Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы социального воспитания и их влияние на формирование и развитие личности. Мегафакторы и макрофакторы.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В.Мудрик. Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др. Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей большее значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens (рода человеческого), убедиться в могуществе воспитания. Сегодня становится понятным, что без учета влияния макрофакторов социализации нельзя разработать научно обоснованную даже региональную программу социализации и воспитания подрастающего поколения, не говоря уже о государственной и межгосударственной. факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Ему в зарубежной педагогике в целом ряде случаев отводится первостепенная роль. Так, по мнению отдельных ученых, среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно-обусловленных психических особенностей. Действительно, влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек - это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки - природная расположенность к той или иной деятельности. Отечественная педагогика не отрицает влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводит ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями - это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Этот тезис верен и в отношении индивидуальных различий, лежащих в основе индивидуальных способностей. Факторы социального воспитания и их влияние на формирование и развитие личности.Мезофакторы и микрофакторы. Социальное воспитание- это планомерное создание условий для относительно целого развития и духовно-ценностной ориентации человека а процессе его социализации Мезофакторы социализации. 1)тип поселения А)сельское поселение(сильный социальный контроль жизнедеятельности со стороны окружающих принадлежит бубличной жизни,наблюдается открытость общения.Сельские дети идентифицируют себя с родителями больше,чем городские. Большую роль социализация приносит сельской школе) Б)город(высокая плотность населения.Человек в городе существует в нескольких социальных мирах-дома,в школе,на работе,что приводит к развитию мобильности личности,рассматриваемый как эффект социализации большого города.) В)поселок(усредненность поведения между городом и селом) 2)средства массовой коммуникации(СМК) 3)субкультуры(совокупность специфических социально-психологических признаков(норм,ценностей),влияющих на стиль жизни и мышление,определенных номинальных и реальных групп людей,позволяющих опреелять себя в качестве»Мы») 4)реальные условия(проявляются в свойственных населению региона обычаях,традициях,народных праздниках,фольклоре,архитектуре,интерьере жилищ и т.д) Микрофакторы социализации 1)семья и дом,очаг как первичная территория 2)соседство и микросоциум 3)группа сверстников,различающихся по характеру механизмов социализации:формализованные группы имеют институционный механизм соц-и;неформальные группы-для них характерен стилизованный механизм социализации 4)воспитательные организации-разнообразность социальных организаций(дет.сады,школы),общие объединения и т.д 5)религиозные организации(верующие и члены их семей) 6)государственные организации Педагогическое взаимодействие классного руководителя и учащихся в процессе проведения «Огонька знакомств» Педагогическое взаимодействие — это взаимодействие в системе «педагог - учащийся» с целью осуществления процесса обучения и воспитания. Огонек знакомств - эффективная форма создания доверительных отношений в группе и знакомства в отряде. Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия. Первый уровень - это взаимодействие человека с самим собой. Именно на этом уровне происходят процессы самопознания, самопроектирования, самоанализа и самооценки. От умения личности взаимодействовать с самим собой во многом зависит конструктивность её отношений с окружающими людьми. Вот почему очень важно развивать у детей и взрослых знания и умения рефлексии и саморефлексии. Второй уровень - это взаимодействие человека с другим. При этом другой очень разнообразен в своих проявлениях: он может быть значимой личностью, равноправным партнёром, а может оказаться человеком, мнение которого не играет существенной роли. Если человек научится относиться к другому как к себе, то следующим шагом будет понимание и принятие другого как себя. Третий уровень - это взаимодействие личности с определённой системой. Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является общешкольный коллектив. Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон В психолого-педагогической литературе выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог. Вот наиболее важные из них: - учитель - «Я»; - учитель - учитель (администрация); - учитель - ученик; - учитель - группа учащихся (класс); - учитель - родитель.
Воспитательные задачи - Создание благоприятной атмосферы в группе детей; - Познакомиться с каждым ребенком, его интересами, способностями; - Познакомить с ценностями, традициями класса; - Заложить основы самоуправления в классе; - Создать три "как хорошо": - - что я в этой школе, - что я в этом классе, - - что у меня такие старшие. Требования и ограничения по отношению к различным группам Выбор формы огонька соответствует возрасту. Для старших – проективные огоньки, для младших – с пакетом откровений. Вопросы также подбираются под возраст. Маленьким - на их интересы и увлечения, для старших – более смысловые. Продолжительность у младших 30-40 мин., у старших – 1,30 – 2 часа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 3152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.168 (0.008 с.) |