Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Соответствие результатов диагностики, проведенной с помощью методики «Раскраска», и типов готовности к школеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Методика 3 «Колдун» В основе методики лежит экспериментальная ситуация с недоопределенным правилом. Она проигрывает три варианта отношений между ребенком и взрослым: 1) самостоятельная работа по заданию взрослого; 2) работа под непосредственным руководством взрослого; 3) самостоятельная работа по заданию взрослого после работы под его непосредственным руководством. Этим вариантам работы соответствуют три последовательные серии методики. Серия I Инструкция «Вот посмотри, какие у меня картинки (предъявляет набор картинок, см. рис.1). Здесь были нарисованы разные вещи, но пришел злой колдун и заколдовал их так, что остались только контуры. Вот тебе волшебная палочка (ребенку дают карандаш), расколдуй эти вещи, нарисуй их опять такими, какими они, на твой взгляд, были раньше. Ты пока рисуй, а я закончу свою работу. Потом позанимаемся вместе». После этого ребенку показывают на отдельной карточке фигуру, напоминающую контур автобуса, и показывают, как ее можно «расколдовать» (рис.3). В случае надобности инструкция повторяется, отдельные моменты уточняются. Во время выполнения задания ребенок сидит за отдельным столом, проверяющий, сообщив инструкцию, садится в отдалении от ребенка и изображает занятость. Если ребенок долго не приступает к работе, проверяющий в ненавязчивой форме подбадривает его, торопит. В случае обращения ребенка за помощью, за разъяснением, проверяющий уклоняется от прямых указаний, ограничиваясь ответом типа: «Сейчас, я только допишу...», «Я еще не закончила, подумай сам», «Как придумаешь, так и делай» и т.п. Если ребенок отказывается «расколдовать» третий рисунок — неваляшку, ему предлагают закончить работу и переходят ко второй серии. (Отметим, что «неваляшка» (рис.1 в) и «мяч» (рис.2 в) — конфликтные рисунки, не соответствующие инструкции). Серия II Нструкция «А теперь я буду учить тебя это делать. У меня есть еще контуры, их тоже надо расколдовать (предъявляется набор картинок, см. рис.2). Давай попробуем вместе. Посмотри на первую картинку (рис.2 а). Как ее можно расколдовать? Что ты здесь нарисуешь?» (То же относительно рис. б, в). Проверяющий сидит рядом с ребенком, но реально не вмешивается в его работу. На вопросы он отвечает: «Нарисуй, я посмотрю, как у тебя это получится», «Попробуй нарисовать, что придумал, потом посмотрим вместе» и т.д. Кроме того, проверяющий подбадривает ребенка. Если ребенок отказывается выполнять задание с конфликтным рисунком, с ним соглашаются: «Действительно, этот рисунок здесь случайно». Серия III Инструкция «Ну вот, ты уже научился расколдовывать разные картинки, теперь сделай все это совсем хорошо» (предъявляется набор картинок, см. рис.1). Экспериментатор вновь садится поодаль. По результатам трех серий ведется протокол, где фиксируются вопросы ребенка, отмечается темп работы, индивидуальные особенности. Рисунки нумеруются соответственно сериям, подписываются. Основой для характеристики типа ребенка является качество выполнения рисунков, их содержательная сторона, количество деталей, тщательность прорисовки, точность выполнения деталей. Особенное внимание следует обратить на то, как ребенок относится к конфликтному рисунку каждой серии. На основании сравнительного анализа трех рисунков с учетом особенностей поведения ребенка во время эксперимента делается вывод о принадлежности ребенка к одному из следующих типов. Дошкольный тип В эту группу входят дети, которые не принимают задачу, несмотря на неоднократный ее повтор, дополнительные объяснения. Дети не входят в контакт со взрослыми. Результатом такой позиции являются некачественные, беспредметные рисунки: как правило, они копируют образцы или, наоборот, сделаны вовсе без учета образца. Так, на рисунках могут вовсе отсутствовать предложенные фигуры. Характерной особенностью рисунков детей этого типа является одинаковый уровень их выполнения во всех трех сериях. Конфликтные фигуры не вызывают затруднений, поскольку задача — дорисовка деталей — игнорируется. Псевдоучебный тип Характерно почти полное отсутствие вопросов к экспериментатору. Все поведение ребенка характеризуется некоторой робостью. Во второй серии содержательность рисунков, как правило, падает (они становятся суше, скованнее, уменьшается количество деталей, рисунки становятся похожими па схемы), однако может возрасти тщательность выполнения рисунков. Может увеличиться и количество обводов, повторных линий и т.п. (характерные для тревожности). Рисунки I, III серии более содержательные, живые. Конфликтные рисунки либо вызывают отказ, либо противоречие разрешается чисто формально: неваляшка или мяч могут, например, быть обведены в квадрат, в круг. Возможны отказы во II, III сериях («Можно я пойду...», «Я больше не хочу», «Я устал, можно мне в класс?»). Коммуникативный тип Этот тип детей характеризуется тем, что задача принимается только в присутствии взрослого, т.е. в серии II. Вторая серия отличается также и тем, что дети вступают в активный контакт со взрослым, задают много вопросов, которые касаются не только содержания задания, сколько несущественных деталей. Много вопросов чисто коммуникативного характера, например: «А вы к нам еще придете?». Много замечаний, не относящихся к ситуации: «А у моей мамы тоже такая кофточка» и т.п. Дети проявляют интерес к задаче только тогда, когда имеют возможность продемонстрировать свои способности, умения, получить одобрение. Все поведение характеризуется желанием понравиться. Часто весь процесс выполнения задания сопровождается комментариями: «Сейчас нарисую дом... нет, лучше кубик...». Все эти вербализации направлены на привлечение внимания взрослого. Предучебный тип Рисунок серии I — малосодержательный, бедный, часто — формальный (малое число деталей, небрежность). Рисунок в серии I близок к рисункам детей дошкольного типа. В серии II уровень рисунков повышается, в серии III повышение уровня сохраняется. Так, если конфликтная фигура (неваляшка) в первой серии могла быть оставлена без изменений (как правило, и без вопросов экспериментатору о дополнительном пояснении), то в третьей серии она становится, например, елочной игрушкой. Присутствие взрослого «включает» ребенка предучебного типа в содержательную работу, дальше он может работать самостоятельно столь же продуктивно. Учебный тип Дети учебного типа характеризуются независимым от ситуации общения со взрослым содержательным (в этом отличие от дошкольников) выполнением задания. Дети, как правило, работают молча, обращения ко взрослому редки. Содержание работ высокое. Отношение к конфликтным фигурам может быть различным: дети либо твердо отказываются от дорисовки, аргументируя отказ тем, что рисунки «не заколдованы», либо включают их в более сложные содержательные композиции. И в том, и в другом случае трактовка конфликтных рисунков сохраняется во всех трех сериях.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.179.132 (0.006 с.) |