Этап 4. Повторное исполнение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этап 4. Повторное исполнение



Ребенок вновь копирует ту же фигурку. По тому, как он выкладывает ту деталь, на которую обратил внимание психолог, делается заключение о его типе. Можно ограничиться одной фигуркой, можно повторить ту же процедуру с другими фигурками.

Оценка результатов

Диагностическим признаком является внимание ребенка к той детали, которую взрослый определил как ошибочную. Если ребенок выкладывает ее с особой тщательностью, возможно, задавая при этом уточняющий вопрос, это свидетельствует о его принадлежности к учебному или предучебному типу. Если он вообще не ориентируется на замечание, то можно сделать вывод о том, что у этого ребенка — дошкольный тип готовности к школе. У псевдоучеников замечание может вообще блокировать продолжение работы.

Методика не дает точных результатов, но может быть использована в качестве экспресс – диагностики. Ее можно проводить также на другом материале — указать ребенку на неточность написания буквы в слове или элемента буквы в прописи, а затем проследить, учитывает ли он это замечание или нет.

Методика 6 «Определение мотивов учения»

Для 6-летних детей наиболее характерными являются следующие мотивы:

1) собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный);

2) широкие социальные моти­вы, основанные на понимании общественной необходимости учения (социальный);

3) «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);

4) «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, например, подчине­ние требованиям взрослых и т.п. (внешний);

5) игровой мотив, неадек­ватно перенесенный в новую – учебную – сферу (игровой);

6) мотив получения высокой отметки (отметка).

В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опо­рой для запоминания.

Инструкция

Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент про­водится с девочкой, то в рассказе фигурируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематичес­ким рисунком (приложение IX, рис.1) — женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился». Выкладывается карточка с рисунком 2 — фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка с рисунком 3 — схематические фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив).

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с рисунком 4 — две схематические фигурки взрослого и ребенка, изображенные спиной друг к другу; у взрослого — портфель в руках, у ребенка — игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка с рисунком 5 — схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социаль­ный мотив).

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». Выкладывается карточка с рисунком 6 — схематическая фи­гурка ребенка с тетрадкой в руках.

После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следую­щие вопросы:

— Кто, по-твоему, из них прав? Почему?

— С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

— С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа проступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.

Оценка результатов.

По результатам проведения этой методики делается заключение о типе мотивации ребенка. Это может быть один из мотивов или их сочетание.

Ученики ориентируются на учебный мотив.

Дети предучебного типа — на социальный мотив (часто в сочетании с игровым и/или внешним).

Дошкольники выбирают игровой мотив (иногда в сочетании с социальным, иногда — с внешним).

Псевдоученики — внешний или оценочный мотив.

Дети коммуникативного типа предпочитают оценочный мотив, но могут менять свой выбор, пытаясь угадать, чего от них ожидает экспериментатор.

 

 

Анкеты для родителей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.005 с.)