Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения и развитие науки о воспитании

Поиск

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

Курс лекций

 

 

 

 

Вологда – 2002


ББК 74

З 12

Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Курс лекций. – Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2002. – 179 с.

 

Рецензенты:

Федотова Г. И. – начальник отдела по воспитательной работе с осужденными УИН Минюста России по Вологодской области;

Макарова М. В. – кандидат педагогических наук, методист-координатор ООШ «Школа искусств» департамента Вологодской области

 

В курсе лекций по «Пенитенциарной педагогике» раскрываются основы организации исправительного процесса, рассматриваются цели, задачи, принципы, методы и формы воспитательной работы с различными категориями осужденных. Пособие содержит перечень литературы, доступной для самостоятельного изучения характера воспитательного процесса в исправительных учреждениях.

Настоящее издание предназначено для слушателей образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России всех специальностей факультета заочного обучения, курсов повышения квалификации.

 

© Э.В. Зауторова, 2002

© Вологодский институт права

и экономики Минюста России, 2002

От автора

 

Сложный и противоречивый этап современной жизни российского государства обусловил необходимость реформирования уголовно-исполнительной системы, а значит и пенитенциарной педагогики в направлении гуманизации воспитательного процесса.

Главная цель данного издания – дать обучающимся, сочетающим получение образования с профессиональной трудовой деятельностью, доступные знания, разъяснить важнейшие понятия и термины пенитенциарной педагогики.

Содержание предлагаемого курса опирается на основы общей педагогики, общей и пенитенциарной психологии, и усилено взаимодействием с пенитенциарной социологией, уголовным и уголовно-исполнительным правом и другими специальными дисциплинами.

Каждая тема открывается эпиграфом, творческое осмысление которого заставляет задуматься, побуждает читателя к рефлексии.

Надеемся, что данный курс будет способствовать более эффективному осуществлению воспитательного процесса в исправительных учреждениях, повышению интереса к собственной деятельности, идущей от собственных размышлений, опыта, обстоятельств; поможет практическим работникам в правильном выборе средств, методов и форм воспитательного воздействия на осужденных, построению процесса их исправления на достижениях науки и практики, что сделает возможным избежать шаблонных и формальных действий в педагогической деятельности.

 

 
 


ЛЕКЦИЯ 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ. ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА КУРСА «ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА»

 

Педагогика есть особенная тонкая наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка. Н.И. Новиков Настоящая педагогика – это та, которая повторяет педагогику всего общества. А.С. Макаренко

 

Исправительная (пенитенциарная) педагогика как отрасль

Педагогической науки

 

Специфика осуществления воспитательного воздействия в условиях отбывания наказания (особенно лишения свободы) и исключительно высокая степень социально-нравственной деформации личности осужденных обусловили необходимость выделения из общей педагогики самостоятельной отрасли - исправительной (пенитенциарной) педагогики. Она возникла в 60-е годы XX в., так как встала задача не только карать и изолировать преступников, но и добиваться в процессе исполнения наказания их нравственной переориентации.

Объект пенитенциарной педагогики – педагогическая система исправительных учреждений (исправительные колонии, колонии-поселения, воспитательные колонии, тюрьмы, СИЗО).

В педагогическую систему исправительных учреждений (далее – ИУ) входят следующие элементы: режим, обучение осужденных, воспитательная работа, общественно-полезный труд, общественное воздействие.

Предмет пенитенциарной педагогики - закономерности воспитания и особенности их проявления в рамках исполнения уголовного наказания как меры государственного принуждения.

Задачи пенитенциарной педагогики:

1. Изучать все элементы педагогической системы в их взаимосвязи и взаимозависимости.

2. Вскрывать и объяснять закономерности воспитательного процесса в ИУ.

3. Описывать педагогические явления в местах лишения свободы или ограничения свободы.

4. Прогнозировать развитие педагогической системы в органах, исполняющих наказание.

5. Исследовать воспитательный процесс, его содержание, средства, формы и методы воздействия, условия его протекания, объект и субъект воспитания в многообразной системе отношений, возникающих в процессе жизни и деятельности осужденных, в профессиональной деятельности руководителей, воспитателей.

Основные категории пенитенциарной педагогики:

1. Исправление – это формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, стимулирование правопослушного поведения.

2. Воспитательная работа. Понятие «воспитательная работа с осужденными» раскрывается в ст. 109 УИК РФ. Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности, характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.

В ст. 110 УИК РФ определены формы и направления воспитательной работы.

Понятие «формы воспитания» используется для определения характера воспитательного взаимодействия, обусловленного числом участников. Выделяют массовую, групповую и индивидуальную формы воспитания.

 

 

массовая наименее персонифицирована, объектом воздействия является масса людей, которые могут быть и не объединены непосредственными формами общения коллективные трудовые дела, праздники, вечера, собрания, диспуты, олимпиады, смотры художественного творчества, выставки, спортивные и трудовые соревнования и др.
групповая частично персонифицирована, объектом является группа осужденных и личность в группе трудовые объединения, художественно-творческие объединения, клубы по интересам, общественные объединения и организации и др.
индивидуальная Составляет основу индивидуально-воспитательной работы, применяется на всех этапах педагогического процесса в ИУ общественные поручения, индивидуальная творческая и трудовая деятельность, индивидуальная программа самовоспитания и др.

 

Направления воспитательной работы: нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное.

3. Исправительно-воспитательный процесс – это деятельность воспитателей и осужденных, вся система внешних воздействий, ими применяемая.

Педагогический процесс организуется в различных учреждениях общества, к которым относятся и исправительные учреждения.

Объектами воспитательной системы органов, исполняющих наказания, являются осужденные, группы осужденных. Субъектами – воспитатели, коллективы сотрудников, администрация, представители общественности.

Цель исправительного учреждения – формирование социально одобряемого поведения у осужденных, т.е. воспитание правопослушного гражданина.

Связь пенитенциарной педагогики с другими науками: философией, общей педагогикой, психологией, физиологией, социологией и др.

Воспитатель не может успешно воздействовать на воспитуемого без учета особенностей его внутреннего мира, специфики влияния на него среды, поскольку каждое психическое явление может в той или иной мере выступать в качестве регулятора поведения человека.

Пенитенциарная педагогика использует данные уголовно-правовой социологии, позволяющие прослеживать динамику преступности в стране, своевременно замечать изменения в контингенте осужденных, видеть тенденции в таких изменениях и своевременно вносить коррективы в организацию и содержание воспитательной работы в ИУ.

Применение основных положений науки управления позволяет рассматривать исправление осужденных как управляемый процесс и выявлять основные условия повышения его эффективности.

Пенитенциарная педагогика в свою очередь поставляет полученные ею результаты педагогических исследований и обобщения практики деятельности ИУ по исправлению осужденных, данные конкретной экономики уголовно-исправительному праву и другим наукам.

Таким образом, связи пенитенциарной педагогики с другими пауками многочисленны и носят двусторонний характер. От интенсивности этих связей, творческого и системного использования достижений других наук зависит успех развития исправительной педагогики.

Пенитенциарная педагогика является наукой, интегрирующей знания об осужденном в процессе его изменения в местах лишения свободы.

В задачу курса "Пенитенциарная педагогика" входит изучение не самих этих отношении, а их педагогического, воспитательного потенциала, их проявления на уровне межличностных отношении, основу которых, их материальную субстанцию, как раз и составляют экономические, идеологические, правовые, этнические отношения. Посредством данных отношений и реализуются ценностные ориентиры, традиции и нормы поведения личности в действительности, в окружающей микро- и макросреде.

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996.

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: – Учеб. пособие. – М.: "Школа - Пресс", 1998.

3. Константинов Н.А. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. – М., 1981.

5. Психолого-педагогический словарь / Сост. В.А. Мижериков, Ред. П.И. Пидкасистый. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

 
 


ЛЕКЦИЯ 2 ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

  Педагогика одновременно является и прикладной, и теоретической наукой. Как теоретическая наука педагогика устанавливает определенные законы воспитания, образования и обучения. Как прикладная наука она использует закономерности в повседневной практической работе. Н.К. Гончаров

Одна из главных задач педагогики – открытие и исследование закономерностей педагогического процесса, которые выполняют логическую функцию в познании, обеспечивая систематизацию научных знаний, превращение их в педагогическую теорию. Изучение закономерностей педагогического процесса необходимо для более глубокого проникновения в сущность воспитания, обеспечения научных основ управления педагогическим процессом.

Изучение исправления осужденных предполагает определение системы закономерностей, вскрывающих его существенные связи и отношения. Эти закономерности являются методологической основой при определении системы принципов, средств, направлений, форм и методов организации педагогического процесса в ИУ. При изучении системы закономерностей и принципов исправления осужденных следует исходить из логики процесса воспитания, определяемого как взаимодействие внешних и внутренних факторов развития личности.

Объективные закономерности педагогического процесса реализуются через сознательную деятельность субъекта и объекта воспитания, но это не лишает их объективного характера. Именно с этих позиций следует рассматривать и систему принципов исправления осужденных, в основе которых лежат объективные связи и зависимости, определенные на уровне их субъективного осознания и определяющие деятельность воспитателей.


Литература

1. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. – Рязань, 1993.

2. Байдаков Г.П. Система основных принципов процесса исправления и перевоспитания осужденных. – М., 1991.

 


 

ЛЕКЦИЯ 3 ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

  Без истории предмета нет теории предмета, но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах. Н. Г. Чернышевский
  Искусство политики – это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным. Гельвеций

 

Изучение становления пенитенциарной педагогики неотделимо от изучения истории государства, развития и совершенствования его воспитательных функций. В царской России официальная политика никогда не ставила вопрос о возможности и необходимости исправления заключенных. Царская тюрьма давила, унижала человеческое достоинство. Факторы политического характера всегда играли доминирующую роль как в уголовной, так и в исполнительной деятельности.

Рассмотрим такой показатель, как численность осужденных в различные исторические периоды. За годы советской власти она колебалась в значительных пределах. Так, в 1923 году в местах лишения свободы содержалось около 70 тысяч осужденных, в 1930 г. – уже свыше 170 тысяч, в 1941 г. – свыше 1,5 миллионов человек, в 1953 г. – 2 миллиона 500 тысяч. После 1953 года отмечался резкий спад – до 90 тысяч осужденных. В 70-80-е годы XX в. наблюдалось постепенное увеличение до 1 миллиона 500 тысяч, после 1988 года – сокращение до 1 миллиона 200 тысяч, в 1992 году численность осужденных составила около 800 тысяч.

Эти цифры убедительно свидетельствуют о том, что основным фактором, определяющим уголовную и исполнительную политику, являлось не реальное состояние преступности в стране, а политические соображения, основанные на надуманных лозунгах («борьба с классово чуждыми элементами», «борьба с врагами народа» и др.), под которые с помощью репрессий и насилия подстроилась реальная жизнь, включая законодательство и экономику общества. Однако согласие с данным утверждением не означает призыва зачеркнуть весь пройденный путь и начать в новых условиях построение исправительной системы с нуля. Только извлекая уроки прошлого, давая ему объективную оценку, вскрывая как негативные, так и позитивные моменты в деятельности исправительно-трудовой системы, можно определить оптимальные пути ее развития сегодня.

Литература

1. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. – Рязань, 1993.

2. Детков М.Г. Организационно-правовые проблемы развития системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в 60-80 годы. – Домодедово, 1993.

3. Стурова М.П., Первозваннский В.Б. Социально-педагогические основы деятельности исправительно-трудовых учреждений. – М.: Академия МВД РФ, 1993.

 

 
 


ЛЕКЦИЯ 4 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКА ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

  Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери
  Слово педагога должно, прежде всего, успокаивать, а значит располагать к доверию, откровенности. В.А. Сухомлинский

 

Успех любой работы в значительной мере зависит от умения работать с людьми. По мнению психологов, структура педагогического труда насчитывает более двухсот компонентов, но одной из самых сложных сторон является общение.

Живя в человеческом обществе, участвуя в трудовой, учебной и бытовой деятельности, человек самостоятельно овладевает формами и методиками общения. Каждая социальная группа, в которую попадает человек во время своего развития, дает ему свои эталоны общения.

Социально-психологическая сущность общения состоит в том, что оно представляет собой никогда не прекращающийся процесс взаимодействия людей. Общаемся мы при помощи речи (участвует 2-ая сигнальная нервная система).

Проблема общения изучается социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими научными дисциплинами. В современной науке существует более ста определений понятия «общение». Вот некоторые из них:

а) общение – сторона предметной деятельности индивида;

б) общение – один из видов социальной деятельности личности;

в) общение – это сторона совместной деятельности, в которой происходит обмен информацией и действиями с целью понять намерения собеседника.

Из всех подходов к определению понятия «общение» более подробно остановимся на том, которое рассматривает общение как сложный и многоплановый процесс становления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности.

Общение включает в себя:

­ обмен информацией;

­ выработку единой стратегии взаимодействия;

­ восприятие и понимание другого человека.

Общение в жизни социума выполняет ряд важнейших функций, среди которых особое место занимает функция педагогическая. Собственно педагогическим общение становится тогда, когда обусловлено целями, заранее специально осмысленными и спрограммированными.

 

Воспитателя и воспитуемого

Залогом гармонии в общении с другими людьми и с окружающим миром всегда было умение общаться.

Педагогическое общение – это взаимодействие воспитателя и воспитуемого, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.

Педагогическое общение с осужденными нацелено на:

- переориентацию направленности личности с преступных целей на общественно-значимые;

- формирование у осужденных потребности позитивных связей;

- устранение различных видов криминального общения.

Педагогическое общение имеет следующее функции (классификация психолога Ломова):

1) информационно-коммуникативная;

2) регуляционно-коммуникативная;

3) воспитательно-коммуникативная.

Информационно- коммуникативная функция реализуется в диалоге, информационном контакте субъектов общения. Результативность общения зависит от того, насколько субъекты будут равноправны, насколько незаметным сделают свое коммуникативное лидерство и смогут организовать соразмышление, сотворчество.

Существуют общие установки, определяющие основные условия успешной реализации информационно-коммуникативной функции педагогического общения: точность передачи информации при любой степени ее адаптации в воспитательных целях; коммуникативная компетенция воспитателя, его умение ориентироваться в ситуации общения.

Регуляционно-коммуникативную (организаторскую) функцию можно определить как стержнеобразную, направляющую развитие процесса общения и соединяющую все его нити. Педагог постоянно регулирует процесс общения, стимулирует участие в нем собеседников, корректирует решение коммуникативных задач - и запланированных, и возникающих спонтанно. Здесь важна мобильность, внутренняя готовность к изменению тактики речевого взаимодействия. Опытный педагог чувствует реакцию аудитории и может интуитивно корректировать тот или иной способ или прием речевого взаимодействия.

Спектр действия воспитательно-коммуникативной функции очень широк: развитие личностных качеств воспитуемого; формирование эмоциональной сферы и перцептивных (от лат. восприятие) способностей; развитие эстетической восприимчивости и др.

 

Литература

1. Смелкова З.С. Педагогическое общение. – М.: «Наука», 1999.

2. Каган М.С. Мир общения. – М., 1988.

3. Формановская Н.И. Речевая этика и культура общения. – М., 1988.

 
 


ЛЕКЦИЯ 5 УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ, РОДСТВЕННИКОВ И ИНЫХ СУБЪЕКТОВ В ИСПРАВЛЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ

 

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А.С. Макаренко Иногда снисходительность действует сильнее строгости. Д. Вашингтон

Привлечение общественности к участию в воспитательной работе с осужденными имеет исторические корни: еще в 1819 году по инициативе Александра Первого был создан институт попечительства о тюрьмах, просуществовавший до 1919 года.

В начале 90-х годов XX в. при учреждениях стали возникать общественные формирования, развивающиеся главным образом в двух направлениях: работа с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, и работа по бытовому и трудовому устройству освобождающихся из мест лишения свободы.

В 1995 году создан фонд «Возрождение», основное направление деятельности которого – работа по социальной реабилитации осужденных и профилактика рецидивной преступности. В его задачи входит не только благотворительная деятельность, но и обеспечение широчайшего круга образовательных, культурно-просветительных, духовных, реабилитационных и иных мероприятий.

Основные программы фонда:

­ образовательно-учебное методическое обеспечение учебного процесса;

­ проведение культово-религиозных мероприятий;

­ культурно-концертная, лекционная деятельность, художественная самодеятельность, встречи с интересными людьми и кинолектории;

­ использование средств массовой коммуникации – информационное обеспечение;

­ связь с управлением занятости населения, работа с родителями и семьями осужденных, сиротами, коррекция девиантного поведения.

Одним из важных результатов реформирования УИС стала открытость ИУ. Действующее законодательство предоставляет общественности право и возможность участвовать в воспитательном процессе, оказывать помощь освобождающимся осужденным.

 

Попечительские советы.

Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1997 года утверждено «Примерное положение о попечительском совете при воспитательных колониях» № 1295.

Попечительские советы – это добровольные объединения юридических и физических лиц, проявляющих в своей общественной или профессиональной деятельности интерес к местам лишения свободы.

В основном они образуются в воспитательных колониях для помощи в воспитательном процессе. Они укрепляют материально-техническую базу ИУ, решают вопросы социальной защиты осужденных, работают с освобождающимися осужденными при их трудоустройстве. Задачи совета связываются с координацией шефской работы различных мероприятий, учреждений, учебных заведений, с организацией различных мероприятий воспитательного характера.

В попечительские советы могут входить представители местных органов самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций, представители Российского фонда «Милосердие», «Детского фонда», «Общества Красного креста», «Всероссийского фонда культуры», центров занятости населения, комиссий по социальной защите и правам человека. При подборе членов попечительских советов следует учитывать их должностное положение, возможность и желание участвовать в работе совета. При этом желательно заранее отметить те направления в работе совета, по которым тот или иной член совета сможет оказать помощь колонии.

Всероссийский попечительский совет УИС создан в декабре 1999 года. Он содействует проведению культурно-массовых, физкультурно-спортивных мероприятий, оказывает гуманитарную помощь.

 

Родительские комитеты.

Основная цель – оказание помощи администрации ВК в организации учебно-воспитательного процесса. В родительский комитет включаются с их согласия родители осужденных, содержащихся в ВК, лица, их заменяющие, другие близкие родственники. Цель создания – повышение эффективности воспитательного воздействия на осужденных.

В родительские комитеты следует избирать родителей и иных лиц с учетом их индивидуальных качеств, уровня образования, авторитетности среди воспитанников колонии, возможности оказывать на них положительное влияние или предоставлять иную помощь. Имеет значение также фактическая возможность того или иного лица уделять время работе в родительском комитете. При этом учитывается занятость человека на работе, близость места жительства, места расположения колонии и др.

Родительский комитет имеет право:

­ знакомиться в установленном порядке с жилищными и бытовыми условиями содержания несовершеннолетних в воспитательной колонии;

­ обращаться в общественные объединения для оказания помощи сиротам и лицам, лишенным родительского попечения, а также несовершеннолетним из неблагополучных семей;

­ обеспечивать передачами и посылками сирот и лиц, оставшихся без родительского попечения, а также осужденных, чьи родители не поддерживают с ними связь в период отбывания наказания;

­ оказывать помощь администрации в обеспечении одеждой гражданского образца сирот и лиц, оставшихся без родительского попечения, освобождаемых из ВК;

­ совместно с администрацией обращаться в государственные органы, общественные объединения по вопросам оказания помощи воспитательной колонии в проведении воспитательной работы с осужденными.

Родительский комитет отчитывается о проделанной работе перед учебно-воспитательным советом колонии.

Члены родительского комитета обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка ИУ и правила обращения с осужденными, установленные администрацией колонии.

Эффективность этих общественных формирований в том, что осужденные получают помощь от близких им людей, чье мнение важно для них.

Функции шефства осуществляют общественные организации, благотворительные фонды, трудовые коллективы, религиозные организации.

 

Литература

1. Байдаков Г.П., Артамонов В.В. и др. Деятельность религиозных организаций в исправительных учреждениях. – М., 1996.

 
 


ЛЕКЦИЯ 6 СИСТЕМА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ

 

  Чтобы исправить человека, надо его любить. И.Г. Песталоцци

 

Одним из принципов, определяющих содержание и направленность самого процесса исправления, является соответствие средств, форм и методов воздействия гуманистической и нравственной направленности процесса исправления.

Общественно полезный труд

Исправление правонарушителей через труд было закреплено в постановлении ВЦИК РСФСР О карательной политике и состоянии мест заключения (1928 г.).

Выделяют три функции труда: воспитательную, экономическую, оздоровительную.

Воспитательная функция присуща труду в том случае, когда он рассматривается как средства совершенствования нравственного облика осужденных, свойства труда как средства нравственного воспитания. Во время труда формируются такие нравственные качества, как трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к труду, потребность вести трудовой образ жизни, уважение к государственному и личному имуществу, товарищеская взаимопомощь, уважение к личности и понимания ее ценности, дисциплинированность и т.д.

Экономическая функция труда выражается: в возможности обеспечения нормального функционирования ИУ; в возмещении затрат на свое содержание; в возмещении материального ущерба, причененного преступлением; в удовлетворении потребности осужденных помогать семьям, накапливать необходимые средства для устройства после отбытия наказания.

Экономическая цель труда предполагает его обязательную оплату.

Труд – биологическая потребность всякого нормального человека. Оздоровительная функция сама по себе присуща труду и прямо вытекает из положения ч.1 ст. 103 УИК РФ об обязательном учете при привлечении осужденных к труду их пола, возраста и состояния здоровья.

Труд, являясь естественным и необходимым условием существования человеческого общества, выступает как общественное явление, т.к. в процессе труда люди вступают друг с другом и обществом в различные отношения.

Кроме того, труд обладает такими качествами, как постоянство, систематичность.

Он может быть использован как в качестве изучения личности, так и в качестве средства проверки эффективности воспитательного процесса.

Воспитательная работа

Воспитательная работа – это профессиональная деятельность педагога, воспитателя. Цели, задачи и принципы воспитательной работы соответствуют целям, задачам и принципам пенитенциарной педагогики. Кроме организации массово-воспитательных мероприятий, воспитательная работа включает: работу с отдельными группами и категориями осужденных; индивидуально воспитательную работу; взаимодействие с другими воспитателями; привлечение общественности к процессу воспитания; организацию нормального психологического климата в среде осужденных.

Содержание (направления) воспитательной работы:

1. Трудовое воспитание.

2. Нравственное воспитание.

3. Правовое воспитание.

4. Эстетическое воспитание.

5. Физическое воспитание.

6. Санитарно-гигиеническое воспитание.

7. Половое и иное воспитание.

Субъектом воспитательной работы является воспитательный отдел, конкретно начальник отряда, который осуществляет все направления воспитательной работы через проведение: лекций, бесед, диспутов, тематических вечеров, спортивных состязаний, собраний, заседаний самодеятельных организаций, аттестования.

Воспитательная работа как деятельность субъектов исправления охватывает всю жизнь и деятельность осужденных и направлена на реализацию воспитательного потенциала других средств исправления.

 

Литература

1. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. – Рязань, 1993.

2. Стурова М.П. Социально-педагогические основы деятельности исправительно-трудовых учреждений. – М., 1993.

 


 

ЛЕКЦИЯ 7 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ

 

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением. К.Д. Ушинский Величайшая ошибка при воспитании – это чрезмерная торопливость. Ж. Руссо

 

Одной из основных проблем пенитенциарной педагогики является вопрос о методах исправления, применяемых в ИУ. Цели, закономерности и принципы исправления осужденных сами по себе еще не обеспечивают результатов процесса воспитания. Для этого необходимы организация определенной деятельности личности, развитие и углубление сферы ее эмоциональных переживаний, формирование воли и сознания. Перед воспитателем в конкретной педагогической практике стоят следующие задачи: сформировать у осужденных определенное мировоззрение, стимулировать потребность и стремление и деятельности, организовать конкретные виды деятельности, т.е. добиться диалектического сочетания сознания и деятельности личности как основных условий ее изменения, развития.

 

Поведения осужденных

Метод убеждения. Следует различать «убеждение» как систему определенных взглядов, конкретную позицию человека и «метод убеждения» как способ доказательства истинности какого-либо положения или точки зрения. Поэтому высказать свою точку зрения – это еще не означает применить метод убеждения. Для его реализации необходимо знать позицию воспитуемого и в соответствии с этим определять выбор способа доказательства, его содержание и методику.

Метод убеждения пронизывает всю систему воспитательной работы. Он может реализоваться как самостоятельно в различных своих приемах и формах (беседах, лекциях, диспутах и т.д.), так и в качестве элемента других методов.

Kак самостоятельный метод убеждение применяется:

а) в виде слова, когда его приемами являются объяснение, изложение, разъяснение, поучение, наставление, внушение;

б) в виде примера, поступков, действий (как своих собственных, так и других лиц).

Убеждение, применяемое в педагогическом процессе ИУ, в содержании и направленности имеет определенную специфику. Это объясняется, прежде всего, тем, что оно применяется в условиях государственного принуждения и направлено на лиц, которых требуется не столько убеждать, сколько переубеждать. Поэтому по своей сути это метод переубеждения, призванный изменять уже сформировавшееся сознание и поведение личности.

Метод организации поведения. Формирование привычек нравственного поведения предполагает упражнение в них в реальной жизни и деятельности. А.С. Макаренко указывал на значимость воспитания правильного и разумного отношения к вопросам поведения. Он считал, что воспитание таких «правильных привычек», когда мы поступаем как должно вовсе не потому, что подумали, а потому, что иначе мы не можем, является очень трудным делом. Формирование сознания и деятельности личности в конкретных поступках, в системе ее поведения – важнейшая закономерность формирования личности в целом.

В реальном педагогическом процессе необходимо диалектическое сочетание метода убеждения и метода организации поведения осужденных.

 

Методы коррекции поведения

 

Методы и приемы, рассмотренные выше, в полном объеме способны решить основную задачу воспитания – формирование сознания, чувств, поведения осужденных. Однако даже в самом идеально организованном воспитательном процессе их применение должно быть дополнено методами, стимулирующими активность личности и тормозящими формирование отрицательных свойств и качеств, а также методами, корректирующими поведение воспитуемых.

Наказания и поощрения составляют основное содержание дисциплинарной практики, по которой можно судить в определенной мере о состоянии воспитательной работы в целом. Однако ограничиваться только этими показателями было бы неверно. Если в ИУ в какие-то временные отрезки увеличивается количество нарушений, то это может быть как следствием ослабления воспитательной работы в целом, так и следствием повышенных требований администрации, когда ни одно нарушение не остается без внимания и должного реагирования. Кроме того, если в своей работе воспитатели oгpaничиваются только методами наказания и поощрения, а оценка их деятельности зависит от конъюнктурных соображений, от формальной регистрации количества наложенных взысканий без конкретной оценки обстановки в подразделении, то это свидетельствует о низком уровне педагогической грамотности воспитателей, с одной стороны, и об уровне грамотности руководителей учреждений и вышестоящих органов – с другой.

Один из эффективных стимуляторов поведения осужденных – положительная оценка, одобрение их поступков и действий. Воспитатель должен стимулировать каждое стремление осужденного к исправлению, а не только окончательный положительный результат. Для этого имеются разнообразные средства – от похвалы и одобрения до условного или условно-досрочного освобождения, помилования, которые выступают своеобразными формами метода доверия.

Применение доверия в процессе воспитания осужденных – дело непростое. Оно теснейшим образом связано с общей задачей морального возрождения личности. От воспитателей же этот метод требует творческого поис



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.23 (0.012 с.)