Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главная функция конферансье в ведении концерта — информационная.

Поиск

Она, как пишет С. Клитин, «...подразумевает оглашение точных, необходимых для полноценного восприятия концертного номера све­дений. Объем этих сведений может быть различен, его мера опреде­ляется тематикой и жанром концерта, степенью популярности того или иного артиста, известности того или иного произведения, нали­чием или отсутствием печатных программ, наконец, эмоциональным состоянием зала в данный момент. Как правило, объявление номера должно сочетать в себе исчерпывающую информацию о нем с лако­ничной формой подачи этой информации. Например, перечисление всех почетных званий исполнителя, произнесение его и автора пол­ных имени и отчества зачастую оказывается лишним, мешающим созданию необходимого эмоционального настроя к восприятию вы­ступления артиста»4.

· · · · · ·

К более сложной разновидности этого жанра относится парный конферанс. И сложность здесь не только в общении между партне­рами. Самая большая трудность, преодоление которой требует осо­бого дара и большого опыта совместной работы, — импровизация в общении. Оба партнера должны быть «настроены на одну волну».

Стр. 306

Вместе с тем для эстрадного драматурга появляется возможность выстроить в таком ведении программы общение и конфликт в паре. Само по себе появление двух конферансье на эстраде еще не означает, что у них больше выразительных возможностей, чем у со­листа. Однако парный конферанс обладает рядом особенностей, ко­торые могут сделать его более выразительным и интересным по срав­нению с сольным.

Наличие партнера только тогда становится ярким и выразительным, когда между двумя конферансье присутствует конфликт. И конфликт этот не должен возникать в процессе реприз и интермедий, а задаваться сразу, с первого появления конферансной пары.

Сразу обозначить конфликтность можно прежде всего за счет внешних данных партнеров (вспомните, например, контраст вне­шних данных конферансной пары Тарапуньки и Штепселя — арти­стов И. Тимошенко и Е. Березина).

Такая внешняя контрастная выразительность должна соответ­ствовать внутреннему построению конфликта.

Один партнер — сообразительный, другой — тугодум; один — оп­тимист, другой — резонер и т. п. К этому надо добавить контраст­ность темпераментов, которая тоже будет обосновывать возникаю­щие конфликтные ситуации: один — шустрый, другой — медлитель­ный; один — веселый, другой — грустный. В качестве примера можно привести известную конферансную пару Л. Миров и Е. Дарский.

«Некогда Миров начинал свою деятельность как конферансье в паре с Е. П. Дарским. Вскоре этот дуэт завоевал большую популяр­ность. Причина успеха крылась не только в одаренности исполните­лей, но и в интересно задуманных и точно разработанных взаимоотно­шениях между участниками конферанса. Дарский изображал опытно­го и требовательного конферансье-профессионала, который все знает и все умеет. Миров — нерасторопного ученика: он не может ни толко­во объявлять номера, ни занять внимание зрителей; более того, он никак не может воспользоваться поучениями Дареного, все путает, говорит то, что не надо, раскрывает какие-то подробности личной жиз­ни и взаимоотношений с партнером, которые неуместно оглашать, и т. д. Зрители и радиослушатели старшего поколения помнят, вероят­но, смешные и разнообразные по приемам и тематике интермедии Дар-ского и Мирова»3.

Стр. 307

Все это позволяет драматургу воплотить на эстраде конферанс и ведение большой программы в виде спора. В парном конферансе всегда очень логичным оказывается прямое обращение в зрительный зал, так как каждый ищет у публики поддержку собственной пози­ции. Это позволяет активнее вовлекать публику в игровые ситуации: ведь обязательно одна часть публики примет позицию одного, дру­гая другого, что способствует созданию в зрительном зале атмо­сферы игры, чудачества, озорства.

Эта разновидность жанра разнообразит концерт, так как конфе­рансье могут появляться не только вместе, но и выходить с сольны­ми репризами и номерами. Парный конферанс предоставляет и та­кие возможности, которых не может быть в конферансе сольном: можно исполнить театрализованную интермедию, сценку, скетч, и для этого не надо привлекать для подыгрыша кого-то из участников концерта.

· · · · · · · ·

Если конферанс сам по себе является одним из самых сложных жанров эстрады, если дополнительные трудности появляются в пар­ном конферансе, то инсценированный конферанс — еще сложнее. Имеется в виду ситуация, когда конферансье выступает не от соб­ственного лица, а от лица какого-то персонажа. Классическим при­мером конферанса в маске является творчество К. Гибшмана, создав­шего образ неуклюжего, стесняющегося человека, которому очень неловко на эстраде.

Анализ специфики инсценированного конферанса нужно начинать с эстрадного образа конферансье (маски), потому что это один из глав­ных приемов такого конферанса.

Солист-конферансье очень редко может прибегнуть к использо­ванию драматургии, так как у него нет партнера. Нет партнера — нет конфликта (или — гораздо труднее его найти и выразить). Свой кон­фликт в этом случае конферансье выстраивает зачастую в прямом общении со зрительным залом.

В инсценированном конферансе больше театрально-выразитель­ных возможностей в использовании реквизита, элементов декораци­онного оформления, костюма, грима. «Зрители всегда с удовольстви­ем воспринимают комический образ конферансье, оснащенный те­атральными атрибутами (гримом, костюмом и др.). Чаще, конечно.

Стр. 308

появляются в качестве ведущего бытовые типы, но встречаются и литературные персонажи: Хлестаков, дед Щукарь, Василий Теркин и т. д. На детских концертах — доктор Айболит, дядя Степа, Буратино. До войны блистательно вел концерты А. Корзаков в образе театрального пожарного»6.

Вместе с тем инсценированным мы называем также конферанс, кото­рый использует драматургию в построении концерта.

1. Гершуни Е. Рассказываю об эстраде. Л., 1968. С. 157. 2. 2. 2. Райкин А. Воспоминания. С. 166-167.

3. Цит по: Гершуни Е. Рассказываю об эстраде. С. 160.

4. Клитин С. Эстрада. Проблемы теории, истории и методики. С. 179.

5 Ардов В. Разговорные жанры на эстраде. С. 112.

6 Там же. С. 110.

ГЛАВА 25

НЕКОТОРЫЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

РЕМЕСЛА ЭСТРАДНОГО ДРАМАТУРГА

МЕТОД «МОЗГОВОГО ШТУРМА». - ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ТЕМЫ. - ПУТЬ СОЗДАНИЯ СЦЕНАРИЯ. - РАБОТА ЭСТРАДНОГО ДРАМАТУРГА С ДОКУ­МЕНТАЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ. - «ЖИВЫЕ ГЕРОИ». - СПОСОБЫ ИС­ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАБОТАННЫХ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В СЦЕНАРИИ ЭСТРАДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. - «АНЕКДОТ СЮЖЕТА». -ТВОРЧЕСКАЯ ЗАЯВКА. - СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН. - ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ЛИТЕ­РАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ. - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ СОЗДАНИИ СЦЕНАРИЕВ.

В этой главе речь пойдет о той части работы эстрадного драма­турга, которую в строгом смысле к его художественному мастерству отнести нельзя. Это частные, — часто «технологические», — приемы и способы работы над сценарием на разных ступенях его подготов­ки. Это и необходимые формальности, которые должен соблюдать автор. Это и различные формы, в которые облекаются сценарии на разных этапах создания. Это и методы общения с заказчиками... Одним словом — ремесло. Но, как известно, без овладения ремес­лом нельзя достичь настоящего мастерства.

·····

Создание новой эстрадной программы может идти методом так на­зываемого «мозгового штурма», в котором участвуют и сценарист, и ре­жиссер-постановщик, и художник-постановщик, и продюсер, и за­казчик.

Иногда присоединяются какие-то наиболее интересующиеся со­зданием программы исполнители. Это компания действительно за­интересованных и в той или иной мере компетентных лиц, способ­ных к коллективному творческому труду.

Стр.310

Впрочем, практика показывает, что наиболее продуктивным бы­вает диалог и усилия двух «главных действующих лиц» — сценари­ста и режиссера. Но на первом этапе поиска драматургического хода программы, ее характера, названия отдельные реплики и оценки всех перечисленных выше персонажей бывают очень полезны: каждый видит проблему с какой-то своей, часто неожиданной стороны. И этим не следует пренебрегать. В конце концов, когда артист вый­дет на эстраду, то он и будет лично отвечать в этот момент за все происходящее, вся остальная «компания творцов» в это время бу­дет находиться в безопасном «далеке» — за кулисами...

Как известно, поводом к созданию новой программы может слу­жить и конкретный заказ той или иной государственной организации или коммерческой структуры, или простая необходимость заполнить зрителями пустующий в этот период концертный зал и дать работу артистам. Это может быть и какая-то мысль, тема, драматургический ход, который волнует общество и как бы сам просится на сцену. Имен­но этот случай и является наиболее интересным с творческой точки зрения. Это карт-бланш — «пиши, выдумывай, пробуй!».

Справедливости ради следует заметить, что иногда творчески интересной является и другая задача, казалось бы, диаметрально-противоположного свойства. Надо придумать и разработать сцена­рий, церемонию, ритуал какого-то совершенно нового праздника, ко­торый вдруг появляется в тех или иных опубликованных официаль­ных документах. На него отпущены бюджетные деньги и даже объявлен открытый конкурс, называемый сейчас «тендером»...

Например, придуманный нашим Законодательным собранием Праздник устава Санкт-Петербурга 14 января каждого следующего

Что это будет за праздник, как его отмечать, во что он выльется — пока сказать трудно, но то, что кем-то это будет сделано, сомнений не вызывает. Отпущенные бюджетные средства должны быть освоены. Это — закон природы. Такой же непреложный, как закон сохранения энергии или закон Архимеда.

Желающие могут попробовать свои творческие силы в разработ­ке сценария и ритуалов с церемониями еще одного объявленного в официальном законе Санкт-Петербурга праздника — «Международ­ного дня борьбы с незаконным оборотом наркотических средств». Тут тоже очень широкое поле для фантазии, это очень важная, «горячая

Стр. 311

и социально-значимая тема, но об этом мы можем порассуждать в сле­дующий раз...

Движение от нуля к заветной цели — созданию сценария новой эстрадной программы — легче всего проследить на каком-то кон­кретном примере не очень большой сложности...

Рассмотрим реальный случай.

Руководство кафедры режиссуры и продюсерского мастерства Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств однажды осенью высказало пожелание, чтобы усилиями студентов 4 курса и их преподавателей к Новогодним праздникам была создана эстрадная программа на тему «Петербург и его отра­жения». Естественно, что это «рабочее название» программы, а на афишу, наверное, можно было бы вынести одно слово: «ОТРА­ЖЕНИЯ», написанное на фоне силуэтов любимого всеми нами го­рода...

Уже по первому впечатлению можно сказать, что само это сло­во — «ОТРАЖЕНИЯ» — многозначное, многослойное, имеющее некий философский оттенок и указывающее изначальное направле­ние поисков формы и тем для будущей программы.

При этом, что именно «отражается», мы в целом понимаем. Это — Петербург. Но ведь, наверное, речь идет не только о его зданиях, двор­цах, мостах, скверах. Вероятно, имеются в виду и жители славного го­рода, наши лица, наши поступки, сценки из нашей жизни, не так ли?

Более того, мы можем сказать, что и сам город, Северная столица государства Российского, как-то отражается на нас самих, на нашем поведении, нашей речи, костюмах, остротах...

Это уже «что-то», некоторый пусть пока еще слабый, но «свет в конце туннеля».

Тут в поле нашего внимания попадают и разного рода театраль­ные постановки, и телепрограммы, и публикации в СМИ. Почему не присмотреться более внимательно к тому, как отражается сегодняш­ний день Санкт-Петербурга на страницах юмористических газет и журналов типа «Вокруг смеха», «Приколы» и ряда других. За этим уже можно увидеть целый эстрадный номер, к примеру, — «Доклад Архи­вариуса из виртуального Музея юмора и сатиры...».

Отметим пока для себя эту позицию, эту возможную будущую разработку, но двинемся дальше к поиску формы будущей програм­мы, ее драматургии, ее внутреннего хода, движения...

Стр. 312

Будем считать, что нам в общем понятно, что именно будет от­ражаться в нашей программе, но следует прикинуть мысленно не только то, что отражается, но и где именно, на чем, каким образом происходят эти «ОТРАЖЕНИЯ»...

Мы уже затронули одну категорию «отражений» — в нас, на нас. Мы прикоснулись к вопросу о том, как в нас самих отражается время, те или иные события нашей жизни, ее темп, характер. Тут у нас есть возможность сравнить происходящее сегодня, с тем, что было вчера и позавчера и ранее. Любое «ретро» сейчас в моде и в дальнейшем мо­жет нам пригодиться как один из драматургических приемов, исполь­зуемых для каких-то фрагментов «внутри» программы. Но сейчас на этом этапе размышлений нас интересует другое.

Мы ищем общую форму постановки.

Что первое приходит в голову, когда мы говорим об отражении го­рода и нас с вами? Это, наверное, то, как мы отражаемся в зеркальных витринах многочисленных магазинов, учреждений, офисов, ресторанов, уличных ларьков, в ветровых стеклах шикарных, скользящих по нашим улицам «иномарок»... Тоже интересный ракурс, особенно если вспом­нить, что в каждой автомашине имеется еще и такая деталь, как «зер­кало заднего вида», без которого езда по улице весьма затруднена. Ну, а если мы подумаем о движении по «стальным путям времени», по «до­рогам жизни», не следует ли во всех служебных машинах наших поли­тиков и руководителей установить такие особые «зеркала заднего вида», и пусть они почаще смотрят, к чему приводит их деятельность... Тоже «ретро», но уже другое, с публицистическим оттенком, что в хо­рошей современной эстрадной программе совсем не лишнее.

Целый «пласт» тем, готовых к «разработке», встает перед нами за витринами магазинов как торгующих бриллиантами, так и простым хлебом. Но это тоже частности, это — на заметку для будущих разра­боток «внутри программы». И как только мы нащупаем ее будущую форму, а если говорить конкретнее — ее пролог и финал, — мы непре­менно вернемся к этим «путевым заметкам», к этим выявленным нами темам и обстоятельствам. А пока мы ищем общую форму спектакля с девизом или даже названием «ОТРАЖЕНИЯ»...

Название точно отражает найденную тему: человек в городе, че­ловек в мире, его радости, горе, подвиги, замечательные и отврати­тельные поступки... Человек и муки его души или отсутствие как души, так и, естественно, ее мук...

Стр. 313

Если тема программы не раскрывается через перипетии человеческих судеб, то создать интересное произведение невозможно. Ведь и тема космоса, и тема войны, и все другие интересны нам только тогда, когда они раскрываются через жизнь человека. Персонификация темы — важ­нейший принцип драматургии в целом, а на эстраде в особенности.

И тут нам следовало бы обратить внимание на то, что мы, мож­но сказать, «проскочили» в своих рассуждениях мимо одного очень важного слова. Имеется в виду такое слово, как «ЗЕРКАЛО». Мы увлеклись исследованием тех возможностей, которые нам предостав­ляет «зеркало заднего вида» любой автомашины, любого «движуще­гося средства». И не сосредоточили свое внимание на таком важном для нас образе, как просто «ЗЕРКАЛО», в котором человек видит себя как «ЗЕРКАЛО ДУШИ», и наконец как «ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ»...

И сразу «свет в нашем туннеле» становится ярче, мы можем вспом­нить и популярную сегодня телепередачу «Кривое зеркало», и песен­ку «В комнате смеха», где, отражаясь в кривых зеркалах, «все малень­кие кажутся большими», а соответственно, — «все умненькие кажутся тупыми». Это уже очень важная для нас находка, это тема пролога про­граммы и его форма. Можно придумать выход исполнителей с реаль­ными зеркалами, обращенными в зал, под взрывы смеха, имеющиеся на фонограмме песенки «Комната смеха». Можно напомнить собрав­шимся фразу из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» «Над кем смеетесь, господа, над собой смеетесь!» и, конечно же, эпиграф к той же бессмерт­ной комедии «Нсча на зеркало пенять, коли рожа крива!». А если еще сообразить, что у каждого зеркала может быть рама или рамка, то сами понятия «за рамками событий», «из рамок вон» могут очень пригодить­ся нам в прологе как смысловые и зрительные элементы...

Для хорошего, с фантазией и богатым ассоциативным рядом ре­жиссера-постановщика уже в этом, сейчас сказанном, — есть мате­риал для разработки пролога к программе...

И в этой связи хорошо бы найти, нафантазировать, нащупать ка­кой-то более или менее «симметричный» прологу финал.

Вспомним о том, что всевозможные стекла множества городских окон, витрин, разного рода зеркал отражают не только уличное дви­жение, нас с вами, но и солнечный свет... Какой прекрасный образ -СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК, один из тех, что любят «пускать» мальчиш­ки ясным солнечным весенним днем! Невольно хочется в финале про-

Стр. 314

граммы, на фоне музыки, специальной песенки или краткого стихо­творного диалога всех участников, вышедших на сцену, начать пускать такие «солнечные зайчики» в зал. А, может быть, — выпустить на сце­ну забавных игрушечных, механических «зайцев», вроде тех, что нам ежедневно показывают в рекламе батареек. Пусть поползают, пусть покувыркаются, может быть, один из персонажей, вышедших на сце­ну, будет одет соответствующим образом...

Похоже, что и финал программы у нас как-то выкристаллизо­вался и возник из густого тумана общих соображений...

Ну, и внутри программы, в том «смысловом ящике», в тех рам­ках, которые мы сами себе установили, профессиональному сцена­ристу есть что делать, что разрабатывать.

Например, тема витрин магазинов. Соображения о том, как эти витрины делят нас на две группы граждан: тех, кто внутри магазина, и тех, кто пока еще на панели...

Вспомним прекрасную старую песенку о кассирше и ее мыслях, приходящих во время работы, под припев: «А касса чик-чик-чик, а касса чик-чик-чик...».

Просматривается монолог старого кассира, через руки которого прошло столько денег, что если бы их сегодня сложить в одну пачку, они составили бы небоскреб... А, может быть, и до звезд бы достали... Он, старый финансовый работник, и сегодня во сне шевелит пальца­ми — все считает купюры и боится просчитаться...

Рядом лежит интермедия, миниатюра, диалог нашего «Деревян­ного рубля» и «Зеленого доллара», кто где был, в чьем кармане лежал, что видел, что слышал... И даже обидная фраза: «Сам ты — „У-Е!"» может нам тут пригодиться...

Очень интересная разработка может быть связана с магазином системы «Секонд хэнд».

После окончания рабочего дня «оживают» старые вещи. И каж­дый пиджак, каждая кофточка вспоминает своего «первого» хозяина, свою и его жизнь. Здесь и подвенечное платье, практически новое, один раз «надеванное», и пиджак с дырочкой от Ордена Ленина, и повидавший на своем веку всякого и понюхавший пороху каму­фляжный костюм... А какие возможности открывают перед нами ког­да-то забытые в одежде письма, квитанции, пожелтевшие фото­графии?..

Стр. 315

Интересная разработка может быть сделана с использованием мотива известной сказки.

Девица-красавица спрашивает свое зеркальце: «Свет мой зеркаль­це, скажи, да всю правду расскажи, я ль на свете всех милее, всех ру­мяней и белее?!». И тут просматриваются два продолжения, можно сказать, «на выбор». Это, например, пародия на рекламу разного рода кос­метики, отбеливателей и тому подобного. Такая реклама-пародия может «разрывать» ту или иную сценку так, как это делает наше теле­видение. Идет лирический диалог, и вдруг все замерли — стоп-кадр, и пошла реклама «отбеливателя для зубов». А второй вариант разработ­ки этой темы может быть посвящен тому, как современная красавица отражается в наших лирических песнях... Это уже не героиня старин­ного романса про «гения чистой красоты». Это уже — «Стерва вышла на охоту», это уже «Отказала мне два раза, не хочу, сказала ты, вот какая ты зараза, девушка моей мечты»... Хорошим названием для это­го номера может быть слово — «НЕОТРАЗИМАЯ»... Кто она такая, и какая именно, самая «неотразимая» красотка наших дней? А, может быть, речь идет о молодом человеке, мечтающем стать «неотразимым», этаким «яппи», как сейчас говорят...

А еще в этой связи можно вспомнить героинь передачи «Кривое зеркало» двух «новых русских бабок»... Может быть, на сцене появят­ся и «русские дедки», продолжатели дела сельского остряка Деда Щукаря? А потом, почему же «бабки» у нас непременно «русские»? А, может быть, одна из них еврейская, другая — грузинская, третья -узбекская... Был же в прошлом веке замечательный дуэт Тарапуньки и Штепселя, где юмор всех диалогов этих артистов большей частью стро­ился на смешении русского языка с украинским, так сказать, «фран­цузского с нижегородским»...

Но это уже особая тема — искусство построения миниатюр, фе­льетонов, монологов, создания куплетов, — то есть номеров речевых эстрадных жанров. Мы же пока занимаемся рассмотрением драма­тургии и построения больших театрализованных концертных про­грамм...

Внимательно просмотрев вышеизложенные предложения и со­ображения, можно реально приступать к подбору материала «внутрь программы», для того чтобы не писать сам сценарий, что называет­ся, «от нуля», так как это является очень трудной и требующей вре­мени и навыков задачей.

Стр. 316

Следует просмотреть многочисленные публикации и «классиков жанра»: М. Жванецкого, М. Задорнова, С. Альтова, О. Солода, Л. Из­майлова и других. Внимательно присмотреться к передачам КВН, га­зете «Вокруг смеха». Юмористики вокруг нас сегодня — море, есть из чего выбирать...

Ну, а, выбрав основные, опорные миниатюры, монологи, фелье­тоны, пародийные номера, нужно расположить их в логической и творчески обоснованной последовательности. Необходимо учесть ряд технических обстоятельств, связанных с переодеваниями участ­ников и т. п. После этого можно переходить к придумке и написа­нию «связок» для ведения будущего обозрения, нахождению фор­мы конферанса — сольного, парного, инсценированного, и решению прочих постановочных задач...

Вот примерно так осуществляется «Метод мозгового штурма» при разработке большой эстрадной программы.

Часто важную часть подготовки к созданию сценария большой эстрад­ной программы представляет работа драматурга с документальными материалами.

Делая сценарные разработки для разного рода юбилейных про­грамм, как государственного или общегородского масштаба, так и корпоративных заказчиков, и сценарист, и режиссер сталкиваются с необходимостью ознакомления и использования в своей работе ряда документальных материалов. Так бывает и при подготовке к очередному Дню Победы, юбилею того или иного города, крупного предприятия, фирмы, компании или отдельного, скажем так, частно­го, или, как сейчас любят говорить, физического лица — известного артиста, ученого, общественного деятеля.

Документальный материал может быть представлен фотографи­ями, рисунками, газетными вырезками, кино- и телефрагментами, это могут быть те или иные предметы, реликвии, раритеты.

Кроме того, это и так называемые «живые герои» — свидетели тех или иных отмечаемых событий, или те, кто принимал в них не­посредственное участие.

Например, при праздновании очередного юбилея санкт-петербург­ского Дворца культуры имени Ленсовета отыскался человек, который был на самом первом киносеансе в этом дворце 60 лет назад и сохранил

Стр. 317

свой входной билет с соответствующей печатью. Всю свою жизнь он прожил невдалеке от дворца культуры, видел, как его закладывали, строили, некоторое время сам работал в нем. Биографии этого челове­ка и дворца культуры тесно переплетались, что дало возможность, если можно так выразиться, «утеплить» и «очеловечить» сухой историче­ский материал. Ведь и вправду со времен лозунга «Мир — хижинам, война — дворцам!» дворцы и «хижины», наши жилые дома, — прожи­ли большую и многотрудную жизнь. Они — как люди: у каждого своя биография, своя история, своя особая память.

В свое время к празднованию юбилея спортивного общества «Динамо» юбиляры отыскали легендарного человека.

Он в молодости был членом этого спортивного общества, занимал­ся боксом, был чемпионом города. Потом воевал на фронте в Великую Отечественную войну, попал в плен, в концлагерь... Однажды фаши­сты решили позабавиться, устроили там, за колючей проволокой, боль­шой спортивный праздник, сценарий которого придумал кто-то из глав­ных гестаповцев. Охрана вызвала на соревнование заключенных, там был и футбол, и волейбол, был и бокс. И во время поединка на ринге наш боксер на глазах у тысяч заключенных и охранников «вчистую» нокаутировал эсэсовца. И не сносить бы ему головы, но в это время начался налет авиации, возникла паника и нашего героя удалось «при­крыть». Он остался жив, закончил после войны медицинский инсти­тут и спокойно жил себе в Душанбе, пока его не отыскали и не привез­ли в Москву на большой советский праздник — Юбилей всесоюзного спортивного общества «Динамо». С эстрады о его удивительной судь­бе кратко рассказал народный артист СССР М. Ульянов. И когда этот седой, крупный, все еще хранящий военную выправку человек, в луче прожектора пошел через зал на эстраду — весь зал встал, при­ветствуя его...

В середине 70-х годов ушедшего века на очередном Всесоюзном конкурсе артистов эстрады к финальному третьему туру с очень хо­рошими результатами подошел конферансье Росконцерта А. Василь­ев. Для Заключительного концерта ему был придуман и написан фе­льетон гражданского характера, основанный на газетной статье, в ко­торой рассказывалось следующее.

В Ереване из-за дорожно-транспортного происшествия в воду упал переполненный пассажирами троллейбус. И так случилось, что в это

Стр. 318

время, после своей 10-километровой пробежки домой, возвращался 12-ти кратный чемпион мира по подводному плаванию Ш. Карапетян. Увидев, что произошло, спортсмен быстро сбросил одежду, нырнул, выбил под водой ногами лобовое стекло троллейбуса и стал вытаски­вать людей. Он вытащил около 40 человек. Более 20-ти из них выжи­ло. Сам Шавраш Карапетян с воспалением легких попал в больницу. Во время Всесоюзного конкурса, по счастливому совпадению, он ока­зался в Москве, снимался в какой-то телепрограмме, его удалось най­ти, привезти в Театр эстрады и посадить в зрительный зал.

А. Васильев кратко рассказал о том, что недавно случилось в Ере­ване. Он говорил о том, что все мы — жители одной страны, одного вре­мени и должны быть уверены друг в друге, в том, что если внезапно случится беда, стоящий рядом с тобой, идущий тебе навстречу незнако­мый прохожий — поможет тебе, даже рискуя собственной жизнью. В фи­нале фельетона артист говорил: «На этом я хотел бы завершить свой монолог, сейчас я перестану быть участником Всесоюзного конкурса и стану просто зрителем этой эстрадной программы. Я спущусь в этот пе­реполненный зал, встану где-нибудь там, у стенки, но перед этим я хочу совершить свой гражданский долг — преподнести букет цветов челове­ку, о котором я вам сейчас рассказал»...

Конечно же, зал встал, аплодируя и Ш. Карапетяну, и расска­завшему о его подвиге артисту эстрады. Поначалу в центре зала у всех на глазах продолжало сидеть только наше уважаемое жюри. Но потом, поняв, как нелепо это выглядит, вслед за Б. Бруновым вста­ло и оно и тоже стало аплодировать, что для членов жюри такого ранга было тогда исключительной редкостью...

Сегодня, пользуясь современной видеотехникой из серии фото­графий и соответствующего к ним текста, как правило, удается со­здать 3-5-10 минутный лирико-исторически-юмористический теле­фильм «на заданную тему» и вкрапить его в ткань юбилейной по­становки...

Интереснейшие материалы к юбилею Петербург-концерта уда­лось отыскать в Музее Большого петербургского цирка. Нашлись и киноматериалы с записью выступлений джаз-оркестра Л. Утесова в программе теа-джаза, и съемки танца в номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», где бешеную чечетку отбивает народный артист СССР, Лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премии Н. Черкасов, и многое другое.

Стр. 319

Сегодня невозможно без улыбки читать газетный отчет о собра­нии зрителей московского завода «Авиатор». 1500 человек (!) всерьез обсуждают, как помочь... Московскому мюзик-холлу поднять свой ху­дожественно-политический уровень. При этом было решено ввести в его руководство «партийца», слесаря-универсала товарища И. Оглоблина*.

При подготовке к празднованию Международного Дня пожилых людей в Петербурге для театрализованной концертной программы в БКЗ «Октябрьский», для «блока» под названием «Сударыня-осень», посвященного пожилым женщинам. Совет ветеранов отобрал 10 кандидатур, заслуженных жительниц нашего города.

Одна из них со своей «зениткой» дошла до Берлина и участвовала в Параде Победы, другая в блокаду работала на хлебозаводе, третья ушла на пенсию будучи капитаном дальнего плавания...

Они по очереди были приглашены в Союз концертных деятелей Петербурга, и с каждой из них была проведена беседа. Материалы этих бесед были обработаны, переведены в диалоги с ведущим программу заслуженным артистом России Н. Поздеевым. Далее были проведены еще по одной встрече с каждой из приглашенных в программу дам. И во время программы это был самый лучший, самый трогательный, самый поддержанный зрительным залом блок, в дальнейшем трансли­ровавшийся по телевидению. Эти интервью воссоздавали в программе удивительно красочную и многогранную мозаику жизни нашего горо­да, всей нашей страны. Судьбы отдельных людей, как в гранях алмаза. преломлялись в таинственном кристалле Истории, играя всеми цвета­ми радуги...**

Использование на эстраде документальных материалов, есте­ственно прошедших определенную обработку, — дело не простое, требующее труда, но достаточно интересное и выигрышное...

* Невольно приходит в голову мысль о том, что если уже несколько лет ничего невозможно сделать с Петербургским мюзик-холлом, может быть, использовать этот ста­ринный, испытанный у нас в России метод? Собрать собрание. Рабочих. Ввести «партий­ца». И так ведь у нас многое «возвращается на круги своя»...

** К слову сказать, не так давно наши СМИ сообщили, что в самодеятельном кон­церте на встрече представителей великих держав в Шанхае одно из произведений Брам­са на рояле прекрасно исполнила государственный секретарь США К. Раис. А наш ми­нистр иностранных дел господин Лавров с большим успехом спел частушки на англий­ском языке, наверняка написанные на основе документальных материалов.

Стр. 320

Любое творчество, особенно в своей начальной точке движения, почти всегда в той или иной степени ассоциативно. Общеизвестно, что сегодня люди, и в особенности молодые, очень мало читают. И даже новости, сообщаемые телевидением, «проглатываются» до­статочно бездумно, и более того — бездуховно, многие годами жи­вут, поверхностно относясь к происходящему в мире вокруг них. А ведь тот или иной интересный факт, событие, анекдот, даже про­стая реплика могут стать центром кристаллизации для будущего сюжета эстрадного представления, миниатюры, монолога*.

Приведем несколько конкретных примеров.

В недавно вышедшей в свет книге под названием «Тамада» содер­жится список малоизвестных праздников, существующих в разных странах, и забавных исторических дат. В упомянутом списке есть та­кие праздники, как День супругов, День тещи, есть День рождения складного зонтика и День рождения стриптиза...

Во время недавней дискуссии на тему о том, что нам делать с праздником 7 Ноября, Днем Октябрьской революций, тихо прозву­чало предложение служителей православной церкви объявить его Днем добрых дел.

Как тут не вспомнить, что в 2003 году, в День рождения Санкт-Петербурга компанией «Третье тысячелетье» проводился праздник «Марафон добрых дел», и не где-нибудь, а в зале Дворца спорта «Юби­лейный». И был придуман большой театрализованный пролог, во вре­мя которого к хозяину города Петру Великому слетал — на лонжах, разумеется, Ангел со шпиля Петропавловской крепости. Далее высве­чивались огромные песочные часы, движение серебристо-белого пес­ка в них регулировали одетые в старинные костюмы Хранители вре­мени. И в сполохах бутафорского огня и снопах искр запаивались изящные стеклянные шарики, содержащие небольшую порцию песка, соответствующую Одной Минуте Времени Юбилейного Дня 300-ле­тия Санкт-Петербурга, которые затем укреплялись в прекрасно выпол­ненный «Памятный знак» со шпилем Петропавловки...

И была ритуальная встреча на Неве Первого луча солнца юбилейно­го дня, и Открытие Дома добрых дел для добровольных благотворителей

* Литературоведы, к примеру, выяснили, что даже у такого великого и вполне самодостаточного писателя, как Ф. Достоевский, в его романе «Преступление и наказание» имеются целые фрагменты текстов из полицейских хроник тогдашних газет...

Стр. 321

и спонсоров, и праздничный благотворительный завтрак для Ветера­нов войны и труда, и, конечно же, Большая праздничная концертная программа, в которой впервые прозвучала новая песенка под тем же названием «День добрых дел»...

Даже такая серьезная газета, как «Известия», поместила целую статью, посвященную исполняющемуся в этом году 70-летию Бура-тино — сказочного персонажа, придуманного А. Толстым. Чем не по-вод для хорошего детского эстрадного представления?! Пригласим гостей этого литературного ряда — Чебурашку, Маленького прин­ца, Дядюшку Римуса из Америки, и закатим бал-карнавал...

Газеты порой приносят факты, которые сами просятся на эстраду.

 

На очередных выборах Президента России «Новая газета» напе­чатала диалог двух реальных председателей избирательных комиссии, в котором один жаловался на то, что он очень волнуется за явку изби­рателей. Второй относился к этой проблеме спокойнее. Он сообщал своему коллеге, что у него на участке — большая областная психиат­рическая больница и ее пациенты, не лишенные по суду избиратель-* ных нрав, конечно же, дадут стопроцентную явку на выборы. Они и сами выдвинули кандидатов из своей среды: двух Путиных, трех На­полеонов, и одного Кащея Бессмертного... Чем не эстрадно-пародий­ная программа или хотя бы миниатюра?!

Вообще существует такой термин, как «анекдот сюжета», из ко~ торого следует, что хороший сюжет, хороший спектакль, кинофильм можно коротко пересказать, объяснив, в чем там собственно дело. Плохой сюжет надо пересказывать долго.

Есть еще один пример — когда парадоксальный факт, попавшим из жизни в печать, разбудил авторское вдохновение, приведя к рож­дению смешной миниатюры, с успехом исполнявшейся на эстразе Н. Поздеевым и

А. Пильчевским.

Это сообщение состояло в следующем. Якобы некоторое время на­зад ряд итальянских газет наперебой стал сообщать о небывалой исто­рии. Где-то на Севере Италии, в Альпах, в маленьком городском ро­дильном доме вот уже 12 месяцев молодая женщина не может разре­шиться от бремени. Более того, когда врач стал ее выслушивать, то обнаружил, что находящийся в чреве синьоры младенец... читает сти­хи Петрарки! Но и это еще не все! Газеты на другой день сообщили. что с юным синьором удалось установить голосовой контакт.

Стр. 322

И вступить с ним в беседу. И выяснить, что он вообще не намерен появлять­ся на свет, пока в мире не будет восстановлен порядок и не восторже­ствует справедливость, в том числе и материальная. Он не хочет, ро­дившись, жить в бедности, он утверждает, что, пока мы, младенцы, еще сидим каждый в чреве своей матери, мы равны, а как только появились на свет, так один едет домой на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.95 (0.015 с.)