Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Показатели психологической готовности
Интеллектуальная
готовность
| 1. У ребенка определенным образом должны быть развиты исходные формы логического мышления: понятия, суждения, умозаключения.
• Ребенок способен воспринимать многообразные свойства, внешние признаки предметов, явлений; абстрагироваться от конкретного – обобщать имеющиеся представления о предмете, явлении.
• Умеет отличать существенные свойства от несущественных.
• Может трактовать понятия через описание, функциональное назначение предмета, явления; хорошо знакомые понятия определяет через ближайший род и видовое отличие.
• Умеет выявить связи и отношения данного понятия с другими понятиями.
• Использует в речи умозаключения по индукции и дедукции, индуктивные и дедуктивные суждения.
• Осознает противоречия между суждениями.
• Устанавливает элементарные причинно-следственные связи.
2. У ребенка развиты основные мыслительные действия и операции.
• Умеет устанавливать сходство и различия предметов в сравнении.
• Использует сознательный и интуитивный перенос, в основе которого идея сходства между предметами (аналогия).
• Способен мысленно объединять существенные признаки, свойства, отношения, присущие ряду однородных предметов (обобщение и систематизация).
• Умеет объединять качества и свойства предмета и предметов, осознавать единство между элементами целого посредством синтеза.
• Умеет анализировать сущность предметов – выделять части предметов или явлений, их признаки и свойства.
• Умеет перечислять объекты, входящие в объем родовых и видовых понятий.
• Умеет обобщать множества конкретных понятий разного объема при помощи знакомых или самостоятельно подобранных терминов.
• Распределяет предметы, явления по группам, предварительно выбрав основание классификации.
• Умеет упорядочить предметы, явления по степени интенсивности выделенного признака (сериация).
3. У ребенка развиты предпосылки учебной деятельности.
• Умеет принять учебную задачу.
• Умеет схематизировать, планировать свою деятельность в ходе решения учебной задачи.
• Способен овладеть общим способом решения учебной задачи.
• Умеет объяснить ход решения учебной задачи, сравнивая свои действия с теми, которым его обучают.
• Стремится определить границу своего знания и незнания, своих умений и неумений.
| Эмоционально-волевая
готовность
| 1. У ребенка сформирован определенный уровень произвольно управляемого поведения:
• Ребенок умеет сосредоточить внимание на определенной работе.
• Умеет длительно удерживать цель.
• Стремится к достижению результата своей деятельности, преодолению трудностей.
2. В учебной деятельности ребенок проявляет важные нравственно-волевые качества: активность, дисциплинированность, ответственность, исполнительность.
3. Поведение ребенка характеризуется гуманистической направленностью (доброжелательностью, отзывчивостью по отношению к окружающим, умением понять позицию другого человека); инициативностью и самостоятельностью творческого характера.
4. У ребенка сформирована потребность переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью:
• Переживание радости от познания нового.
• Удовлетворение от успешно выполненного задания.
• Предвосхищение положительной оценки.
5. У ребенка развита уверенность в себе и своих силах.
6. У ребенка сформирована адекватная самооценка.
| Готовность
в сфере общения
| 1. Ребенок умеет строить отношения со взрослыми.
• Положительно реагирует на ситуации общения со взрослым с различных позиций: партнер-партнер, учитель-ученик.
• Ребенок адекватно воспринимает оценку результатов его деятельности.
2. Ребенок умеет строить отношения со сверстниками.
• Сотрудничает со сверстниками в совместной деятельности.
• Оказывает помощь, поддержку при взаимодействии.
• Ребенок способен разрешать конфликты и самостоятельно выходить из них.
| Мотивационная
готовность
| 1. Ребенок имеет определенные представления о школе, учении.
• Представления отличаются полнотой и точностью, знанием всех существенных сторон.
• Ребенок выделяет главное, устанавливает связи между отдельными явлениями, делает верные выводы и обобщения.
2. У ребенка проявляется определенное отношение к школе, учению.
• Желание стать учеником, учиться.
• Осознание учения в школе как способа достижения взрослости.
3. Ребенок показывает интерес к самостоятельной деятельности, близкой учебной (рассматривание книг, использование дидактических игр и т.д.)
4. У ребенка сформирован определенный уровень познавательной активности.
• Ребенок проявляет любознательность в виде углубленного интереса к предметам (их строению, назначению, способу использования).
• У ребенка проявляется потребность узнать о неизвестном, разобраться в сложном, приобрести новые умения.
| Физическая
готовность
| 1. У ребенка нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития мальчиков и девочек 7-летнего возраста;
2. У ребенка сформированы мелкие движения кистей рук и пальцев;
3. Ребенок имеет определенный уровень знаний:
• Знаком с условиями сохранения и укрепления здоровья;
• Ребенок осведомлен о причинных утомляемости организма;
• Осведомлен о способах и приемах снятия напряжения и усталости.
|
Готовность к школе
комплексная характеристика, включающая определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника
| | Создание условий для повышения эффективности готовности
к обучению в школе.
Семинар. Педсовет.
| | Психолого-медико-педагогический консилиум
| | Информационное сопровождение (рекомендации, советы, памятки)
| | Повторное консультирование
| | Прогноз готовности детей к обучению в школе
| | Анализ результатов диагностики детей и анкетирования родителей
| | Клуб для родителей
«Скоро в школу»
| | Организация последующей работы с детьми
(использование разнообразных форм и методов работы: игры, упражнения, экскурсии в школу, праздники)
| | Проведение диагностики предварительной готовности детей к обучению в школе
(диагностический минимум)
| | Индивидуальное консультирование
| | Составление индивидуального коррекционного маршрута. Проведение коррекционной работы с детьми «группа риска»
| | Материально-техническое обеспечение
| | Механизмы подготовки к обучению в школе
| | Создание предметно-развивающей среды способствующей подготовке детей к обучению в школе
| | Организация общения детей в совместной деятельности
| | Учет психофизиологических и индивидуально-психологических особенностей
| | Алгоритм работы по подготовке детей к обучению в школе
| | | | | | | | | | | | Проведение психологической диагностики готовности детей 6-7 летнего возраста к обучению в школе
| | | Круглый стол с приглашением зам. директора по начальной школе, учителей и родителей выпускников ДОУ
| | | Обработка и анализ результатов диагностики детей 6-7 лет к обучению в школе. Педсовет.
| | | | | | | | | | | Составление рекомендаций на летний период
| | | Анализ работы за год по подготовке детей к обучению в школе. Принятие управленческих решений.
Составление прогноза на новый учебный год
| | | | | | Отслеживание степени адаптации и успеваемости выпускников ДОУ
| | |
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ
К НАЧАЛУ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.
Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.
Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения
Наталья СЕМАГО, кандидат психологических наук,
Михаил СЕМАГО, кандидат психологических наук
|