Диагностика готовности детей к школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика готовности детей к школе.



Выявления основных типов развития

Типология психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту

Седьмой год жизни ребенка — кризисный. В отличие от стабильных периодов — дошкольного и младшего школьного — типология кризиса весьма разнообразна (Л.С.Выготский) и к тому же должна строиться на других основаниях, чем в стабильные периоды. Если, скажем, давая характеристику ребенку младшего школьного возраста, можно в извес­тных пределах отделить его отношения к взрослому от успеваемости, то относительно ребенка 6 лет это будет принципиально неправильным.

Основу предлагаемого подхода к анализу трудностей, возникающих у 6-летних детей, составляет целос­тный учет индивидуальной ситуации психического развития ребенка. Под ситуацией мы понимаем единство отношений ребенка к взрослому и к предлагаемым со стороны взрослого задачам. Возможно различ­ные типы ситуаций, существенно обусловливают поведение ребенка на занятиях, его восприимчивость к тому или иному содержанию и т.д. и могут служить основанием для психологически осмысленной типологизации самих детей.

Такой подход оказался весьма продуктивным для диагностики и коррекции неблагоприятных вариантов психического развития детей переходного возраста.

Рассмотрим наиболее характерные типы ситуаций и соответствую­щие им характеристики детей.

Учебная ситуация

Общая ситуация совместимости в школьном обучении — «Ребенок-взрослый-задача» — может трансформироваться для ребенка в учебную. В этом случае взрослый выступает для ребенка в социальной роли учи­теля, то есть носителя общественно выработанных способов действия, социальных образцов. Эта роль предполагает определенную систему сугубо школьных строго регламентированных отношений. Ребенок принимает позицию ученика, готов нести новые для себя обязанности, причем некоторые ограничения, связанные с новой позицией, прини­маются охотно, так как соответствуют новой ступени взрослости. Пред­лагаемые взрослым учебные задания анализируются по содержанию. Ребенок вступает с ним в учебные отношения, то есть в отношения, направленные на овладение новыми способами действия.

Дети, для которых школьная действительность выступает в роли учебной ситуации, — наиболее готовы к школе. Среди них мы выделяем два типа: предучебный и учебный.

Для детей предучебного типа учебная ситуация выступает в нераз­рывной связи своих элементов. Эти дети — типичные шестилетки, их психическое развитие претерпевает кризис. Они уже готовы решать посильные учебные задания, но лишь в присутствии взрослого-учителя. Дома такие дети отказываются от помощи родителей при подготовке к школе, поскольку родители не могут стать членами учебной ситуации. Эти дети одинаково внимательно относятся ко всем указаниям учителя, будь то содержательное задание или, скажем, просьба вымыть доску. Все происходящее в школе для них одинаково значимо. Это в целом благоп­риятный вариант начала школьного обучения, однако он таит в себе одну опасность — фиксацию на формальных, несодержательных моментах обучения (превращение в псевдоучебный тип). Если учитель излишне формализует свои отношения с ребенком, уделяет чрезмерное внимание форме выполнения заданий в ущерб раскрытию их смысло­вой стороны, ребенок в качестве содержания учебной ситуации может выделить для себя именно эти моменты обучения, став нечувствитель­ным к учебному содержанию. Этому может препятствовать дискурсив­ная форма проведения уроков, неформальная атмосфера на занятиях, положительная качественная оценка работы детей с обязательным объяснением критериев оценки — то есть создание на уроке подлинной учебной ситуации, а не подмена ее отношениями руководства-подчине­ния.

Особенностью детей предучебного типа является то, что для включе­ния в работу им необходимо лично к ним обращенное указание учителя. Поэтому на первых порах учитель должен «включать» таких детей в работу лично к ним обращенным взглядом, словом, жестом.

Внутренняя позиция предучебного типа характеризуется общим положительным отношением к учению, началами ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности.

Дети учебного типа вполне готовы к школе. Такие дети — посткризисные, их развитие определяется учебной деятельностью. Поэтому главным регулятором их поведения является содержание задачи, им и определяются отношения с учителем. Ребенок учебного типа может одинаково содержательно анализировать учебное содержание как в при­сутствии взрослого, так и самостоятельно. Где бы он ни находился — в классе или дома — учебное задание выполняется адекватным для него набором действий (в отличие от детей предучебного типа).

Мотивация этих детей преимущественно учебная или социальная, внутренняя позиция характеризуется сочетанием ориентации на соци­альные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Однако у некоторых детей учебного типа отношение к школьным “ритуальным” требованиям может быть весьма свободным. Это несколько осложняет их адаптацию к школе. Специальная коррекция в этом случае обычно не требуется. Учитель должен лишь сдержанно относить­ся к негативным проявлениям, иначе возможноих закрепление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.169.91 (0.021 с.)