Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советской власти (1917–1937 гг.)

Поиск

В пенитенциарной политике этого времени прослеживались две противоречащие друг другу тенденции – гуманистическая и репрессивная. Первая опиралась на прогрессивные взгляды русских социал-демократов, представителей русской прогрессивной общественной мысли. Гуманистического подхода к проблемам преступления и наказания придерживались, например, И.Д. Фойницкий, разрабатывавший в курсе тюрьмоведения нравственно-религиозные средства и методы воздействия на осужденных, А.Я. Герд, придерживающийся принципов уважения к личности и сотрудничества педагогов и воспитанников, и др. Истоки репрессивной тенденции заключались официальной государственной политике. Этот подход опирался на жесткий режим содержания осужденных, сочетавшийся с бесконечным трудом, телесными наказаниями, унижениями и издевательствами.

Начало деятельности исправительно-трудовых учреждений относится к ноябрю 1917 года, когда был принят Декрет о суде № 1. Основные принципы исправительно-трудовой политики были сформулированы В.И. Лениным в первые годы существования Советской власти:

­ исправность правонарушителей;

­ замена тюрьмы воспитательными учреждениями;

­ введение обязательного общественно полезного труда как основы исправления и перевоспитания осужденных и др.

Ленинское положение «От тюрем – к воспитательным учреждениям», в частности, указало пути развития мест лишения свободы, явилось основой усиления воспитательного начала в работе ИТУ, определило необходимость создания и развития исправительно-трудовой педагогики. Большую роль в этом сыграли также разработанные под руководством В.И. Ленина декреты и другие нормативные акты, созданные в ИТУ учебно-воспитательных частей, педагогических коллегий.

Большую роль в утверждении гуманистического направления в пенитенциарной политике сыграл Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. В нем на законодательном уровне была закреплена цель наказания – исправление осужденных, сформулированы воспитательные задачи в деятельности ИТУ, дана характеристика основных средств исправления осужденных.

В Исправительно-трудовом кодексе 1933 г. отразилась репрессивная политика по отношению к классовым врагам, в качестве основной задачи была названа защита диктатуры пролетариата от посягательства классово враждебных элементов.

В развитие советской исправительно-трудовой педагогики значительный вклад внесли видные деятели партии и государства, юристы, практические работники: Ф.Э. Дзержинский, М.И. Калинин, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Постышев, С.Т. Шацкий, П.И. Стучка и др. – которые принимали участие в различных совещаниях пенитенциарных работников, выступали в печати по проблемам исправительно-трудовой политики, посещали места лишения свободы, поддерживали новые формы и методы работы с осужденными, оказывали помощь научным и практическим работникам, участвовали в обсуждении и принятии исправительно-трудовых кодексов.

Так, М.И. Калинин, выступая на Втором Всероссийском съезде административных работников, подчеркнул необходимость превращения начальников домов заключения из «административных работников» в педагогов.

А.В. Луначарский в трудах, посвященных проблемам образования и воспитания, раскрыл теоретические вопросы перевоспитания заключенных, показал сущность этого процесса, цель педагогической деятельности и проблемы специальной подготовки педагогов для работы с осужденными.

Н.К. Крупская впервые обосновала принцип исправления личности через ее всестороннее развитие, подчеркнула значение среды в формировании личности. Эти важнейшие методологические положения составляют фундамент исправительной педагогики и по сей день.

П.И. Стучка, разрабатывая проблему трудового воспитания как важного средства профилактики рецидивной преступности, обосновывал необходимость достижения самоокупаемости мест заключения, разработки мер борьбы с лодырями и симулянтами из числа заключенных, преодоления чуждых нашему обществу традиций и взглядов преступного мира на труд. Вместе с тем П.И. Стучка никогда не считал трудовое использование заключенных и самоокупаемость главной целью деятельности исправительных учреждений, поскольку целью наказания должно быть «приспособление осужденных к условиям социалистического общежития». Он призывал привлекать к перевоспитанию осужденных представителей общественности, профсоюзов и других организаций.

П.П. Постышев считал необходимой организацию планомерной работы во всех звеньях учреждений по перевоспитанию деклассированных элементов, а также правонарушителей в сознательных участников социалистического строительства. Особое значение он придавал усилению исправительно-трудового воздействия, умению максимально использовать методы воспитания, методы общественного воздействия для исправления осужденных. Он относил труд к важнейшему воспитательному средству, эффективность которого зависит от обучения осужденных современным рабочим специальностям.

Значительный вклад в педагогику и практику создания специальных воспитательных учреждений внес С.Т. Шацкий. Он создал своеобразный воспитательный комплекс – летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», первую опытную станцию по народному образованию. Он обогатил исправительно-трудовую педагогику новыми идеями, а его работы в трудовой колонии, опытной станции, являются примером, достойным подражания.

Наиболее полно и всесторонне теоретические и практические проблемы перевоспитания правонарушителей были освещены в работах А.С. Макаренко, которого с полным основанием считают основоположником советской исправительной педагогики. Исходя из положения о роли среды в формировании личности он доказал, что такой средой может быть только коллектив воспитанников. Им были разработаны принципы организации деятельности коллективов, признаки и этапы развития коллективов, система методов воздействия с учетом педагогики параллельного действия, принцип перспективных линий и т.д. «Безнаказанность воспитывает хулиганство, – утверждал А.С. Макаренко. – Разумное же, умело использованное применение наказания (исключая телесное) воспитывает не раба, а вполне порядочную личность, и оно вполне допустимо».

В 1927 году вышла работа Б.С. Утевского «В борьбе с детской преступностью. Очерки жизни и быта Московского трудового дома для несовершеннолетних правонарушителей», в которой раскрывались особенности исправления и перевоспитания этой категории правонарушителей. В этом же году он совместно с Е.Г. Ширвиндтом выпустил учебник «Советское пенитенциарное право», где высказал мысль о необходимости применения систематических знаний по педагогике и психологии. В работе «Режим» Б.С. Утевский раскрыл значение режима как одного из средств исправления осужденных.

Выступив с основным докладом на дискуссии в 1931г., В.С. Утевский отметил, что в предшествующие годы делались попытки подвести теоретическую базу под исправительно-трудовую политику, построенную на принципах, воспринятых у буржуазной пенитенциарной теории, а литература по пенитенциарным вопросам отражала эти либеральные принципы и якобы резко расходилась с марксистскими установками. Осудив такие наиболее важные принципы, заложенные в Исправительно-трудовом кодексе 1924 года, как индивидуальный подход, прогрессивная система, сформулированная задача исправления и т.д., он дал им отрицательную оценку. В докладе также отрицались возможность перевоспитания взрослых осужденных и право на существование исправительно-трудовой педагогики и психологии.

Однако в конце 50-х годов Б.С. Утевский стал восстанавливать исправительно-трудовую педагогику и развивать те идеи, которые осуждал в начале 30-х годов.

В конце 20-х – начале 30-х годов XX в. пересматривается сложившаяся система исправительных учреждений, и ведущее место в ней начинают занимать исправительно-трудовые лагеря. Вне всякого сомнения, новая система мест лишения свободы была шагом назад от уже достигнутого в области исправительно-трудовой политики и закрепленного в постановлении «О карательной политике и состоянии мест заключения» (1928 г.). Это отступление выражалось в следующем: были ликвидированы переходные дома и изоляторы специального назначения для наиболее опасных преступников, разрушалась ранее принятая дифференциация контингента, отменялась прогрессивная система отбывания наказания, освобожденным перестала оказываться помощь в решении вопросов трудового и бытового устройства, игнорировалась индивидуальная воспитательная работа и принцип содержания заключенных по месту жительства и др. Об этом свидетельствуют не только Положение об ИТЛ, но и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 года.

В начале 30-х годов XX в. обобщается опыт трудового воспитания осужденных на больших стройках. В 1934 году вышли из печати сборники, посвященные строительству Беломоро-Балтийского канала («От тюрем - к воспитательным учреждениям») монография «От преступления – к труду» и ряд других книг. В этих изданиях теоретически обобщался большой конкретный материал, имеющий в своей основе важнейшие положения исправительно-трудовой педагогики как науки. Но как самостоятельная отрасль она еще не была признана деятелями педагогической науки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1047; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.008 с.)