Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Драматургия эстрадного обозренияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ЧТО ТАКОЕ ЭСТРАДНОЕ ОБОЗРЕНИЕ (РЕВЮ). - ИЗ ИСТОРИИ ОБОЗРЕНИЙ. - ТРАДИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ САТИРЫ В ЭСТРАДНЫХ ОБОЗРЕНИЯХ. - ДВА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА ПОСТРОЕНИЯ СЮЖЕТА ЭСТРАДНОГО ОБОЗРЕНИЯ. - ОБОЗРЕНИЕ-ПУТЕШЕСТВИЕ. - ОБОЗРЕНИЕ С ФИГУРАМИ ОБОЗРЕВАТЕЛЕЙ. - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТИВА КЛАССИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СЮЖЕТОВ ЭСТРАДНЫХ ОБОЗРЕНИЙ. -АВТОРСКИЕ ЭСТРАДНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ. Один из самых простых способов организации эстрадных номеров с целью превращения их разумной последовательности в единую театрализованную программу состоит в создании того или иного ОБОЗРЕНИЯ. Музыкальное обозрение в России иногда еще называют РЕВЮ. «ОБОЗРЕНИЕ (франц. Кемие) — вид представления, объединяющий различные эстрадные формы — сценки, куплеты, пародии, песенки, цирковые номера и другие, при помощи несложного сюжета (обычно связанного с путешествием) или постоянных персонажей-обозревателей. <...> В Европе в конце XIX в. развиваются два вида обозрений — 1) сатирическое злободневное обозрение, 2) эффектное зрелище с балетом, хором, цирковыми номерами в программах театров варьете, мюзик-холлов, цирков»1 Эстрадные обозрения, особенно в прошлом, часто были полем для политической сатиры. По свидетельству Е. Д. Уваровой, в России обозрения появились в 70-80-х годах XIX века. Одно из первых политических обозрений было поставлено В. М. Лентовским в 1877 году. Оно называлось «Ба, в Москве знакомые все лица». Большой популярностью пользовались они и в Петербурге: «обозревали» Неметти, Тумпаков, Стр.224 Павловский театр, «Олимпия», «Аркадия» и др. В веселой и остроумной форме подавалось сатирическое содержание. Например: «На площади перед Думой, вокруг большой лохани, сидели гласные и пускали мыльные пузыри с надписями „Троицкий мост»", „Городской трамвай", „Всеобщее образование". Поднявшись в воздух, пузыри лопались...». Или: «Двадцать пять актеров, изображавших банковских деятелей, выходили друг за другом. Из кармана первого содержимое перекладывалось в карман второго, и т. д. „Что это такое?" — спрашивал Обозреватель. — „Это? Это же взаимный кредит"»*. В обозрении «Русский бес» («Оперетта в Пассаже», 1906) шла сцена о возвращении цензуры: шестеро актеров, изображающих редакторов разных изданий, с завязанными ртами, в саванах и кандалах, несли стяг с надписью «129-я статья». Номер имел шумный успех. Наиболее популярные обозрения того времени — «Комета Галлея» («Аквариум». Москва, 1910), «Петербургская Кармен» (Екатерининский театр. СПб, 1906), «Дни свободы» («Зимний фарс». СПб., 1905) и другие. В различных эстрадных жанрах — пантомиме, скетче, куплете, пародии — поднимались самые злободневные политические темы: конституция, расправа над студентами, продажность депутатов, и т. д. Широко распространенные в молодой Советской России полит -обозрения, появившиеся по инициативе Л. Д. Троцкого, возникли не на пустом месте, а подхватили уже существующую традицию. Естественно, изменились темы, стала другой политическая направленность, но форма политобозрения в России родилась гораздо раньше2. Родина обозрений — Франция, где они появились в драматических театрах в 30-х годах XIX века. Но сам принцип обозрения -очень древний, можно сказать, классический. В литературе он, в частности, определяется термином «роман-путешествие». Так что к обозрениям можно отнести и древние религиозные «Жития святых», с их передвижениями по дорогам, проложенным «по земле, в небесах и на море». Сюда же относятся «Одиссея», «Дон-Кихот», «Приключения Ходжи Насреддина», «Кому на Руси жить хорошо?», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «12 стульев» и еще многие другие классические произведения. Стр.225 Сюжет, построенный на передвижении в пространстве или во времени, — вот стержень испытанного веками драматургического хода для создания обозрений, который многократно находил себе применение на эстраде. В своей книге «Эстрадные заведения» профессор С. С. Клитин, касаясь историографии этого вопроса, пишет: «Примером <...> может служить спектакль-феерия под многозначительным названием „В волнах житейского моря", шедший в 1892 году в Петербургском Зоологическом саду. Героиня, стремящаяся быть не узнанной, путешествует по городам Европы в костюме мальчика. Ее преследует герой, с ярко выраженными чертами фата... Путешествующие оказываются в Неаполе на веселом празднике, затем в Монако, потом, конечно, в Париже на светском бале. Естественно, герой „исправляется", и все заканчивается как нельзя лучше. Но так или иначе, банальный и незатейливый сюжет позволяет оправдать постановку весьма экзотических и выигрышных массовых сцен...»3 В нашей сегодняшней реальной театральной жизни чаще бывает наоборот — массовые, экзотические и «выигрышные сцены» имеются как данность. А сценаристу с режиссером нужно придумать какой-то драматургический ход, который позволяет показать их на сцене в той или иной разумной последовательности. И тут, конечно, те или иные «путешествия», «полеты» и «плавания» исключительно удобны. В частности этим же путем пошли сценарист и режиссер при попытке в начале XXI века возродить Московский мюзик-холл, предлагая драматургическую разработку под названием «Вояж без виз», где просто реально существующий мюзик-холл как бы отправляется на гастроли по разным странам и континентам. И далее — карнавал в Венеции, коррида в Испании, бал в Париже... Исторически достоверным примером разработки именно такого хода можно привести спектакль Московского мюзик-холла по сценарию известного пролетарского поэта Д. Бедного «Как 14 дивизия в рай шла...». Ситуация там была придумана и вправду экзотическая. Спектакль повествовал о том, как во время Первой мировой войны целая Стр.226 дивизия подорвалась на минном поле, и все они, как защитники Отечества, должны были прямым ходом, со всей амуницией двинуться в Рай. Но за доблестной армией шли маркитантки, проститутки, дезертиры-мародеры, которым тоже в Рай очень хотелось. Однако брать их туда не было никакой возможности... В этом была сильная и очень модная в те годы антирелигиозная тема. Наверное, и классический сюжет знаменитого романа «Принц и нищий» мог бы иметь соответствующую и очень удобную для красочного эстрадного представления сценарную разработку... Для иллюстрации вспомним еще и программы Московского мюзик-холла послевоенных лет. Это и «Москва — Венера, далее — везде», и «Красная стрела прибывает в Москву», и спектакль Московского театра эстрады «Вот идет пароход», и уже упоминавшийся, готовившийся к открытию нового Московского мюзик-холла спектакль-обозрение «Вояж без виз». И вправду, что может быть проще и естественнее, чем ехать куда-нибудь, плыть, лететь и «обозревать» все, что попадается на пути... Правда, следует в самом начале придумать какую-то цель путешествия, поиск чего-нибудь или кого-нибудь, погоню за кем-нибудь или что-нибудь в этом роде. Еще одним примером из этого ряда может служить следующее драматургическое построение... Вспомним роман А, Толстого «Аэлита». Он заканчивается долетающими из космоса все слабее и слабее словами загадочной не-божительницы Аэлиты «Где ты, инженер Лось?». И вот возьмем в качестве отправной точки фантастическое событие: Аэлита прилетела к нам на Землю. И не просто любовный жар привел ее к нам. Она в служебной командировке. Там. в звездных мирах, хотят понять, в чем состоит суть настоящего «земного притяжения», — не известной всем вульгарной гравитации, — а духовной ее составляющей. Почему люди Земли, выбравшие лозунг «Сквозь тернии — к звездам!», попав в космос, так стремятся поскорее снова вернуться домой, на Землю? Почему они тянутся туда, почему так любят свою беспокойную, экологически неблагополучную планету, почему именно на ней ищут свое счастье? И вот Аэлита начинает искать на Земле самого счастливого человека. Среди олигархов и среди бомжей. Среди поэтов и чиновников. Интрига в том, что счастливых на Земле много, но самого счастливого найти не представляется возможным, счастье — это для нас что-то Стр.227 такое, что, поманив, скрывается за чертой горизонта, но зато всегда зовет в дорогу... То или иное путешествие по разным странам и городам, по страницам старых и новых книг, по творческим лабораториям поэтов и композиторов и лабораториям ученых всегда помогут относительно легко выстроить эстрадную программу. Например, чисто обозренческий ход был использован в спектакле санкт-петербургского Театра музыкальной комедии «История ВКП(б) в песнях и частушках», который поставил народный артист России А. А. Белинский. Там мы честно «обозревали» свое песенное и частушечное «наследство», переходя от темы к теме, от года к году, от исполнителя к исполнителю с помощью бесхитростных и достаточно конферансных по своему характеру связок. Повторимся: границы между театрализованным концертным представлением, шоу-программой, эстрадным обозрением, ревю и эстрадно-музыкальным спектаклем в театре оперетты достаточно условны. И это хорошо и правильно. Хочется обратить внимание и на то, что путешествовать можно не только в пространстве, но и во времени, тем или иным способом переносясь как в прошлое, так и в будущее. Столкновение мировоззрений, быта, костюмов, принятых манер поведения и условностей, характеров героев разных времен — испытанный путь не только к органичному сюжетному объединению номеров, но и, что для эстрады особенно важно, — к выстраиванию комизма ситуаций. При этом не следует, что называется, забивать себе голову поисками реальной логики. Как и почему именно это произошло -в эстрадном обозрении никого не волнует. Трамвай на стрелке случайно не туда повернул, и вот в его окнах появляются уже не знакомые нам силуэты Питера, а минареты средневекового Дамаска... Или начинается Всемирный потоп, или еще что-нибудь, такое же неожиданное и красочное... Вероятно, ждет своего часа театрализованная программа-обозрение по роману М. Твена «Янки при дворе короля Артура». И многие другие классические произведения, где можно использовать этот прием. И тут мы должны рассмотреть еще одну позицию в выбранном нами ряду драматургических приемов, годящихся для создания Стр.228 красочной театрализованной концертной программы, в особенности обозрения и ревю. Впрочем, мы уже и так вторглись в пространство этой темы... · · · · · · · · Практика показывает, что на эстраде для построения театрализованной программы часто используется тот или иной «чужой мотив», взятый «напрокат» из какого-то достаточно известного произведения. Порой это даже не инсценировка, а использование тех или иных ситуаций или просто образов популярных героев. Примером может служить спектакль Ленинградского мюзик-холла «Новая Кармен»*. В этой программе Кармен, не как в опере Визе по новелле Мери-ме — молодая разбитная работница табачной фабрики, — а наша старая питерская «путана», уличная представительница древнейшей профессии Катька, по прозвищу Кармен. А дальше, лишь слегка придерживаясь канвы классической оперы, выстроена цепочка сценок, под музыку и без нее, с юмором и без оного. Отдельные сценки-связки использовались как конферансные репризы в обычном сборном концерте, но каждый раз находился тот или иной повод выпустить на сцену вокалиста или вокалистку, показать тот или иной хореографический этюд. При этом трудно сказать, что было первичным: имевшийся красивый танец или забавная «заходная» на него миниатюра. Тут, как сейчас любят говорить, «возможны варианты». Соответствующего стиля мюзикл недавно был поставлен в Москве по «12 стульям», но, судя по всему, с переводом сюжета из одного жанра в другой авторы эстрадного варианта не справились. Спектакль успеха не имел, что, естественно, не может отменить других попыток подобных манипуляций. · · · · · · · Впрочем, создание сценария обозрения не обязательно требует обращения к адаптации известного произведения. На эстраде * Хотя она называлась «новой», но по существу такой не была. Драматургический ход этого обозрения почти полностью повторял «Петербургскую Кармен» начала XX века, о которой рассказывалось в начале главы. Вот уж поистине: «Новое — хорошо забытое старое» Стр.229 существуют театрализованные концертные представления, драматургия которых является плодом чистой фантазии сценариста и режиссера-постановщика. Они не связаны ни с какой праздничной датой, не являются ответом на чей-то заказ, иллюстрацией или развитием чей-то мысли или сюжета. Это творчество в чистом виде, произведение, выросшее, можно сказать, на пустом месте, из воздуха, из растворенной в нем информации, из ритмов и красок сегодняшнего дня. И создание таких программ требует высокого интеллектуального и профессионального уровня. Именно такие программы очень часто относятся ко второму типу обозрений, когда в основе сюжета — не путешествие, а постоянный (или постоянные, если их несколько) обозреватель, который «обозревает» и обыгрывает тему, положенную автором в основу представления. К таким мы можем отнести, например, спектакль санкт-петербургского Театра эстрады «Как делать деньги?». И хотя в афишах он именовался спектаклем, по сути это было именно эстрадное обозрение на тему... Постановка имела большой успех как в городе на Неве, так и далеко за его пределами. Острая, всегда современная, можно сказать, животрепещущая тема рассматривалась с самых разных сторон и являлась поводом для миниатюр, монологов и публицистических фельетонов. Именно этот процесс обсуждения общественно-значимой и волнующей всех темы позволял спектаклю двигаться от номера к номеру, от миниатюры времен Древнего Рима, подарившего миру знаменитую фразу «Деньги не пахнут!», до фальшивомонетчиков наших дней. Одна из связующих драматургических линий состояла в следующем: на сцене открывался Музей Денег, и в первом зале его, под охраняемым со всех сторон пуленепробиваемым колпаком, покоились знаменитые «30 серебреников», за которые вроде бы Иуда и продал Иисуса Христа. И за каждым из этих «серебреников» через века тянулся шлейф преступлений, обманов, убийств. Точнее, «серебреников» в музее было 29, а последний — 30-й — вроде бы и по сей день гуляет по миру, творя свои черные дела... На самом деле эта линия, эта тема и ее развитие несколько тяжелы для эстрады, но ее удалось скупировать и провести через всю программу, придав ей несколько философский характер, естественно, с юмористическим оттенком. Стр.230 Другим примером этого раздела могло бы служить театрализованное эстрадное представление, шедшее в петербургском Центральном парке культуры и отдыха — «Елагин остров». В афише оно •мело подзаголовок «Первая Городская Шашлыкиада народов СНГ». Эта эстрадная программа также обладала всеми структурными признаками обозрения второго типа. Собственно говоря, само это слово «ШАШЛЫКИАДА», естественно, ассоциируется у нас с Олимпиадой, Универсиадой и подобными спортивными праздниками. С одной стороны, оно содержит прямое указание на любимое блюдо россиян, имеющее кавказское происхождение. Это определяло саму драматургическую конструкцию эстрадного обозрения. Были взяты, что называется, «на вооружение» спортивная терминология, элементы известных ритуалов, такие как Подъем флага «Шашлыкиады», Парад участников, Представление Судейской коллегии, «Зажжение шашлыкийского огня», «Шашлыкий-ская клятва» участников. Само же соревнование было чисто гастрономическим и состояло в том, какая команда, какого района или ресторана приготовит самый лучший шашлык и красивее других подаст его на стол Общественного Жюри. Естественно, что шашлык по-грузински подавался под грузинскую национальную музыку, шашлык по-армянски — под армянскую, шашлык по-арабски сопровождался «танцем живота». Соответственно проходил «Конкурс тостов» и поздравления от «почетных гостей» — «братьев по крови горячей и густой»: от «господина Люля-кебаба», от «госпожи Шаурмы», от «коханы Котлеты по-киевски» и т. п.* Фактически обозрениями по жанру являются столь любимые участниками юмористической передачи «Аншлаг-аншлаг!» летние «круизы», разыгрываемые в реальных условиях того или иного плавания на реальном теплоходе и затем пущенные «в нарезку» Центральным телевидением. К жанру обозрения второго типа можно отнести серийную передачу М. Жванецкого «Дежурный по стране». В известной степени * К сожалению, эта сценарная разработка была попросту украдена, и ныне ее связывают с совершенно другими фамилиями автора и режиссера. Впрочем, сегодня у нас это обычное дело... Все хорошее, что «плохо лежит», непременно окажется «с ногами» и обязательно «уйдет в другие руки». Что поделать, но таковы сегодня у нас «условия игры» в шоу-бизнесе... Стр.231 к этому же жанру относилась и популярная в свое время телепрограмма «Вокруг смеха». Возможности этого классического хода и сегодня представляются неисчерпаемыми. 1. Уварова Е. Д. Обозрение // Эстрада России. XX век: Энциклопедия. С. 458. См.: Уварова Е. Д. Политическая сатира в эстрадных обозрениях начала XX века в России // Политическое кабаре на стыке веков: Международный симпозиум. СПб, 2000. С. 4-5. 2 Там же. 3. Клитин С. С. Эстрадные заведения. М., 2002. С. 172-173. Стр.232 ГЛАВА 16 О СЦЕНАРИЯХ КОРПОРАТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ О КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЕ. - КОРПОРАТИВНОЕ ТОРЖЕСТВО КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАЗДНИКА. - О СПЕЦИФИКЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКАЗЧИКОВ КОРПОРАТИВНЫХ ТОРЖЕСТВ. - ТЕМА КОРПОРАТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ. - СВЯЗЬ КОРПОРАТИВНОГО ПРАЗДНИКА С «КАПУСТНИКОМ». - «ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА» В СЦЕНАРИИ КОРПОРАТИВНОГО ПРАЗДНИКА. - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖАНРА КВН В КОРПОРАТИВНОМ МЕРОПРИЯТИИ. С некоторых пор в нашем лексиконе появилось такое словосочетание, как «корпоративная культура». В среде функционеров отечественного шоу-бизнеса возникло и быстро окрепло убеждение в том, что организовывать и проводить корпоративные праздники, «вечера» и в особенности «вечеринки» — самое выгодное на свете дело. Считается, что эта «корпоративная культура» пришла к нам из- за рубежа, в чем, естественно, ничего плохого, как мы сейчас считаем нет. Но при ближайшем рассмотрении можно сделать вывод, что дело это для нас не совсем уж такое новое. Все профессиональные праздники, начиная со Дня рыбака или Дня работников торговли и до недавно официального праздника Дня российской адвокатуры, — есть не что иное, как праздники корпоративные. Но раньше, будучи открытыми, как бы полугосударственными, они отмечались более или менее широко и никаких особых черт не имели. Другое дело сейчас. Свой корпоративный праздник, вечер, а уж тем более вечеринку с застольем, награждениями сотрудников подарками и денежными премиями, с какой-нибудь особенной спец-программой, заказанной на стороне тому или иному автору и сыгранной самими сотрудниками или с непременной «звездой», может Стр.233 заказать и провести любая фирма, компания, банк. Как правило, в программу входит последующая сауна, катание на тройках, сноу-бордах или верблюдах... Были бы деньги. А они в России на гулянку всегда есть. Так что нам следует рассмотреть лишь вопрос качества заказываемых и предоставляемых материалов. К сожалению, сто раз прав недавно выступавший по телевидению А. Михалков-Кончаловский, прямо заявивший, что «в последние годы у нас деньги и культура — разошлись» и что «он не знает ни одного по-настоящему богатого индивидуума, который был бы еще и культурным человеком»*. Учитывая это обстоятельство и старинную формулу «кто платит — тот и заказывает музыку», мы должны отдавать себе отчет, кого мы обслуживаем, знать и учитывать их вкусы, требования, уровень культуры и тому подобное. Это очень важно при создании сценария и постановке подобных мероприятий. Практически, если отбросить все специфические пожелания заказчика, а проще говоря, «навороты» и «выкрутасы», к которым сценарист прямого отношения, как правило, не имеет, то мы имеем дело с неким родом обычного «капустника», эстрадным представлением на заданную тему. Тема представления в рамках корпоративного мероприятия в обяза-(тельном порядке должна быть «своей», фирменной, хорошо знакомойвсем присутствующим в зале лицам. Историки эстрады утверждают, что на самом деле «капустники», а поначалу они были чисто театральным развлечением, родились у нас, в России. И связано это было с тем, что во время Великого Поста у нас не только не рекомендовали есть-пить-гулять, но даже особенно и веселиться. Есть следовало только особые блюда, в основном вегетарианские, прежде всего капусту, правда, в любом виде. И вот в такой обстановке в начале века артисты нашего отечественного театра, при отсутствии спектаклей, от нечего делать собирались в своем кругу, приносили пироги с капустой, а иногда, говорят, даже ставили целый кочан кислой капусты на стол — и тихонько веселились как могли. Передразнивали друг друга, разыгрывали, * Интересно, имел ли он в виду также и своего брата, тоже режиссера, сценариста, активиста кино и шоу-бизнеса, которого мы должны причислять к интеллигенции, но никак не можем отнести к безденежным гражданам нашей страны. Стр.234 пародировали, сочиняли эпиграммы, пели куплеты, танцевали шутливые танцы... И все это называлось «капустником»*. Тут проблема в другом — угадать, что именно заказчик хочет, характер сценического представления, его темы, уровень юмора и многое другое. Ситуация усугубляется еще и тем, что с главой фирмы или компании, человеком, который принимает решения и все оплачивает, напрямую поговорить сценаристу, как правило, не представляется возможным. Приходится выслушивать какого-нибудь менеджера нижнего звена, который (а чаще — которая) ничего толком объяснить не может, не умеет, ничего в этом деле не понимает, восполняя отсутствие всех нужных знаний высоким гонором и самомнением. Поэтому чаще всего сценарист должен двигаться к результату вслепую, на ощупь, доверяя лишь своей интуиции и пониманию вопроса. Это — как правило. Но бывают и исключения. Положительная сторона работы для «корпорантов» заключается в том, что для них приходится придумывать и писать сценарии, которые больше просто никто и нигде не будет ставить, реализовывать и соответственно за них платить. Это «штучный товар». И этим он дорог и для настоящего профессионала интересен. Можно привести реальный пример. Крупная строительно-реставрационная фирма, несколько лет успешно трудившаяся над тем, чтобы к 300-летию Санкт-Петербурга привести в порядок Петропавловскую крепость, а главное, — Петропавловский собор, пожелала на своем Новогоднем вечере увидеть шоу-капустник на эту тему. И чтобы его действующими лицами были не Дедушка Мороз со Снегурочкой, а первостроитель Санкт-Петербурга швейцарский зодчий Доменико Трезини и крепостной крестьянин Телушкин, виртуозно заменивший в свое время покосившегося ангела на шпиле Петропавловского собора на другого**. Среди действующих лиц был «заказан», разумеется, и Петр Алексеевич, тот, что Великий, и «Дама в красном», выступавшая в роли под названием «Рука Москвы»... Практически это была одноактная пьеса, капустник, написанный в форме * По иронии судьбы, сегодня многие из тех, кто заказывает «капустники», конечно же, чаще всего никаких Великих постов не соблюдают, хотя порой занимают посты достаточно высокие и веселятся круглый год и от души. ** Кстати, он после этого получил от самого царя чуть не 500 рублей деньгами и бессрочное право бесплатно пить во всех государевых кабаках сколько хочет. Стр. 235 народного суда, или суда истории. В нем были.чатронуты внутрифирменные темы, интриги, сплетни и другие дела. И, несмотря на то, что для сидевших за столами сотрудников он длился достаточно долго — около часа, — они в итоге были в полном восторге. Это было «про них». Это было неожиданно и смешно. Бывает и так... Однажды коммерческий отдел Петербург-концерта получил заказ устроить Новогодний праздник для одного очень богатого человека, купившего и имевшего на своих землях чуть не целую деревеньку. * Действо должно было быть в стиле повести «Ночь перед Рождеством» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя. Все роли, включая Вакулу, Оксану, Солоху и Черта, должны были исполнять друзья и родственники богатея. Творческий лозунг звучал коротко: Даешь «колядки»! Сценарист поднял исторические документы по Рождеству в России. Ни о каких «колядках» там и речи не было! «Колядки» — это малороссийский фольклор. У нас же все очень строго, в чисто-религиозном духе, какие там летающие над границами двух государств черти... Но заказ есть заказ. И сценаристом, который в этом случае не был связан соавторством с режиссером, к счастью для них обоих (тот занимался продюсированием «новогоднего проекта»), была разработана сцена встречи гостей у замка-виллы хозяина имения, шуточное распределение ролей, этакий «кастинг» для будущих «колядок». Была придумана довольно смешная «репетиция» готовящихся на «колядках» выступлений и пять различных вариантов «колядования» на современные темы — с частушками, пародиями, переодеваниями и прочими увеселениями... При всем при этом, взяв по желанию заказчика за основу «Ночь перед Рождеством», нельзя было уж совсем далеко уходить от Н. В. Гоголя и следовало что-то делать и с Вакулой, и с Чертом, на котором он прилетел в Санкт-Петербург из Диканьки. Пришлось «осовременить ситуацию»: прилететь-то он прилетел, а обратно на «незалежную» его не пускают. Поэтому Вакуле один выход — домой ехать «зайцем», а Черту — пробираться по газовой трубе... Привлекательным моментом для сценариста и режиссера является то обстоятельство, что работа с «корпорантами» часто допускает совершенно неожиданные решения и дает возможность - Стр.236 оперировать весьма значительными суммами для реализации своих идеи на эстраде. Только «корпоранты» могут к 130-летнему юбилею Гранд-отеля «Европа» выкатить на тротуар перед гостиницей бутерброд с икрой длиной в... 130 метров! Только «корпоранты» из страховой компании «Сфинкс» могут «закрутить» свой юбилей вокруг подарка одному из своих быстро растущих менеджеров — джипа «Чероки». Фирма по производству биологически-активных добавок пожелала заказать свой гимн Олегу Газманову и получить его музыку и текст для хорового исполнения в торжественных случаях. Только «корпоранты», в данном случае известная всей стране «пирамида-МММ», спонсируя телепередачу «Под знаком зодиака», могла откупить на один день... все московское метро, сделав его для всех жителей и гостей столицы бесплатным. Ни Государственному концертно-филармоническому учреждению. ГКФУ «Петербург-концерт», ни Государственной детской филармонии такое и не снилось! Ибо, решая проблемы сценарных разработок для массового театрализованного концертного представления на Дворцовой площади в честь Дня Победы, сценаристу и режиссеру приходилось придумывать, как оправдать установку рядом с пятиконечной звездой «Ордена Победы» больших бутафорских бутылок с рекламой пива «Арсенальное»... Похоже, что подобная ситуация характерна не только для нашей страны, а существует во всем мире. Например, именно от частной корпорации в свое время поступило предложение провести в США, в Атланте, большое театрализованное представление под условным названием «Живые шахматы», о котором рассказывалось выше. Следует подчеркнуть, что при сценарных разработках корпоративных праздников автору и режиссеру приходится сталкиваться с некоторыми незыблемыми традициями, доставшимися нам с прежних времен. Непременно где-то в начале представления должен выступить хозяин фирмы с небольшой речью,,потом надо дать слово какому-нибудь городскому или районному начальству, кому-то из депутатов — это непременно.'Затем надо найти место для награждения «передовиков производства» грамотами, ценными подарками, какими-нибудь путевками,/Очень часто создается и демонстрируется какой-то короткометражный телефильм о самой фирме или компании. Стр.237 И все это должно сочетаться с застольем и завершаться непременными викторинами, конкурсами и, конечно же, дискотекой. Иногда ситуация создается просто курьезная. Когда в зале «Гигант-холл» санкт-петербургского казино «Конти» свой трехлетний юбилей отмечала Ассоциация компаний ритуальных услуг, представлявшая соответствующих работников соответствующих мест, а также специализированных магазинов, они своих отличившихся сотрудников в количестве 140 человек награждали, как в Америке при вручении кинопремии «Оскар», по 14 номинациям. Среди них одна именовалась «За хорошее отношение к клиенту», другая — «За новаторство в работе»... И это не анекдот, имеются соответствующие документы. Сценаристу пришлось вспомнить и сцену на кладбище из шекспировского «Гамлета», и рассказ А. С. Пушкина «Гробовщик», и пьесу «Живой труп», и «Мертвые души», и многое другое... Не менее своеобразный заказ поступил в свое время от Академии гражданской авиации. Ее команда Клуба веселых и находчивых, КВН, встречалась в матче со сборной командой... тюрьмы «Кресты». Тема выступления была сформулирована так: «Национальные особенности русского народного юмора». Совсем не так плохо! Пришлось вспомнить и скоморохов, и частушки, и анекдоты... В этом матче победила, конечно, тюрьма. Смешно сказать, разве могло быть иначе, когда соревнования проходили на ее территории... Люди везде люди. И они имеют право на праздники и гулянья, в какие бы формы они ни облекались: дни рождения, дни основания, юбилеи. Эстрадный автор должен относиться к этому без снобизма, но и не переступать определенных моральных, профессиональных, эстетических границ в необходимости угодить заказчику. Страсть к юбилеям, видимо, объясняется сейчас у нас еще и следующим. За последние 10-15 лет мы вылили друг на друга столько обвинений, оскорблений и грязи, что людям очень хочется услышать хоть пару хороших слов о том, как они раньше жили, трудились, защищали свою Отчизну, строили дома, заводы, плотины, покоряли космос, — не может огромная страна долго заниматься самооплевыванием. Люди хотят услышать о себе доброе слово, которое, как известно, «и кошке приятно»! Недаром народный артист России Стр238 Е. Петросян так и назвал одну из своих эстрадных программ — «Доброе слово и кошке приятно»*. Впрочем, в его практике был и такой казус. После распада СССР разные республики стали вводить у себя свои собственные деньги и называть их, к примеру, в Латвии «латами», в Литве — «литами». В репертуаре артиста появилась сметная реприза, что если так дело пойдет и дальше, то появятся у нас в Харькове «хорьки», в Пензе «пензго-ки», в Мордве «морды». А уж до чего могут дойти в славном городе Херсоне и подумать страшно... Реприза имела в ту пору успех, так как была «на злобу дня», хотя через пару недель в офис Е. Петросяна из представительства одной автономной республики пришел официальный протест... · · · · · · · · · Проведение корпоративного праздничного мероприятия очень часто смыкается с жанром КВН. Внешняя структура и архитектоника драматургии выступлений на эстраде команд КВН всем хорошо известны. Это особая форма, существующая вроде бы только у нас, в России, хотя неувядаемый А. Масляков и объявил недавно, что 8 Ноября отныне является Международным днем клубов веселых и находчивых. Внимательный анализ того, что нам показывают по телевидению, приводит к некоторым выводам, например, о том, что за спиной этих молодых и разбитных ребят, конечно же, стоят профессиональные авторы, сценаристы и режиссеры. Так сказать, «помогают». Ну, а кого особенно волнует, кто именно придумал ту или иную шутку? Не зря говорится, что «слово не воробей, вылетит — не поймаешь». А остроумное слово, тем более шутка, анекдот, острота на злободневную тему распространяются в обществе со скоростью света. Хуже другое. Диалоги ка-ве-эн-щиков часто изобилуют остротами, взятыми напрокат из Интернета, а порой и «уведенными» других команд. Тут, похоже, «закон — тайга». Даже «Комсомольская правда» как-то разразилась статьей, обвинявшей того же Е. Петросяна в том, что он у команд КВН «шутки ворует». Тут еще надо установить, кто у кого. И что это за объявленный в газете «автор * При этом, когда свою следующую театрализованную концертную программу он озаглавил «Дураки мы все!», то стал получать многочисленные возражения и протесты зрителей самых различных регионов, не желавших относить себя к этой категории лиц... Стр239 анекдота» — «Команда КВН Уральского политехнического университета»? Это фамилия такая или псевдоним? Авторы иногда выступают в дуэте, иногда объединяются даже втроем, но чтобы автором считалась вся команда, весь университет — это уже «перебор»... И в то же время выступления команд КВН — это своеобразная открытая лаборатория эстрады. Там порой рождаются и проходят испытания на публике определенные новые и порой неожиданные драматургические схемы, приемы, так называемые «повороты» знакомых нам и совсем свежих тем. И это отрадно. Но этим вопросам будет отведена отдельная глава. Подробнее к проблемам создания миниатюр, музыкальных мозаик, юмористических монологов и реприз мы обратимся в дальнейшем изложении. Стр.240 ГЛАВА 17 ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.114 (0.019 с.) |