Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы нравственного исправления и методика их проведения

Поиск

 

При выборе той или иной формы нравственного исправления в каждом конкретном случае надо учитывать особенности личности осужденного, обстановку, вызвавшую необходимость данного мероприятия. Следует также учитывать вид ИУ, культурный и моральный уровень осужденных, степень их исправленности и т.д.

Формы нравственного исправления:

- работа секции досуга;

- лекции и беседы на нравственную тематику;

- тематические вечера (музыкальный, поэтический);

- кружки по интересам (книголюбы, любители спорта, рукоделия);

- диспут;

- конкурсы и викторины;

- концерты, художественная самодеятельность;

- устный журнал;

- читательская конференция;

- литературно-музыкальные композиции и др.

Диспут (от лат. disputo - рассуждаю, спорю), предполагает столкновение различных точек зрения в аудитории или на страницах печати, в ходе которых высказываются различные мнения по отдельному вопросу. Диспут существенно отличается от спора. Диспут не борьба противоречащих друг друга мнений, как в споре, а форма сотрудничества в коллективной работе.

Диспут может быть эффективным в том случае, если он проходит в своем развитии по крайней мере четыре этапа:

1. Фактографический, когда собираются факты, данные по обсуждаемому вопросу (проблеме).

2. Диагностический или оценочный, когда оцениваются и интерпретируются собранные данные, высказываются различные мнения по их поводу.

3. Поисковый, когда с учетом полученных фактов происходит поиск ответа на поставленный в теме диспута вопрос.

4. Итоговый, когда в качестве вывода принимается тезис или антитезис.

Этапы безусловно могут комбинироваться.

Цели диспута: приведение участников диспута к общему согласию по определенному вопросу; возбудить желанию участников проникнуть в суть обсуждаемого вопроса, осознать его глубину и сложность; воспитание принципиальности и отстаивания индивидуального мнения при обсуждении темы.

Поскольку диспут ограничен во времени, он требует тщательной и заблаговременной подготовки. Здесь важен выбор ведущего – он должен быть уважаемым в коллективе осужденных человеком, способным давать ясные и четкие ответы на вопросы, обсуждаемые участниками, а значит - хорошо эрудированной личностью. Диспут ставит перед ведущим ряд требований: он должен уметь слушать выступления, следить за их соответствием теме; выявлять и фиксировать аргументы обеих сторон; кратко записывать главное из заключительного слова; выявлять пассивных участников диспута; учитывать личностные особенности участников диспута, вежливо останавливать любящих поговорить, привыкших перебивать; корректно реагировать на резкие выпады выступающих, провоцирующих высказывания в свой адрес; поизносить вступительное и заключительное слово.

Порядок проведения диспута.

Диспут, прежде всего, метод, с помощью которого формируется умение отстаивать свою точку зрения, накапливается речевой опыт осужденных.

Начинает диспут ведущий, для которого характерно определенное речевое поведение, т.е. последовательность речевых и неречевых его действий, организованная по «правилам» роли и в соответствии с потребностями полемического общения. Оно включает в себя: приветствие участников диспута; вступительное слово; ведение диспута (реплики, замечания, уточняющие вопросы); заключительное слово.

Во вступительном слове ведущий объявляет тему диспута; представляет его участников и гостей; дает обоснование темы, формулирует проблему и цель диспута; показывает актуальность темы для всех присутствующих и дает краткую характеристику основных понятий.

Затем ведущий объявляет вопросы, которые будут рассмотрены, и предлагает начать диспут. Именно здесь большую помощь оказывает инициативная группа, т.к. ее члены высказывают свои мнения, тем самым поощряя высказываться и других участников.

Специалисты, приглашенные на диспут, также высказывают свою точку зрения. В отличие от других участников они дают более полные ответы, т.к. характеризуют поставленный вопрос с научной и профессиональной точки зрения.

Каждый участник диспута должен знать основные правила речевого поведения во время диспута:

­ диспут начинается с точного обозначения предмета обсуждения, высказывания своей позиции каждым участником спора;

­ позиции участников должна быть четко выражены, стабильны, неизменны на протяжении всего диспута;

­ речь каждого участника должна быть аргументированной.

Главная задача ведущего – слить отдельные высказывания участников воедино. Кроме того, в процессе диспута ведущий должен произносить реплики, организующие спор в целом, т.е.:

- стимулирующие участников диспута к высказыванию;

- корректирующие диспут, направляющие его на соответствие теме;

- подчеркивающие то общее, что прозвучало в высказываниях;

- снимающие напряжение, возможный конфликт, двусмысленность;

- корректно и тактично, указывающие на ошибки.

В заключительном слове ведущий подводит итоги: отмечает результат проведенного диспута (диспут результативен, мало или частично результативен, нерезультативен), формулирует общую точку зрения либо указывает на противоположные точки зрения и аргументы, отмечает наиболее аргументированные и конструктивные выступления, характеризует поведение участников.

По окончании ведущий благодарит всех участников диспута за активную работу.

Устный журнал является необычной формой нравственного исправления. Он состоит из ряда тем или страничек, поэтому и проводится в течение нескольких вечеров.

Цели проведения: воспитательная, познавательная.

В зависимости от содержания устные журналы бывают двух видов: смешанные и тематические.

Смешанный журнал не связан одной темой – одна его страничка может быть посвящена важнейшим политическим событиям, другая – развитию техники и науки, третья – достижениям в области спорта и т.д.

Тематический журнал посвящен одной теме, но раскрывает ее с различных сторон. Например, тема «Искусство в нашей стране», может раскрывать в трех подтемах:

1. Живопись (первая страничка журнала).

2. Театр (вторая страничка журнала).

3. Эстрада (третья страничка журнала).

В ходе подготовки первое, что необходимо сделать, это создать рабочую группу. Если же устный журнал поводится часто, то целесообразно создать редколлегию из 3-5 человек, которая и будет заниматься подбором авторов страничек, организацией художественного и, если это необходимо, музыкального оформления вечера. Обязательным компонентом подготовки для проведения журнала является также оформление афиши. Ее можно оформить в виде макета из бумаги или картона. На афише пишется номер, название и дата выпуска, а также указывается автор выпуска. Странички журнала должны быть красочно оформлены, и соединены в книжечку. Для проведения устного журнала подбирается ведущий, который подготавливает сценарий.

Открывает устный журнал ведущий, который сообщает количество страничек, их названия, а также представляет авторов данного номера журнала. Затем вечер продолжают авторы страничек. В заключение можно предложить просмотр какого-либо фильма.

Так как устный журнал проводится в течение нескольких вечеров, то ведущий в начале каждого вечера должен напомнить тему и обозначить взаимосвязь между выступлениями (если это тематический устный журнал), а также подвести итоги по выступлениям.

Тематический вечер – особая форма воспитательной работы, имеющая в качестве основного стержня тему, которая должна быть актуальной, конкретной, познавательной и интересной. При выборе темы необходимо учитывать политическую обстановку в стране, задачи, решаемые коллективом сотрудников ИУ, и запросы личного состава. Кроме того, тема вечера должна быть звучной, привлекающей внимание.

Цель проведения: познавательная; воспитательная.

Подготовка к вечеру начинается примерно за месяц. В первую очередь создается рабочая группа по подготовке и проведению вечера, подбираются выступающие, назначаются ответственные за музыкальное оформление и оформление сцены, также выбирается лицо, ответственное за наглядное оформление вечера (например, выставку книг). Все материалы подготавливаются так, чтобы это воспринималось зрительно, т.е. делаются различные плакаты, альбомы и. т.д. Рабочая группа должна продумать элементы, активизирующие внимание слушателей в процессе тематического вечера, это может быть, например, выступление художественной самодеятельности, сценка.

Важное значение имеет и подбор ведущего, который должен обладать хорошей дикцией, умением общаться с публикой, достаточной эрудицией. Причем ведущий должен раскрывать только то, что невозможно показать.

Для проведения вечера составляется сценарий, в котором отражаются композиционное построение, учитывается связь выступлений с главной идеей и указывается местоположение каждого из участников (если же участники постоянно передвигаются по сцене, т.е. после выступлений уходят за кулисы, то порядок выхода на сцену). Передвижение по сцене должно проходить незаметно для глаз присутствующих. Оно также может сопровождаться музыкальным оформлением, которое оговаривается в сценарии.

Обязательным компонентом подготовки тематического вечера является проведение репетиций, во время которой все действия (выходы на сцену, музыкальное сопровождение) должны быть доведены до автоматизма. Для наблюдения за проведением репетиций, для указания на ошибки выбирается режиссер. В ИУ это может быть начальник отряда либо руководитель секции досуга.

За 2-3 недели до проведения тематического вечера вывешивается красочное объявление и подготавливается помещение, где он будет проходить.

Начинает вечер ведущий, который приветствует всех присутствующих, сообщает тему тематического вечера. Затем все идет согласно сценарию.

Заканчивая вечер, ведущий, благодарит всех за участие и проявленное внимание, прощается с публикой.

Итак, формирование нравственного сознания осужденных очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений, осознания отрицательных моральных норм, закрепляющихся в нравственном сознании осужденного. Нравственное исправление имеет двуединую задачу: искоренение отрицательных нравственных чувств и формирование положительных. Самым идеальным результатом нравственного исправления можно считать такое, при котором происходит полное совпадение уровней развития нравственного сознания и нравственного поведения, когда исчезают отрицательные проявления в поведении осужденных, когда их поступки, линии поведения находятся в полном соответствии с их взглядами, сознанием, убеждениями. Но добиться этого единства в процессе исправления достаточно сложно, т.к. разрыв между сознанием и поведением осужденных весьма значителен. Чтобы уменьшить его, необходимо использовать различные формы нравственного исправления осужденных, а для их применения нужны знания исправительной педагогики и психологии. Представленные в лекции методические рекомендации помогут наиболее полно и точно проработать формы нравственного исправления осужденных и выявить недостатки, ошибки, которые возникают во время их применения.

 

Литература

1. Пищенко А.В. Основы теории и методики нравственного перевоспитания осужденных. – Домодедово, 1988.

2. Патралов Б. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных. – Ленинград, 1980.

3. Пищенко А.В. Социально-педагогические основы нравственного перевоспитания осужденных: Учеб. пособ. – М., 1992.

 

 

ЛЕКЦИЯ 13 ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

 

  Для того чтобы жить в праве, необходимо, прежде всего, чтобы право жило в нас. А.С. Алексеев
  Воспитание – это самое трудное из искусств. В.П. Вахтеров

 

Важной частью процесса социализации личности выступает правовая социализация, суть которой в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. Результат правовой социализации – правовая сформированность личности, связанная с наличием определенных правовых свойств:

­ правовой образованности (наличие определенных знаний, взглядов и убеждений, позволяющих понимать правовую сферу общества, роль права, правопорядка, оценивать их как благо, как необходимое условие нормальной жизни, развития общества и защиты граждан);

­ правовой воспитанности (наличие правомерных целей, намерений в жизни, уважение к закону и законности, привычка вести себя правомерно, постоянное стремление к выбору только правомерных способов и средств удовлетворения своих потребностей, устойчивость к криминогенным соблазнам и т.д.);

­ правовой обученности (знание минимума нормативных документов, а также возможностей, порядка и правил юридической защиты своих прав и интересов, знание пределов необходимой обороны и др.);

­ правовой развитости (развитие сознания, качеств, не допускающее виктимное (рискованное, провоцирующее) поведение, повышение уровня правовой сформированности и т.д.).

При достаточном уровне развития совокупность данных качеств образует правовую культуру личности.

Формирование правового государства предполагает высокий уровень правосознания всех его граждан. От этой работы не могут стоять в стороне и ИУ, так как в них содержатся члены общества, преступившие законы государства. Процесс исправления данных лиц немыслим без уяснения требований законов и уважительного отношения к ним, неуклонного их выполнения. В качестве самостоятельного направления работы ИУ выступает правовое воспитание осужденных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.145 (0.008 с.)