Профессиональная обусловленность педагогического общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная обусловленность педагогического общения



Насколько важны для профессиональной деятельности сотрудника ИУ его личностные качества? Почему так необходимо умение оценить свои значимые возможности и способности профессионально?

По классификации Е.А. Климова все профессии относятся к одному из пяти основных типов: «человек–природа», «человек–техника», «человек–художественный образ», «человек–знаковая система», «человек–человек».

Специфическими для профессии «человек–человек» исследователь называет все те личностные качества, которые обеспечивают взаимодействие между людьми, понимание людей и эффективное воздействие на них, позволяют установить контакты и организовать совместную деятельность.

А.К. Михальская руководствуется постулатом классической риторики, («Мы слушаем не речь, а человека, который говорит») и дает обобщенную характеристику личностных качеств говорящего:

1. Обаяние. «Обаяние в общении - это тогда, когда тебе говорят «да», когда ты еще ничего не просил» (Камю).

2. Искренность. Чтобы заставить своего адресата поверить во что-то, нужно самому в это верить – другого пути нет, поэтому искренность такое свойство, которое во многом определяет действенность речи, ее убеждающую силу. Неискренность говорящего проявляется не только в его поведении во время речи (интонация, взгляд, мимика и т.д.), ее легко обнаружить и по бездоказательным суждениям, недостаточным подтверждениям примерами и фактами, необоснованности выводов. В педагогическом общении отрицательный эффект «неискренности» скорее может быть следствием не степени убежденности говорящего, а результатом недостаточности предметных знаний или плохой подготовленности.

3. Заинтересованность. Увлеченность предметом речи, живая неподдельная заинтересованность в нем – одно из важнейших условий успеха. При потере заинтересованности теряет всякий смысл беседа и наступает скука. Старайтесь не говорить о том, что вас не интересует. Если все же приходится делать это, постарайтесь найти тот поворот темы, который наиболее значим для вас самих или для аудитории.

4. Артистизм.

5. Уверенность.

6. Дружелюбие.

7. Объективность.

Коммуникативное проявление личностных качеств сотрудника осложняется условиями межличностно-группового общения – педагогическое общение происходит «внутри определенной социальной общности» (А. Леонтьев). Он одновременно общается и с группой осужденных, и с каждым отдельным осужденным, стремясь сохранить общие ориентиры взаимодействия.

Итак, среди личных качеств сотрудника ИУ, обеспечивающих эффективность его эмоционально-волевого воздействия на процесс общения, выделяют

­ суггестивные качества, означающие способность к внушению, к эмоциональному воздействию на осужденного, умение обращаться не только к его разуму, но к чувству;

­ перцептивные качества – наблюдательность, умение «читать по лицам», определять психическое состояние воспитанника по внешним признакам и соответственно реагировать, корректируя свое поведение, меняя способы воздействия;

­ способность к эмоциональному переключению и к использованию всей палитры эмоциональных средств воздействия;

­ умение находить и нестандартно использовать речевые средства, адекватные для решения конкретной воспитательной задачи, для достижения конкретной коммуникативной цели.

Трудности педагогического общения возникают в случае:

- конфликтов между службами;

- низкой сплоченности коллектива сотрудников;

- отсутствия взаимопомощи и подстраховки в коллективе сотрудников;

- неудовлетворенности стилем руководства и др.

 

Литература

1. Смелкова З.С. Педагогическое общение. – М.: «Наука», 1999.

2. Каган М.С. Мир общения. – М., 1988.

3. Формановская Н.И. Речевая этика и культура общения. – М., 1988.

 
 


ЛЕКЦИЯ 5 УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ, РОДСТВЕННИКОВ И ИНЫХ СУБЪЕКТОВ В ИСПРАВЛЕНИИ ОСУЖДЕННЫХ

 

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А.С. Макаренко Иногда снисходительность действует сильнее строгости. Д. Вашингтон

Привлечение общественности к участию в воспитательной работе с осужденными имеет исторические корни: еще в 1819 году по инициативе Александра Первого был создан институт попечительства о тюрьмах, просуществовавший до 1919 года.

В начале 90-х годов XX в. при учреждениях стали возникать общественные формирования, развивающиеся главным образом в двух направлениях: работа с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, и работа по бытовому и трудовому устройству освобождающихся из мест лишения свободы.

В 1995 году создан фонд «Возрождение», основное направление деятельности которого – работа по социальной реабилитации осужденных и профилактика рецидивной преступности. В его задачи входит не только благотворительная деятельность, но и обеспечение широчайшего круга образовательных, культурно-просветительных, духовных, реабилитационных и иных мероприятий.

Основные программы фонда:

­ образовательно-учебное методическое обеспечение учебного процесса;

­ проведение культово-религиозных мероприятий;

­ культурно-концертная, лекционная деятельность, художественная самодеятельность, встречи с интересными людьми и кинолектории;

­ использование средств массовой коммуникации – информационное обеспечение;

­ связь с управлением занятости населения, работа с родителями и семьями осужденных, сиротами, коррекция девиантного поведения.

Одним из важных результатов реформирования УИС стала открытость ИУ. Действующее законодательство предоставляет общественности право и возможность участвовать в воспитательном процессе, оказывать помощь освобождающимся осужденным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.248 (0.007 с.)