Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и особенности воспитания. Процесс воспитания в ФГОСт второго поколения.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сущность и особенности воспитания. Процесс воспитания в ФГОСт второго поколения. Воспитание – целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основаны на взаимодействии воспитателя и воспитанника. Особенности: Идеальная цель – всестороннее развитая личность. ü Многофакторность. На процесс воспитания оказывают влияние внешние, внутренние, управляемые и неуправляемые факторы. Все они должны быть учтены при организации процесса воспитания. ü Длительность. Процесс воспитания на определённом этапе жизни человека должен перейти в процесс самовоспитания. ü Комплексность. Характеризуется: необходимо развивать в комплексе все сущностные сферы личности ребёнка: -интеллектуальная (когнитивная), -мотивационная, -волевая, -саморегулирующая, - действенно-практическая, -духовная. Необходимо использовать систему методов, форм и средств воспитания, чтобы обеспечить комплексный характер влияния на ребёнка. ü Вариативность. Воспитание должно осуществляться с учетом особенностей личности ребёнка и должно быть индивидуализированным и дифференцированным. ü Неопределенность результата воспитания и отсроченность их проявления во времени. !!! Особенности воспитания определяют требования к организации воспитательного процесса. Взаимосвязь закономерностей и принципов воспитания. Закономерности воспитания – устойчивые, повторяющиеся связи воспитательного процесса, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Закономерности отражают объективные, независимые от педагога существенные связи, которые возникают всегда при организации воспитательного процесса независимо от субъектов воспитания. Закономерности: 1. Воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей соц.средой. 2. Определение единства обучения и воспитания. 3. Предполагает целостность воспитательных влияний Принципы воспитания – исходные педагогические позиции, требования, которые служат руководящими положениями для воспитания. Принципы всегда соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач. Принципы: 1. Природосообразности воспитания (Руссо, Песталоцци). Это взаимосвязь естественных и социальных процессов. 2. Культуросообразности воспитания (Ф. Дистервегом). Воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур. 3. Дополнительность образования. Предполагает реализацию подхода к воспитанию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Взаимосвязь: Закономерности определяют принципы воспитательного процесса и выражают основные требования к содержанию, определению форм и методов воспитательной работы. Педагогические условия создания и развития коллектива как субъекта. Коллектив- группа людей, объединенная общественно-значимой целью и совместной деятельностью по ее реализации. Признаки кол-ва: 1наличие общественно значимой цели.2 наличие совместной деятельности, предполагающей разделение труда по достижению общей цели.3наличие в кол-ве отношений взаимной ответственности и зависимости при равенстве членов кол-ва в правах и обязанностях.4наличие в кол-ве органов самоуправления.5наличие связей кол-ва со средой и с др. коллективами. Фун-ии коллектива: 1. Воспитательная - связана с созданием условий для развития и формирования индивидуальности и личности ребенка. 2. Социализация - в системе коллективных отношений ребенок получает первоначальный опыт выполнения ряда соц. ролей. 3. Стимулирующая -в коллективе для ребенка есть возможность проявить себя в различных видах деятельности, ориентироваться на образцы поведения, предоставляемые его товарищами. 4. Организационная - коллектив выступает как форма организации жизнедеятельности детей. Указанные функции должны выполняться в комплексе и обеспечивать полноценное развитие ребенка в рамках коллектива. Задача пед-га обеспечить создание и развитие коллектива, выполняющего все свои фун-ии. На 1 этапах работы коллектив является объектом воспитания. Как только он приобретает все свои признаки и начинает реализовывать все свои функции, он становится субъектом. По А. С. Макаренко, выделяют 3 стадии развития коллектива. На 1 стадии средство сплочения коллектива – это единоличное требование педагога к учащимся. На 2 стадии -проводник требований актив. 3стадия -формируется система самоуправления. По Л. И. Уманскому: 1. номинальная группа - фиксируется когда группа получает общее название. 2. группа ассоциация-хар-ся наличием совместной цели, которую принимает каждый для себя. 3. группа кооперация-появл-ся разделение труда при выполнении совместных заданий. 4. автономизация-хар-ся высоким внутренним единством, наличием всех признаков кол-ва.5развита еловая и эмоц-я структура отношений. 2 варианта развития группы:1позитивный(группа-коллектив),2негативный(группа кооперация). Методы развития кол-ва. Метод-способ развития коллектива, достижения в работе с коллективом воспитат целей и задач. 1. Предъявлен требований. Требование-указание на выполнение или запрещение какого-либо действия. Условия: 1. требования должны быть обоснованы и осознаны членами кол-ва. 2. за 1 раз нельзя предъявлять слишком много требований. 3. требования должны быть доведены до конца. 4. не должно быть исключений при их выполнении.5. к формулировке должны подключаться все члены кол-ва.6требования должны постепенно перейти в традиции. 2формирование традиций. Традиция - устойчивая форма коллективной жизни, в которой проявляется система целостных ориентаций данного коллектива. Условия: 1разрабатываются совместно.2с развитием коллектива традиции тоже развиваются.3традиции должны стать частью организационной культуры кол-ва.4должны быть праздничные и деловые. 3. Метод перспективы. Перспектива - яркая, эмоционал - привлекательная для детей цель. Виды: ближние, средние. Одновременно должно определяться несколько перспектив каждого вида. При достижении ближних, средние становятся ближними, дальние, средними, выдвигаются новые дальние. Условия: 1должны быть актуальны для каждого.2должны быть достижимы.3определяютя совместно. 4. Формирование в кол-ве здорового общественного мнения. Общественное мнение-преобладающая оценка, которая дается в среде колл-ва явлениям и событиям общественной жизни. Условия: 1не должно подменяться личным мнением кого-либо.2основывается на системе общечеловеческих ценностей и не должно унижать личное достоинство кого-то из членов.3для развития необходим систематич-й анализ происходящих в колл-ве событий. 5. Включение членов колл-ва в различные виды деят-ти. Условия: 1деят-ть,организованная в колл-ве должна предполагать совместное определение целей, распределение участников работы и ответственности за рез-т.2контроль за организац деят-ти частично или полностью должен осуществляться самими членами колл-ва. 6. Развитие в коллективе самоуправления. Самоуправлен-процесс включен членов колл-ва в систему управления собственной жизнедеятельностью. 7. Формирован в кол-ве благоприятн психологич климата. Психологич климат-система хар-к, которыми обладают отношения между членами колл-ва на определен этапе его развития. в его основе лежат взгляды, ценности, убеждения, преобладающ в данном колл-ве. Особое влияние оказывает общественное мнение. 8. Метод разрешен конфликт ситуац. в детском колл-ве конфликты лучше предупреждать, чем разрешать. Способ разрешен конфликт-анализ происходящих событий. Все перечислен методы использ-ся в комплексе. Основные подходы в современных теориях воспитания: личностно-ориентированный, компетентностный, системно-деятельностный, развивающий, аксиологический. Личностно-ориентированный Предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия. Личностно ориентированный подход, опираясь на то, что личность – это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность, реализует своей технологией важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в процессе обучения с учащимися, учитываются индивидуальные особенности каждого ученика Цель: способствовать развитию в каждом ученике творческого потенциала, развитию потребностей, способностей. Преобразование окружающей действительности и самого себя. Принципы: 1.целепологание и мотивация. 2.принцип открытости. Главный акцент на занятиях делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и проверки. 3.принцип вариативности, в выборе методов и форм воспитания. 4.принцип направленности в обучении, на развитие личности. 5.принцип успешности. 6.принцип индивидуализации в обучении и воспитании. Реализуется через составление индивидуальных программ для каждого ученика. Компетентностный подход В основе лежит понятие компетентность. Компетенция – это совокупность взаимосвязанных знаний и умений. Компетентность – владение человеком соответствующих компетенций. Она может проявляться только в единстве с ценностями человека, при условии личной заинтересованности в дея-ти. Суть подхода заключается в определении перечня базовой компетенции которые должны быть сформированы у ребенка в процессе воспитания. Компетенции: 1.личностные 2.регулятивные 3.позновательные 4.комуникативные Содержание дея-ти и технологий которые использует педагог в образов0ом процессе должны быть направлены на формирование базовой компетенции Системно-деятельностный Формирование интеллектуальных умений и навыков (умение сравнивать, выводить понятия, подводить под понятие, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, классифицировать и т.д.) вызывает наибольшие затруднения в учебном процессе, поэтому именно на их формирование нацелена данная разработка. У учащихся формируется система знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя. Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована. Усвоение знаний и умений, формирование мышления в обучении "свершается" деятельностью учащегося в процессе учебного исследования. Разработка данной темы позволяет каждому ученику работать в своем темпе. Аксиологический Изначально определяет систему восприятия и социализации школьной жизни, в основе которого нац.воспительный идеал, как высшая пед-ая ценность, смысл всего современного образования и система базовых нац-ых ценностей. Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной культурой, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей. Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьников и таким образом противостоять моральному.. соц.среды Развивающий Он дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию программы воспитания и социализации учащегося начальной школы. Развивающий характер воспитания достигается когда ценности формируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимающего обучение и обращенного им к содержанию обучения и соц. жизни и к самому себе. 7. Педагогические условия воспитания нравственных чувств и эстетического сознания личности. Концепция духовно-нравственного развития воспитания личности гражданина России. Концепции духовно-нравственного развития. Это концепция является методологической основой разработки и реализации федерального гос. образовательного стандарта общего образования. Эта концепция разработана в соответствии с конституцией РФ, Законом РФ и на основе ежегодных посланий президента. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации. Эта концепция формируется вокруг человека, только гражданин является ключевым фактором этой концепции. Благодаря объединяющих ценностей и моралей, духовного единства народа и развиваются духовно-нравственная концепция. Цель: 1.готовность и способность к дух. развитию. 2.формироание морали 3.готовность к реализации творческого потенциала 4.укрепление нравственности 5.осознание ценности других людей 6.трудолюбие и т.д Формируется мотивация к активному и ответственному участию человека в общественной жизни. Развивается в гражданах РФ чувства патриотизма и гражданской солидарности. В человеке формируются такие ценности как: -патриотизм -гражданственность -соц. солидарность Теория развития личности Личности людей формируются в процессе их взаимодействия друг с другом и воздействия на них окружающей социальной среды. Несомненно также влияние на формирование личности индивидуального социального опыта ребенка. В социологии и психологии имеется ряд классических теорий развития личности, на которые опирается педагогика при разработке различных концепций воспитания[1]. Чарлз Хортон Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этого люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов: 1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу»); 2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят («Я уверена, что им нравится моя новая прическа»); 3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других («Видимо, я буду всегда так причесываться»). Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид считал, что «Я» — продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. В начале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать и о других; ребенок начинает приобретать чувство своего «Я». По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая — имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т. д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества, — это следующий важный шаг в процессе создания своего «Я». По мнению Мида, человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я — сам» и «Я — меня». «Я — сам» — это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я — меня» — это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). «Я — сам» реагирует на воздействие «Я — меня» так же, как и на воздействие других людей. Например, «Я — сам» реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием критики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. «Я — сам» знаю, что люди считают «Я — меня» справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно вырабатывают свое «Я — меня». Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого, они учатся воспринимать впечатления о себе. Третий этап, по Миду — стадия коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Например, каждый игрок бейсбольной команды придерживается правил и игровых идей, общих для всей команды и всех игроков в бейсбол. Эти установки и ожидания создают образ некого другого — безликого человека «со стороны», олицетворяющего общественное мнение. Дети оценивают свое поведение по стандартам, установленным «другими со стороны». Следование правилам игры в бейсбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом (1856—1939), в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид («Оно»), Эго («Я») и Суперэго («сверх-Я»). Ид («Оно») — источник энергии, направленной на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. «Оно» побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей. Эго («Я») контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется, главным образом, принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи. Суперэго («сверх-Я») — это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом. Эти три компонента активно воздействуют на формирование личности ребенка. Дети должны следовать принципу реальности, ожидая, пока представится подходящее время и место, чтобы уступить напору Ид. Они должны также подчиняться моральным требованиям, предъявляемым родителями и собственным формирующимся Суперэго. Эго несет ответственность за поступки, поощряемые или наказываемые Суперэго, в связи с этим человек испытывает чувство гордости или вины. Согласно теории Фрейда процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела — эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Суперэго. В самом начале жизни ребенка эрогенной зоной является рот. Вся энергия младенца направлена на то, чтобы получить удовлетворение через рот — не только от приема пищи, но и от процесса сосания как такового; таким образом, источником удовольствия для ребенка является рот. Данный период в жизни малыша Фрейд назвал оральной стадией. На второй, или анальной, стадии главной эрогенной зоной становится задний проход. В это время дети стремятся к самостоятельности, а родители стараются приучить их проситься на горшок. В этот период важное значение приобретает умение контролировать процессы экскреции. Третья стадия названа фаллической. На этой стадии главным источником удовольствия для ребенка является пенис или клитор. Именно в этот период, как считает Фрейд, начинают проявляться различия мальчиков и девочек. Мальчики вступают в так называемую Эдипову стадию — подсознательно они мечтают занять место своего отца рядом с матерью; девочки же осознают, что у них отсутствует пенис, поэтому они чувствуют себя неполноценными по сравнению с мальчиками. После окончания латентного периода, когда девочки и мальчики еще не обеспокоены проблемой половой близости, в жизни юношей и девушек наступает генитальная стадия. В этот период сохраняются некоторые особенности, характерные для ранних стадий, но главным источником удовольствия становится половое сношение с представителем противоположного пола. Подход, предложенный известным швейцарским психологом Жаном Пиаже (1896—1980), значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами. Первый период, от рождения до 2 лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. Ранее им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят. Существование данной стадии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой. Второй период, от 2 до 7 лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В начале этой стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают. В возрасте от 7 до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять такое же количество палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке. В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии. Гарвардский психолог Лоренс Колберг (1927—1987), придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в котором чувствуется сильное влияние теории Пиаже. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию. В отличие от Пиаже, Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают по крайней мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми. Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает ее, потому что «это правильно». Как считает Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей. На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое хорошо и что такое плохо. Например, нельзя обманывать налоговое управление: ведь если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана «ложь во спасение», щадящая чувства другого человека. На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку. В XX в. большой авторитет среди психологов и педагогов всего мира завоевала культурно-историческая теория развития личности нашего соотечественника Льва Семеновича Выготского (1896—1934), в которой он обосновал, что источники и детерминанты развития человека лежат в исторически развившейся культуре. Основа психического развития человека, согласно этой теории, — изменение социальной ситуации его жизнедеятельности. При этом условиями психического развития человека служат его обучение и воспитание. Психологические новообразования, возникшие у человека, производны от его жизнедеятельности, а существенная роль в процессе принадлежит различным знаковым системам. Л.С. Выготский сформулировал общий генетический закон: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сначала — социальном, потом — психологическом. При этом детерминанты психического развития находятся не внутри организма и личности ребенка, а вне его — в ситуации социального взаимодействия ребенка с другими людьми (прежде всего со взрослыми). В ходе общения и совместной деятельности не просто усваиваются образцы социального поведения, но и формируются основные психологические структуры, определяющие в дальнейшем все течение психических процессов. Когда такие структуры сформированы, можно говорить о наличии у человека соответствующих осознанных и произвольных психических функций, самого сознания. Для развития концепций воспитания большое значение имеет концепция английского психолога и педагога Роберта Бернса, получившая широкое признание в науке во второй половине XX в. Отстаивая гуманистический взгляд на человека, Р. Берне выдвигает в качестве ведущей идею о том, что важнейшей частью процесса передачи молодому поколению накопленного цивилизацией опыта и знаний должно стать «признание естественной и непреходящей ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в процессе воспитания»[2]. Я-концепция — понятие, включающее оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, воспитания, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-природные детерминанты. С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся личности. Именно в них и через них проявляется человек и соответственно преломляется его Я-концепция. В свою очередь и она служит для них значимой обратной связью. В отличие от ситуативных Я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в каждый данный момент) Я-концепция создает у человека ощущение своей постоянной определенности, самотождественности. Так выглядит в общих чертах диалектика становления и проявления противоречивых, всегда незавершенных представлений о собственном «Я» — Я-концепции с ее интеллектуальным, эмоциональным, поведенческим компонентами. Таким образом, в социологии, психологии и педагогике имеется множество разнообразных подходов к пониманию процесса развития личности, и это, несомненно, обогащает понимание процесса воспитания, влияет на разработку его теоретических основ. Сущность и особенности воспитания. Процесс воспитания в ФГОСт второго поколения. Воспитание – целенаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основаны на взаимодействии воспитателя и воспитанника. Особенности: Идеальная цель – всестороннее развитая личность. ü Многофакторность. На процесс воспитания оказывают влияние внешние, внутренние, управляемые и неуправляемые факторы. Все они должны быть учтены при организации процесса воспитания. ü Длительность. Процесс воспитания на определённом этапе жизни человека должен перейти в процесс самовоспитания. ü Комплексность. Характеризуется: необходимо развивать в комплексе все сущностные сферы личности ребёнка: -интеллектуальная (когнитивная), -мотивационная, -волевая, -саморегулирующая, - действенно-практическая, -духовная. Необходимо использовать систему методов, форм и средств воспитания, чтобы обеспечить комплексный характер влияния на ребёнка. ü Вариативность. Воспитание должно осуществляться с учетом особенностей личности ребёнка и должно быть индивидуализированным и дифференцированным. ü Неопределенность результата воспитания и отсроченность их проявления во времени. !!! Особенности воспитания определяют требования к организации воспитательного процесса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.68.177 (0.018 с.) |