профилактика школьной дезадаптации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

профилактика школьной дезадаптации



 

Садыков Р.Г.

Педагог-психолог второй категории

МДОУ ДС ОВ №28

 

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого - педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе - только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:

1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе.

2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка.

3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает.

По итогам диагностического обследования могут создаваться спец. группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.

Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу - выявление его индивидуальных особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работ

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю. Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Д.Б. Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития.

В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве с взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его с взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.

Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.

В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемо ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.

А.Н. Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается «периодом первоначального, фактического склада личности». Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во-первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы. У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстантанций

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Сознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций т.е. целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся. В результате игра к концу этого периода перестает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность порождает кризис. 7 лет. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки). В кризисный период происходят изменения в плане переживаний.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

 

Социально-психологическая готовность ребенка
к школьному обучению в сфере общения

 

Русских И.В.,

Старший воспитатель

МДОУ детский сад № 105

 

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Одним из компонентов психического развития является социально-психологическая готовность к школьному обучению. Она предполагает наличие у ребенка качеств, необходимых для общения с другими детьми, с учителем. Первоклассник должен уметь достаточно гибкими способами устанавливать контакты с другими детьми, уметь входить в детскую группу и действовать совместно с другими, уметь и уступать, и защищаться.

Немалую роль в успешной адаптации к школе играют характерологические и (шире) личностные особенности детей, сформировавшиеся на предыдущих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в школу. Не сформированность таких качеств и способностей или наличие отрицательных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок активно отвергается одноклассниками. Существуют такие личностные образования, которые могут препятствовать успешному вхождению ребенка в группу. Это неадекватно завышенная самооценка и уровень притязаний. Такие дети некритично стремятся к лидерству, реагируют агрессией и негативизмом на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от деятельности, где может проявиться их несостоятельность. Не менее серьезные проблемы возникают и у детей со сниженной самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, крайней неуверенностью в собственных силах, что формирует зависимость, сковывает развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях. Чисто теоретические сведения из возрастной психологии могут, конечно, дать пищу уму, и подвигнуть родителей на выработку конкретных действий по планомерной подготовке ребенка к школе. Но рекомендации такого плана есть у практических психологов. Мы можем поделиться некоторыми приемами и способами, которые по нашим наблюдениям дают результаты. Необходимы лишь родительское желание и постоянная готовность проверять и оценивать насколько ваше родительское поведение и взаимодействие с ребенком могут относится к действиям по подготовке к школе. По большому счету многие моменты повседневного общения имеют обучающую ценность. В нашей культуре не принято развернуто говорить о чувствах, о том, что мы испытываем при определенном взаимодействии. Это очень важный момент. Когда ребенок вместо крика и оскорбления в ответ на грубое или просто неприятное для него обращение уверенно говорит о том, какие негативные чувства он испытывает, а затем – что он хочет (какого отношения, обращения с ним), в этом случае негативное напряжение не увеличивается, снижается социальная напряженность, ребенок привлекает к себе особое внимание и заставляет прислушиваться к себе. Это очень нелегкий процесс – высказаться подобным образом. Трудно также ребенку оценить и степень негативных эмоций, идущих со стороны партнера. Но большую ошибку совершают те родители, которые заранее настраивают ребенка на отпор тому «злому» мальчику (да и девочке тоже), которые «будут лезть». Обученный такому «взаимодействию», будет ли ребенок оценивать степень идущей на него агрессии, анализировать ситуацию? Опыт общения, а, следовательно, наработанных навыков неконфликтного взаимодействия у дошкольника недостаточно. Да еще и мамины - папины рекомендации «давать сдачу» делают свое дело – наши дети все чаще агрессивны и недоверчивы. А это уже – прямой путь к начальной социальной дезадаптации. Положительный же опыт общения, умение говорить о своих чувствах, а главное – уверенность возможности общения на равных и по-доброму со всеми, - вот то, что заинтересованный родитель может дать. И этот опыт будет поистине «золотой» по психологической и педагогической ценности. Но ничто не сравнится по результату с родительской любовью. Когда ребенок уверен, что он «хороший», любимый, что все можно исправить, если он даже сделал что-то не так, когда мама верит, что любой поступок диктуется изнутри только положительными намерениями. То есть когда закладываются основы самоуважения. Не случайно мы начинаем говорить о подготовке к школе именно с момента общения с ребенком. Так как и интеллектуальное развитие происходит не само собой, а только в действии. Общение, целенаправленное и спланированное родителями, будет той деятельностью, которая направит развитие интеллектуальных функций ребенка. Побуждение ребенка к развернутой монологической речи, к ответу на вопросы при заинтересованном, внимательном отношении – это тоже практика развития ребенка. В стремлении искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, в поиске различных путей и вариантов решений в собственном усилии без просьб о помощи и появится самостоятельность, которая является одним из критериев школьной готовности.

Активизировать этот процесс можно любым способом: просьбой рассказать сказку, прочитанную вчера (или в садике); побуждением рассматривать любую ситуацию, встреченную по пути; вопросом о представлениях ребенка по конкретному моменту. Возможны также игры типа: «Что чем станет?» с рассмотрением возможно большего количества вариантов (желудь, тучка, яйцо и т.д.). «Что было прежде?» (река, лужа, трава и т.д.) – на рассмотрение причины и следствия. «Как можно из дома сделать кирпич и из кирпича – дом?» Предыдущие игры решают и еще один момент в развитии ребенка – повышают уровень развития познавательных процессов, то есть позволяют тренировать наблюдательность, выделять в предметах и явлениях те или иные свойства и стороны, владеть логическими операциями.

Опыт нашей работы позволяет сделать вывод: начинать коммуникативную подготовку ребенка надо за долго до поступления в школу, чтобы избежать личностных отклонений в развитии. Эта подготовка должна направляться педагогами, родителями на развитие «Я» – ребенка, на усвоение им новых действий с помощью ведущего вида деятельности–игры.

 

Продолжение следует …

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.08 с.)