Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Советской власти (1917–1937 гг.)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В пенитенциарной политике этого времени прослеживались две противоречащие друг другу тенденции – гуманистическая и репрессивная. Первая опиралась на прогрессивные взгляды русских социал-демократов, представителей русской прогрессивной общественной мысли. Гуманистического подхода к проблемам преступления и наказания придерживались, например, И.Д. Фойницкий, разрабатывавший в курсе тюрьмоведения нравственно-религиозные средства и методы воздействия на осужденных, А.Я. Герд, придерживающийся принципов уважения к личности и сотрудничества педагогов и воспитанников, и др. Истоки репрессивной тенденции заключались официальной государственной политике. Этот подход опирался на жесткий режим содержания осужденных, сочетавшийся с бесконечным трудом, телесными наказаниями, унижениями и издевательствами. Начало деятельности исправительно-трудовых учреждений относится к ноябрю 1917 года, когда был принят Декрет о суде № 1. Основные принципы исправительно-трудовой политики были сформулированы В.И. Лениным в первые годы существования Советской власти: исправность правонарушителей; замена тюрьмы воспитательными учреждениями; введение обязательного общественно полезного труда как основы исправления и перевоспитания осужденных и др. Ленинское положение «От тюрем – к воспитательным учреждениям», в частности, указало пути развития мест лишения свободы, явилось основой усиления воспитательного начала в работе ИТУ, определило необходимость создания и развития исправительно-трудовой педагогики. Большую роль в этом сыграли также разработанные под руководством В.И. Ленина декреты и другие нормативные акты, созданные в ИТУ учебно-воспитательных частей, педагогических коллегий. Большую роль в утверждении гуманистического направления в пенитенциарной политике сыграл Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. В нем на законодательном уровне была закреплена цель наказания – исправление осужденных, сформулированы воспитательные задачи в деятельности ИТУ, дана характеристика основных средств исправления осужденных. В Исправительно-трудовом кодексе 1933 г. отразилась репрессивная политика по отношению к классовым врагам, в качестве основной задачи была названа защита диктатуры пролетариата от посягательства классово враждебных элементов. В развитие советской исправительно-трудовой педагогики значительный вклад внесли видные деятели партии и государства, юристы, практические работники: Ф.Э. Дзержинский, М.И. Калинин, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, П.П. Постышев, С.Т. Шацкий, П.И. Стучка и др. – которые принимали участие в различных совещаниях пенитенциарных работников, выступали в печати по проблемам исправительно-трудовой политики, посещали места лишения свободы, поддерживали новые формы и методы работы с осужденными, оказывали помощь научным и практическим работникам, участвовали в обсуждении и принятии исправительно-трудовых кодексов. Так, М.И. Калинин, выступая на Втором Всероссийском съезде административных работников, подчеркнул необходимость превращения начальников домов заключения из «административных работников» в педагогов. А.В. Луначарский в трудах, посвященных проблемам образования и воспитания, раскрыл теоретические вопросы перевоспитания заключенных, показал сущность этого процесса, цель педагогической деятельности и проблемы специальной подготовки педагогов для работы с осужденными. Н.К. Крупская впервые обосновала принцип исправления личности через ее всестороннее развитие, подчеркнула значение среды в формировании личности. Эти важнейшие методологические положения составляют фундамент исправительной педагогики и по сей день. П.И. Стучка, разрабатывая проблему трудового воспитания как важного средства профилактики рецидивной преступности, обосновывал необходимость достижения самоокупаемости мест заключения, разработки мер борьбы с лодырями и симулянтами из числа заключенных, преодоления чуждых нашему обществу традиций и взглядов преступного мира на труд. Вместе с тем П.И. Стучка никогда не считал трудовое использование заключенных и самоокупаемость главной целью деятельности исправительных учреждений, поскольку целью наказания должно быть «приспособление осужденных к условиям социалистического общежития». Он призывал привлекать к перевоспитанию осужденных представителей общественности, профсоюзов и других организаций. П.П. Постышев считал необходимой организацию планомерной работы во всех звеньях учреждений по перевоспитанию деклассированных элементов, а также правонарушителей в сознательных участников социалистического строительства. Особое значение он придавал усилению исправительно-трудового воздействия, умению максимально использовать методы воспитания, методы общественного воздействия для исправления осужденных. Он относил труд к важнейшему воспитательному средству, эффективность которого зависит от обучения осужденных современным рабочим специальностям. Значительный вклад в педагогику и практику создания специальных воспитательных учреждений внес С.Т. Шацкий. Он создал своеобразный воспитательный комплекс – летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», первую опытную станцию по народному образованию. Он обогатил исправительно-трудовую педагогику новыми идеями, а его работы в трудовой колонии, опытной станции, являются примером, достойным подражания. Наиболее полно и всесторонне теоретические и практические проблемы перевоспитания правонарушителей были освещены в работах А.С. Макаренко, которого с полным основанием считают основоположником советской исправительной педагогики. Исходя из положения о роли среды в формировании личности он доказал, что такой средой может быть только коллектив воспитанников. Им были разработаны принципы организации деятельности коллективов, признаки и этапы развития коллективов, система методов воздействия с учетом педагогики параллельного действия, принцип перспективных линий и т.д. «Безнаказанность воспитывает хулиганство, – утверждал А.С. Макаренко. – Разумное же, умело использованное применение наказания (исключая телесное) воспитывает не раба, а вполне порядочную личность, и оно вполне допустимо». В 1927 году вышла работа Б.С. Утевского «В борьбе с детской преступностью. Очерки жизни и быта Московского трудового дома для несовершеннолетних правонарушителей», в которой раскрывались особенности исправления и перевоспитания этой категории правонарушителей. В этом же году он совместно с Е.Г. Ширвиндтом выпустил учебник «Советское пенитенциарное право», где высказал мысль о необходимости применения систематических знаний по педагогике и психологии. В работе «Режим» Б.С. Утевский раскрыл значение режима как одного из средств исправления осужденных. Выступив с основным докладом на дискуссии в 1931г., В.С. Утевский отметил, что в предшествующие годы делались попытки подвести теоретическую базу под исправительно-трудовую политику, построенную на принципах, воспринятых у буржуазной пенитенциарной теории, а литература по пенитенциарным вопросам отражала эти либеральные принципы и якобы резко расходилась с марксистскими установками. Осудив такие наиболее важные принципы, заложенные в Исправительно-трудовом кодексе 1924 года, как индивидуальный подход, прогрессивная система, сформулированная задача исправления и т.д., он дал им отрицательную оценку. В докладе также отрицались возможность перевоспитания взрослых осужденных и право на существование исправительно-трудовой педагогики и психологии. Однако в конце 50-х годов Б.С. Утевский стал восстанавливать исправительно-трудовую педагогику и развивать те идеи, которые осуждал в начале 30-х годов. В конце 20-х – начале 30-х годов XX в. пересматривается сложившаяся система исправительных учреждений, и ведущее место в ней начинают занимать исправительно-трудовые лагеря. Вне всякого сомнения, новая система мест лишения свободы была шагом назад от уже достигнутого в области исправительно-трудовой политики и закрепленного в постановлении «О карательной политике и состоянии мест заключения» (1928 г.). Это отступление выражалось в следующем: были ликвидированы переходные дома и изоляторы специального назначения для наиболее опасных преступников, разрушалась ранее принятая дифференциация контингента, отменялась прогрессивная система отбывания наказания, освобожденным перестала оказываться помощь в решении вопросов трудового и бытового устройства, игнорировалась индивидуальная воспитательная работа и принцип содержания заключенных по месту жительства и др. Об этом свидетельствуют не только Положение об ИТЛ, но и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 года. В начале 30-х годов XX в. обобщается опыт трудового воспитания осужденных на больших стройках. В 1934 году вышли из печати сборники, посвященные строительству Беломоро-Балтийского канала («От тюрем - к воспитательным учреждениям») монография «От преступления – к труду» и ряд других книг. В этих изданиях теоретически обобщался большой конкретный материал, имеющий в своей основе важнейшие положения исправительно-трудовой педагогики как науки. Но как самостоятельная отрасль она еще не была признана деятелями педагогической науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1047; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.008 с.) |