашом и регуляция нажима для получения оттенков цветов, рисование концом кисти тонких линий, более широких полос боковой стороной ворса; вырабатывается умение произвольно изменять силу нажима на карандаш для получения цвета разной интенсивности. Дети овладевают ритмом движения при повторности однородных действий, учатся сохранять равномерность движения по размаху, нажиму и направлению штрихов при закрашивании частей рисунка. Дети учатся пользоваться палитрой. На палитре краску разводят водой, чтобы получить светлый тон, или смешивают с другой. Если акварелью рисуют большие плоскости, то покрывают их жидкой, краской светлого тона сверху вниз. Как только краска просохнет, поверх нее рисуют более темными и яркими тонами

14. Формирование представлений о последовательности событий, времени

Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются:

1. Знание временных эталонов (обобщенное представление о них). Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами.

2. Переживание — чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т. е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени.

3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени.

Дети рано начинают ощущать движение и непрерывность времени и отражают их в словах «до», «после», «сейчас», «потом», «вдруг» и т.д. Интуитивное понимание времени как формы существования реальной действительности, которая постоянно изменяется, является одной из предпосылок развития логического мышления.

В процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности по интервалам времени и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени в пределах 5 - 30 минут.

Формирование представлений о времени должно происходить не только в специально-организованных формах, а так же на занятиях по экологии, рисованию, на прогулках, в игре, самостоятельной познавательной деятельности.

У детей старшей группы закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержание деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

В работе необходимо широко использовать такие методы как: наблюдения, беседы, чтение, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи.

У старших дошкольников необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. В процессе обучения обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу: день и ночь — сутки. Для правильного понимания суток дети должны осознать, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.

Ознакомление с днями недели уже в старшей группе следует объединять с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на том, что люди пять дней в неделю работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели).

Кроме того, в старшей группе проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.

В старшей группе воспитатель формирует «чувство времени», понимание значения его в жизни людей, необратимости времени. В этой группе есть возможность ознакомить детей с объемной моделью времени, по которой смогут понять непрерывность, необратимость, симметричность времени.

В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы (утро — встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.). Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания.

В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д. Уточнить представление о частях суток позволяют дидактические игры, например игра «Наш день».

Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова. Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы были с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие по рисованию?»

Говоря о структуре временных представлений ребенка, можно выделить по меньшей мере три различных аспекта этих представлений:

-Адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени);

-Понимание обозначающих время слов (от более простых «вчера/сегодня/завтра» до более сложных«прошлое/настоящее/будущее» и т.д.);

-Понимание последовательности событий/действий/явлений.

15. Развитие тактильной и двигательной памяти. Для развития малыша важна еще и тактильная память – это способность к запоминанию ощущений от прикосновений к всевозможным предметам. Детям, у которых очень развито тактильное восприятие, трудности в школьном обучении встречаются реже. Чтобы потренировать этот вид памяти, можно сыграть в игру «Узнать предмет». Ребенок дошкольного возраста становится спиной к взрослому, а тот завязывает ему глаза и по очереди кладет в его руки разные предметы. При этом названия предметов взрослый не произносит. Задача малыша: догадаться, какая вещь каждый раз кладется ему в руку. После того, как обследовано хотя бы 5-10 предметов, ребенку предлагается взять вещи, причем сделать это необходимо в той последовательности, в которой они были вложены в руку. Сложность задания в том, что ребенку придется выполнить целых две мыслительных операции: узнать и запомнить.
Для младших детей в возрасте 2-4 лет есть простой вариант игры – «Чудесный мешок». Для проведения игры берем полотняный мешок не очень большого размера, кладем туда предметы, которые обладают разными свойствами. Например: пуговица, кубик, игрушка, клубок ниток, спичечный коробок. И ваш ребенок должен на ощупь определить, что за предметы в мешочке. Желательно, чтобы кроха во время того, как щупает предметы, еще и вслух произносил свойства и качества предмета. Малыши могут сами предварительно складывать предметы в мешок для того, чтобы лучше все запомнить. А детям постарше можно дать уже полный мешок.
Старшим детям можно тренировать и развивать тактильную память, обучая его завязывать морские узелочки (тем более что это очень помогает развить зрительное пространственное воображение). Также отличным занятием на развитие тактильной памяти может стать модульное оригами, ведь начинается оно с создания из бумаги одинаковых элементов, которые затем соединяются в единое целое.

Чтобы развить двигательную память деток 3-6 лет, нужна игра «Делай, как я». Ее первый этап: взрослый встает за спиной малыша и делает несколько несложных действий с его телом: поднимает ручки, затем разводит их в стороны, потом поднимает ножку и т.д. После просит ребенка повторить все эти движения. Второй этап игры – более сложный. Взрослый самостоятельно делает некоторые движения, а ребенок за ним повторяет их. После кроха проделывает свои движения, и теперь уже взрослый повторяет за ребенком.
16.Развитие зрительной памяти.

Зрительная память, один из видов памяти, характеризующийся тем, что люди, ею обладающие, легче запоминают впечатления, полученные ими при посредстве зрения; так, при заучивании наизусть они быстрее достигают этого, если сами читают, чем если им читают вслух, т.к. при передаче прочитанного в их сознании возникают зрительные образы прочитанного, страницы и строчки, на которых это написано. Лица или предметы, когда-либо виденные, иногда остаются в памяти на всю жизнь. Исследование показывает, что зрительная память лучше развита у девочек, нежели у мальчиков. Некоторые ученые локализуют зрительную память на наружной поверхности затылочной доли, разрушение которой ведет за собой отсутствие узнавания предметов (или т. н. душевную слепоту). Зрительная память - вид памяти, который основывается на зрительном восприятии. Люди, с преобладающей зрительной памятью легче запоминают увиденный материал, чем услышанный. Зрительная память во многом оказывает влияние на успешность обучения нынешних дошкольников в школе. Важно формировать некоторые приемы зрительного запоминания у детей дошкольного возраста в целях лучшей подготовки их к школьному обучению. Для того, чтобы улучшить память дошкольников, обучить их необходимым способам запоминания, необходимо осуществить диагностику и выявить слабые места по данной проблеме у дошкольников.

Методика "Запомни и найди".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.01 с.)