Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Красивыми и яркими, когда удается объединить эстраду и спорт, так сказать, культуру и физкультуру.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ярким подтверждением этому являются грандиозные представления в честь открытия и закрытия как летних, так и зимних Олимпийских игр. В последние годы во всем мире становится все более популярным такой вид спорта, как «ледолазание». С использованием определенной технологии зимой, на том или ином жестком каркасе, создается 30-метровая разноцветная «сосулька». Участники соревнований с помощью альпинистских веревок и «кошек», состязаясь на время, прокладывают по ней маршрут. Японцы, например, вот уже несколько лет серьезно собираются залить льдом стоящее в центре Токио здание Управления метрополитена, оказавшееся очень удобным для этих целей по своей конфигурации, и провести там, у всех на глазах, открытое Первенство мира по ледолазанию... Но практически это же самое можно сделать и у нас в Санкт-Петербурге, на Елагином острове, в ЦПКиО, на Масляном лугу. Такой массовый праздник, вдобавок ко всему этому, мог бы содержать «взятие снежного городка», фигурное катание или хоккейный матч. Вода в прудах там рядом, а катаются на коньках сегодня даже на Красной площади. Может получиться замечательный массовый праздник — «Праздник Русской зимы», или, еще лучше, — народов Севера в северной столице государства российского. Мало кто знает, что наш Центральный парк культуры и отдыха на Елагином острове входит в Международную ассоциацию парков городов Балтийского моря и что с инициативой о проведении совместного Зимнего праздника к нам обращалась Канада. · · · · · · · При создании у нас сценариев больших массовых праздников и представлений всегда надо учитывать еще одно очень важное обстоятельство. Россия — страна многонациональная. Ее культура — сплав и конгломерат разных культур. Это открывает широчайшие возможности для творчества. Но сегодня разного рода межнациональные конфликты сотрясают весь мир. Тут сценаристу следует быть очень внимательным и тактичным. Касается ли это режиссера массового праздника, а не только сценариста? Несомненно. И в полной мере. Стр.258 В реальной жизни вполне правильный лозунг «спорт вне политики» редко соблюдается в полной мере даже на Олимпиадах. Еще в большей степени это относится к эстраде и массовым праздникам. На Празднике открытия Международного фестиваля молодежи и студентов в Пхеньяне, после прохождения по дорожкам огромного стадиона больших театрализованных делегаций более чем ста стран, на эту же дорожку была выпущена одна-единственная стройная черноволосая девушка... В напряженной тишине насторожившегося переполненного посланцами разных стран стадиона она шла в финале красочного и шумного парада всех жителей земли. Диктор объявил, что она представляет на празднике в столице Северной Кореи Южную Корею, что она с огромным трудом добралась в Пхеньян из Сеула через Бомбей и Франкфурт-на-Майне. Тогда стадион встал и разразился аплодисментами! Дружба народов — вещь не всегда чисто умозрительная, а часто вполне осязаемая... А ведь многие помнят, как еще совсем недавно широко и радостно отмечался праздник 250-летия Георгиевского трактата, объединившего Грузию с Россией, ныне тихо отошедший в прошлое. Праздничная культура России отражает не только историческую, но и реальную, сегодняшнюю жизнь страны и жизнь мира.... И еще один реальный пример из этой же области. Отрабатывался сценарий выступления петербургской делегации на массовом празднике, посвященном тысячелетию Казани, к которому Петербург подарил столице Татарстана целую улицу (!!!). В последний момент выяснилось, что общественность республики не желает видеть на этой самой дареной им улице памятник Петру Великому, который их когда-то чем-то почему-то вроде бы обидел... Но пьедестал уже был воздвигнут! Встал вопрос, кого ж на него водружать?! Хозяева праздника попросили поставить на месте реформатора Руси бюст... русского поэта Николая Гумилева. Он когда-то кому-то что-то хорошее сказал про татар. Нашли эту фразу и ночью, перебив буквы, высекли на постаменте золотыми буквами... Соответственно, пришлось переписывать весь торжественный монолог в стихах и менять часть мизансцен. Вдумаемся в сообщения из относительно благополучной и цветущей курортами Испании. Там много десятилетий проводился веселый массовый народный праздник, посвященный произошедшему много веков назад избавлению от мавританского ига Стр. 259 На стенах старинных замков играли оркестры, пылали факелы, звучали патриотические монологи. Ряженые стражники сбрасывали с высоких бастионов в крепостной ров какую-то куклу, «напоминавшую древнего мавра-мусульманина». И все всегда кричали «Ура!», пили замечательные испанские вина и очень-очень-очень веселились... Но в наши дни прекрасный финальный аттракцион со сбрасыванием куклы в пропасть пришлось отменить, чтобы не обижать религиозных чувств части населения Испании. Ну, а как назвать следующий эпизод, описанный в газетах, когда приехавшей в Ригу из Москвы на «Юморину» чернокожий студент во всеуслышанье спел с эстрады такую частушку: Эх, клюковка, да с голубикою, Подходи, скин-хэд, — глазик выколю! Один выколю, другой останется, Чтоб ты помнил, гад, кому кланяться! Можно ли позволять себе с эстрады (а потом еще и повторять в печати) такие слова!? Да еще в Латвии, стране, где сильны настроения неонацизма! Праздник победы одной национальной футбольной команды над другой легко переходит в ужасающее побоище даже в центре Москвы... Массовая культура — это одно, а культура для масс и, соответственно, массовых праздников — это статья особая, требующая обостренного чувства ответственности у сценариста и режиссера. И тем не менее массовые праздники, зародившиеся еще в седой древности, жили, живут и, конечно же, будут жить, принося много радости как их зрителям, участникам, так и режиссерам-постановщикам, сценаристам, артистам, спортсменам, общественным и государственным деятелям... То есть — народу. И во имя этого следует трудиться на творческой ниве, не жалея ни времени, ни сил. Надо только не нарушать определенных, установленных эпохой, традициями и самой эстрадой правил... Стр. 260 ГЛАВА 19 ПРОГРАММЫ ЭСТРАДНЫХ ТЕАТРОВ МИНИАТЮР ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТЕАТР МИНИАТЮР». - ДЕМОКРАТИЗМ ЖАНРА. - УГЛУБЛЕННЫЙ СИНТЕЗ ЭСТРАДЫ И ТЕАТРА - ОДИН ИЗ СУЩЕСТВЕННЫХ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ТЕАТРА МИНИАТЮР. -СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ЖАНРА ТЕАТРА МИНИАТЮР НА ПРИМЕРЕ ТЕАТРА А. И. РАЙКИНА. - ДОМИНАНТА РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ В ТЕАТРЕ МИНИАТЮР. - ПУБЛИЦИСТИЧНОСТЬ ЖАНРА. Программы театров миниатюр в России имеют давнюю и интересную историю, а соответственно и определенные традиции — особенности драматургического пострения, специфику художественного языка, выработанную больше чем за столетие, свои, определенные приемы выразительности. Поэтому начинающему эстрадному автору, пишущему для театра миниатюр, можно посоветовать основательно изучить этот исторический материал. Во-первых, это позволит фантазии автора «свободно гулять» по эстетическому полю жанра «театр миниатюр», точно попадать в своих сценариях в стиль и форму этого вида эстрадных представлений, избавит его от неизбежного для неопытного человека попыток «изобретения велосипеда». Кроме того, напомним еще раз, что новое — это хорошо забытое старое. Изучая историю театров миниатюр в России, можно почерпнуть много интересных забытых идей, экстраполировать ходы и драматургические приемы в современные программы, наполнить их актуальным сегодняшним содержанием. В этом смысле начинающему эстрадному драматургу, решившему написать несколько миниатюр, хочется посоветовать в первую очередь внимательно прочесть две прекрасные работы. Это монография Л. И. Тихвинской «Кабаре и театры миниатюр в России, 1908-1917» и книга Е. Д. Уваровой «Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. (1917-1945)». Стр. 261 «ТЕАТР МИНИАТЮР — театральный коллектив, работающий преимущественно над малыми формами: небольшими пьесами, сценками, скетчами, операми, опереттами наряду с эстрадными номерами (монологами, куплетами, пародиями, танцами, песнями). В репертуаре театров миниатюр преобладают юмор, сатира, ирония, не исключается и лирика. Труппа малочисленна, возможен театр одного актера, двух актеров. Лаконичные по оформлению спектакли рассчитаны на сравнительно небольшую аудиторию, представляют некое мозаичное полотно. Термин ТЕАТР МИНИАТЮР введен А. Кугелем в 1908 году, получил широкое распространение в России. Непосредственным предшественником является западноевропейское кабаре»1. · · · · · Формы театра миниатюр очень разнообразны. Поэтому когда вас приглашают на спектакль в эстрадный театр миниатюр, заранее никогда нельзя точно сказать, что именно вы увидите. Как правило, спектакль театра миниатюр имеет какой-то свой пусть не очень замысловатый сюжет, какую-то свою смысловую тематическую линию. Это, если можно так выразиться, некий каркас, на который нанизываются те или иные самостоятельные, но близкие по темам, смыслу, гражданской позиции миниатюры, фельетоны и монологи. И здесь, точно так же, как при создании того или иного обозрения, сценарист и режиссер могут идти двумя путями. Первый -иметь набор литературных материалов разных жанров на интересующую и волнующую их тему, подобрать тот или иной драматургический ход, который легко и органично соединил бы эти материалы в единое целое. Второй — наоборот — найти, придумать, сочинить этот самый сквозной ход, сюжет, каркас, «смысловой ящик» и подобрать для него соответствующие материалы. И тот и другой путь не прост, но вполне возможен. В наши дни каждый известный артист эстрады гордо называет свой, даже слегка театрализованный концерт — ТЕАТРОМ. Так поступает и Г. Хазанов, и Е. Петросян, и Е. Шифрин, и К. Новикова. В этих маленьких театриках часто присутствуют в некотором количестве и партнеры главных исполнителей, и декорации, и музыкальное сопровождение. Звучат разного рода произведения различных эстрадных авторов: монологи, фельетоны, куплеты, мозаики, юмористические песенки и песенки философского содержания... Но Стр. 262 точно определить жанр того, что происходит на сцене, редко представляется возможным. Наверное, недаром в начале века только что родившийся тогда Театр А. Райкина именовался «Театр эстрады и миниатюр». Этим как бы подчеркивался тот факт, что эстрада — это одно, а миниатюры — совсем другое. Понятие, более близкое к театру. Впрочем, в театре А. Райкина все было более или менее понятно, был явный лидер, солист, и остальная труппа ему подыгрывала. При этом в труппе часто выступали замечательные артисты, имевшие возможность работать самостоятельно, такие как В. Ля-товицкий и М. Максимов, В. Татосов, М. Светин и, конечно же, С. Райкин. Спектакль театра А. Райкина всегда имел какое-то свое яркое «фншное название, определявшее смысл и характер того, что будет показано уважаемой публике. А. Райкин был артистом универсальным, он одинаково легко работал в самых разных эстрадных жанрах, исполнял монологи от лица самых различных персонажей, пел куплеты, юмористические песенки с лирическим оттенком. Ему была доступна пантомима, но главным его «коньком» всегда была мгновенная трансформация, переход из одного сценического образа в другой — так называемые «маски». Он разработал специальную технику, позволявшую за доли секунды изменить костюм персонажа. А. Райкин «изобрел» особый жанр мини-миниатюр, так называемые «МХЭТки» (Малый Художественный эстрадный театр), часто представлявшие из себя театрализованные анекдоты. Сцена делилась на две части, и интермедийный занавес поднимался попеременно, то в левой ее части, то в правой, а исполнитель успевал передвинуться, буквально перебежать-перескочить из одной «выгородки» в другую, из одной ситуации — в следующую. Три-четыре реплики с партнером — и финальная, «ударная», очень смешная фраза. — после чего занавес на этой части сцены падал и поднимался на противоположной ее стороне. При этом движение падающего занавеса усиливало саму эту финальную реплику, давало знаменитое, известное по цирковым клоунским антре — «АПП!» О А. Райкине и его театре написаны десятки серьезных театроведческих работ, часть из них указана в разделе «Рекомендуемая литература» данной книги. Стр. 263 Хочется отметить, что театр А. Райкина был театром демократическим, в истинном смысле этого слова — народным. Недаром шутки, прозвучавшие из его уст, мгновенно расходились среди населения — все эти «колик-чество», «как-чество», «белый мор», «хромая-сома», «деф-сыт», и т. д. и т. п. Это был театр сатирический, всегда занимавший четкую гражданскую позицию. Сам Аркадий Исаакович всегда говорил, что его театр внимательно рассматривает негативные явления нашей жизни. Сегодня, к сожалению, вряд ли кто-нибудь из театроведов, политиков, философов сможет внятно объяснить, что такое современная сатира, гражданственность, публицистика наших дней. Кто они, отважные «витии», работающие в этих жанрах? Но это совсем не значит, что все это безвозвратно ушло, исчезло, умерло. Если бы каждый общественный строй до конца мог уничтожить тот или иной литературный или театральный жанр, ни одного из этих, временно подвергшихся «остракизму» жанров сегодня у нас не осталось бы. Но, к счастью, это не так. И когда-то имевшие место соображения о том, что появившееся кино «съест» театр, а потом телевидение «съест» и то и другое, не оправдались. И вроде бы даже вконец устаревшая опера тоже живет на белом свете, да еще и рядом с рок-оперой, и, видимо, правду говорят, что есть на свете и «вечные истины», и бессмертные произведения, и исключительно живучие жанры. Хочется отметить еще два обстоятельства. Первое — в театре А. Райкина, рядом с глубокими, острыми, смешными и публицистическими произведениями всегда имели место и просто эстрадные номера других жанров. Это была или блистательная Н. Хорева со своим пластическим этюдом (среди профессионалов этот жанр имел название «каучук»), или замечательная акробатическая пара Т. Птицына и Л. Маслюков. В театре миниатюр хороший номер любого жанра никогда не остановит, не испортит программу, а только украсит ее. И второе. Среди тех, кто подражал А. Райкину, а их число, как говорится, миллион, были люди и очень талантливые. Например, саратовский артист Л. Горелик, имевший очень похожий на «рай-кинский» свой эстрадный театр миниатюр. Порой он просто копировал райкинские программы, но часто находил и какие-то свои яркие краски. Среди эстрадных театров советского периода нельзя не отметить сатирический театр писателя-юмориста, замечательного эстрадного Стр.264 драматурга В. Полякова, с его острыми злободневными программами, состоящими из ряда монологов, миниатюр, пародий и фарсов одного этого автора. К сожалению, так сложилось, что после трех прекрасных спектаклей театр был запрещен. Уже одно это говорит о том, как он тревожил умы и волновал сердца... В 70-80 годах XX века сначала в Киеве, а затем в Минске работал еще один эстрадный театр миниатюр «одного автора» В. Перце-ва. Он назывался «Христофор». Время от времени возникали и потом, увы, угасали разного рода студенческие эстрадные театры. Театр эстрадных миниатюр, с таким трудом приживавшийся на нашей российской почве, в былые годы был очень популярен за рубежом. Тот же В. Поляков на всесоюзных семинарах по эстрадной драматургии, регулярно проводившихся тогда Министерством культуры СССР, рассказывал, что в те годы, когда у нас на всю страну было 3-4-6 таких театров, в одном Берлине их было более 200, а в Париже чуть ли не вдвое больше. А то, что они имели название «Политическое кабаре», сути дела не меняло. Некоторое время существовавший при Петербург-концерте Театр миниатюр под руководством заслуженного артиста России В. Границына, к сожалению, сейчас распался, а существующий при петербургском Театре эстрады имени А. Райкина «Наш театр» под руководством Л. Стукалова по своему репертуару к эстраде не имеет отношения. Там нет миниатюр и других форм эстрадной драматургии. Что касается практики телевизионного театра миниатюр под руководством Е. Петросяна «Кривое зеркало», то анализ его практики заслуживает отдельного и большого разговора. Сегодня у нас в Петербурге в жанре самом близком к классическому театру миниатюр работает Театр «Буфф» под руководством народного артиста России И. Штокбанта и Театр Политехнического института «Глагол», с программами которого лучше познакомиться не в пересказе в том или ином учебнике, а, что называется, - в живом плане. От сборного, и даже театрализованного концертного представления спектакль театра миниатюр отличается более строгим драматургическим построением, более широким набором затронутых современных тем, часто более острым их решением и, как правило, — превалированием слова Стр. 265 над музыкой, вокалом и хореографией. Хотя эти жанры не исключаются, они должны быть представлены достаточно хорошими исполнителями, и в гораздо меньшем объеме, чем жанры вербальные. В заключение этой главы хочется сказать следующее. Об успехе того или иного эстрадного спектакля, театрализованного концерта, шоу-программы часто судят по количеству «реакций» зрительного зала, по количеству «смехов» на протяжении тех или иных монологов, куплетов и миниатюр. Это — грубый, поверхностный расчет. И неспроста даже такой серьезный человек, как спикер нашего парламента господин Миронов, недавно в своей статье в «Известиях» вопрошал: «Когда же мы перестанем быть „хохочущей нацией"»? Характерный пример: В дни, когда в Государственном концертном зале «Россия» народный артист Е. Петросян отмечал свой юбилей театрализованной концертной программой «В обед — сто лет!», у памятника А. С. Пушкина собралось несколько сотен человек. Они выступали с лозунгами убрать с экранов бесконечное «Кривое зеркало» с «новыми русскими бабками», профанирующими то, что блистательно делали когда-то В. Тон-ков и Б. Владимиров, и требовали более осмысленных телепередач. Дело не в количестве смеха на эстраде и в телеэфире, а в его качестве. Важно, к каким струнам человеческой души прикасается этот смех, делает ли он нас лучше, чище, добрее, человечнее. Ни Ч. Чаплин, ни А. Райкин никогда не гнались за количеством «смехов» у зрителей. Они обращались к их сердцам, к их душам, к их человеческому сознанию. Идти таким путем — высокий долг каждого, кому природа позволила и, может быть, даже поручила работать в таком массовом, важном и остром виде искусства, как эстрада. 1 Уварова Е. Д. Театр миниатюр // Эстрада России. XX век: Энциклопедия. С. 654. Стр.266 ГЛАВА 20
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.68 (0.018 с.) |