Методы формирования сознания и организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы формирования сознания и организации



Поведения осужденных

Метод убеждения. Следует различать «убеждение» как систему определенных взглядов, конкретную позицию человека и «метод убеждения» как способ доказательства истинности какого-либо положения или точки зрения. Поэтому высказать свою точку зрения – это еще не означает применить метод убеждения. Для его реализации необходимо знать позицию воспитуемого и в соответствии с этим определять выбор способа доказательства, его содержание и методику.

Метод убеждения пронизывает всю систему воспитательной работы. Он может реализоваться как самостоятельно в различных своих приемах и формах (беседах, лекциях, диспутах и т.д.), так и в качестве элемента других методов.

Kак самостоятельный метод убеждение применяется:

а) в виде слова, когда его приемами являются объяснение, изложение, разъяснение, поучение, наставление, внушение;

б) в виде примера, поступков, действий (как своих собственных, так и других лиц).

Убеждение, применяемое в педагогическом процессе ИУ, в содержании и направленности имеет определенную специфику. Это объясняется, прежде всего, тем, что оно применяется в условиях государственного принуждения и направлено на лиц, которых требуется не столько убеждать, сколько переубеждать. Поэтому по своей сути это метод переубеждения, призванный изменять уже сформировавшееся сознание и поведение личности.

Метод организации поведения. Формирование привычек нравственного поведения предполагает упражнение в них в реальной жизни и деятельности. А.С. Макаренко указывал на значимость воспитания правильного и разумного отношения к вопросам поведения. Он считал, что воспитание таких «правильных привычек», когда мы поступаем как должно вовсе не потому, что подумали, а потому, что иначе мы не можем, является очень трудным делом. Формирование сознания и деятельности личности в конкретных поступках, в системе ее поведения – важнейшая закономерность формирования личности в целом.

В реальном педагогическом процессе необходимо диалектическое сочетание метода убеждения и метода организации поведения осужденных.

 

Методы коррекции поведения

 

Методы и приемы, рассмотренные выше, в полном объеме способны решить основную задачу воспитания – формирование сознания, чувств, поведения осужденных. Однако даже в самом идеально организованном воспитательном процессе их применение должно быть дополнено методами, стимулирующими активность личности и тормозящими формирование отрицательных свойств и качеств, а также методами, корректирующими поведение воспитуемых.

Наказания и поощрения составляют основное содержание дисциплинарной практики, по которой можно судить в определенной мере о состоянии воспитательной работы в целом. Однако ограничиваться только этими показателями было бы неверно. Если в ИУ в какие-то временные отрезки увеличивается количество нарушений, то это может быть как следствием ослабления воспитательной работы в целом, так и следствием повышенных требований администрации, когда ни одно нарушение не остается без внимания и должного реагирования. Кроме того, если в своей работе воспитатели oгpaничиваются только методами наказания и поощрения, а оценка их деятельности зависит от конъюнктурных соображений, от формальной регистрации количества наложенных взысканий без конкретной оценки обстановки в подразделении, то это свидетельствует о низком уровне педагогической грамотности воспитателей, с одной стороны, и об уровне грамотности руководителей учреждений и вышестоящих органов – с другой.

Один из эффективных стимуляторов поведения осужденных – положительная оценка, одобрение их поступков и действий. Воспитатель должен стимулировать каждое стремление осужденного к исправлению, а не только окончательный положительный результат. Для этого имеются разнообразные средства – от похвалы и одобрения до условного или условно-досрочного освобождения, помилования, которые выступают своеобразными формами метода доверия.

Применение доверия в процессе воспитания осужденных – дело непростое. Оно теснейшим образом связано с общей задачей морального возрождения личности. От воспитателей же этот метод требует творческого поиска, неординарности применяемых решений, а подчас и педагогического риска. Осужденный, даже вставший на путь исправления, не в состоянии сразу покончить со всеми прежними пороками, отрицательными привычками. Работая с человеком, отыскивая в его душе, в сознании лучшее и вытесняя худшее, воспитатель содействует протеканию сложных и противоречивых процессов. Увидеть внутреннюю борьбу, разобраться в ней, помочь человеку сократить время блужданий, увидеть свои достоинства можно только через доверие к нему.

Действенность доверия в воспитательной работе с осужденными повышается, если строится на поступках воспитателя, которых осужденный от него порой и не ожидает. В этой ситуации удивление, вызываемое оказанным доверием, способствует расторможенности, снятию внутреннего сопротивления воспитательным воздействиям. Подобное доверие может сыграть роль «взрыва», который оказывает «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления» (А.С. Макаренко). «Взрыв» создает психическое состояние, благоприятное для пробуждения положительных качеств, вызывает у осужденного раскаяние, чувство стыда за свое прежнее поведение. Оправданное довериe дает осужденному эмоциональное удовлетворение, позволяет почувствовать значимость своей личности.

Раз оказанное доверие не должно сменяться недоверием, равнодушием, поскольку восстановить вновь утраченную веру в себя, в воспитателей, в других людей будет гораздо труднее. Поэтому, как правило, проявление доверия должно постепенно нарастать. Конечно, в отдельных случаях могут быть и исключения, оправданные педагогическим риском. Успех применения этого метода во многом определяется знанием индивидуальных особенностей личности осужденного, педагогическим мастерством и тактом воспитателя.

 

Метод взрыва

А.С. Макаренко применял в колониях и коммуне теоретически обоснованный метод исправления, названный им методом «взрыва», которому он придавал решающее значение в педагогическом процессе. Под взрывом в данном случае подразумевается «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления».

Для многих осужденных, которые совершили преступление впервые в результате неблагоприятно сложившихся обстоятельств, живо реагируют на отношение к ним коллектива, считаются с общественным мнением и глубоко переживают осуждение их судом, даже сам факт приговора к лишению свободы и нахождение в ИУ иногда может произвести психологическое воздействие, равнозначное «взрыву». Тем более не исключается большое воспитательное влияние проводимых в ИУ мероприятий, способных быстро вызвать глубокие изменения в психике осужденных (например, резкое осуждение поведения осужденного на общем собрании ИУ и др.).

В практике имеются случаи, когда оказанное осужденному доверие, умело данное поручение, организованная встреча с близкими, от которых он скрывал свое отрицательное поведение и т.п., являются толчком для начала исправления.

Метод «взрыва» в ИУ используется как вспомогательный, при этом удачный «взрыв» может использоваться в качестве толчка к началу или ускорению процесса исправления.


Метод перспективных линий

В практике работы ИУ по исправлению осужденных широкое применение находит метод перспективных линий, разработанный А.С. Макаренко.

Сущность рассматриваемого метода заключается в организации перспективы: личной, при помощи воздействия на материальные интересы личности, и коллективной, при помощи «повышения коллективного тона и организации сложнейшей системы коллективной перспективы» (А.С. Макаренко).

Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного, поэтому необходимо воспитать у него соответствующие перспективные пути. Организовать перспективу – это не только составить план поведения на конкретный интервал, но и определить тенденцию развития личности.

Динамически развивающиеся перспективы – ближняя, средняя, дальняя – существуют для личности одновременно и являются на ситуационно разных уровнях регуляторами ее поведения. При этом блиняя перспектива начинается с личной линии и рассматривается как поведенческая установка личности для ряда конкретных ситуаций (улучшение жилищно-бытовых условий для осужденных, организация их питания и др.). В создании ближайшей перспективы многое зависит от умения воспитателя организовать ее, вызвать у осужденных стремление к «завтрашней радости».

Правильное использование личной заинтересованности осужденных играет важнейшую роль в переходе к средней перспективе – ориентации личности как члена общества. Организация и осуществление этой перспективы приходится на основной этап исправления (различные мероприятия, проводимые ИУ, завершение учебы, получение свидетельства о приобретенной специальности и др.). Важнейшим событием, относящемся к средней перспективе и имеющем огромное воспитательное значение, является подготовка и представление осужденных к условно-досрочному освобождению.

Цель далекой перспективы состоит в том, чтобы довести личную перспективу и радость до общей. «Такая перспектива является очень важным этапом в деле воспитания, самой высокой ступенью в деле организации перспективных линий». В период отбывания наказания осужденные должны быть подготовлены к честной трудовой жизни после выхода на свободу.

Применяя данный метод, недостаточно поставить цель и увлечь ею. Следует формировать и поддерживать мотивы деятельности. Достижение осужденным конкретной цели приносит ему настоящее удовлетворение, рождает уверенность в возможности достигнуть еще больших успехов. Именно на этом механизме основывается переход от ближней перспективы к средней, а затем и к дальней. Это внутреннее удовлетворение должно быть поддержано воспитателями, коллективом осужденных как одобрение, оценка поведения, закрепление результатов.

Система перспективных линий, если она хорошо продумана и правильно осуществляется, способствует повышению энергии людей, поддержанию в коллективе мажорного настроения, укреплению веры в свои силы, улучшению отношения к порученному делу.

Таким образом, убеждая, приучая, стимулируя развитие личности, воспитатели и администрация учреждений выполняют свою основную задачу – организуют положительный опыт жизнедеятельности осужденных как основное условие их нравственного изменения, исправления.

 

 

Литература

1. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. – Рязань, 1993.

2. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.

3. Высотина Л.А. Педагогические основы процесса исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ. – М., 1977.

4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М., 1956.

 


 

 
 


ЛЕКЦИЯ 8 КОЛЛЕКТИВ ОСУЖДЕННЫХ И ПУТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

 

Власть коллектива над личностью должна основываться на очень тонких человеческих отношениях. Она вступает в силу лишь тогда, когда коллектив видит в человеке несравненно больше хорошего, чем плохого. В.А. Сухомлинский
Коллектив является воспитателем личности. А.С. Макаренко

 

Одной из доминирующих черт личности преступника является крайний индивидуализм, выражающийся в одностороннем и исключительном внимании к своей личности, в стремлении во всем отделить себя от общества, противопоставить свои интересы интересам общества. Исправить преступника – это значит, прежде всего, преодолеть у него индивидуализм и эгоизм, воспитать коллективизм. Этого нельзя добиться, не вооружив личность навыками и привычками коллективистского поведения через систему деятельности, организуемую именно в коллективе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.016 с.)