Ведущий, в отличие от конферансье, не вступает в общение С публикой, или общение это носит весьма формальный, поверхностный характер. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведущий, в отличие от конферансье, не вступает в общение С публикой, или общение это носит весьма формальный, поверхностный характер.



Ведущему не нужны ответные реакции зрителя на сказанное, не требуется отвечать на неожиданную реплику из зала, не надо им­провизировать; главное — четко произнести объявление до или по­сле номера и не перепутать фамилии исполнителей. Это, кстати, про­исходит сплошь и рядом, на что в свое время обратил внимание А. Райкин, который весьма едко и иронично высказался по этому по­воду в своих «Воспоминаниях»:

«Однажды пригласили меня в Дом печати на обычный сборный концерт. Почему-то администрация поскупилась на гонорар профес­сиональному конферансье, и объявлять артистов должен был кто-то из работников Дома. За кулисами рядом со мной стоял Михаил Шифман.

- Что вы будете делать? — спрашивает его „конферансье".

— Я буду читать „Палату номер шесть" Чехова.

- Как вас объявлять?

- Объявите меня: заслуженный артист республики, лауреат конкурса чтецов Михаил Шифман.

Через какое-то время наш „конферансье" снова обращается к Шифману:

- Простите, какое у вас звание? Деятель? Как сказать?

— Скажите, что я заслуженный артист республики. Впрочем, знаете что, просто объявите: „Палата номер шесть" Чехова, читает Михаил Шифман.

Проходит несколько минут, и он опять — с вопросом:

- Простите, какая палата? Какой номер?

— Знаете что, не надо объявлять, я сам скажу. Просто назовите мою
фамилию: Михаил Шифман.

И вдруг мы слышим:

- Выступает Антон Шварц»2.

У конферансье импровизация отталкивается от общения со зри­телями. Недаром почти все известные артисты-конферансье требо­вали, чтобы во время их выступления в зале зажигали свет, так как им необходимо было видеть лица и глаза зрителей. Ведь нужно мо­ментально отреагировать на брошенное из зала замечание или оцен­ку, на изменение настроения, на какой-то казус, призвать к порядку

Стр. 302

не в меру «разгоряченного» человека из зала, встретить опаздываю­щего зрителя и проводить шутливой репликой уходящего...

Когда мы говорим, что искусство конферанса зиждется на им­провизации, надо понимать, что это импровизация не просто сама по себе. Можно, например, прекрасно импровизировать стихи на заданную тему в условиях публичного выступления, но в другом случае растеряться, когда из зала задают какой-то неожиданный вопрос.

Словесная импровизация вне контакта артиста с публикой к конферансу не имеет никакого отношения.

Отсюда практический вывод: не всякий артист-импровизатор может стать конферансье. Нужна импровизация в общении, в отве­те, в реакции на создавшуюся ситуацию. Да плюс к этому чувство юмора, да высокий культурный уровень, да осознание ответствен­ности, да интересные внешние данные, да неординарный имидж, то есть — все те качества, которые дают артисту право импровизиро­вать в общении с публикой.

· · · · · ·

Ни один другой жанр эстрады не требует от артиста наличия столь боль­шого и важного набора не только профессиональных, но и морально-нравственных качеств, глубокой эрудиции, как конферанс.

Не будем безапелляционно утверждать, что это самый сложный эстрадный жанр, но то, что он является одним из труднейших, — не­сомненно.

Наверное, эта одна из причин того, что хороших конферансье мало. Более того, конферансье мало вообще. Вероятно, не всякому ноша по плечу.

И дело здесь не только в редком таланте импровизации, в про­фессиональных качествах. Без преувеличения — здесь очень часто на первый план выступают нравственные категории.

Конферансье всегда высказывает залу какую-то свою позицию — по­литическую, нравственную, моральную. В его словах присутствует соб­ственное мнение — за что и против чего он выступает.

Он, как никакой другой артист эстрады остальных жанров, за­нимает место на кафедре, «с которой о многом можно сказать миру».

Стр. 303

Причем позиция эта не схоластически-абстрактная, она подается зрителю от первого лица, облекается в форму личной позиции че­ловека, отчего убедительность аргументации возрастает, что назы­вается, по определению. Конферансье — это всегда в какой-то сте­пени и проповедник, и учитель, и политический трибун.

Вместе с тем, когда конферансье слишком уж откровенно вста­ет на дидактические позиции, сразу возникает ощущение снобизма, снисходительности по отношению к залу. Такое, по сути пренебре­жительное отношение к зрителю плохо согласуется с манерой дове­рительной беседы. Зритель с большей охотой прочтет политическую передовицу в газете, чем будет выслушивать во время концерта (куда он пришел — не в последнюю очередь — отдохнуть) навязчивые поучения.

Итак, можно сказать: жестко что-то декларировать с эстрады конферансье не должен. Все дело в форме подачи и в чувстве меры. Ведь любая, казалось бы, незатейливая шутка все равно будет содер­жать в себе элементы личностной позиции конферансье, отношение к тому или иному случаю, историческому факту, политической си­туации, и т. д.

В любой, даже самой незатейливой шутке проявляется как ми­нимум уровень вкуса конферансье, даже если это: «Приходит муж домой...». Поэтому даже проходная реприза обязательно несет в себе элемент воспитания вкуса.

· · · · · · ·

Конферансье является посредником между артистами и зрительным за­лом. Это он перекидывает мостик между выступающими и публикой.

В чем же проявляется эта роль посредника?

Во-первых, — в создании праздничной атмосферы. Это являет­ся одним из важнейших законов искусства эстрады, неспроста сло­ва «эстрада» и «праздник» очень часто стоят рядом.

Во-вторых, — в подготовке зрителя к восприятию каждого сле­дующего номера. Эстрадный концерт — это чаще всего череда сме­няемых артистов, музыки, костюмов, темпоритмов, тем и сюжетов, жанров, трюков, эффектов. Ведь само слово «концерт» (concerto) означает «соревнование». В музыке это соревнование инструментов и музыкальных тем, на эстраде — соревнование номеров и артистов. А там, где соревнование, — там борьба, противостояние. Зритель

Стр. 304

эстрадного концерта изначально настроен на частую смену впечат­лений. Но номер номеру — рознь: один — веселый и эксцентричный, другой — лирический; третий — легковесный и незатейливый, в чет-вертом — глубокая социальная или нравственная тема, и так далее. И конферансье готовит к этим переменам зрителя. Играть ли­рический номер после эксцентричной клоунады для артиста очень сложно. Да и зрителю очень сложно мгновенно перестроиться на новую волну восприятия. И чрезвычайно плохо, когда эта перестрой­ка происходит уже во время исполняемого номера. Это может пона­чалу грозить даже неадекватной реакцией зрителя, и, к примеру, реприза, рассчитанная на какой-то глубокий душевный отклик со стороны зала, вдруг может вызвать смех, который возникает по за­кону инерции восприятия. Это «выбивает артиста из седла», вслед­ствие чего возникает внутренняя паника, растерянность.... То есть страдает художественный результат.

Конферансье обязан переменить настроение зала, погрузить его в ат­мосферу нового номера, подготовить к новому восприятию. Особенно это необходимо, когда в концерте соседствуют номера, контрастные по жанрам и глубине тем.

Сегодня на эстраде сложилась новая и интересная ситуация. Конферанс, в его классическом виде, требует небольших залов, ка­мерности общения. И такой конферанс есть в многочисленных не­больших эстрадных театриках, кабаре, ночных клубах, даже в сред­них по размерам залах, где идут эстрадные программы. Например -в Санкт-Петербургском театре эстрады, в котором 450 мест.

В то же время эстрадное искусство, все более смыкаясь с шоу-бизнесом, вышло на большие, если не сказать — огромные, — пло­щадки, стадионы, дворцы спорта. Здесь конферировать в классичес­ком понимании невозможно.

Возникло новое органичное синтетическое образование: конферансье-ведущий. То есть — это такой артист, который опирается на созданный эстрадным драматургом текст ведения программы, по возможности на­сыщая его блестками импровизации.

Так что, когда выше употреблялись термины «написать конфе­ранс», «текст ведения программы», то никакого противоречия тут

Стр. 305

нет. Новые тенденции в эстраде требуют и новых подходов к созда­нию драматургии эстрадного представления в отношении к тексту ведения.

В больших залах в классическом смысле конферировать нельзя. Но донести информацию до тысяч зрителей необходимо. Выручают стихи! Они самодостаточны как по форме, так и по содержательно­сти информации. Кроме того, они никогда не сбивают темпоритма программы.

Самая главная задача конферансье — ведение концерта. Нужно всегда помнить, что конферансье — слуга двух господ: публики и артистов. Цель его частых появлений на эстраде между номерами — не демонстриро­вать себя, а наиболее выразительно, уважительно, эффектно препод­нести артистов, принимающих участие в концерте.

П. Муравский говорил: «Для конферансье существовал неписа­ный закон: „Хорошему не мешай, после сильного не рискуй и помни, что не концерт для тебя, а ты для концерта"»3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.011 с.)