Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Драматургия эстрадного обозрения

Поиск

ЧТО ТАКОЕ ЭСТРАДНОЕ ОБОЗРЕНИЕ (РЕВЮ). - ИЗ ИСТОРИИ ОБОЗРЕ­НИЙ. - ТРАДИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ В ЭСТРАДНЫХ ОБОЗРЕНИ­ЯХ. - ДВА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА ПОСТРОЕНИЯ СЮЖЕТА ЭСТРАДНО­ГО ОБОЗРЕНИЯ. - ОБОЗРЕНИЕ-ПУТЕШЕСТВИЕ. - ОБОЗРЕНИЕ С ФИГУ­РАМИ ОБОЗРЕВАТЕЛЕЙ. - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТИВА КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЮЖЕТОВ ЭСТРАДНЫХ ОБОЗРЕНИЙ. -АВТОРСКИЕ ЭСТРАДНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ.

Один из самых простых способов организации эстрадных номе­ров с целью превращения их разумной последовательности в еди­ную театрализованную программу состоит в создании того или иного ОБОЗРЕНИЯ. Музыкальное обозрение в России иногда еще называют РЕВЮ.

«ОБОЗРЕНИЕ (франц. Кемие) — вид представления, объединяющий раз­личные эстрадные формы — сценки, куплеты, пародии, песенки, цир­ковые номера и другие, при помощи несложного сюжета (обычно свя­занного с путешествием) или постоянных персонажей-обозревате­лей. <...> В Европе в конце XIX в. развиваются два вида обозрений — 1) сатирическое злободневное обозрение, 2) эффектное зрелище с ба­летом, хором, цирковыми номерами в программах театров варьете, мюзик-холлов, цирков»1

Эстрадные обозрения, особенно в прошлом, часто были полем для политической сатиры.

По свидетельству Е. Д. Уваровой, в России обозрения появились в 70-80-х годах XIX века. Одно из первых политических обозрений было поставлено В. М. Лентовским в 1877 году. Оно называлось «Ба, в Москве знакомые все лица». Большой популярностью пользова­лись они и в Петербурге: «обозревали» Неметти, Тумпаков,

Стр.224

Павловский театр, «Олимпия», «Аркадия» и др. В веселой и остроумной форме подавалось сатирическое содержание.

Например: «На площади перед Думой, вокруг большой лохани, сидели гласные и пускали мыльные пузыри с надписями „Троицкий мост»", „Городской трамвай", „Всеобщее образование". Поднявшись в воздух, пузыри лопались...». Или: «Двадцать пять актеров, изо­бражавших банковских деятелей, выходили друг за другом. Из кар­мана первого содержимое перекладывалось в карман второго, и т. д. „Что это такое?" — спрашивал Обозреватель. — „Это? Это же взаим­ный кредит"»*.

В обозрении «Русский бес» («Оперетта в Пассаже», 1906) шла сце­на о возвращении цензуры: шестеро актеров, изображающих редакто­ров разных изданий, с завязанными ртами, в саванах и кандалах, не­сли стяг с надписью «129-я статья». Номер имел шумный успех.

Наиболее популярные обозрения того времени — «Комета Галлея» («Аквариум». Москва, 1910), «Петербургская Кармен» (Екатеринин­ский театр. СПб, 1906), «Дни свободы» («Зимний фарс». СПб., 1905) и другие. В различных эстрадных жанрах — пантомиме, скетче, куплете, пародии — поднимались самые злободневные политические темы: кон­ституция, расправа над студентами, продажность депутатов, и т. д.

Широко распространенные в молодой Советской России полит -обозрения, появившиеся по инициативе Л. Д. Троцкого, возникли не на пустом месте, а подхватили уже существующую традицию. Есте­ственно, изменились темы, стала другой политическая направленность, но форма политобозрения в России родилась гораздо раньше2.

Родина обозрений — Франция, где они появились в драматичес­ких театрах в 30-х годах XIX века. Но сам принцип обозрения -очень древний, можно сказать, классический. В литературе он, в ча­стности, определяется термином «роман-путешествие». Так что к обозрениям можно отнести и древние религиозные «Жития святых», с их передвижениями по дорогам, проложенным «по земле, в небе­сах и на море». Сюда же относятся «Одиссея», «Дон-Кихот», «При­ключения Ходжи Насреддина», «Кому на Руси жить хорошо?», «Пу­тешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «12 стуль­ев» и еще многие другие классические произведения.

Стр.225

Сюжет, построенный на передвижении в пространстве или во време­ни, — вот стержень испытанного веками драматургического хода для со­здания обозрений, который многократно находил себе применение на эстраде.

В своей книге «Эстрадные заведения» профессор С. С. Клитин, касаясь историографии этого вопроса, пишет:

«Примером <...> может служить спектакль-феерия под много­значительным названием „В волнах житейского моря", шедший в 1892 году в Петербургском Зоологическом саду. Героиня, стремя­щаяся быть не узнанной, путешествует по городам Европы в костю­ме мальчика. Ее преследует герой, с ярко выраженными чертами фата... Путешествующие оказываются в Неаполе на веселом празд­нике, затем в Монако, потом, конечно, в Париже на светском бале. Естественно, герой „исправляется", и все заканчивается как нельзя лучше. Но так или иначе, банальный и незатейливый сюжет позво­ляет оправдать постановку весьма экзотических и выигрышных мас­совых сцен...»3

В нашей сегодняшней реальной театральной жизни чаще быва­ет наоборот — массовые, экзотические и «выигрышные сцены» име­ются как данность. А сценаристу с режиссером нужно придумать какой-то драматургический ход, который позволяет показать их на сцене в той или иной разумной последовательности. И тут, конечно, те или иные «путешествия», «полеты» и «плавания» исключитель­но удобны.

В частности этим же путем пошли сценарист и режиссер при по­пытке в начале XXI века возродить Московский мюзик-холл, предла­гая драматургическую разработку под названием «Вояж без виз», где просто реально существующий мюзик-холл как бы отправляется на гастроли по разным странам и континентам. И далее — карнавал в Ве­неции, коррида в Испании, бал в Париже...

Исторически достоверным примером разработки именно тако­го хода можно привести спектакль Московского мюзик-холла по сце­нарию известного пролетарского поэта Д. Бедного «Как 14 дивизия в рай шла...».

Ситуация там была придумана и вправду экзотическая. Спектакль повествовал о том, как во время Первой мировой войны целая

Стр.226

дивизия подорвалась на минном поле, и все они, как защитники Отечества, должны были прямым ходом, со всей амуницией двинуться в Рай. Но за доблестной армией шли маркитантки, проститутки, дезертиры-ма­родеры, которым тоже в Рай очень хотелось. Однако брать их туда не было никакой возможности... В этом была сильная и очень модная в те годы антирелигиозная тема.

Наверное, и классический сюжет знаменитого романа «Принц и нищий» мог бы иметь соответствующую и очень удобную для кра­сочного эстрадного представления сценарную разработку...

Для иллюстрации вспомним еще и программы Московского мю­зик-холла послевоенных лет. Это и «Москва — Венера, далее — вез­де», и «Красная стрела прибывает в Москву», и спектакль Москов­ского театра эстрады «Вот идет пароход», и уже упоминавшийся, готовившийся к открытию нового Московского мюзик-холла спек­такль-обозрение «Вояж без виз». И вправду, что может быть проще и естественнее, чем ехать куда-нибудь, плыть, лететь и «обозревать» все, что попадается на пути... Правда, следует в самом начале придумать какую-то цель путешествия, поиск чего-нибудь или кого-нибудь, погоню за кем-нибудь или что-нибудь в этом роде.

Еще одним примером из этого ряда может служить следующее драматургическое построение...

Вспомним роман А, Толстого «Аэлита». Он заканчивается до­летающими из космоса все слабее и слабее словами загадочной не-божительницы Аэлиты «Где ты, инженер Лось?». И вот возьмем в качестве отправной точки фантастическое событие: Аэлита приле­тела к нам на Землю.

И не просто любовный жар привел ее к нам. Она в служебной ко­мандировке. Там. в звездных мирах, хотят понять, в чем состоит суть настоящего «земного притяжения», — не известной всем вульгарной гравитации, — а духовной ее составляющей. Почему люди Земли, вы­бравшие лозунг «Сквозь тернии — к звездам!», попав в космос, так стре­мятся поскорее снова вернуться домой, на Землю? Почему они тянут­ся туда, почему так любят свою беспокойную, экологически неблаго­получную планету, почему именно на ней ищут свое счастье?

И вот Аэлита начинает искать на Земле самого счастливого чело­века. Среди олигархов и среди бомжей. Среди поэтов и чиновников. Интрига в том, что счастливых на Земле много, но самого счастливо­го найти не представляется возможным, счастье — это для нас что-то

Стр.227

такое, что, поманив, скрывается за чертой горизонта, но зато всегда зовет в дорогу...

То или иное путешествие по разным странам и городам, по стра­ницам старых и новых книг, по творческим лабораториям поэтов и композиторов и лабораториям ученых всегда помогут относительно легко выстроить эстрадную программу.

Например, чисто обозренческий ход был использован в спектак­ле санкт-петербургского Театра музыкальной комедии «История ВКП(б) в песнях и частушках», который поставил народный артист России А. А. Белинский. Там мы честно «обозревали» свое песенное и частушечное «наследство», переходя от темы к теме, от года к году, от исполнителя к исполнителю с помощью бесхитростных и достаточно конферансных по своему характеру связок.

Повторимся: границы между театрализованным концертным представлением, шоу-программой, эстрадным обозрением, ревю и эстрадно-музыкальным спектаклем в театре оперетты достаточно условны. И это хорошо и правильно.

Хочется обратить внимание и на то, что путешествовать можно не толь­ко в пространстве, но и во времени, тем или иным способом перено­сясь как в прошлое, так и в будущее. Столкновение мировоззрений, быта, костюмов, принятых манер поведения и условностей, характеров героев разных времен — испытанный путь не только к органичному сюжетному объединению номеров, но и, что для эстрады особенно важно, — к выстраиванию комизма ситуаций.

При этом не следует, что называется, забивать себе голову по­исками реальной логики. Как и почему именно это произошло -в эстрадном обозрении никого не волнует. Трамвай на стрелке слу­чайно не туда повернул, и вот в его окнах появляются уже не знако­мые нам силуэты Питера, а минареты средневекового Дамаска... Или начинается Всемирный потоп, или еще что-нибудь, такое же неожи­данное и красочное...

Вероятно, ждет своего часа театрализованная программа-обозре­ние по роману М. Твена «Янки при дворе короля Артура». И мно­гие другие классические произведения, где можно использовать этот прием.

И тут мы должны рассмотреть еще одну позицию в выбранном нами ряду драматургических приемов, годящихся для создания

Стр.228

красочной театрализованной концертной программы, в особенности обозрения и ревю.

Впрочем, мы уже и так вторглись в пространство этой темы...

· · · · · · · ·

Практика показывает, что на эстраде для построения театрализованной программы часто используется тот или иной «чужой мотив», взятый «напрокат» из какого-то достаточно известного произведения. Порой это даже не инсценировка, а использование тех или иных ситуаций или просто образов популярных героев.

Примером может служить спектакль Ленинградского мюзик-холла «Новая Кармен»*.

В этой программе Кармен, не как в опере Визе по новелле Мери-ме — молодая разбитная работница табачной фабрики, — а наша ста­рая питерская «путана», уличная представительница древнейшей про­фессии Катька, по прозвищу Кармен. А дальше, лишь слегка придер­живаясь канвы классической оперы, выстроена цепочка сценок, под музыку и без нее, с юмором и без оного. Отдельные сценки-связки использовались как конферансные репризы в обычном сборном кон­церте, но каждый раз находился тот или иной повод выпустить на сце­ну вокалиста или вокалистку, показать тот или иной хореографичес­кий этюд. При этом трудно сказать, что было первичным: имевшийся красивый танец или забавная «заходная» на него миниатюра. Тут, как сейчас любят говорить, «возможны варианты».

Соответствующего стиля мюзикл недавно был поставлен в Мос­кве по «12 стульям», но, судя по всему, с переводом сюжета из одно­го жанра в другой авторы эстрадного варианта не справились. Спек­такль успеха не имел, что, естественно, не может отменить других попыток подобных манипуляций.

· · · · · · ·

Впрочем, создание сценария обозрения не обязательно требу­ет обращения к адаптации известного произведения. На эстраде

* Хотя она называлась «новой», но по существу такой не была. Драматургический ход этого обозрения почти полностью повторял «Петербургскую Кармен» начала XX ве­ка, о которой рассказывалось в начале главы. Вот уж поистине: «Новое — хорошо забытое старое»

Стр.229

существуют театрализованные концертные представления, драма­тургия которых является плодом чистой фантазии сценариста и ре­жиссера-постановщика. Они не связаны ни с какой праздничной датой, не являются ответом на чей-то заказ, иллюстрацией или раз­витием чей-то мысли или сюжета. Это творчество в чистом виде, произведение, выросшее, можно сказать, на пустом месте, из возду­ха, из растворенной в нем информации, из ритмов и красок сего­дняшнего дня. И создание таких программ требует высокого интел­лектуального и профессионального уровня.

Именно такие программы очень часто относятся ко второму типу обо­зрений, когда в основе сюжета — не путешествие, а постоянный (или по­стоянные, если их несколько) обозреватель, который «обозревает» и обыгрывает тему, положенную автором в основу представления.

К таким мы можем отнести, например, спектакль санкт-петер­бургского Театра эстрады «Как делать деньги?». И хотя в афишах он именовался спектаклем, по сути это было именно эстрадное обо­зрение на тему...

Постановка имела большой успех как в городе на Неве, так и да­леко за его пределами. Острая, всегда современная, можно сказать, животрепещущая тема рассматривалась с самых разных сторон и яв­лялась поводом для миниатюр, монологов и публицистических фе­льетонов.

Именно этот процесс обсуждения общественно-значимой и волную­щей всех темы позволял спектаклю двигаться от номера к номеру, от ми­ниатюры времен Древнего Рима, подарившего миру знаменитую фразу «Деньги не пахнут!», до фальшивомонетчиков наших дней. Одна из связующих драматургических линий состояла в следующем: на сцене от­крывался Музей Денег, и в первом зале его, под охраняемым со всех сторон пуленепробиваемым колпаком, покоились знаменитые «30 серебреников», за которые вроде бы Иуда и продал Иисуса Христа. И за каждым из этих «серебреников» через века тянулся шлейф преступлений, обманов, убийств. Точнее, «серебреников» в музее было 29, а последний — 30-й — вроде бы и по сей день гуляет по миру, творя свои черные дела...

На самом деле эта линия, эта тема и ее развитие несколько тяжелы для эстрады, но ее удалось скупировать и провести через всю программу, придав ей несколько философский характер, естествен­но, с юмористическим оттенком.

Стр.230

Другим примером этого раздела могло бы служить театрализо­ванное эстрадное представление, шедшее в петербургском Цент­ральном парке культуры и отдыха — «Елагин остров». В афише оно •мело подзаголовок «Первая Городская Шашлыкиада народов СНГ». Эта эстрадная программа также обладала всеми структурны­ми признаками обозрения второго типа.

Собственно говоря, само это слово «ШАШЛЫКИАДА», есте­ственно, ассоциируется у нас с Олимпиадой, Универсиадой и подоб­ными спортивными праздниками. С одной стороны, оно содержит пря­мое указание на любимое блюдо россиян, имеющее кавказское проис­хождение. Это определяло саму драматургическую конструкцию эстрадного обозрения. Были взяты, что называется, «на вооружение» спортивная терминология, элементы известных ритуалов, такие как Подъем флага «Шашлыкиады», Парад участников, Представление Судейской коллегии, «Зажжение шашлыкийского огня», «Шашлыкий-ская клятва» участников. Само же соревнование было чисто гастроно­мическим и состояло в том, какая команда, какого района или ресто­рана приготовит самый лучший шашлык и красивее других подаст его на стол Общественного Жюри. Естественно, что шашлык по-грузин­ски подавался под грузинскую национальную музыку, шашлык по-ар­мянски — под армянскую, шашлык по-арабски сопровождался «танцем живота». Соответственно проходил «Конкурс тостов» и поздравления от «почетных гостей» — «братьев по крови горячей и густой»: от «гос­подина Люля-кебаба», от «госпожи Шаурмы», от «коханы Котлеты по-киевски» и т. п.*

Фактически обозрениями по жанру являются столь любимые участниками юмористической передачи «Аншлаг-аншлаг!» летние «круизы», разыгрываемые в реальных условиях того или иного пла­вания на реальном теплоходе и затем пущенные «в нарезку» Цент­ральным телевидением.

К жанру обозрения второго типа можно отнести серийную пе­редачу М. Жванецкого «Дежурный по стране». В известной степени

* К сожалению, эта сценарная разработка была попросту украдена, и ныне ее свя­зывают с совершенно другими фамилиями автора и режиссера. Впрочем, сегодня у нас это обычное дело... Все хорошее, что «плохо лежит», непременно окажется «с ногами» и обязательно «уйдет в другие руки». Что поделать, но таковы сегодня у нас «условия игры» в шоу-бизнесе...

Стр.231

к этому же жанру относилась и популярная в свое время телепро­грамма «Вокруг смеха». Возможности этого классического хода и сегодня представляются неисчерпаемыми.

1. Уварова Е. Д. Обозрение // Эстрада России. XX век: Энциклопедия. С. 458. См.: Ува­рова Е. Д. Политическая сатира в эстрадных обозрениях начала XX века в России // Политическое кабаре на стыке веков: Международный симпозиум. СПб, 2000. С. 4-5.

2 Там же.

3. Клитин С. С. Эстрадные заведения. М., 2002. С. 172-173.

Стр.232

ГЛАВА 16

О СЦЕНАРИЯХ КОРПОРАТИВНЫХ МЕРОПРИЯ­ТИЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ

О КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ. - КОРПОРАТИВНОЕ ТОРЖЕСТВО КАК ФОРМА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАЗДНИКА. - О СПЕЦИФИКЕ ТРЕБОВАНИЙ

ЗАКАЗЧИКОВ КОРПОРАТИВНЫХ ТОРЖЕСТВ. - ТЕМА КОРПО­РАТИВНОГО

МЕРОПРИЯТИЯ. - СВЯЗЬ КОРПОРАТИВНОГО ПРАЗДНИКА С «КАПУСТНИКОМ».

- «ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА» В СЦЕНАРИИ КОРПОРАТИВНОГО

ПРАЗДНИКА. - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖАНРА КВН В КОРПОРАТИВНОМ

МЕРОПРИЯТИИ.

С некоторых пор в нашем лексиконе появилось такое словосо­четание, как «корпоративная культура». В среде функционеров оте­чественного шоу-бизнеса возникло и быстро окрепло убеждение в том, что организовывать и проводить корпоративные праздники, «вечера» и в особенности «вечеринки» — самое выгодное на свете дело.

Считается, что эта «корпоративная культура» пришла к нам из- за рубежа, в чем, естественно, ничего плохого, как мы сейчас считаем нет. Но при ближайшем рассмотрении можно сделать вывод, что дело это для нас не совсем уж такое новое.

Все профессиональные праздники, начиная со Дня рыбака или Дня ра­ботников торговли и до недавно официального праздника Дня россий­ской адвокатуры, — есть не что иное, как праздники корпоративные.

Но раньше, будучи открытыми, как бы полугосударственными, они отмечались более или менее широко и никаких особых черт не имели. Другое дело сейчас. Свой корпоративный праздник, вечер, а уж тем более вечеринку с застольем, награждениями сотрудников подарками и денежными премиями, с какой-нибудь особенной спец-программой, заказанной на стороне тому или иному автору и сы­гранной самими сотрудниками или с непременной «звездой», может

Стр.233

заказать и провести любая фирма, компания, банк. Как правило, в программу входит последующая сауна, катание на тройках, сноу-бордах или верблюдах... Были бы деньги. А они в России на гулянку всегда есть. Так что нам следует рассмотреть лишь вопрос качества заказываемых и предоставляемых материалов.

К сожалению, сто раз прав недавно выступавший по телевиде­нию А. Михалков-Кончаловский, прямо заявивший, что «в после­дние годы у нас деньги и культура — разошлись» и что «он не знает ни одного по-настоящему богатого индивидуума, который был бы еще и культурным человеком»*.

Учитывая это обстоятельство и старинную формулу «кто пла­тит — тот и заказывает музыку», мы должны отдавать себе отчет, кого мы обслуживаем, знать и учитывать их вкусы, требования, уровень культуры и тому подобное. Это очень важно при создании сценария и постановке подобных мероприятий.

Практически, если отбросить все специфические пожелания за­казчика, а проще говоря, «навороты» и «выкрутасы», к которым сце­нарист прямого отношения, как правило, не имеет, то мы имеем дело с неким родом обычного «капустника», эстрадным представлением на заданную тему.

Тема представления в рамках корпоративного мероприятия в обяза-(тельном порядке должна быть «своей», фирменной, хорошо знакомойвсем присутствующим в зале лицам.

Историки эстрады утверждают, что на самом деле «капустники», а поначалу они были чисто театральным развлечением, родились у нас, в России. И связано это было с тем, что во время Великого Поста у нас не только не рекомендовали есть-пить-гулять, но даже особен­но и веселиться. Есть следовало только особые блюда, в основном вегетарианские, прежде всего капусту, правда, в любом виде. И вот в такой обстановке в начале века артисты нашего отечествен­ного театра, при отсутствии спектаклей, от нечего делать собирались в своем кругу, приносили пироги с капустой, а иногда, говорят, даже ставили целый кочан кислой капусты на стол — и тихонько весели­лись как могли. Передразнивали друг друга, разыгрывали,

* Интересно, имел ли он в виду также и своего брата, тоже режиссера, сценариста, активиста кино и шоу-бизнеса, которого мы должны причислять к интеллигенции, но никак не можем отнести к безденежным гражданам нашей страны.

Стр.234

пародировали, сочиняли эпиграммы, пели куплеты, танцевали шутливые танцы... И все это называлось «капустником»*.

Тут проблема в другом — угадать, что именно заказчик хочет, характер сценического представления, его темы, уровень юмора и многое другое. Ситуация усугубляется еще и тем, что с главой фир­мы или компании, человеком, который принимает решения и все оплачивает, напрямую поговорить сценаристу, как правило, не пред­ставляется возможным. Приходится выслушивать какого-нибудь менеджера нижнего звена, который (а чаще — которая) ничего тол­ком объяснить не может, не умеет, ничего в этом деле не понимает, восполняя отсутствие всех нужных знаний высоким гонором и са­момнением.

Поэтому чаще всего сценарист должен двигаться к результату вслепую, на ощупь, доверяя лишь своей интуиции и пониманию вопроса. Это — как правило. Но бывают и исключения.

Положительная сторона работы для «корпорантов» заключает­ся в том, что для них приходится придумывать и писать сценарии, которые больше просто никто и нигде не будет ставить, реализовы­вать и соответственно за них платить. Это «штучный товар». И этим он дорог и для настоящего профессионала интересен.

Можно привести реальный пример.

Крупная строительно-реставрационная фирма, несколько лет успешно трудившаяся над тем, чтобы к 300-летию Санкт-Петербурга привести в порядок Петропавловскую крепость, а главное, — Петропав­ловский собор, пожелала на своем Новогоднем вечере увидеть шоу-ка­пустник на эту тему. И чтобы его действующими лицами были не Де­душка Мороз со Снегурочкой, а первостроитель Санкт-Петербурга швей­царский зодчий Доменико Трезини и крепостной крестьянин Телушкин, виртуозно заменивший в свое время покосившегося ангела на шпиле Петропавловского собора на другого**. Среди действующих лиц был «заказан», разумеется, и Петр Алексеевич, тот, что Великий, и «Дама в красном», выступавшая в роли под названием «Рука Москвы»... Прак­тически это была одноактная пьеса, капустник, написанный в форме

* По иронии судьбы, сегодня многие из тех, кто заказывает «капустники», конеч­но же, чаще всего никаких Великих постов не соблюдают, хотя порой занимают посты достаточно высокие и веселятся круглый год и от души.

** Кстати, он после этого получил от самого царя чуть не 500 рублей деньгами и бессрочное право бесплатно пить во всех государевых кабаках сколько хочет.

Стр. 235

народного суда, или суда истории. В нем были.чатронуты внутрифир­менные темы, интриги, сплетни и другие дела. И, несмотря на то, что для сидевших за столами сотрудников он длился достаточно долго — около часа, — они в итоге были в полном восторге. Это было «про них». Это было неожиданно и смешно. Бывает и так...

Однажды коммерческий отдел Петербург-концерта получил за­каз устроить Новогодний праздник для одного очень богатого че­ловека, купившего и имевшего на своих землях чуть не целую дере­веньку. *

Действо должно было быть в стиле повести «Ночь перед Рожде­ством» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя. Все роли, включая Вакулу, Оксану, Солоху и Черта, должны были исполнять друзья и родственники богатея. Творческий лозунг звучал коротко: Да­ешь «колядки»!

Сценарист поднял исторические документы по Рождеству в Рос­сии. Ни о каких «колядках» там и речи не было! «Колядки» — это ма­лороссийский фольклор. У нас же все очень строго, в чисто-религиоз­ном духе, какие там летающие над границами двух государств черти... Но заказ есть заказ. И сценаристом, который в этом случае не был свя­зан соавторством с режиссером, к счастью для них обоих (тот зани­мался продюсированием «новогоднего проекта»), была разработана сцена встречи гостей у замка-виллы хозяина имения, шуточное распре­деление ролей, этакий «кастинг» для будущих «колядок». Была при­думана довольно смешная «репетиция» готовящихся на «колядках» выступлений и пять различных вариантов «колядования» на современ­ные темы — с частушками, пародиями, переодеваниями и прочими уве­селениями...

При всем при этом, взяв по желанию заказчика за основу «Ночь перед Рождеством», нельзя было уж совсем далеко уходить от Н. В. Го­голя и следовало что-то делать и с Вакулой, и с Чертом, на котором он прилетел в Санкт-Петербург из Диканьки. Пришлось «осовременить ситуацию»: прилететь-то он прилетел, а обратно на «незалежную» его не пускают. Поэтому Вакуле один выход — домой ехать «зайцем», а Черту — пробираться по газовой трубе...

Привлекательным моментом для сценариста и режиссера явля­ется то обстоятельство, что работа с «корпорантами» часто допуска­ет совершенно неожиданные решения и дает возможность -

Стр.236

оперировать весьма значительными суммами для реализации своих идеи на эстраде.

Только «корпоранты» могут к 130-летнему юбилею Гранд-отеля «Европа» выкатить на тротуар перед гостиницей бутерброд с икрой длиной в... 130 метров! Только «корпоранты» из страховой компании «Сфинкс» могут «закрутить» свой юбилей вокруг подарка одному из своих быстро растущих менеджеров — джипа «Чероки». Фирма по про­изводству биологически-активных добавок пожелала заказать свой гимн Олегу Газманову и получить его музыку и текст для хорового ис­полнения в торжественных случаях. Только «корпоранты», в данном случае известная всей стране «пирамида-МММ», спонсируя телепере­дачу «Под знаком зодиака», могла откупить на один день... все москов­ское метро, сделав его для всех жителей и гостей столицы бесплатным. Ни Государственному концертно-филармоническому учреждению. ГКФУ «Петербург-концерт», ни Государственной детской филармонии такое и не снилось! Ибо, решая проблемы сценарных разработок для массового театрализованного концертного представления на Дворцо­вой площади в честь Дня Победы, сценаристу и режиссеру приходи­лось придумывать, как оправдать установку рядом с пятиконечной звездой «Ордена Победы» больших бутафорских бутылок с рекламой пива «Арсенальное»...

Похоже, что подобная ситуация характерна не только для нашей страны, а существует во всем мире.

Например, именно от частной корпорации в свое время посту­пило предложение провести в США, в Атланте, большое театрали­зованное представление под условным названием «Живые шахма­ты», о котором рассказывалось выше.

Следует подчеркнуть, что при сценарных разработках корпоративных праздников автору и режиссеру приходится сталкиваться с некоторы­ми незыблемыми традициями, доставшимися нам с прежних времен.

Непременно где-то в начале представления должен выступить хозяин фирмы с небольшой речью,,потом надо дать слово какому-нибудь городскому или районному начальству, кому-то из депута­тов — это непременно.'Затем надо найти место для награждения «пе­редовиков производства» грамотами, ценными подарками, каки­ми-нибудь путевками,/Очень часто создается и демонстрируется какой-то короткометражный телефильм о самой фирме или компании.

Стр.237

И все это должно сочетаться с застольем и завершаться непремен­ными викторинами, конкурсами и, конечно же, дискотекой. Иногда ситуация создается просто курьезная.

Когда в зале «Гигант-холл» санкт-петербургского казино «Конти» свой трехлетний юбилей отмечала Ассоциация компаний риту­альных услуг, представлявшая соответствующих работников соответ­ствующих мест, а также специализированных магазинов, они своих отличившихся сотрудников в количестве 140 человек награждали, как в Америке при вручении кинопремии «Оскар», по 14 номинациям. Среди них одна именовалась «За хорошее отношение к клиенту», дру­гая — «За новаторство в работе»... И это не анекдот, имеются со­ответствующие документы. Сценаристу пришлось вспомнить и сцену на кладбище из шекспировского «Гамлета», и рассказ А. С. Пушки­на «Гробовщик», и пьесу «Живой труп», и «Мертвые души», и многое другое...

Не менее своеобразный заказ поступил в свое время от Акаде­мии гражданской авиации.

Ее команда Клуба веселых и находчивых, КВН, встречалась в мат­че со сборной командой... тюрьмы «Кресты». Тема выступления была сформулирована так: «Национальные особенности русского народно­го юмора». Совсем не так плохо! Пришлось вспомнить и скоморохов, и частушки, и анекдоты...

В этом матче победила, конечно, тюрьма. Смешно сказать, разве могло быть иначе, когда соревнования проходили на ее территории...

Люди везде люди. И они имеют право на праздники и гулянья, в какие бы формы они ни облекались: дни рождения, дни основания, юбилеи. Эстрадный автор должен относиться к этому без снобизма, но и не переступать определенных моральных, профессиональных, эстетических границ в необходимости угодить заказчику.

Страсть к юбилеям, видимо, объясняется сейчас у нас еще и сле­дующим. За последние 10-15 лет мы вылили друг на друга столько обвинений, оскорблений и грязи, что людям очень хочется услышать хоть пару хороших слов о том, как они раньше жили, трудились, за­щищали свою Отчизну, строили дома, заводы, плотины, покоряли космос, — не может огромная страна долго заниматься самоопле­выванием. Люди хотят услышать о себе доброе слово, которое, как известно, «и кошке приятно»! Недаром народный артист России

Стр238

Е. Петросян так и назвал одну из своих эстрадных программ — «Доб­рое слово и кошке приятно»*.

Впрочем, в его практике был и такой казус. После распада СССР разные республики стали вводить у себя свои собственные деньги и на­зывать их, к примеру, в Латвии «латами», в Литве — «литами». В ре­пертуаре артиста появилась сметная реприза, что если так дело пой­дет и дальше, то появятся у нас в Харькове «хорьки», в Пензе «пензго-ки», в Мордве «морды». А уж до чего могут дойти в славном городе Херсоне и подумать страшно...

Реприза имела в ту пору успех, так как была «на злобу дня», хотя через пару недель в офис Е. Петросяна из представительства одной ав­тономной республики пришел официальный протест...

· · · · · · · · ·

Проведение корпоративного праздничного мероприятия очень часто смыкается с жанром КВН. Внешняя структура и архитекто­ника драматургии выступлений на эстраде команд КВН всем хоро­шо известны. Это особая форма, существующая вроде бы только у нас, в России, хотя неувядаемый А. Масляков и объявил недавно, что 8 Ноября отныне является Международным днем клубов весе­лых и находчивых.

Внимательный анализ того, что нам показывают по телевидению, приводит к некоторым выводам, например, о том, что за спиной этих молодых и разбитных ребят, конечно же, стоят профессиональные авторы, сценаристы и режиссеры. Так сказать, «помогают». Ну, а кого особенно волнует, кто именно придумал ту или иную шутку? Не зря говорится, что «слово не воробей, вылетит — не поймаешь». А ост­роумное слово, тем более шутка, анекдот, острота на злободневную тему распространяются в обществе со скоростью света.

Хуже другое. Диалоги ка-ве-эн-щиков часто изобилуют остро­тами, взятыми напрокат из Интернета, а порой и «уведенными» других команд. Тут, похоже, «закон — тайга». Даже «Комсомоль­ская правда» как-то разразилась статьей, обвинявшей того же Е. Пет­росяна в том, что он у команд КВН «шутки ворует». Тут еще надо установить, кто у кого. И что это за объявленный в газете «автор

* При этом, когда свою следующую театрализованную концертную программу он озаглавил «Дураки мы все!», то стал получать многочисленные возражения и протесты зрителей самых различных регионов, не желавших относить себя к этой категории лиц...

Стр239

анекдота» — «Команда КВН Уральского политехнического универ­ситета»? Это фамилия такая или псевдоним? Авторы иногда высту­пают в дуэте, иногда объединяются даже втроем, но чтобы автором считалась вся команда, весь университет — это уже «перебор»...

И в то же время выступления команд КВН — это своеобразная открытая лаборатория эстрады. Там порой рождаются и проходят испытания на публике определенные новые и порой неожиданные драматургические схемы, приемы, так называемые «повороты» зна­комых нам и совсем свежих тем. И это отрадно. Но этим вопросам будет отведена отдельная глава.

Подробнее к проблемам создания миниатюр, музыкальных мо­заик, юмористических монологов и реприз мы обратимся в дальней­шем изложении.

Стр.240


ГЛАВА 17

ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.165 (0.017 с.)