ДРАМАТУРГИЯ ЭСТРАДНОГО НОМЕРА




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДРАМАТУРГИЯ ЭСТРАДНОГО НОМЕРА



Глава 5. Значение драматургии в эстрадном номере ……………………84

Взаимозависимость драматургии номера и его жанра. — Разные подходы к драматургии сюжетного и бессюжетно­го номера. — Прикладное значение драматургии в номе­ре. — Специфика раскрытия темы и идеи. — Создание дра­матургии номера для конкретного исполнителя. — Напи­сание сценария и постановочная работа как единый процесс создания номера. — О «чувстве сценарности» эстрадного режиссера.

Глава 6. Общие требования к драматургии эстрадного

номера………………………………………………………….100

Лаконизм и афористичность драматургии номера. —

Времен­ные рамки номера и концентрация содержания. —

Мгновен­ное эмоциональное воздействие как ведущий принцип дра­матургии номера. — Значение драматургии в создании но­мера как самостоятельного и законченного произведения эстрадного искусства. — Отличие эстрадного номера от кон­цертного и специфика их драматургического построения. — Идея номера и выразительные средства эстрадного жанра. —Основные группы эстрадных жанров. — Жанровая доминан­та в структуре драматургии номера.

Глава 7. Структурные элементы драматургии номера…………………..118

Понятие «предел жанра». — Тематически-образная структу­ра номера. — Актуальность драматургии номера. — Легкость формы и глубина темы. — Сюжет и фабула номера. — Орга­ника соединения условности и достоверности как одна из основных проблем драматургии номера. — Специфика кон­фликта в эстрадном номере; два типа конфликта. — «Линия сюжета» и «линия трюка». — Структура события в драма­тургии номера. — Действие в эстрадном номере и специфи­ка его выражения в сценарии. — Финал и фальш-финал номера.

Глава 8. Драматургическая разработка вокально-эстрадного

номера……………………………………………………………….139

Эстрадное пение как комплекс выразительных средств. -Мера вмешательства сценариста в создание вокально-эст­радного номера. — Основной тип театрализованного во­кально-эстрадного номера: песня-сценка. — Тема и музы­кальный стиль песни как основа драматургической разра­ботки номера. — Тип номера «Песня, от лица героя». -Драматургия в театре песни. — «Рассказ» сюжета песни как драматургический прием эстрады. — Драматургия вокаль­ного номера как толчок к созданию постоянного эстрадно­го образа певца.

Глава 9. Особенности драматургии пантомимического

номера.……………………………………………………………151

Двоякое значение термина «Пантомима». — Пантомима как эстрадный жанр. — Условность пантомимического языка и оправдание его в сценарии номера. — Введение в драматур­гическую структуру номера воображаемого пространства, партнеров, предметов. — Органика молчания мима в струк­туре драматургии номера. — Поэтический язык пантомимы. — Сценарий пантомимы как цепь ассоциаций. — Пантомимичес­кая маска в сценарии номера. — Построение драматургии номера на основе специфических приемов пантомимы: ста­тика, мимика, стилевые движения, превращающиеся предме­ты и др. — Поджанровое разнообразие пантомимических но­меров.

Глава 10. Драматургия эстрадной клоунады........ …………………….163

Клоунада на современной эстраде. — Разновидности клоуна­ды. — Отличие эстрадной клоунады от цирковой. — Клоун­ская маска. — Использование классических архетипов кло­унских масок в драматургии номера. — Нахождение «прав­доподобного алогизма поведения» как одна из основных задач сценариста клоунского номера. — Трюковое действие и его отражение в сценарии. — Клоун-мим-номер. — Специфика драматургии музыкальной клоунады (эксцентрики).

Глава 11. Специфика драматургии эстрадно-циркового

номера.......................................................... ……………………179

Драматургические разновидности эстрадно-цирковых но­меров. — Драматургия сюжетного (театрализованного) но­мера. — Драматургия бессюжетного номера. — Выстраива­ние в сценарии событийного ряда посредством трюковых выразительных средств. — Подготовительная пауза, срыв трюка, комплимент как структурные элементы драматур­гии номера. — Отбор выразительных средств на этапе со­здания драматургии номера. — Специфика сюжетов эстрад­но-цирковых номеров. — О своеобразии авторской фан­тазии сценариста эстрадно-циркового номера. — Мера театрализации в эстрадно-цирковом жанре.

Раздел третий

ДРАМАТУРГИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЭСТРАДНЫХ КОНЦЕРТОВ

И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Глава 12. Простой сборный эстрадный концерт... ……………………194

Значение определения последовательности номеров в дра­матургии сборного концерта. — Закономерности в поряд­ке выстраивания номеров. — Название концерта. — Роль конферансье в обеспечении драматургии сборного концер­та. — Парный конферанс. — Драматургический прием во­влечения зрителей в игру (ситуацию). — Трансформация образа конферансье. — Место и значение вступительного фельетона (монолога) в драматургии концерта.

Глава 13. Театрализованный эстрадный концерт. …………………….202

Значение пролога и финала в театрализованном эстрад­ном

концерте. — Атмосфера, характер концерта и их связь

с его темой. — Место действия как элемент драматургии театрализованного концерта. — Эстрадный драматурги­ческий прием «организующая ситуация». — Позитивная идея театрализованной программы. — Прием «ролевая игра» и драматургический конфликт в эстрадном театра­лизованном представлении. — Прием адаптации для эст­радного представления известного сюжета или произве­дения.

Глава 14. Тематический эстрадный концерт..... ………………………..215

Многогранность понятия «тематический концерт». -Главная тема концерта. — Юбилейный, праздничный и тематический концерт; их сходство и различие. — Осо­бенности работы драматурга тематических концертов, создаваемых к профессиональным праздникам. — Работа эстрадного автора с документами как важная часть под­готовки к созданию сценария юбилейного тематического концерта. — Церемонии «за скобками темы» в тематиче­ских и юбилейных концертах.

Глава 15. Драматургия эстрадного обозрения. ……………………….224

Что такое эстрадное обозрение (ревю). — Из истории обо­зрений. — Традиции политической сатиры в эстрадных обозрениях. — Два основных принципа построения сюже­та эстрадного обозрения. — Обозрение-путешествие. -Обозрение с фигурами обозревателей. — Использование мотива классических произведений для создания сюже­тов эстрадных обозрений. — Авторские эстрадные обозре­ния.

Глава 16. О сценариях корпоративных мероприятий

и презентаций………………………………………………………223

О корпоративной культуре. — Корпоративное торжество как форма профессионального праздника. — О специфи­ке требований заказчиков корпоративных торжеств. -Тема корпоративного мероприятия. — Связь корпора­тивного праздника с «капустником». — «Обязательная программа» в сценарии корпоративного праздника. Использование жанра КВН в корпоративном мероприятии.

Глава 17. Особенности драматургии эстрадных представлений

для детей.................................................. ……………………….241

Возрастные группы детского зрителя. — Создание сценария для детей с точным возрастным адресом — профессиональ­ное требование к мастерству эстрадного драматурга. — Учет в сценарии специфики детской психологии восприятия. — Интерактивное общение — обязательное условие структуры детского эстрадного концерта. — Знакомые герои как обяза­тельный элемент драматургической структуры эстрадного представления для детей. — Динамика сюжета. — Место и значение музыки в эстрадном представлении для детей. -Специфика введения выступлений детских коллективов в сценарий обычного концерта. — Мобильность программы эстрадных представлений для детей. — Проблема положи­тельного героя в эстрадном представлении для детей.

Глава 18. Особенности драматургии массовых праздников

и представлений...................................... ………………………253

Связь массовых праздников и представлений с искусством эстрады. — Концерт как непременная часть массового празд­ника. — Тематизм массового праздника. — Городская сре­да и ландшафт как места действия в сценарии массового театрализованного представления. — Соединение вырази­тельных средств эстрады и спорта в массовых представле­ниях. — Массовая культура и культура для масс. — Ост­рые, проблемные темы и ответственность сценариста.

Глава 19. Программы эстрадных театров миниатюр ………………….261

Определение понятия «театр миниатюр». — Демократизм жанра. — Углубленный синтез эстрады и театра — один из существенных отличительных признаков театра мини­атюр. — Структура программы жанра театра миниатюр на примере театра А. И. Райкина. — Доминанта речевых жан­ров в театре миниатюр. — Публицистичность жанра.

Глава 20. Кукольные эстрадные представления…………………………267

Жанр «кукольный эстрадный театр». Немного его исто­рии. — Кукла и кукловод как универсальная тема куколь­ного эстрадного представления. — Сочетание смешного и серьезного в кукольной эстраде. — Куклы в обычных эст­радных программах и на телевидении.

Глава 21. Немного о КВН.................................. ……………………….273

КВН как зрелище. — Связь структуры игры КВН со струк­турой эстрадного представления. — Из истории КВН. -Философия и идеология игры КВН. Сверхзадача сценария этой игры. — Публицистика и КВН. — Раскрытие темы в сценарии игры КВН. — Актуальность и злободневность как самые сильные стороны игры. — Специфичность реприз для КВН и их «непроходимость» в обычных эстрадных концертах.

Глава 22. Сценарии для телевизионной эстрады ……………………….279

Концерт по трансляции и концерт специально для теле­видения. — О некоторых закономерностях эстрадной дра­матургии для телевидения. — Разбор драматургических приемов на примере популярных телепередач. — Сотруд­ничество телережиссера и эстрадного автора. — Социаль­но-художественные потребности общества как важнейший принцип эстрадной драматургии для телевидения. — Вре­менные рамки эстрадного телесценария. — Структуриро­вание эстрадного телезрителя. — Ответственность эстрад­ного драматурга за слово, звучащее в миллионах домов. — Общность в приемах «традиционной» и телеэстрадной дра-матургии.

Глава 23. Элементы классики в драматургии

эстрадного представления...................... ………………………..288

О современной тенденции «вольных инсценировок». -Смена жанра при инсценировке для эстрады. — Миф и сказка как универсальные источники для создания сцена­рия эстрадного представления. — Инсценировка басни. -Создание эстрадного сценария «по мотивам» на примере классического произведения литературы.

Глава 24. Проблемы ведения больших шоу-программ ………………….295

Конферанс как центральное связующее звено эстрадной программы. — Формы и приемы ведения концерта. — Со­единение ведущим авторского текста и собственной импро­визации. — Особенности манеры разговора со зрителями. — Общение ведущего с публикой. — Конферансье как посред­ник между артистами и зрителями. — «Технологические» задачи ведущего программы. — Разница между ведением

программы и конферансом. — Новые тенденции в ведении концерта. — Главная функция конферансье и ведущего. — Парный конферанс. — Инсценированный конферанс.

Глава 25. Некоторые профессиональные аспекты

ремесла эстрадного драматурга................. …………………….310

Метод «мозгового штурма». — Персонификация темы. -Путь создания сценария. — Работа эстрадного драматурга с документальными материалами. — «Живые герои». — Спо­собы использования обработанных документальных матери­алов в сценарии эстрадного представления. — «Анекдот сюжета». — Творческая заявка. — Сценарный план. — Пол­нометражный литературный сценарий. — Технологические приемы, применяемые при создании сценариев.

Заключение.............................................................. …………………….332

Рекомендуемая литература..................................... …………………….335


Богданов И. А.,|Виноградский И. А.

Б734 Драматургия эстрадного представления: Учебник. — СПб. :

Изд-во СПбГАТИ, 2009. - 424 с. 15ВМ 978-5-88689-061-7

Авторы учебника — заведующий кафедрой эстрадного искусства СПбГАТИ, доктор искусствоведения, профессор, режиссер эстрады И. А. Бог­данов и заслуженный работник культуры России, профессор СПбГУКИ. известный эстрадный автор И. А. Виноградский — рассматривают как об­щие законы, так и частные приемы драматургии эстрады.

Разделы учебника посвящены драматургии номера, концерта, пред­ставлений разных жанров и форм. Приводится большое количество при­меров.

Рекомендуется студентам высших и средних специальных учебных за­ведений искусства и культуры, а также сценаристам, режиссерам, артис­там, продюсерам, деятелям эстрадного искусства и шоу-бизнеса.


Игорь Алексеевич Богданов,





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.016 с.)