Методика и формы индивидуальной работы с осужденными 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика и формы индивидуальной работы с осужденными



В ИУ сложилась стройная система организации и проведении индивидуальной работы с осужденными. Важным элементом этой системы является составление программы индивидуального воздействия на конкретную личность.

В целом программа индивидуальной работы должна основываться на комплексном подходе. В ней конкретно указываются формы и средства индивидуального воздействия. Причем воспитательное воздействие на конкретного осужденного может осуществляться в различных формах:

- индивидуальные беседы;

- личные поручения воспитателя;

- индивидуальное шефство;

- контроль за поведением осужденного;

- отчеты осужденных на различных уровнях;

- выражение доверия (недоверия);

- выражение одобрения (неодобрения);

- обсуждение проступка;

- поощрение и наказание;

- аттестование.

Индивидуальная беседа является наиболее доступным и распространенным способом индивидуальной работы. В ее ходе реализуются две основные задачи: изучение личности осужденного и осуществление непосредственного воспитательного воздействия. Однако следует помнить, при проведении беседы с осужденным необходимо соблюдение определенных требований:

1. Беседа должна быть целенаправленной и предметной.

2. Между воспитателем и осужденным должен быть установлен психологический контакт, т.е. взаимопонимание и доверие.

3. В беседе необходимо четко и ясно излагать свои мысли.

4. Недопустимо употребление жаргонных слов.

5. Необходимо выработать нужную форму (определенный тон) беседы, учитывая при этом ее цель (тему) и особенности личности осужденного.

6. В ходе беседы обязательно соблюдение педагогического такта.

В зависимости от целей беседы бывают плановые, внеплановые, ознакомительные, диагностические и т.д.

Этапы беседы:

1. Подготовительный. 2. Сама беседа. 3. Заключительный.

Личные поручения воспитателей – даются с учетом индивидуальных особенностей личности и обычно выражают доверие к осужденному, признание его сил и способностей. Чем разнообразнее личные поручения, чем больше учитываются возможности осужденных, тем эффективнее воспитательное воздействие. Поручения помогают человеку поверить в себя, укрепляют его волю, воспитывают чувство ответственности за порученное дело как перед воспитателем, так и перед коллективом осужденных. Важно выражать доверие осужденным в виде поручений со стороны администрации колонии и самодеятельных организаций с последующей их проверкой и усложнением по мере необходимости.

Контроль за поведением осужденного предполагает наблюдение за изменениями в отношении к труду, учебе, другим сферам жизнедеятельности, совершенному преступлению и противоправному поведению, желанию исправиться, жизненным планам и т.д. и реагирование на положительное и отрицательное.

Контроль за проведением осужденного реализуется путем непосредственного наблюдения, когда между объектом и субъектом педагогического процесса устанавливается прямые связи, отношения; опосредованного наблюдения, которое осуществляется по просьбе начальника отряда другими сотрудниками или осужденными.

Система индивидуального шефства (Белорусский опыт работы) предусматривает закрепление за отдельными осужденными шефов из числа членов совета воспитателей для проведения более интенсивной и глубокой воспитательной работы. Система шефства необходима в индивидуальной работе с трудновоспитуемыми осужденными и осужденными, состоящими на профучете. За вновь прибывшими осужденными закрепляются шефы из числа положительно характеризующихся осужденных.

Отчеты осужденных перед коллективом. Вновь прибывшие осужденные через 6 месяцев после прибытия в ИК, отчитываются на звеньевом собрании о своем поведении за адаптационный период. Кроме того, свою оценку дает шеф осужденного, назначенный из числа положительно характеризующихся осужденных. Если осужденный за 6 месяцев не допустил нарушений установленного порядка отбывания наказания, то коллектив звена решает вопрос о снятии с него шефства. Члены самодеятельных организаций отчитываются о выполнении общественных поручений на заседаниях СКО, собрании отряда, собрании актива, звена, на заседании самодеятельных организаций.

Обсуждение поведения осужденных на собраниях, заседаниях секций проходит в случае нарушения режима содержания. Результаты отражаются в тетрадях индивидуальной работы.

Поощрения и взыскания применяются с соблюдением педагогических требований, предъявляемых к дисциплинарной практике.

Разумеется, приведенные выше формы и приемы индивидуального воспитания не исчерпывают всего их многообразия.

В целях конкретизации индивидуальной воспитательной работы с осужденными ее можно разделить условно на три этапа:

 

Этап Характеристика этапа Задача воспитателя
1. Начальный (подготовительный) этап Осуществляется с момента осуждения лица, совершившего преступлениею. При этом изучается личность, выясняются положительные и отрицательные черты характера и причины отрицательного поведения Воспитателю необходимо установить тесный контакт с осужденным, расположить к себе и подготовить к переходу на следующий этап  
2. Средний (переломный) этап Наиболее трудный в воспитательной работе. Он характеризуется душевной борьбой осужденного, т.к., с одной стороны, над ним тяготеет привычный образ жизни, а с другой – возникает необходимость подчиняться правилам режима Воспитателю необходимо создать условия и обстановку для проявления способностей, положительных интересов и склонностей осужденного и активизировать лучшие задатки и черты характера
3. Заключительный (закрепительный) этап Включает в себя мероприятия по укреплению воли осужденного, с тем чтобы он мог сознательно выполнять предъявляемые требования От воспитателя требуется четкая организация новых условий жизни, с соблюдением принципа «как можно больше требовательности к человеку, как можно больше уважения к нему»

 

На последнем этапе проявляется результат многогранной воспитательной работы, которая считается доведенной до конца, если вызывает в осужденном внутренние силы, потребность самовоспитания, то есть положительно реализуется в самой личности.

Литература

1. Методика организации индивидуальной работы с осужденными. – Рязань, 1978.

2. Малышев Д.В., Сачков А.М. Индивидуальная воспитательная работа с осужденными. – Киев: ГУИТУ МВД УССР, 1976.

 


 

ЛЕКЦИЯ 11 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

 

К самовоспитанию человека побуждает «прелесть работы над самосовершенствованием». П. Дюбуа

 

Исправительные учреждения призваны не только исполнить уголовное наказание, назначенное судом, но и в период отбывания воздействовать на осужденного с целью выработки правопослушного поведения.

Осужденные поступают в ИУ со сформированным негативным отношением к окружающей действительности и основным социальным ценностям поэтому перед сотрудниками стоит задача разрушения подобного отношения и формирования социально одобряемого поведения, т.е. задача исправления осужденных.

Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития (Ст. 9 ч. 1 УИК РФ).

На сегодня в практике используются различные методы определения степени исправления осужденных:

1. Комплексная оценка результатов исправления с помощью планиметрического метода (А.Н. Герасименюк).

2. Программы экспертной оценки степени исправления осужденного (В.В. Лебедев, Е.Г. Самовичев).

3. Определение степени исправления осужденного через его самооценку и отношение к самовоспитанию (А.И. Изотов, А.И. Мокрецов).

4. Показатели оценки степени исправления и перевоспитания осужденных (А.И. Васильев, А.Ф. Сизом).

Все они в той или иной мере применяются в работе ИУ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 2725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.008 с.)