КУКОЛЬНЫЕ ЭСТРАДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

КУКОЛЬНЫЕ ЭСТРАДНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ



ЖАНР «КУКОЛЬНЫЙ ЭСТРАДНЫЙ ТЕАТР». НЕМНОГО ЕГО ИСТОРИИ. -КУКЛА И КУКЛОВОД КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ТЕМА КУКОЛЬНОГО ЭСТРАД­НОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. - СОЧЕТАНИЕ СМЕШНОГО И СЕРЬЕЗНОГО В КУ­КОЛЬНОЙ ЭСТРАДЕ. - КУКЛЫ В ОБЫЧНЫХ ЭСТРАДНЫХ ПРОГРАММАХ

И НА ТЕЛЕВИДЕНИИ.

Кроме собранных из разных номеров эстрадных программ, се­годня существуют еще и постоянные эстрадные театры, со своими более или менее стабильными актерскими составами, репертуаром, гастрольными планами.

Выше уже упоминались такие коллективы, как Театр миниатюр I. Райкина, Московский театр миниатюр писателя-сатирика В. По­лякова, Саратовский театр миниатюр Л. Горелика, Театр эстрадных миниатюр «Христофор» В. Перцева, плюс еще ряд студенческих театров, один из которых, «Глагол» при Клубе политехнического института, существуют и ныне, уже более 20 лет.

Этот ряд эстрадных театров, наверное, и сегодня можно было бы

продолжить, но сейчас речь пойдет о другом. В Ленконцерте долгие

годы существовал прекрасный кукольный эстрадный театр народного артиста России Е. Левинсона. В его репертуаре были спектакли для детей, так и для взрослых, гастролировал он не только по ему СССР, но с большим успехом и за границей.

В театре «выступали» нескольких сотен кукол. «На ширме» -имеются в виду так называемые «тростевые куклы». «На ниточках» — то есть «марионетки». Были «мимирующие» куклы, наде­вавшиеся на руку. Были большие «головные куклы», крепившиеся жа голову исполнителя. И был прекрасный, красочно костюмиро­ванный балет со своими собственными, «особыми номерами». Осо­быми по той причине, что если в обычном случае куклы на ширме,

Стр.267

или на планшете, — когда их «водят» открытым приемом, — как правило, изображают людей, то девушки из балета в кукольном те­атре Е. Левинсона чаще всего изображали кукол, демонстрируя по­истине безграничные возможности этого жанра.

В программах эстрадного кукольного театра чаще всего исполь­зовались практически те же драматургические ходы, что и на «боль­шой эстраде». Это могло быть то или иное обозрение-путешествие по разным странам и городам. Мог быть использован прием, когда точно так же, как в эстрадной программе, свою организующую роль играло место действия, например — создавался свой «кукольный дом». Наконец это мог быть просто обыкновенный эстрадный кон­церт, состоящий из цепочки номеров, в которых куклы либо впря­мую «играют в артистов», либо пародируют их своими особыми, до­ступными только им, куклам, приемами.

Таким путем в Театре кукол С. Образцова «Обыкновенный концерт» со временем трансформировался в «Необыкновенный кон­церт».

К слову сказать, в кукольном театре С. Образцова шли и сюжет­ные эстрадные спектакли, в основе которых были номера, нанизан­ные на определенный сюжет. Например, «Сотворение мира»...

Сегодня в Москве появился новый эстрадный кукольный те­атр под несколько экзотическим названием «То ли люди, то ли кук­лы»...

Там есть красочно выполненные куклы, имеющие достаточно внушительные размеры, чуть не в три (!!!) человеческих роста. Они с трудом умещаются даже на относительно большой сцене Москов­ского театра эстрады, но зато великолепно смотрятся в любой про­грамме на стадионе или во дворце спорта.

На самом деле там используются некоторые приемы и техно­логии, взятые у цирка, что, естественно, не возбраняется. Централь­ный «шест», на котором держится голова большой куклы, и попе­речная перекладина — «плечи» персонажа — фиксируются в спе­циальном устройстве, укрепленном на плечах артиста. При этом свисающий сверху костюм-юбка персонажа надежно скрывает от глаз зрителей не только одного «центрального ведущего», но еще и несколько других, работающих с открывающимися и закрываю­щимися «глазами» большой куклы, ее ртом, ушами и, конечно, пальцами. Все это производит достаточно сильное впечатление даже на взрослых зрителей.

Стр.268

Как это, может быть, ни странно на первый взгляд, именно куклы очень легко могут играть на эстраде номера не только комедийного, сати­рического, юмористического, пародийного, но и философского харак­тера...

В репертуаре этого московского кукольного театра есть номер, ког­да большая кукла, выступающая в образе Кукловода, раскинув руки и имея на пальцах ленты-тяги к двум другим «куклам», работающим на полу (а это уже реальные артисты), заставляет, дергая их за разноцвет­ные «тяги», танцевать, прыгать, делать всяческие упражнения. Это при­водит к бунту «нижних исполнителей», они перерезают дергающие их ленты и обретают долгожданную свободу действий, автономию, суве­ренитет и «независимость от центрального аппарата власти...»

Имеющиеся сейчас у артистов костюмы не предполагают тако­го глубокого и современного подтекста, но это ничего не меняет. Давно известно, что любой из нас отвечает не только за то, что он говорит, тем более с эстрады, а за то, как его понимают...

Запрещенная на телевидении программа В. Шендеровича «Кук­лы» говорит о том, что с пониманием друг друга у нас и сегодня большие проблемы.

А в принципе «Бунт на кукольном корабле», бунт в кукольном театре, когда куклы восстают против кукловодов, — хороший ход для целого эстрадного представления.

Разного рода «кукольные номера» — как правило, украшение любой концертной программы.

От простейших, — когда исполнитель, а чаще исполнительница, используя особую технику «вентрологии» (чревовещания), разгова­ривает у микрофона с куклой-мальчиком или куклой-девочкой, по­давая реплики и за этого веселого «ребенка», почти не шевеля губа­ми и имитируя детский голос, — и до больших пародийных танце­вальных номеров.

В одной из стадионных программ в День рыбака в Мурманске ис­пользовались огромные, в диаметре больше метра, куклы-маски раз­ных «знаменитых капитанов». Их вывозили на стадион на поднятых стрелах подъемных кранов. Свисающие сверху костюмы землепроход­цев развевались на ветру, звучали записанные на магнитофонную лен­ту их реплики, а затем и общая шуточная песня на тему «нам сверху видно все!». Номер имел большой успех.

Стр.269

Вообще куклы на эстраде — один из древнейших жанров. За­долго до популярного у нас сейчас Буратино, по ярмаркам, горо­дам и весям на Руси ходили скоморохи, петрушечники. И именно Петрушка был любимым национальным героем их нехитрых, но порой достаточно острых и злых сюжетов. Недаром «тишайший московский царь Алексей Михайлович» издал специальный указ: гнать их отовсюду, кукол отбирать, ломать, сжигать, а исполните­лей пороть*.

Первые артисты-кукольники, бродившие в старину по ярмаркам и выступавшие в трактирах, имели интересное приспособление. Они одевали поверх кафтана или тулупа матерчатую «юбку» с вшитым в нее по подолу деревянным кольцом. И когда поднимали это кольцо на уровень плеч, а на край его выводили кукол, возникал настоящий маленький театр. С этими куклами кукловод мог разговаривать сам как главный персонаж и рассказчик, мог имитировать диалог пока­зываемых зрителям кукол. При этом он имел возможность и пере­двигаться, и приплясывать... Талантливая придумка! Она могла бы использоваться и в наши дни...

Известно, что куклы были обнаружены еще в саркофагах древ­неегипетских фараонов. Они, понятное дело, не были предназначе­ны для эстрады, у них была другая функция, но само восходящее к истокам язычества стремление людей иметь маленькие человекопо­добные фигурки говорит о многом. В этой связи мы можем рассмат­ривать и такие явления, как «каменные бабы» южнорусских степей, идолов с острова Пасхи, и т. д. Фольклор многих первобытных пле­мен, в джунглях Индонезии и сегодня сохранивших свои обычаи, как правило, включает в себя кукол как игровой элемент разного рода празднеств.

Японцы у входа в офис могут поставить большую гуттаперче­вую куклу, похожую на их босса, с той целью, чтобы любой недо­вольный им сотрудник мог, выходя с работы, дать этой кукле щел-бана или просто обругать его, сбросив свои накопившиеся за день отрицательные эмоции...

1. СВ. Шендеровичем обошлись мягче, но тем не менее... Да и расчет на обычную российскую народную любовь к гонимым интеллигентам не оправдался. Выставив свою кандидатуру на выборах в московскую городскую Думу, он в нее не прошел. Электорат решил, что кукольники во власти — это уж слишком, хватит известных артистов-вока­листов и одного кинорежиссера...

Стр.270

Сегодня артистам эстрады приходится принимать участие не только в веселых, праздничных, но и в мемориальных программах, г: священных скорбным событиям. Это требует специального репер­туара, отдельно создаваемых, порою для достаточно больших залов, спецпрограмм.

Изучая необходимые документальные материалы, мы натолкну­лись на удивительную статью, в которой рассказывалось следующее. В один из первых концлагерей, устроенных в Ленинградской области, фашисты согнали множество женщин с детьми и разлучили друг с дру­гом. Переход просеки, отделявшей детишек от их мам, сулил жестокие побои. Конечно, дети, несмотря ни на что, нарушали эту искусственно установленную границу. Им было совершенно необходимо, чтобы ка­кая-то, пусть незнакомая женщина, даже не мама, погладила их по го­ловке, сказала какие-то ласковые слова. Кроме того, все дети, кто как умел, обязательно делали себе кукол... Своя кукла, с которой можно играть, разговаривать, заботиться о ней, — была для них чуть ли не до­роже куска хлеба.

Вглядываясь в кукол разных стран, времен и народов, нельзя не заметить, как много характер этих кукол говорит о национальных, :~ецифичных чертах того или иного народа. И не зря Е. Евтушенко посвятил фрагмент одной из своих поэм русской народной игруш-же. известной под именем Ваньки-встаньки. Как символ страны, она могла бы посоперничать и с «серпом и молотом», и даже с двугла­вым орлом...

Возвращаясь к эстраде, нелишне вспомнить, что эстрадная про­грамма «Люди и куклы» с соответствующими сценарными разработ­ками была в театре у А. Райкина.

Придуманная Э. Успенским кукла Чебурашка сегодня не толь­ко стала символом-талисманом нашей Олимпийской сборной, но начала совершать международное турне, отправившись недавно в Японию. Куклы из телефильмов, герои «мультиков» приковывают к экранам миллионы людей разных возрастов...

Недаром же в упоминавшемся выше «Списке праздников раз­ных стран и народов» упоминаются такие, как «День рождения кук­лы Барби» и «День рождения Буратино»...

В общем куклы — это очень весело и очень серьезно. И на эст­раде, и в жизни...

Стр. 271

Создание современного кукольного номера, а тем более театра требует достаточно больших материальных вложений, концентри­рованных усилий квалифицированных режиссеров, авторов, имею­щих опыт в этой области. Но в случае удачи успех не заставит себя долго ждать.

Искусство играющих кукол на эстраде поистине не имеет ни географи­ческих, ни возрастных границ, так что, как говорится, «игра стоит свеч!»

Стр. 272


ГЛАВА 21

НЕМНОГО О КВН

КВН КАК ЗРЕЛИЩЕ. - СВЯЗЬ СТРУКТУРЫ ИГРЫ КВН СО СТРУКТУРОЙ ЭСТРАДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. - ИЗ ИСТОРИИ КВН. - ФИЛОСОФИЯ И ИДЕОЛОГИЯ ИГРЫ КВН. СВЕРХЗАДАЧА СЦЕНАРИЯ ЭТОЙ ИГРЫ. - ПУБ­ЛИЦИСТИКА И КВН. - РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ В СЦЕНАРИИ ИГРЫ КВН. -АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗЛОБОДНЕВНОСТЬ КАК САМЫЕ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ИГРЫ. - СПЕЦИФИЧНОСТЬ РЕПРИЗ ДЛЯ КВН И ИХ «НЕПРОХОДИМОСТЬ» В ОБЫЧНЫХ ЭСТРАДНЫХ КОНЦЕРТАХ.

Сегодня, наверное, трудно отыскать человека, который бы не знал, не слушал, и, вероятно, не любил бы КВН — «Клуб Веселых и Находчивых».

И тем не менее мало кто, кроме самих участников этой игры, все­рьез задумывался над тем, а как это делается, как создаются эти кра­сочные и остроумные молодежные представления, какова их осно­ва, почва, истоки, структура или драматургия...

КВН — это зрелище. Может быть, пусть опосредованно, он от­носится к такому виду зрелища, как театр.

Но все-таки более тесные отношения у КВН с эстрадой — с ее импровизационностью, актуальностью, почти всегда обязательным юмором и сатирой, с открытым общением исполнителей и публики...

Но как бы там ни было, у зрелища, у театра, у эстрады — один закон. Это — успех. И его устанавливает зритель.

Нравится нам это или нет — это другой вопрос. Человеку, прыг­нувшему с парашютом, когда этот парашют не раскрылся, скорее всего очень не нравится Закон всемирного тяготения, так что с того? А человеку, вступившему в лужу и промочившему ноги, не нравит­ся Закон о сообщающихся сосудах, и что с этим делать?

Законы театра, эстрады, искусства так же объективны, как и законы природы. И с этим приходится мириться.

Стр. 273

Тут уместно вспомнить старинный анекдот о том, чем отличается шизофреник от неврастеника. Шизофреник всерьез думает, что дважды два — пять, и при этом он абсолютно спокоен. А неврастеник знает, что дважды два — четыре, но это его крайне нервирует...

Так пусть нас не нервирует зависимость эстрадных авторов, ар­тистов, режиссеров от зрителя. Трудно заставить себя сказать: «Зри­тель всегда прав!», тем более что по существу он прав далеко не все­гда. Но нам все-таки придется это сделать.

В свое время главный режиссер Ленконцерта Г. М. Полячек говорил: «Публика, конечно же, дура, она часто просто не знает, чего она хочет. Но вы покажите ей свой номер, и она сразу скажет вам — да или нет!».

Возможно, историки и театроведы и смогут отыскать корни КВН в прошлых веках, установив его связи с театром дель арте, со ско-морхами-импровизаторами, и т. д. Но если не уходить так далеко, то можно с уверенностью сказать, что КВН родился у нас в стране во второй половине XX века. И это означает, что КВН — законное «дитя прогресса». Показатель уровня цивилизации и культуры.

Для начала обратимся к официальным источникам, опублико­ванным в печати, и оценим масштаб явления, решив для себя, а сто­ит ли заниматься тем, чем никогда не занимались ни древние греки, ни Шекспир, ни Гоголь, ни Островский, ни Володин, наконец...

Сегодня в космос летают уже не только профессионалы, но и лю­бители. А в КВН играют не только любители, но и профессионалы.

Есть повод порассуждать, откуда берутся профессиональные юмористы? Где учат «на юмористов?» Юморист — это призвание, профессия, или диагноз?

М. Жванецкий по образованию «технарь». М. Задорнов — тоже. С. Альтов — специалист по лакокраскам... Среди КВНщиков много медиков. По первичному образованию. А по роду занятий сегодня -политических деятелей. Крупных и удачливых бизнесменов. Загад­ка? Но интересная...

В России движение КВН существует в НО городах. В частно­сти, это около 1000 студенческих и 2000 школьных команд, около 40 000 КВНщиков и свыше 5 000 000 зрителей в залах за один год. И ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ телезрителей. Игра за эти годы при­няла планетарные масштабы, свои команды есть более чем в 20 стра­нах мира.

Стр. 274

Есть о чем поговорить!

Но и это не все... Исторически сложилось так, что большинство «живых игр» с участием зрителей, в особенности на нашем телеви­дении, — зарубежного происхождения. Это и «Поле чудес», и «Кто хочет стать миллионером», и разного рода многочисленные «ток-шоу», и даже закрытая на телевидении передача «Куклы», благопо­лучно существующая в Англии уже несколько десятков лет. Все это разного рода импорт.

Для всех тоталитарных политических режимов вообще характер­на боязнь «живого» эфира, не прошедших цензуру острот. Воисти­ну' справедлива восточная поговорка, гласящая что «смеха боится тот, кто вообще ничего не боится...». Или в иной редакции: «Пулей можно убить одного — смехом можно убить тысячи».

Поэтому само появление такой игры, как КВН, в период креп­кой советской власти уже феномен. Хотя и случилось это в период так называемой «оттепели». Власть просто прозевала этот «выхлоп интеллектуальной энергии масс». А, спохватившись через 11 лет, за­крыла КВН. А еще через 14 лет, в 1986 году, опять... «приоткрыла». Но было уже поздно. Не зря в России говорят: «Слово — не воро­бей, вылетит — не поймаешь!»*.

«Отцами-основателями» КВН были врач Альберт Аксельрод, инженер Михаил Яковлев и конструктор Сергей Муратов. Обрати­те внимание — ни одного гуманитария...

Но их четвертым соавтором была эпоха!

Идеология КВН с момента возникновения была такова: в мире так много талантливых молодых людей, наших ровесников, которые сами не пони­мают, как они талантливы. Так почему бы не дать им возможность проя­вить свои таланты, убедить в них окружающих и самих себя? Для авто­ров, пишущих сценарии КВН, эта идея продолжает оставаться основной.

Кстати, бессменный лидер наших КВНщиков господин Масляков считает, что КВН и большинство современных телевизионных игр -антагонисты. Инициаторы сегодняшних телевизионных игр исходят из противоположной КВНу позиции, играя «от противного»: «В мире так много отвратительных людей, включая нас самих, давайте дадим воз­можность всем в этом убедиться»...

* Даже в те периоды, когда эту пословицу продолжали так: «А у нас „на слове" так поймают, что „вылетишь", как воробей!».

Стр. 275

Возможно, последнее утверждение чересчур сильное. И тем не менее к высказанному мнению профессионалов КВН, открыто вы­сказанному в печати, стоит прислушаться...

И еще одно важное утверждение: тот первый КВН процветал на границе дозволенного. Это была игра с властью. И в соответствую­щий момент тот КВН «доигрался с огнем». Его прикрыли. Но окон­чательно уничтожить не смогли, как никто никогда не сможет ис­требить все политические анекдоты, все насмешки над властью. Они были и в фашистской Германии, они были в СССР, они есть сейчас на коммунистической Кубе... Юмор, смех, сатира — категории очень серьезные. Общественные. Политические.

Кстати, это сегодня полузабытое слово «публицистика» употреб­ляется в литературе о КВНах неоднократно.

Сегодняшний КВН, по мнению одного из его создателей, напо­минает муху, застывшую в... янтаре. Она — абсолютно реальная муха. Она как живая. Но не летает...*

Неплохо бы вспомнить, что прародиной КВН была первая в стра­не игровая телепередача «В.В.В.» — «Вечер Веселых Вопросов». А аббревиатура КВН была взята от названия первого советского теле­визора. Он тоже был КВН. Но там буквы названия были начальными буквами фамилий трех наших радиоинженеров, давших ему жизнь.

И еще один вопрос встает в русле этого анализа игры КВН.

Те, кто создавали первые КВН, ощущали не просто «клубность», а некое подлинное духовное братство. Сегодня на телевидении оно потеряно. Остались рейтинги. Реклама. Деньги. Карьера.

Среди бывших КВНщиков — депутат Госдумы Ю. Гусман. Ми­нистр М. Лесин. Предприниматели А. Тарасов и В. Симаго. Лидер нынешних коммунистов Г. Зюганов. А рядом с ними Г. Хазанов, Л. Якубович, А. Инин...

Тоже наводит на размышления...

Одна из статей, посвященных юбилею КВН, заканчивается парадом современных шуток, видимо, считающихся лучшими в на­ши дни.

Если в былые годы начала перестройки зал хохотал, когда один из игроков провозглашал популярный тогда лозунг: «Партия — наш

* Этот прекрасный образ мог бы лечь в основу хорошей миниатюры с сюжетом, в котором разговаривают две мухи — древняя, ожившая из янтаря, и современная... И рас­сказчик, что называется, «под мухой»...

Стр. 276

рулевой!», а второй выкрикивал: «Партия, — дай порулить!», то сегод­ня у нас другие темы, другой юмор...

«Если в Москве черная кошка перебежала дорогу, значит, ей круп­но повезло!»

«А это Алан, Казбек и Заур, у них свой бизнес в Москве, они умуд­рились в метро открыть вагон-ресторан»...

«В Москве появилась традиция: когда открывают новый бутик, первой в него запускают Ксению Собчак»...

Жизнь идет вперед. Она меняет все. Интересно, над чем будут шу­тить по телевидению наши внуки?!

Для создания программы того или иного Клуба веселых и находчивых надо сначала четко сформулировать тему игры. Ее девиз. Лозунг. И дальше уже можно переосмысливать, пародировать, каламбурить на этот счет.

Для юмористического или сатирического раскрытия темы в до­машнем задании может быть избрана любая форма. Это могут быть и короткие диалоги, каждый из которых заканчивается смешной •«ударной фразой», и более продолжительные, соединенные какой-то единой мыслью, единой линией, точно так же, как большие эст­радные программы. Это может быть и то или иное путешествие, та или иная «работающая» на избранную тему площадка, место дей-:твия. Или же некая придуманная парадоксальная или фанта­стическая ситуация.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.101.93 (0.009 с.)