Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные теории и концепции воспитания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под содержанием воспитания понимается система знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Концепция – это система взглядов, определенный способ понимания целей, задач, организации воспитательных программ. До начала 90х годов 20го столетия в нашей стране общепринятой была единственная концепция коммунистического воспитания молодежи. С конца 80х годов – новый этап поиска концептуальных подходов, отвечающих на три вопроса: каковы цели воспитания? Каковы содержание и структура воспитательного процесса? Кто в большей степени выступает в качестве субъекта воспитания? 1) Концепция воспитания учащейся молодежи в современном мире (Бодалёв А.А.,Малькова, Новикова Л.И.) – ориентирует педагогов на коммун.воспитание, социальное взаимодействие с личностью. Цель воспитания – всестороннее развитие личности. Задачи: приобщение учащихся к системе ценностей, выявление творческого потенциала, формирование чувства свободы, уважение к правилам и нормам современной жизни, формирование способностей к самооценке, воспитание положительного отношения к труду. 2) Концепция деятельности классного руководителя (классного воспитателя) (Газман О.С., Иванов А.В.) Цели: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные воспитательные возможности в школе, семье, гос.власти. Основными сферами и средствами для достижения цели являются деятельность, общение и бытие. 3) Концепция личностно-ориентированного воспитания как становления человека культуры (Бондаревская) Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Целью воспитания является целостный чел культуры. Человек культуры–это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, духовная, творческая и адаптивная. 4) Концепция социальных ролей (Таланчук Н.М.) Н.М. Таланчук приходит к выводу, что воспитание должно быть системно-ролевым, так как каждый человек объективно принадлежит тому социуму, где он живет, и тут же выполняет социальные роли. Социальная роль - это миссия человека, его предназначение, это реальная деятельность личности в обществе. Воспитание должно подготовить человека к выполнению социальной роли: в семье - сын, дочь,отцовство, материнство; в коллективе -- трудовой, экономической, организаторской, педагогической, коммуникативной; в обществе -- патриотической, политической, правовой и т.д.; в мире -- интерсоциальной, геосоциальной; в «Я»-сфере -- учения, самовоспитания, творчества, потребностей и др. Закономерности воспитания. Закономерности – это устойчивые и необходимые связи между явлениями действительности. Такие связи в воспитательном процессе возникают всегда независимо от субъектов воспитания. Выделение закономерностей происходит в соответствии с тенденциями педагогической науки. Классификация закономерностей: (подход Н.Е.Щурковой и Подласова) 1) Воспитание ребенка осуществляется на основе целенаправленной деятельности 2) Воспитание осуществляется на основе активности самого ребенка во взаимодействии с окружающей социальной средой 3) Воспитание будет успешным, если обеспечивается единство общения и воспитания 4) Воспитание будет успешным, если оно опирается на особенности внутреннего мира ребенка 5) Воспитание будет успешным, если обеспечивается единство сенсорных, словесных и деят.факторов развития 6) Воспитание предполагает целостность воспитательных влияний на ребенка По другой классификации: 1) Зависит ли воспитание от общества 2) Зависимость от условий воспитания, социально-экономического положения 3) Осуществляется ли взаимосвязь с окружающим миром 4) Взаимосвязь с комп.воспитания.
В воспитательном процессе нередко обнаруживается сопротивление личности обучаемого тем педагогическим воздействиям, которые на него оказываются извне организаторами воспитания, или собственным усилиям в процессе самовоспитания. Сопротивление чаще всего проявляется на начальном этапе воспитания, но может продолжаться в течение всего процесса воспитания. И тем сильнее оно будет, чем менее близки обучаемому цели воспитания, не соответствующие его интересам, потребностям. Выдвижение таких целей, которые совпадали бы с усилиями обучаемого, осознавались и воспринимались им, снижает внутреннее его сопротивление, делает процесс воспитания персонифицированным, более продуктивным. Закономерности воспитания, несмотря на свою устойчивость, все же динамичны. Их изменение (одни перестают оказывать влияние на процесс воспитания – как бы отмирают, другие появляются) осуществляется по мере изменения самого воспитания, его целей, социальной сущности, содержания. На базе закономерностей формируются принципы воспитания. На определенном этапе развития воспитательной реальности многие принципы становятся закономерностями. Закономерности объективно оказывают влияние на педагогическую деятельность любого преподавателя, что повышает ее результативность.
Принципы воспитания, их характеристика Принципы воспитания всегда соответствуют целям воспитания. Это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию и методам организации воспитательных процессов. Выделяются следующие принципы: 1) Принцип природосообразности (по Мудрику) – взаимосвязь естественных и социальных процессов – соответствие воспитания возрасту ребенка 2) Принцип культуросообразности – воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры, включающих специфические ценности, нормы и традиции родного края. Принцип отражает правило мирного сосуществования 3) Принцип центразии – личностный подход- требование признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам. Требования по формированию ценностных ориентаций личности, жизненных планов и поведения 4) Принцип дополнительности образования- подход к воспитанию как к совокупности процессов семейного, религиозного и общественного воспитания, соответствующего государственной стратегии 5) Принцип гуманистической ориентации – ребенок рассматривается как главная ценность в системе человеческих отношений, воспитатель должен проявлять уважение к правам и свободам ребенка, предъявлять разумные и посильные требования. Гуманизация- доведение до сознания воспитанника целей его воспитания, отказ от любого насилия, признание права ребенка отказаться от навязывания черт личности, противоречащих его убеждениям 6) Принцип опоры на положительные качества ребенка- в каждом есть и положительное и отрицательное, для создания положительного воспитательного фона нужно ориентироваться на интересы воспитанника 7) Принцип единства требований и уважения к ребенку 8) Принцип индивидуализации воспитания – индивидуальная траектория социального развития каждого ученика, выделяются специальные задачи, соответствующие индивидуальным особенностям воспитанника 9) Принцип соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации – способствует социальной адаптации воспитанника 10) Принцип персонификации воспитания 11) Принцип дифференциации – выбор методов, средств воспитания в соответствии с индивидуальным развитием ребенка Требования к принципам воспитания: они должны исполняться обязательно, применяться одновременно (комплексно) и им всем должно уделяться одинаковое внимание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.24.110 (0.007 с.) |