ЭСТРАДНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЭСТРАДНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ



 

ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ ДЕТСКОГО ЗРИТЕЛЯ. - СОЗДАНИЕ СЦЕНАРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТОЧНЫМ ВОЗРАСТНЫМ АДРЕСОМ - ПРОФЕССИОНАЛЬ­НОЕ ТРЕБОВАНИЕ К МАСТЕРСТВУ ЭСТРАДНОГО ДРАМАТУРГА. - УЧЕТ В СЦЕНАРИИ СПЕЦИФИКИ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ. - ИН­ТЕРАКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ СТРУКТУРЫ ДЕТСКОГО ЭСТРАДНОГО КОНЦЕРТА. - ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ КАК ОБЯЗА­ТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЭСТРАДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. - ДИНАМИКА СЮЖЕТА. - МЕСТО И ЗНА­ЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ЭСТРАДНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ. - СПЕЦИ­ФИКА ВВЕДЕНИЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ В СЦЕНАРИЙ ОБЫЧНОГО КОНЦЕРТА. - МОБИЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ ЭСТРАДНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ. - ПРОБЛЕМА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ В ЭСТРАДНОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Когда речь заходит о том или ином представлении для детей, следует сразу выяснить, о детях какого именно возраста идет речь? Надо выделить четыре возрастных слоя:

1. Дошкольный возраст

2. Школьники младших классов

3. Школьники средних классов

4. Старшеклассники (тинейджеры).

Это деление достаточно условное, и по мере взросления дети плавно переходят из одной группы в другую. Но у каждой есть своя специфика восприятия, свой уровень понимания, свои ассоциации и свои любимые герои.

Согласно существующим у нас традициям все дети тем или иным образом всегда отмечают Новый год, чуть реже — 8 Марта. У стар­шеклассников бывает еще Праздник последнего звонка, Выпускной вечер, Общегородской праздник «Алые паруса» или «Белые ночи»

Стр.241

А школьников 5-7 классов учительница литературы иногда водит в ТЮЗ или в кукольный театр. И в каждом случае у истоков такого «культурного мероприятия» непременно стоит тот или иной сцена­рист, режиссер или люди, принявшие на себя эти обязанности*.

Надо сказать, что «временные границы» в сознании многих мо­лодых людей очень сдвинуты.

Знаменитый бард А. Городницкий, кумир интеллигенции прошлых лет, автор знаковой песни 60-х годов минувшего века «Атланты держат небо на каменных руках», рассказывал, что относительно недавно на одном из его творческих вечеров к нему за автографом подошла ми­ленькая девушка-студентка и чистосердечно призналась; мол, я очень люблю ваши песни, но думала, что вы уже давно умерли...

Все дети, а частично и подростки, живут в очень сложном, дефор­мированном «временном пространстве» — без прошлого, или почти без прошлого. У них в сознании есть только яркое «сейчас», «сегод­ня», довольно туманное «завтра», а «вчера» или «прошлым летом» всплывает в памяти только лет с б-ти. И сценаристу надо всегда об этом помнить.

И праздники «последнего звонка», и Новый год — праздники традиционные. Тут более или менее с драматургией все ясно. Есть только вариации известных сюжетов с обязательными в новогодние дни ситуациями и действующими лицами — Дедом Морозом, Сне­гурочкой, Бабой-Ягой. При окончании учебного заведения непремен­ным атрибутом является вальс «Давно, друзья веселые, простились мы со школою», и т. д.

При этом обнаруживается некий парадокс. С одной стороны, дети достаточно консервативны и прямолинейны. Они с самого на­чала хотят все знать. Кто «хороший» герой, кто — «плохой», что происходит, и где тут «наши».

Когда в одном из новогодних представлений сценарист попробо­вал заменить Бабу-Ягу близкой по образу Бабой-Корягой, дети от­вергли эту замену. Все равно это была Баба-яга. Более того, когда в

* Ведь даже у песенки «В лесу родилась елочка» был автор, точнее — авторесса, ко­торая дожила до 60-х годов прошлого, XX века, и даже получала за свой труд авторские отчисления в Агентстве по авторским правам.

Стр.242

одну из очень теплых в Ленинграде слякотных зим была сделана по­пытка вывести в качестве антипода Дедушки Мороза «Тетушку Жару» — его дальнюю родственницу по «боковой линии», — с кото­рой он раньше никогда в жизни не встречался, потому что если есть мороз, значит, нет жары, и наоборот, — преодолеть стереотип детско­го восприятия, который очень силен, не удалось: если «злая сила» бо­рется с Дедом Морозом, значит, это должна быть Баба-яга...

И никакие гуманистические проповеди, что вообще-то Баба-Яга, она — тетка хорошая и в молодости даже была Снегурочкой, пока не пошла работать в школу учительницей младших классов, детьми в расчет не принимаются. Дети живут в мире стандартных «клавиш», в мире эталонов...

Знакомые и привычные герои — непременные участники эстрадных представлений для детей. Введение их в сценарий является обязатель­ным и обусловливается психологией детского восприятия.

Причем эти привычные герои не обязательно должны быть из­вестными персонажами из старых сказок, мифов, легенд. Это впол­не может быть и современный герой, но непременно «раскручен­ный» средствами массовой информации, в особенности — телеви­дением. Это может быть и персонаж популярного мультфильма (такой, как например, Почтальон Печкин, Кот Матроскин или Кро­кодил Гена), и даже героиня интернет-комиксов Масяня. Более того, в последнее время появились елочные детские представления, в которых в роли отрицательного героя выступают... «компьютер­ные вирусы», «мультики», и детская аудитория послушно прини­мает эти нововведения. Вот вам и «консерватизм» с «традициона­лизмом»...

С одной стороны, наши дети любят сказки, с другой, — с удо­вольствием принимают каких-то придуманных на телевидении «сме-шариков» и даже знают их по именам...

Был год, когда по телевидению изо дня в день «крутили» лихой американский «мультик» о «звездных войнах», где главным дейст­вующим лицом был некий придуманный за океаном герой — Валь-трон. И наш Мюзик-холл на волне успеха этой ленты у детской ауди­тории поставил новогоднее представление под названием «В гостях у Вальтрона». И все состоялось, зал принял эту игру. Дед Мороз

Стр. 243

отодвинулся на второй и даже третий план, главным было то, что происходило вокруг подготовки путешествия в волшебную страну Вальтрона...

И пусть самого Вальтрона на сцене детям не показывали, сам «ход» достаточно хорошо «срабатывал», и все были довольны...

Лучше всего, если в основу любого представления для детей положен какой-то нехитрый и динамичный сюжет.

Герои должны кого-то искать, за кем-то бежать, лететь, дого­нять, и конец надлежит сделать хорошим. Все должно быть четко, выпукло, понятно, что не исключает хитро закрученной интриги, требующей сообразительности. Не надо играть с детьми «в поддав­ки», они должны сами разгадывать «сценические кроссворды».

Еще один важный постулат при создании сценария эстрадного пред­ставления для детей состоит в том, что это представление должно быть музыкальным.

· · · · · ·

Продолжительность представления для детей должна быть не более 40-45 минут.

Больше наши маленькие зрители не выдерживают и по линии концентрации внимания, и по другим обстоятельствам физиологи­чески-возрастного характера.

Во всех детских эстрадных представлениях может и должен быть ис­пользован интерактивный способ общения со зрительным залом.

Для детей не существует такого театрального понятия, как «чет­вертая стена», с ними можно и нужно вступать в диалог, петь песни и отгадывать загадки. Их надо вовлекать в сценическое действие всеми возможными способами: просить поддержать героев или пред­упредить о какой-то опасности, вместе позвать кого-то, произнести «волшебное слово», и т. д.

В последние годы у нас в Петербурге для первоклассников про­водится Праздник первого звонка. Ставится большое театрализован­ное представление в Ледовом дворце с участием популярных эстрад­ных артистов, многочисленных детских коллективов, Ледового те­атра и цирка.

Стр.244

Используется вся современная театральная техника, демонстри­руется специально придуманное сценаристами «Лазерное шоу», на большом диодном экране, напоминающем классную доску, проходят специально отснятые и смонтированные сюжеты. На этот же экран транслируется зал дворца, по торцу сцены пущена «бегущая строка». Ведь самый первый урок в школе должен быть праздничным, музы­кальным, веселым...

Представление построено как путешествие в Страну знаний. Ведут программу несколько цирковых клоунов. Надо сказать, что в этом огромном зале очень хорошо смотрятся все эстрадно-цирковые жанры.

В данном представлении «задействованы» сразу три игровые пло­щадки: главная сцена, четырехугольник Ледового поля и традицион­ный круглый цирковой манеж. И то обстоятельство, что действие все время переходит от одной точки к другой, дает возможность держать высокий темп представления, используя метод «монтажа аттракцио­нов» и почти не прибегая к конферансу. Ведь даже краткие аннотации к происходящему останавливали бы течение театрализованного кон­церта.

Нельзя не упомянуть, что во многих юбилейных, тематических и даже правительственных концертах часто используются различные детские коллективы, чаще всего — танцевальные и вокальные. Ино­гда для детской группы пишется специальное стихотворное поздрав­ление юмористического характера. И, как правило, этот номер «об­речен на успех»...

Весьма логично для детских спектаклей использовать какие-то сказочные мотивы или инсценировать известные сказки.

К примеру, очень жаль, что вроде бы, насколько нам известно, ни­кому не пришла в голову мысль использовать для детского эстрадного спектакля русскую народную сказку «про Царевну-несмеяну». Ведь в ее сюжете уже заложен «конкурс юмора», а традиционный образ Ива­нушки-дурачка, который, конечно же, на самом-то деле никакой не ду­рачок, а просто себе на уме и в общем-то умнее всех, для нашей стра­ны достаточно органичен.

Впрочем, в одном из кукольных театров разрабатывался вариант сюжета, в котором при гастролях в далекую «заграницу», на какие-то экзотические острова, нашему Иванушке-дурачку противостоял

Стр.245

американский Агент 007*, имевший задание выведать у него «секрет успеха». Уже сама постановка вопроса изначально достаточно ко­мична, хотя в принципе это, конечно, — кукольный спектакль для взрослых.

Попутно следует упомянуть, что на границе «детского» и «взрос­лого» жанров на эстраде и телевидении не раз делались попытки ре­ализовать такую форму, как «елка для взрослых!», всегда в резуль­тате имевшие успех...

В структуре сценариев программ для детей есть один важный драма­тургический прием, который, наверное, можно было бы назвать «ди­намическим», или «мобильным построением программы».

Иногда, когда представление для детей продолжается около часа или немного более, оставаться без движения в театральном кресле для маленьких зрителей становится проблемой. Дейст­вующие лица той же новогодней программы бегают по сцене и по залу, борются, дерутся... А они, дети, любители всего этого, вынуж­дены сидеть сиднем. Это нехорошо, это мучительно и несправед­ливо!

Но что же делать?

Надо стараться использовать для детских представлений такие залы и помещения, где зрители могут перемещаться вслед за действу­ющими лицами, из одного зала в другой, из одного фойе в другое. Пусть не все сразу, пусть группами — все это можно придумать и заложить в сценарную разработку.

Такая же форма «мобильной программы» иногда используется в постановках для взрослых.

Например, существуют театрализованные экскурсии по музеям.

На Елагином острове, где расположен санкт-петербургский Цеп-тральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО), удалось поставить пред­ставление, где дети-зрители перемещались по извилистым дорожкам парка и за каждой группой деревьев их ждал сюрприз — очередная сценка, продолжающая сюжет эстрадного представления...

Аналогичный прием может быть использован и на различных яр­марочных представлениях. И это очень органично, так как на самом

* Почему сценаристы решили, что его перевербовали американцы? Даже детям из­вестно, что 007 — истинный англичанин.

Стр.246

деле этот способ построения представления был изобретен много веков назад.

Сегодня в общем русле эстрадного искусства, где, наряду с все еще имеющимися государственными структурами, становится все больше частных продюсерских агентств системы шоу-бизнеса, где во главу угла, естественно, ставится не качество того или иного, в час­тности детского, шоу, а именно бизнес, получение прибыли практи­чески любыми средствами, — вопрос ответственности за то, что вы­носится на эстраду, становится особенно острым.

Эта частнопредпринимательская деятельность в области эстрад­ных представлений для детей практически никому не подконтроль­на. И тысячи маленьких граждан нашей страны, как любили говари­вать в прошлые годы, «наше будущее», беззащитны перед тем, что им показывают, к чему призывают, чему учат, и что они, как губка, впитывают с экранов телевизоров, с эстрад дворцов культуры или садово-парковых представлений.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.027 с.)