Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологии воспитания: подходы к определению, классификация.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1) Технологический подход к воспитанию и обучению как новое направление, зародившееся в 60-70-е гг. XX в., привлек педагогов-практиков идеей полной управляемости учебно-воспитательным процессом. Под педагогической технологией понимается систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Педагогические технологии позволяют создавать гибкую и подвижную структуру учебно-воспитательного процесса, корректируемую на любом ее этапе благодаря наличию постоянной обратной связи. Возможность поэтапного воспроизведения педагогической технологии обеспечивает достижение целей воспитания и обучения для всех учащихся. Педагоги-теоретики не сразу приняли идеи технологического подхода в учебно-воспитательном процессе. Многих смущал сам термин "технология", который будто бы исключал творчество в деятельности педагога, оставлял педагогу лишь роль манипулятора. Однако интерес к педагогическим технологиям возрастал, внедрение технологического подхода в практику обнаружило тенденцию к быстрому накоплению новых технологий. В Казани под руководством М. И. Махмутова разрабатывалась технология проблемного обучения, в других регионах внедрялось программированное обучение; технологическая грамотность учителей росла вместе с пропагандой мастерства педагогов-новаторов. Так, в 70-е гг. получила известность и распространение методика В. Ф. Шаталова. Опыт украинского учителя математики, физики и астрономии В. Ф. Шаталова, который создал эффективную учебно-воспитательную технологию, не поддавался анализу и оценке с точки зрения традиционной педагогики и психологии, вызывал массу споров и порождал противоположные мнения. Внедрение технологий воспитания и обучения в практику стимулировало теоретическую разработку проблемы технологического подхода в учебно-воспитательном процессе. На эффективность воспитательного процесса в большей мере влияют мастерство педагога, особенности его личности, а главное, отношение воспитанника к воспитателю. Продуктивность самой замечательной воспитательной технологии часто зависит от степени авторитета педагога и от многих других факторов, иногда даже незначительных, - настроения, самочувствия педагога и детей. Воспитательные технологии в целостном педагогическом процессе представлены теми же основными сущностными характеристиками, что и образовательные технологии, но создавать их значительно сложнее. Технология воспитания, также как и обучения, имеет следующие специфические черты: - постановка диагностических целей обучения, т.е. выдвижение таких целей, в которых описаны действия и отношения ученика (знает, понимает, применяет и т.д.). В соответствии с целями идет разделение учебного материала на звенья, составляющие логическую цепочку; - возможность воспроизведения обучающего цикла, который может состоять из следующих компонентов: постановка целей обучения;предварительная оценка уровня обученности или воспитанности;обучение или организованное воспитывающее влияние; совокупность процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и постановка новых целей; - обратная связь и объективный контроль знаний и умений и на их основе своевременная коррекция любого этапа обучения или воспитания. Эта черта тесно связана с первой, так как диагностическая цель создает возможности для более объективной оценки и контроля, что повышает качество обратной связи. Воспитание - сложный процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Как уже отмечалось, успех воспитания зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют отношения между воспитанником и педагогом. Исходя из этого воспитательные технологии можно определить как продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели. Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются. По мнению Н. Е. Щурковой, эти условия определяют успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная педагогическая технология. К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога. Это - эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы и увлечения, и т.п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т.д. Материальные условия, включающие обстановку в классе, наличие современного оборудования, вряд ли можно отнести к определяющим, но в успешности воспитательной технологии и они играют не последнюю роль. Характер воспитательной технологии зависит от отношения к ребенку. Им определяется тип технологии: сотрудничества, свободного воспитания, авторитарная или личностно - ориентированная (Г. К. Селевко). Как уже известно, постановка диагностируемой цели является одной из важнейших составляющих создания педагогической технологии. При создании воспитательных технологий, как и в обучающих технологиях, ставится цель, в которой четко сформулированы ожидаемые конкретные конечные результаты. Содержательный компонент воспитательной технологии так же значим для ее успешности, как и диагностируемая цель, и от него зависит, будет ли технология информационной или развивающей, традиционной или личностно - ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность технологии воспитания зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности. Классификация Существующие классификации педагогических технологий отражают их многообразие и многоаспектность, а также разные подходы авторов к определению, что такое педагогическая технология. Наиболее полная классификация педагогических технологий представлена в работе Г.К. Селевко, хотя достаточно спорны попытки автора рассматривать в качестве технологий целые педагогические системы: например, Вальдорфскую школу, дидактические системы развивающего обучения Б. Эльконина- В. Давыдова, Л.В. Занкова, безусловно, имеющие свои оригинальные технологии, но не сводящиеся к ним. Необходимо также помнить, что любая классификация существующих технологий является достаточно условной, так как их можно отнести к разным классам в зависимости от выбранных оснований Прежде всего технологии разграничивают по области, сфере их применения: технологии обучения и технологии воспитания, общеобразовательные и профессиональные; по уровням применения: общепедагогические и предметные, хотя четкого разделения здесь нет, так как большинство из них применимы в различных сферах и на разных уровнях целостного педагогического процесса. Очень часто возникает вопрос: не подменяет ли предметная технология методику обучения? Как известно, методика признается частной дидактикой, конкретизирующей педагогическую теорию на учебную дисциплину, в которой учитываются как содержание обучения конкретному предмету, так и способы, средства организации его усвоения. Таким образом, методика обучения включает в себя содержательную и инструментальную стороны учебного процесса, в то время как предметная технология – ее процессуальную сторону, алгоритм ее воплощения в практику Другой подход связан с разграничением всех педагогических технологий по характеру взаимодействия преподавателя и учащихся в педагогическом процессе, ведущей форме обучения и воспитания: технологии индивидуального взаимодействия педагога с учащимся, технологии группового взаимодействия, технологии коллективного взаимодействия. Наиболее распространенным является разделение всех современных технологий обучения на две большие группы по их целевой направленности: -- предметно-ориентированные технологии, обеспечивающие прежде всего освоение учащимися - системы ЗУН по предмету, то есть содержания данного предмета; -- личностно-ориентированные технологии, реализующие гуманистические цели и принципы личностно-ориентированного обучения. Если целями личностно-ориентированного обучения являются развитие личностных структур и свойств, обеспечение самоопределения и саморазвития учащегося в творческом процессе взаимодействия его с культурой, то возможно ли построение технологий обучения, реализующих данные цели? Какие технологии можно считать личностно-ориентированными? Е.В. Бондаревская считает, что основными характеристиками данных технологий являются диалогичность, деятельностный творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставление ему пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения. Построение технологий обучения, адекватных его личностной направленности, требует прежде всего изменения способов деятельности и общения, характера взаимодействия между его субъектами. Думается, что нет необходимости сужать и ограничивать личностно-ориентированные технологии обучения только теми, которые реализуют аффективную парадигму образования и ставят своей основной целью оказание содействия человеку в определении и коррекции отношения к самому себе и к окружающему миру. Основным критерием отнесения технологии к личностно-ориентированным является ее способность создавать “личностно утверждающую ситуацию”, переводить студента в позицию субъекта своей учебной деятельности, в результате чего для него открываются личностные смыслы данной деятельности, возникает в процессе достижения когнитивных целей потребность в саморазвитии. Попытки каким-либо образом классифицировать личностно-ориентированные технологии предпринимаются крайне редко в связи со сложностью и недостаточной определенностью критериев их разделения. Условно можно выделить три группы данных технологий: ценностно-ориентирующие – направленные прежде всего на развитие самосознания личности, ее ценностное самоопределение: такие, как социально-психологический тренинг, дискуссия, деловые и ролевые игры; адаптивные технологии, цель которых – «приспособление» обучения к индивидуальным возможностям, потребностям и интересам учащегося, создание психологически комфортных условий, обеспечивающих самоутверждение и самореализацию ученика в учебной деятельности: технологии индивидуализации и дифференциации обучения; технологии творческого развития личности – сориентированные на развитие личностного потенциала учащихся, в том числе на развитие творческого мышления: технология учебного проектирования, ТРИЗ-технология, технология обучения как исследования, технология творческих мастерских и др. Как уже отмечалось, разделение технологий на данные группы весьма условно, так как каждая из них в определенной мере реализует все обозначенные выше цели личностно-ориентированного обучения. Анализ практического опыта применения личностно-ориентированных технологий в учреждениях общего и профессионального образования свидетельствует о том, что зачастую у педагогов наблюдается увлечение технологизацией без соответствующего осмысления самой сущности личностно-ориентированного обучения, коренной перестройки своего педагогического сознания, построения личностно-ориентированной профессиональной концепции и определения своей позиции. В результате продолжает преобладать предметно-ориентированная установка преподавателя, искажающая сущность используемой технологии обучения. Особую группу педагогических технологий составляют профессионально-ориентированные технологии, разрабатываемые для учреждений профессионального образования. Данные технологии обеспечивают прежде всего решение задач полноценной профессиональной подготовки будущего специалиста и используются не только в рамках специальных дисциплин, но предполагают организацию целостного профессионально направленного педагогического процесса. Специфической особенностью данных технологий является профессионально-деятельностная ориентированность, направленность обучения на овладение студентами профессиональной деятельностью в процессе учебной, которая обеспечивается: ориентацией учебного материала на решение задач профессиональной подготовки специалиста; комплексным характером профилирования, охватывающего все связи курса с соответствующими дисциплинами, курсовым и дипломным проектированием и другими видами исследовательской деятельности студентов; решением на практических и лабораторных занятиях в первую очередь прикладных задач, которые необходимы студенту для овладения избранной профессией; ориентацией на овладение студентами профессией по оптимальной индивидуальной программе, учитывающей его познавательные особенности, мотивы, склонности и другие личностные качества; направленностью на развитие творческой личности специалиста, способной к самостоятельной профессиональной деятельности; созданием условий для профессионально-личностного самоопределения студента: развития профессионально-ценностных ориентаций, становления профессиональной позиции, формирования потребности и готовности к профессионально-личностному самосовершенствованию. Таким образом, современные профессионально-ориентированные технологии в основе своей являются личностно-ориентированными, обеспечивающими субъектную позицию будущего специалиста, ценностно-ориентированного на предстоящую профессиональную и жизнедеятельность. К данным технологиям можно отнести технологию контекстного обучения, технологии, разрабатываемые в рамках открытых систем интенсивного обучения, технологию, реализуемую в условиях профессионально-технологической системы обучения специальным предметам.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.008 с.) |