Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Работа по заказу — важнейшая сторона работы профессионального эстрадного драматурга.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Это происходит вне зависимости от того, откуда исходит это задание — от государственной организации, от частного продюсерского бюро или от крупной фирмы, желающей широко отметить свой Стр. 28 юбилей или провести театрализованную презентацию нового товара или услуги. Специфика работы на эстраде такова, что сценарист, как правило, работает рука об руку с режиссером-постановщиком. Иногда это является полноценным соавторством. Иногда придуманный режиссером номер или целый спектакль нуждается лишь в той или иной литературной обработке, или текстовой «поддержке» одного или группы авторов, из которых каждый работает в своем излюбленном жанре, в том, в каком он наиболее силен, что в итоге идет на пользу и всему представлению. Иногда режиссер остается как бы «за кадром», скрываясь за красивыми словами — «художественный руководитель постановки» или «главный режиссер». Это вопрос личных договоренностей, характера участия, этики — при соблюдении некоторых правовых норм. В такой работе хорошо все то, что идет на пользу дела. Тут для всех нас примером может служить аналогия с творчеством знаменитых художников Кукрыниксов, долгие годы успешно «живописавших» втроем. И прекрасное трио эстрадных авторов 70-х годов прошлого столетия - Гиндина, Рябкина и Рыжова (ГИНРЯРЫ). А если мы заглянем в фильмографию, то обнаружим, что великий кинорежиссер Феллини из фильма в фильм работал с одной и той же группой авторов, сценаристов, из которых каждый отвечал за свой участок работы. И это великий Феллини! И это притом, что ткань киноленты расчленяется на эпизоды, фрагменты диалогов и сцен с гораздо большим трудом, чем эстрадное представление, которое состоит из отдельных номеров, изначально фрагментарных. И что еще характерно, фамилии самого Феллини среди группы сценаристов нет. Видимо, ему хватало славы быть режиссером-постановщиком, а значит -автоматически АВТОРОМ своих фильмов... Еще одна особенность работы сценариста на эстраде и в шоу-бизнесе состоит в том, что начальные условия для его разработок и требования заказчика бывают порой не просто очень разными, а диаметрально противоположными и даже — взаимоисключающими. Разрабатывая сценарии для таких традиционных праздников, как очередной Новый год или День Победы, автор сталкивается с тем, что в «прокрустовом ложе» традиционных персонажей и ситуаций он должен искать какой-то свой, новый поворот, свое решение. Среди того, что БЫЛО и обязательно ДОЛЖНО БЫТЬ Стр.29 в сценарии, нужно придумать и что-то свое, такое, чего раньше еще не было... Тут очень трудное и тесное поле для работы фантазии... С другой стороны, бывает, что начинать надо просто «с чистого листа» — есть задание, есть необходимость, есть событие, и больше нет ничего — давай: «Твори, выдумывай, пробуй!» В качестве вдохновляющего исторического примера может быть приведен такой факт: в свое время, когда императрица Екатерина Великая с благородной рекламной целью первой сделала себе прививку против оспы, в Санкт-Петербурге был объявлен трехдневный праздник, горела уличная иллюминация, гремели салюты, все ликовали, радовались, пили и танцевали... Учитывая все вышеизложенное, нам кажется, что можно сделать однозначный вывод: роль драматурга на эстраде и в мире шоу-бизнеса интересна, важна и трудна. Однако овладеть навыками сценарной работы в современных реальных условиях можно только после того как вы будете знать, что раньше делали до вас на эстраде другие авторы-сценаристы, какие приемы они применяли, как обращались со словом, с сюжетом, с народным юмором; что делают сегодня другие современные авторы. Только тогда у вас появятся, возникнут, родятся свои по-настоящему новые идеи и предложения. Это путь не простой. Он бывает и труден и крут. Но, повторимся: «Дорогу осилит идущий!» И если наша «дорога не ведет к храму», то пусть она ведет хотя бы к Дворцу Искусств, в котором поднимает свой занавес какое-то новое, музыкальное, увлекательное эстрадное представление... Практически создание нового номера или эстрадной программы может начаться не обязательно с конкретного заказа какой-то государственной или коммерческой организации. Оно может быть выражением творческой инициативы артиста, режиссера, сценариста, продюсера, ощутивших желание сделать на эстраде что-то новое, заявить о себе, высказать в художественной форме то, что они думают о стране, обществе, времени и о себе. Тема и идея — первые и самые существенные аспекты эстрадной драматургии в целом. Стр.30 Это, как правило, наиболее трудная, но самая интересная, по-настоящему творческая работа для людей с определенными профессиональными знаниями, кругозором, отчетливо сложившимся мировоззрением. При этом, когда ясна общая идея будущей программы (или номера), ее контуры и объемы, состав исполнителей, площадка, сроки, размер постановочных средств, когда к работе уже привлечен художник-постановщик (а это следует делать на возможно более ранних этапах создания будущего зрелища) — неизбежно во всей своей остроте встает вопрос: с чего начать Представление? И вслед за ним: чем закончить? Пролог и финал — непременные структурные элементы эстрадной драматургии. При всей своей кажущейся простоте и естественности, на самом деле решить эти проблемы качественно и, что называется, «с ходу» удается крайне редко. Можно сказать, мол, хорошо было в спектаклях Театра миниатюр А. Райкина. Вышел на авансцену Аркадий Исаакович или просто даже, как он это любил, — показал свое лицо в прорезь занавеса, и зал уже в восторге, все улыбаются, все аплодируют, все довольны... Или в программе, где выступает Алла Пугачева, которая, конечно же, должна заканчивать концерт, а уж как именно — это не наша -это ее забота, на то она и примадонна, и «королева эстрады»... Но для того чтобы думать так, совсем не обязательно претендовать на звание сценариста, эстрадного драматурга или режиссера-постановщика. Начало представления, его пролог, его «запев» — исключительно важный элемент постановки. Сегодня сложилась мода, — и зритель уже привык к такой форме, — что прежде чем его пригласят в зал и начнет звучать увертюра к спектаклю, затем переходящая в тот или иной Пролог, что-то непременно будет происходить на улице, на подходе к стадиону или дворцу спорта, что-то интригующее создатели спектакля придумают на контроле, кроме билетеров, милиционеров и металлоискателей, и почти всегда — в фойе... Такое праздничное действие перед началом основной программы называется предпрологом. Стр. 31 Как правило, это или встречающий гостей у самого входа духовой оркестр, или какие-то костюмированные «зазывалы», ростовые куклы, иногда русские скоморохи, словно пришедшие с дореволюционных ярмарок и масленичных гуляний; или же звучит музыка, трепещут на ветру гирлянды разноцветных воздушных шаров, работают массовики-затейники, продаются пирожки-пряники и прочее угощение... Это стандартный набор для создания особого предпраздничного настроения, элементы массового, так называемого «народного гулянья». Но все это тоже должно быть придумано, продумано, «расписано» по минутам. Иногда автора просят написать какие-то приветственные слова в прозе или в стихах, частушки, «подтекстовать» известные песенки, что, конечно же, для профессионального сценариста, как правило, совсем не трудно... При этом характер данной, предваряющей эстрадное представление части, естественно, должен соответствовать характеру будущего концерта. Так, предпролог к праздничной программе, посвященной Дню Победы, не может быть автоматически перенесен на 1 Апреля -День смеха, или, как его иногда называют, День дураков. Когда задуман и проводится в городе какой-то «званый», например губернаторский бал, то тут требования другие. Другие костюмы встречающих, ковровые дорожки, пиротехника, охрана — иногда костюмированная «под старину», а иногда, что называется, «в натуральную величину»... Детские спектакли, в особенности новогодние представления, требуют для предпролога соответствующего сказочного антуража, и элементы его сегодня являются чуть ли не обязательной частью программы. Какие-то затеи часто приходится придумывать, развлекая зрителей в фойе. Например, на программе, посвященной Дню Победы и имевшей афишное название «Иосиф Кобзон приглашает друзей», в фойе Концертного зала «Россия» вместе с пришедшими на спектакль рядовыми зрителями разгуливали народные и заслуженные артисты — участники программы. Здесь были и известные политические деятели во главе с М. С. Горбачевым и Раисой Максимовной... Можно было запросто взять автограф у «живого классика» М. Жванецкого или М. Задорнова. Стр.32 Задача предпролога — создать особую праздничную атмосферу, приподнятое настроение у всех тех, кто потом займет свои места в зрительном зале... Пролог большой эстрадной программы — это всегда атака: звуковая, музыкальная, световая, зрительная. Нужно сразу дать понять собравшимся — вот, началось! Особенно важно придумать и выиграть пролог на открытом стадионе, собрать внимание присутствующих, что называется, «въехать в тему», заинтересовать, заинтриговать гостей праздника. Это тот трамплин, без которого в дальнейшем даже «звездам эстрады» будет трудно работать. Многое из того, что сказано выше, относится скорее к работе режиссера-постановщика, чем к заботам сценариста. Но в данном случае, да и вообще на эстраде, труд представителей этих двух, в общем-то, разных профессий очень трудно разделить, обособить, выделить, образно говоря, в чистом виде. Эстрадная программа — дело общее, это результат коллективного труда. По времени пролог к эстрадной программе может занимать и 15 и 20 минут — до получаса сценического времени. Хорошо и правильно, когда пролог демонстрирует зрителю если не всех, то главных исполнителей*. Важный структурообразующий элемент драматургии эстрадной программы — вступительный фельетон (монолог) Ведущего. Вступительный фельетон Ведущего может прозвучать не обязательно в начале пролога, а и в середине его, и в финальной части. Он может быть написан как в прозе, так и в стихах, исполняться под музыку, в сопровождении оркестра, перерастать в общую вступительную песенку. Пролог к эстрадной программе подобен правильно сыгранному дебюту в шахматной партии и часто определяет все дальнейшее течение встречи... Можно сказать, что драматургия эстрадного концерта по своему характеру может быть описана известной фразой из русских сказок: «Вдруг, откуда ни возьмись...». * Хотя они чаще всего достаточно активно сопротивляются необходимости дважды, а то и трижды (потом, в финале например) выходить на сцену. Стр. 33 Как известно, вся юмористика основана на неожиданностях -неожиданной реплике, неожиданном повороте событий. Но в эстрадной программе это всегда как бы «ожидаемая неожиданность», она не может быть какой угодно вообще, она должна укладываться в заранее предложенные «условия игры». Одна из важных задач пролога состоит как раз в установлении этих «условий игры». В каком-нибудь так называемом «правительственном концерте» рядом с солистами Большого театра, всерьез танцующими фрагмент из балета «Лебединое озеро», вряд ли возможен выход циркового клоуна, а сразу после клоуна — исполнителя песен военных лет… Точно так же, как и пролог, важен красочный массовый финал программы. При этом желательно, чтобы по форме, по смыслу и по характеру он согласовывался с прологом. Можно привести пример довольно удачного решения таких проблем. Было время, когда репутация нашей армии была неизмеримо высока. Это была армия — победительница, армия — защитница мира во всем мире, служить в ней считалось за честь. В военкоматах, при проводах новобранцев в армию устраивались неплохие концерты с участием известных артистов, выступающих с соответствующим репертуаром. Одна такая эстрадная программа с О. Милявским в Лужниках, посвященная 23 февраля — Дню Армии, строилась на очень простом драматургическом приеме: в первом отделении программы ребят как бы провожали служить, а во втором — встречали их, уже демобилизованных, повзрослевших, возмужавших... Простая логика и правда жизни давали возможность построить программу естественно и легко. Ее герои приезжали и «на побывку домой» и «писали» трогательные письма своим девушкам и бабушкам, выслушивали «инструктаж», который вел замечательный имитатор и пародист Ю. Григорьев. Этот номер, в частности, был написан специально для этой программы, но был так хорош, что остался в репертуаре исполнителя на долгие годы. Авторы использовали все возможности артиста-имитатора, который у микрофона блистательно имитировал «звуки боя», рев самолетов, грохот танков, взрывы снарядов, команды, отдаваемые по «полевому телефону». Номер назывался «Первые учения» и всегда имел большой успех. Таким образом, характер пролога во многом определяет структуру программы, финал — в образной форме подводит тематический итог, ставит эмоциональную точку. Стр. 34 Но все это касается того случая, когда представление идет в одном отделении, пусть большом, длительном, но — без антракта. При необходимости разбить эстрадное представление на две части количество проблем естественно удваивается. Надо правильно определить, чем заканчивать первое отделение и чем начинать второе. Очень часто все второе отделение отдается «на откуп» какому-то одному известному исполнителю или коллективу. Первое отделение — так сказать, сборное. Оно может быть и театрализованным, и тематическим, и единым по своему характеру, логике и «посылу», а второе — уже «монолитным». В большинстве случаев эстрадному драматургу следует добиваться, чтобы тема программы, ее состав давали возможность органичного, смыслового соединения двух отделений. Приведем удачный, на наш взгляд, пример. В театрализованном представлении, посвященном юбилею народной артистки России С. Моргуновой, умудрившейся родиться в день 8 марта, в первом отделении выступали одни мужчины. Они это делали под лозунгом: сегодня женский праздник — вот и отдыхайте, уважаемая героиня вечера и все ваши подруги... Зато во втором была реализована продолжающая первое отделение программы мысль: для женщины-артистки возможность поработать в таком прекрасном концерте — тоже праздник! У женщин тоже есть что сказать в данном конкретном случае. И целый «блок» концерта был составлен из номеров в исполнении одних женщин. А далее, естественно, эти две линии соединялись в общем массовом красочном и веселом — финале. Еще один пример из программы коллектива из Чехословакии «Латерна Магика», гастролировавшего в свое время у нас в стране. Программа строилась на синтезе «кино плюс эстрада». В конце первого отделения делалось шутливое объявление о том, что, мол, сейчас у нас предусмотрен антракт. Те, кто устал, могут проследовать в фойе, а для оставшихся в зале будет показан веселый пародийный номер... Это было определенной неожиданностью. И действительно — кто-то ушел отдохнуть, в буфет, покурить, зато оставшиеся были вознаграждены совершенно замечательным номером, в котором герои двух одновременно демонстрируемых на большом экране киносюжетов Стр. 35 вступали в конфликт, перебегали с одного экрана на другой, перебрасывались репликами, стульями, посудой и подушками... Можно отметить антракт и таким образом. А в другой программе, в антракте действительно был организован театральный ужин, в котором принимали участие, наравне со всеми артистами, занятыми на сцене, и все пришедшие на представление зрители. Таким образом, антракт в эстрадном представлении не является простым перерывом, а становится частью его драматургической структуры. Он часто включается в художественную ткань зрелища, органично вплетается в тематику и эмоциональный строй концерта. В постановке большой эстрадной программы (где есть такая реальная возможность и не очень жесткий финансовый лимит) представляется очень уместным взять пример с цирка и иметь некоторую костюмированную группу «униформистов» — «вспомогательный взвод». Эти участники программы будут раскрывать и закрывать занавес, выносить и уносить микрофоны, реквизит, двигать декорации, музыкальные инструменты, причем все это может выглядеть и весело и красочно — это специально прочерченная линия. Данную роль могли бы исполнять артисты ансамбля пантомимы, того или иного хореографического ансамбля. У них может быть своя задорная песенка (скажем, «О пролетариях театрально-физического и умственного труда»), свой марш, какие-либо построения, перестроения, инструктаж. Они могут объявлять на сцене свои «забастовки», проводить «митинги», попутно и незаметно делая очень важную техническую работу, необходимую в любом большом концерте, а тем более — в эстрадном шоу. Нечто похожее было сделано в большой эстрадной программе «Выставка Достижений Эстрадного Искусства», шедшей в свое время в Ленинграде, в Спортивно-концертном комплексе в Парке Победы и в Москве — в Лужниках. Но там эта линия была только намечена в прологе, а потом, к финалу, как бы растворялась в других сценических построениях... И тем не менее — это очень удобный и на сегодняшний день практически не используемый на эстраде прием. Как известно, любой автор, сценарист, режиссер-постановщик, создавший, придумавший и реализовавший на сцене то или иное эстрадное представление, по закону может претендовать на некоторые Стр.36 отчисления от валового сбора, поступившего в кассы концертного зала. Занимается этой сложной, кропотливой и во многих случаях таинственной счетной работой Российское авторское общество, с которым этот «творец» должен своевременно заключить соответствующий Договор. Но тогда вы должны будете принести в РАО свое произведение, свой сценарий, объемом в 20-25 машинописных страниц, содержащих не только описание того, что происходит на сцене, кто откуда выходит и что именно исполняет, но и тексты всех написанных вами литературных материалов. Это будут монологи, фельетоны, интермедии, репризы, куплеты... Тогда жанр вашего представления будет определен следующими официально установленными словами: «Сценарий массового театрализованного концертного представления со сквозным сюжетом». На «сквозном сюжете» — как структурном элементе драматургии эстрадного представления — надо остановиться отдельно. На самом деле это существующее уже не один десяток лет в официальных документах определение некорректно. «Несквозного сюжета» в природе не бывает, это — попросту «масло масляное». Но спорить с чиновниками бесполезно. Как показывает практика, сегодня чрезвычайно мало эстрадных программ и шоу-представлений со сквозным сюжетом — таким, каким этот сюжет понимают в обычной, театральной драматургии. По тем или иным причинам сценаристы не прибегают к подобным усложненным построениям, а режиссеры их не ставят. Правда, много лет назад А. Райкин играл в своем Театре миниатюр спектакль под названием «Человек-невидимка», написанный по мотивам известного научно-фантастического романа А. Беляева, но фактически это тоже было не более чем обозрение, набор эпизодов, объединенных одним главным действующим лицом. Использование того или иного сюжета, с одной стороны, как бы расширяет возможности самой постановки, дает ей некоторый объем, глубину, а с другой, — вводит определенные дополнительные требования. Начав сюжет, «нырнув» в него в начале программы, мы не только должны как-то добраться до конца заявленной интриги с теми же действующими лицам, в своих действиях и приключениях не выходящих за границы разумного, но и завершить сюжет, развязать драматургический Стр.37 узел, придти к какому-то выводу, результату. В многожанровой эстрадной программе сделать это совсем не просто. Но вообще, что касается типичных эстрадных программ и представлений, то тут часто под «сюжетом» понимается некоторая общая, главная тема, основная штрих-пунктирная линия развития, и никак не более того. Если мы захотим придумать настоящее сюжетное представление, то у нас в лучшем случае получится или мюзик-холльный спектакль, или мюзикл. А если мы двинемся еще дальше по линии усиления драматургии, у нас начнет прорисовываться музыкальная комедия, оперетта, затем, далее, может быть комическая опера, но никак не многожанровая театрализованная шоу-программа в тех рамках, к которым привык наш зритель... Исключение тут составляет разве что телевидение, где возможно соединение разных эстрадных номеров и какого-то более или менее сквозного сюжета, так как есть, например, еще и такой жанр, как «фильм-концерт». Мы знаем музыкальные кинокомедии, такие как «Веселые ребята» или «В джазе только девушки». Но там, в кино, все другое. Другая форма общения со зрителем, другие артисты, другие «параметры» и соответственно другая драматургия, отличная от той, в которой мы сейчас пробуем разобраться. Как это ни странно кажется на первый взгляд, сюжетные представления у нас чаще реализуются на арене цирка — там, где, казалось бы, беспощадно действует закон номера, который в манеже должен начаться, пройти свое логическое, художественное и техническое развитие и непременно завершиться тем или иным финалом. При этом такой номер почти не связан с последующим номером, кроме, возможно, некоторых соображений о том, что в программе не следует представлять публике подряд трех воздушных гимнастов, а вслед за тем четырех эквилибристов... И тем не менее мы знаем в цирке хорошо осуществленные сюжетные представления, такие как «Каштанка» по А. П. Чехову или «Руслан и Людмила» по А. С. Пушкину. Осуществлял первую постановку главный режиссер Ленинградского цирка А. Сонин, вторую — он и режиссер А. Шаг. На вопрос, приходилось ли ему при перенесении произведения классика русской литературы А. С. Пушкина под крышу цирка как-то вторгаться в поэтический текст, приспосабливать его к нуждам циркового представления, а, может быть, — не дай Бог, — дописывать те или Стр.38 иные необходимые слова или фразы, А. Сонин ответил: «Ничего подобного, мы просто перевели Пушкина на язык цирка!». Вопрос перевода произведения из одного жанра в другой сегодня встает очень часто, и тут есть особые проблемы. Но что касается данного случая с «Русланом и Людмилой», то, возможно, дело еще заключалось в одном интересном обстоятельстве. Специалисты утверждают, что А. С. Пушкин, кроме всех своих прочих достоинств, обладал еще и так называемым «кинематографическим мышлением», или «кинематографическим видением». И примером тому является поэма «Медный всадник», где имеет место прямая «раскадровка» текста, чередование общих, средних и крупных планов, панорамирование, выделение детали — все то, чем пользуются кинорежиссеры при монтаже киноленты. Впрочем, давно известно, что кинокадры и целые киноэпизоды довольно легко и органично вписываются в ткань того или иного эстрадного представления, расширяя его возможности и палитру выразительности. То же самое можно сказать о телевизионных фрагментах, включаемых в эстрадный спектакль, — от специально проведенных съемок до прямой трансляции с места событий... К сквозным сюжетам больше всего тяготеют любые детские, и в первую очередь разного рода новогодние представления, с некоторыми постоянными и знакомыми маленьким зрителям персонажами и как бы заранее обусловленными ситуациями. Конечно, в хорошем спектакле они каждый раз решаются по-своему. Чтобы детской категории зрителей было легче воспринимать происходящее, им надо следить, как там разворачивается тот или иной, пусть нехитрый, но понятный и логичный сюжет, — и какие-то ожидаемые ими события действительно реализуются. Дети очень легко вступают в контакт с действующими персонажами, радуются ними, негодуют, возмущенно кричат, дают советы... Так что то, что сегодня носит модное название «интерактивная манера ведения программы», много лет назад начала реализовываться на детских спектаклях. Если позволяют конструкция и архитектоника того помещения, где происходит детское представление, и сценарист и режиссер учли эти обстоятельства, то всю программу можно разворачивать Стр.39 на нескольких относительно обособленных площадках. Тогда действие последовательно, вместе со зрителями переходит от одной «игровой точки» к другой. Если этих наших зрителей много, они могут быть разбиты на группы, последовательно двигающиеся одна за другой. Важно только, чтобы эти сценические площадки были «по звуку» изолированы друг от друга. Подобная форма могла бы быть реализована, к примеру, на аллеях Центрального парка культуры и отдыха или в каком-то другом парке нашего города. Тут зрители могли бы быть относительно «включены» в само действие, с его возможными «погонями» на мотоциклах или лошадях, с неожиданными «открытиями», сделанными при нахождении «в засаде». Это почти не тронутый «пласт» постановочного поля, некий «белый лист», еще ждущий своих первопроходцев. · · · · · · · · · · · Подводя итоги, можно констатировать, что важнейшими структурообразующими элементами любого театрализованного представления являются: 1. Эстрадные номера, составляющие основу любой формы концерта. 2. Предпролог, который может быть или не быть, — в зависимости от конкретных условий. 3. Пролог к первому отделению, или, соответственно, ко всей программе. 4. Эпилог программы, ее финал, реализованный в той или иной форме. 5. В случае необходимости следует продумать и финал первого отделения, и начало второго. 6. В отдельных случаях одним из структурообразующих элементов драматургии эстрадного представления является антракт. 7. Важное место — хотя на современной эстраде и относительно редкое — занимает сюжет эстрадного представления.
1 Драма // Театральная энциклопедия / Под ред. П. Маркова. М., 1963. Т. 2. С. 502. 2 Драматургия // Советский энциклопедический словарь. М., 1979. С. 415. Стр.40 ГЛАВА 3
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.116 (0.012 с.) |